Материальная помощь в связи с коронавирусом
Подборка наиболее важных документов по запросу Материальная помощь в связи с коронавирусом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Последние изменения: Применение мер принудительного исполнения в рамках исполнительного производства
(КонсультантПлюс, 2025)Правило касается субсидий, выделяемых для частичной компенсации затрат СМСП, связанных с их деятельностью в условиях распространения коронавируса (в том числе затрат на сохранение занятости и оплаты труда работников в апреле и мае 2020 г.). Эти субсидии можно отнести к средствам единовременной матпомощи, выплачиваемой за счет федерального бюджета в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами. На них нельзя обратить взыскание в соответствии с пп. "а" п. 14 ч. 1 ст. 101 Закона об исполнительном производстве.
(КонсультантПлюс, 2025)Правило касается субсидий, выделяемых для частичной компенсации затрат СМСП, связанных с их деятельностью в условиях распространения коронавируса (в том числе затрат на сохранение занятости и оплаты труда работников в апреле и мае 2020 г.). Эти субсидии можно отнести к средствам единовременной матпомощи, выплачиваемой за счет федерального бюджета в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами. На них нельзя обратить взыскание в соответствии с пп. "а" п. 14 ч. 1 ст. 101 Закона об исполнительном производстве.
Последние изменения: Участие в исполнительном производстве
(КонсультантПлюс, 2025)Речь идет о субсидиях, которые предоставляют для частичной компенсации затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с осуществлением их деятельности в условиях ухудшения ситуации из-за распространения новой коронавирусной инфекции (в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г.). Эти субсидии можно отнести к категории средств единовременной матпомощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, взыскание на которые не может быть обращено в соответствии с пп. "а" п. 14 ч. 1 ст. 101 Закона об исполнительном производстве.
(КонсультантПлюс, 2025)Речь идет о субсидиях, которые предоставляют для частичной компенсации затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с осуществлением их деятельности в условиях ухудшения ситуации из-за распространения новой коронавирусной инфекции (в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г.). Эти субсидии можно отнести к категории средств единовременной матпомощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, взыскание на которые не может быть обращено в соответствии с пп. "а" п. 14 ч. 1 ст. 101 Закона об исполнительном производстве.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие российского законодательства о социальном обеспечении в условиях распространения коронавирусной инфекции
(Гусева Т.С., Семянникова Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)<12> Постановление от 14 апреля 2020 г. N 8 "Об утверждении порядка предоставления единовременной материальной помощи многодетным семьям Ростовской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (по сост. на 16.04.2020).
(Гусева Т.С., Семянникова Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)<12> Постановление от 14 апреля 2020 г. N 8 "Об утверждении порядка предоставления единовременной материальной помощи многодетным семьям Ростовской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (по сост. на 16.04.2020).
Статья: Регламентарная власть в V республике во Франции
(Калиш Д.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)Автономные регламентарные акты принимаются на основании ст. 37 Конституции по вопросам, не входящим в соответствии со ст. 34 Конституции в сферу регулирования закона. Примером автономного регламентарного акта является Декрет от 8 июня 2006 г. N 2006-672 о создании, составе и функционировании консультативных административных комиссий <29>, который, в свою очередь, является основой для принятия иных нормативных декретов. В частности, на его основе был принят Декрет от 25 марта 2007 г. N 2007-425 о создании наблюдательного комитета по светскости <30>, функцией которого является оказание помощи правительству в осуществлении надзора за соблюдением принципа светскости публичными службами. Постановления могут относиться к сфере автономной регламентарной власти в том случае, если они принимаются во исполнение автономных декретов. Например, на основании доклада министра культуры премьер-министром был принят автономный Декрет от 10 сентября 2021 г. N 2021-1175 об установлении единовременной материальной помощи внештатным журналистам, пострадавшим от снижения объема работы в результате кризиса, вызванного коронавирусной инфекцией (COVID-19) <31>. Во исполнение данного Декрета, а именно его ст. 7, министром культуры было принято Постановление от 23 сентября 2021 г. <32> Но поскольку постановления находятся в иерархической подчиненности декретам, первичное регламентарное регулирование ими не осуществляется. Ордонансы, будучи актами делегированного законодательства, автономный характер иметь не могут.
