Материалы комплексного экологического обследования
Подборка наиболее важных документов по запросу Материалы комплексного экологического обследования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 31.10.2024 N 66а-1509/2024 (УИД 26OS0000-04-2022-000373-47)
Об оставлении без изменения решения Ставропольского краевого суда от 21.02.2023 об отказе в признании недействующим постановления правительства Ставропольского края от 24.10.2022 N 625-п "Об утверждении Положения о памятнике природы краевого значения "Гора Машук" и внесении изменения в подпункт 2.2 решения исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 04.01.1978 N 9 "О взятии под особую охрану памятников природы".Отклоняя доводы административных истцов о необходимости проведения государственной экологической экспертизы в отношении Постановления от 24 октября 2022 года N 625-п, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемое Постановление не носит нормативно-технический и инструктивно-методический характер; материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения, не содержит; изменений в ранее утвержденную границу памятника природы не вносит. Суд учел, что статус памятника природы краевого значения присвоен памятнику природы краевого значения "Гора М." постановлением бюро Ставропольского краевого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от 15 сентября 1961 года N 676 "О мерах по охране природы в крае", граница памятника природы краевого значения "Гора М." определена в системе координат МСК-26 от СК-95 и утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 26 апреля 2016 года N 169-п "Об утверждении границы памятника природы краевого значения "Гора М.".
Об оставлении без изменения решения Ставропольского краевого суда от 21.02.2023 об отказе в признании недействующим постановления правительства Ставропольского края от 24.10.2022 N 625-п "Об утверждении Положения о памятнике природы краевого значения "Гора Машук" и внесении изменения в подпункт 2.2 решения исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 04.01.1978 N 9 "О взятии под особую охрану памятников природы".Отклоняя доводы административных истцов о необходимости проведения государственной экологической экспертизы в отношении Постановления от 24 октября 2022 года N 625-п, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемое Постановление не носит нормативно-технический и инструктивно-методический характер; материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения, не содержит; изменений в ранее утвержденную границу памятника природы не вносит. Суд учел, что статус памятника природы краевого значения присвоен памятнику природы краевого значения "Гора М." постановлением бюро Ставропольского краевого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от 15 сентября 1961 года N 676 "О мерах по охране природы в крае", граница памятника природы краевого значения "Гора М." определена в системе координат МСК-26 от СК-95 и утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 26 апреля 2016 года N 169-п "Об утверждении границы памятника природы краевого значения "Гора М.".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим особо охраняемых природных территорий: современные тенденции к снижению правовых гарантий
(Суюнчев М.У.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Проблема отсутствия законодательного регулирования вопросов ликвидации, изменения границ ООПТ, которая не раз отмечалась в юридической литературе <3>, отчасти нивелировалась наличием такого объекта государственной экологической экспертизы, как материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового режима ООПТ.
(Суюнчев М.У.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Проблема отсутствия законодательного регулирования вопросов ликвидации, изменения границ ООПТ, которая не раз отмечалась в юридической литературе <3>, отчасти нивелировалась наличием такого объекта государственной экологической экспертизы, как материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового режима ООПТ.