(Калиш Д.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)Автономные регламентарные акты принимаются на основании ст. 37 Конституции по вопросам, не входящим в соответствии со ст. 34 Конституции в сферу регулирования закона. Примером автономного регламентарного акта является Декрет от 8 июня 2006 г. N 2006-672 о создании, составе и функционировании консультативных административных комиссий <29>, который, в свою очередь, является основой для принятия иных нормативных декретов. В частности, на его основе был принят Декрет от 25 марта 2007 г. N 2007-425 о создании наблюдательного комитета по светскости <30>, функцией которого является оказание помощи правительству в осуществлении надзора за соблюдением принципа светскости публичными службами. Постановления могут относиться к сфере автономной регламентарной власти в том случае, если они принимаются во исполнение автономных декретов. Например, на основании доклада министра культуры премьер-министром был принят автономный Декрет от 10 сентября 2021 г. N 2021-1175 об установлении единовременной материальной помощи внештатным журналистам, пострадавшим от снижения объема работы в результате кризиса, вызванного коронавирусной инфекцией (COVID-19) <31>. Во исполнение данного Декрета, а именно его ст. 7, министром культуры было принято Постановление от 23 сентября 2021 г. <32> Но поскольку постановления находятся в иерархической подчиненности декретам, первичное регламентарное регулирование ими не осуществляется. Ордонансы, будучи актами делегированного законодательства, автономный характер иметь не могут.
Нормативные акты
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)Материальная помощь отдельным категориям граждан
(КонсультантПлюс, 2025)Материальная помощь отдельным категориям граждан
Приказ Минобрнауки России от 09.04.2020 N 566
"Об организации поддержки студентов, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, и получающих государственную социальную стипендию, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации"1.2. В случае если срок выплаты ранее назначенной студентам государственной социальной стипендии истекает в период с 15 марта до 15 мая 2020 года и подтверждение ими своего соответствия одной из категорий граждан, указанных в части 5 статьи 36 Закона об образовании, в электронном виде не представляется возможным обеспечить с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся (при наличии) выплату указанным студентам ежемесячной материальной поддержки до конца месяца, следующего за месяцем окончания срока реализации в границах соответствующего субъекта Российской Федерации комплекса ограничительных и иных мероприятий, определенных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", на основании их заявлений.
"Об организации поддержки студентов, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, и получающих государственную социальную стипендию, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации"1.2. В случае если срок выплаты ранее назначенной студентам государственной социальной стипендии истекает в период с 15 марта до 15 мая 2020 года и подтверждение ими своего соответствия одной из категорий граждан, указанных в части 5 статьи 36 Закона об образовании, в электронном виде не представляется возможным обеспечить с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся (при наличии) выплату указанным студентам ежемесячной материальной поддержки до конца месяца, следующего за месяцем окончания срока реализации в границах соответствующего субъекта Российской Федерации комплекса ограничительных и иных мероприятий, определенных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", на основании их заявлений.
Статья: Средства ОМС восстановлены, но штрафа не избежать
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 6)- в выплате учреждением за счет средств ОМС отпускных с начислениями в части выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медработникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена коронавирусная инфекция, тогда как такие расходы нужно осуществлять за счет другого источника - средства областного бюджета;
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 6)- в выплате учреждением за счет средств ОМС отпускных с начислениями в части выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медработникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена коронавирусная инфекция, тогда как такие расходы нужно осуществлять за счет другого источника - средства областного бюджета;
Статья: Современное состояние и перспективы развития оказания государственных услуг в Российской Федерации
(Кириловский О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Особую группу в сфере предоставления государственных услуг в период распространения новой коронавирусной инфекции составили технологические проблемы, а если быть точнее - то проблема увеличения числа технологических сбоев в работе МФЦ и портала "Госуслуг" вследствие более активного обращения граждан за получением госуслуг дистанционно. Например, в мае 2020 г. на нем произошел сбой после выступления Президента России В.В. Путина, во время которого он объявил о дополнительной поддержке семей с детьми из-за пандемии коронавируса. Сбой произошел из-за возросшей нагрузки, портал не выдержал числа обращений россиян за материальной помощью <17>.
(Кириловский О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Особую группу в сфере предоставления государственных услуг в период распространения новой коронавирусной инфекции составили технологические проблемы, а если быть точнее - то проблема увеличения числа технологических сбоев в работе МФЦ и портала "Госуслуг" вследствие более активного обращения граждан за получением госуслуг дистанционно. Например, в мае 2020 г. на нем произошел сбой после выступления Президента России В.В. Путина, во время которого он объявил о дополнительной поддержке семей с детьми из-за пандемии коронавируса. Сбой произошел из-за возросшей нагрузки, портал не выдержал числа обращений россиян за материальной помощью <17>.
Статья: Отпуск: что учитывать бухгалтеру
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 10)Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие) (п. 3 Положения N 922).
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 10)Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие) (п. 3 Положения N 922).
Статья: Государство и трудовое право в условиях пандемии COVID-19
(Степанов С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 3)Во-первых, стимулирующие выплаты являются составной частью заработной платы - вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (ч. 1 ст. 129 ТК РФ). Следовательно, выплата премии должна обусловливаться определенным поведением работника по выполнению им трудовой функции. Является ли вакцинация против коронавируса компонентом выполнения им трудовой функции? Однозначно не является. Потому таким выплатам гораздо справедливее придать правовую форму материальной помощи <16> - выплату, причитающуюся работнику в связи с наступлением определенных жизненных ситуаций и не обусловленную его отношением к труду.
(Степанов С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 3)Во-первых, стимулирующие выплаты являются составной частью заработной платы - вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (ч. 1 ст. 129 ТК РФ). Следовательно, выплата премии должна обусловливаться определенным поведением работника по выполнению им трудовой функции. Является ли вакцинация против коронавируса компонентом выполнения им трудовой функции? Однозначно не является. Потому таким выплатам гораздо справедливее придать правовую форму материальной помощи <16> - выплату, причитающуюся работнику в связи с наступлением определенных жизненных ситуаций и не обусловленную его отношением к труду.
Статья: Добровольческое движение во время пандемии и студенческое волонтерство
(Дылыкова Ц.Д., Мерзлякова И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 1)Во время пандемии COVID-19 волонтеры при поддержке власти начали работать и в других направлениях. Государством были организованы проекты по добровольчеству на федеральном и региональном уровнях. Во всех регионах России был создан специальный сайт #МЫВМЕСТЕ. Это акция взаимопомощи, которая направлена на поддержку пожилых, маломобильных граждан и медицинских сотрудников во время пандемии COVID-19. На данном сайте можно как получить помощь, так и предложить ее. Также там указываются различные способы помощи людям, начиная с пожертвований и донорства и заканчивая оплатой поездки медработников.
(Дылыкова Ц.Д., Мерзлякова И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 1)Во время пандемии COVID-19 волонтеры при поддержке власти начали работать и в других направлениях. Государством были организованы проекты по добровольчеству на федеральном и региональном уровнях. Во всех регионах России был создан специальный сайт #МЫВМЕСТЕ. Это акция взаимопомощи, которая направлена на поддержку пожилых, маломобильных граждан и медицинских сотрудников во время пандемии COVID-19. На данном сайте можно как получить помощь, так и предложить ее. Также там указываются различные способы помощи людям, начиная с пожертвований и донорства и заканчивая оплатой поездки медработников.
Статья: Правовые позиции судов по экономическим спорам в примерах из судебной практики
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)В судебной практике отмечается, что выплаты, осуществляемые медицинским работникам в условиях коронавирусной инфекции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762, а также денежные средства, поступающие от медицинского учреждения медицинскому работнику в качестве материальной помощи, не подлежат включению в конкурсную массу при банкротстве работника. На данные выплаты не может быть обращено взыскание на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 по делу N А12-25108/2020).
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)В судебной практике отмечается, что выплаты, осуществляемые медицинским работникам в условиях коронавирусной инфекции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762, а также денежные средства, поступающие от медицинского учреждения медицинскому работнику в качестве материальной помощи, не подлежат включению в конкурсную массу при банкротстве работника. На данные выплаты не может быть обращено взыскание на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 по делу N А12-25108/2020).
Статья: Преодоление последствий пандемии коронавируса в туриндустрии: немецкий опыт
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Понятно, что без государственной поддержки туристическая отрасль самостоятельно не справится с внезапной экстремальной ситуацией (фактически каждое второе предприятие находится на грани банкротства). Потребность в получении помощи остается. Так, со стороны бизнеса предлагается увеличить срок оказания единовременной материальной помощи с трех до семи месяцев. Кстати сказать, и этой помощи недостаточно для покрытия большей части потерь от пандемии. Было бы правильнее при оказании финансовой помощи ориентироваться не на размер предприятия, а на величину ущерба, который был нанесен предприятию с началом пандемии. В свою очередь снижение ставки налога на добавленную стоимость даст эффект только в том случае, если туриндустрия заработает в полную силу. Поэтому необходимы дальнейшие шаги по своевременному снятию санитарных ограничений, конечно, при условии стабилизации эпидемиологической ситуации.