Статья: Изменение границ, преобразование и ликвидация особо охраняемых природных территорий: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Наоборот, соблюдение предусмотренных региональными законами требований влечет признание решения правомочным. Например, в одном из дел было признано обоснованным решение правительства Ростовской области в части преобразования ООПТ областного значения - изменения категории 70 памятников природы на 41 охраняемый ландшафт и 20 охраняемых природных объектов с изменением их границ. Процедура изменения категории ООПТ соблюдена, а правительство Ростовской области вправе было изменить категорию ООПТ, при этом измененный статус объектов позволяет сохранить их охрану. Реорганизация ООПТ не является произвольной, а варианты реорганизации научно обосновывались в материалах комплексного экологического обследования. С другой стороны, этим же судебным решением признано недействительным упразднение (снятие с государственной охраны) 8 памятников природы Ростовской области. Суд указал, что соблюдение в целом при подготовке оспариваемого акта процедуры изменения категории ООПТ не исключает факта отсутствия надлежащего обоснования данных об утрате объектов и невозможности их восстановления. При этом суд руководствовался показаниями свидетелей - представителей научного сообщества <26>.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Наоборот, соблюдение предусмотренных региональными законами требований влечет признание решения правомочным. Например, в одном из дел было признано обоснованным решение правительства Ростовской области в части преобразования ООПТ областного значения - изменения категории 70 памятников природы на 41 охраняемый ландшафт и 20 охраняемых природных объектов с изменением их границ. Процедура изменения категории ООПТ соблюдена, а правительство Ростовской области вправе было изменить категорию ООПТ, при этом измененный статус объектов позволяет сохранить их охрану. Реорганизация ООПТ не является произвольной, а варианты реорганизации научно обосновывались в материалах комплексного экологического обследования. С другой стороны, этим же судебным решением признано недействительным упразднение (снятие с государственной охраны) 8 памятников природы Ростовской области. Суд указал, что соблюдение в целом при подготовке оспариваемого акта процедуры изменения категории ООПТ не исключает факта отсутствия надлежащего обоснования данных об утрате объектов и невозможности их восстановления. При этом суд руководствовался показаниями свидетелей - представителей научного сообщества <26>.
Нормативные акты
Приказ Росприроднадзора от 31.07.2020 N 923
"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2020 N 59990)2.1. В отношении объектов, указанных в подпунктах 1 - 3, 6 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556; 2020, N 29, ст. 4504) (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) - лица, наделенные правами и обязанностями по разработке проектов нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, проектов федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов, проектов соглашений о разделе продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2020 N 59990)2.1. В отношении объектов, указанных в подпунктах 1 - 3, 6 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556; 2020, N 29, ст. 4504) (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) - лица, наделенные правами и обязанностями по разработке проектов нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, проектов федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов, проектов соглашений о разделе продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
"Инструкция о порядке проведения экологической экспертизы воздухоохранных мероприятий и оценки воздействия загрязнения атмосферного воздуха по проектным решениям ПНД 1-94 Минприроды РФ"
(введен в действие письмом ДГЭК Минприроды РФ N 11-02/02-594 от 25.12.1995)- материалы комплексного экологического обследования участков территорий для последующего придания им правового статуса особо охраняемого природного объекта, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, иной охраняемой природной зоны, а также программы реабилитации этих территорий;
(введен в действие письмом ДГЭК Минприроды РФ N 11-02/02-594 от 25.12.1995)- материалы комплексного экологического обследования участков территорий для последующего придания им правового статуса особо охраняемого природного объекта, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, иной охраняемой природной зоны, а также программы реабилитации этих территорий;
Статья: Ликвидация особо охраняемых природных территорий
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 6)Закон Самарской области "Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области" <16> для принятия решения об упразднении ООПТ регионального значения требует лишь приложения к заявлению материалов комплексного экологического обследования участков территории (п. 3 ст. 14). Аналогичные требования установлены Законом Тамбовской области "Об особо охраняемых природных территориях Тамбовской области" <17>. Однако требования к порядку подготовки и содержанию материалов комплексного экологического обследования законами названных субъектов Российской Федерации не определены. Участие граждан в принятии решений о ликвидации (упразднении) ООПТ ни в Самарской, ни в Тамбовской области не предусмотрено.
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 6)Закон Самарской области "Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области" <16> для принятия решения об упразднении ООПТ регионального значения требует лишь приложения к заявлению материалов комплексного экологического обследования участков территории (п. 3 ст. 14). Аналогичные требования установлены Законом Тамбовской области "Об особо охраняемых природных территориях Тамбовской области" <17>. Однако требования к порядку подготовки и содержанию материалов комплексного экологического обследования законами названных субъектов Российской Федерации не определены. Участие граждан в принятии решений о ликвидации (упразднении) ООПТ ни в Самарской, ни в Тамбовской области не предусмотрено.