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Понятно, что без государственной поддержки туристическая отрасль самостоятельно не справится с внезапной экстремальной ситуацией (фактически каждое второе предприятие находится на грани банкротства). Потребность в получении помощи остается. Так, со стороны бизнеса предлагается увеличить срок оказания единовременной материальной помощи с трех до семи месяцев. Кстати сказать, и этой помощи недостаточно для покрытия большей части потерь от пандемии. Было бы правильнее при оказании финансовой помощи ориентироваться не на размер предприятия, а на величину ущерба, который был нанесен предприятию с началом пандемии. В свою очередь снижение ставки налога на добавленную стоимость даст эффект только в том случае, если туриндустрия заработает в полную силу. Поэтому необходимы дальнейшие шаги по своевременному снятию санитарных ограничений, конечно, при условии стабилизации эпидемиологической ситуации.
Статья: Меры социальной поддержки российских туристов в период пандемии COVID-19 в контексте конституционного принципа равенства
(Терди Е.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Около 10 млн заболевших и почти 500 тыс. летальных исходов по всему миру - вот приблизительная, ежедневно меняющаяся статистика по новой коронавирусной инфекции, оказывающей при этом огромное, пока еще не до конца оцененное, негативное влияние на макро- и микроэкономические процессы <1>. В целях смягчения последствий вызванных COVID-19 кризисных явлений в экономике страны Правительством РФ была разработана система мер по поддержке бизнеса и населения <2>. К последним относится в том числе материальная помощь, оказываемая российским туристам, которые в связи с установленными многими странами ограничениями на въезд и выезд не получили возможности вернуться в Российскую Федерацию. Размер и общий порядок ее оказания определяются Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 433 (далее - Постановление), которым было утверждено Положение об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - Положение). На первый взгляд предусмотренные меры заслуживают лишь одобрения: каждому гражданину Российской Федерации (РФ), имеющему проездные документы на возвращение в РФ с 16 марта 2020 г. по 31 мая 2020 г., гарантируется выплата в размере 2 400 руб. (на взрослого) и 1 600 руб. (на ребенка) в день <3>. Тем не менее существенной критики заслуживает порядок оказания этой помощи, влекущий, как представляется, нарушение конституционного принципа равенства граждан.
(Терди Е.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Около 10 млн заболевших и почти 500 тыс. летальных исходов по всему миру - вот приблизительная, ежедневно меняющаяся статистика по новой коронавирусной инфекции, оказывающей при этом огромное, пока еще не до конца оцененное, негативное влияние на макро- и микроэкономические процессы <1>. В целях смягчения последствий вызванных COVID-19 кризисных явлений в экономике страны Правительством РФ была разработана система мер по поддержке бизнеса и населения <2>. К последним относится в том числе материальная помощь, оказываемая российским туристам, которые в связи с установленными многими странами ограничениями на въезд и выезд не получили возможности вернуться в Российскую Федерацию. Размер и общий порядок ее оказания определяются Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 433 (далее - Постановление), которым было утверждено Положение об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - Положение). На первый взгляд предусмотренные меры заслуживают лишь одобрения: каждому гражданину Российской Федерации (РФ), имеющему проездные документы на возвращение в РФ с 16 марта 2020 г. по 31 мая 2020 г., гарантируется выплата в размере 2 400 руб. (на взрослого) и 1 600 руб. (на ребенка) в день <3>. Тем не менее существенной критики заслуживает порядок оказания этой помощи, влекущий, как представляется, нарушение конституционного принципа равенства граждан.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В условиях пандемии COVID-19, послужившей толчком к развитию электронной формы взаимодействия между безработными гражданами и ОСЗН, было принято решение об упрощении механизма начисления и выплаты пособия по безработице, что в последующем нашло отражение в Законе о занятости <1>. В настоящее время Законом о занятости для безработных граждан предусмотрено осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице, пенсии, назначенной по предложению ОСЗН на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно. Вместо стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению ОСЗН за безработными гражданами сохраняется право на получение пособия по безработице в период обучения (п. 1 ст. 23). Помимо этого, граждане могут получать материальную поддержку в период участия в оплачиваемых временных, общественных работах (п. 5 ст. 24), а также получать выплаты, связанные с переездом или переселением в другую местность для трудоустройства (ст. 22.1).
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В условиях пандемии COVID-19, послужившей толчком к развитию электронной формы взаимодействия между безработными гражданами и ОСЗН, было принято решение об упрощении механизма начисления и выплаты пособия по безработице, что в последующем нашло отражение в Законе о занятости <1>. В настоящее время Законом о занятости для безработных граждан предусмотрено осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице, пенсии, назначенной по предложению ОСЗН на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно. Вместо стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению ОСЗН за безработными гражданами сохраняется право на получение пособия по безработице в период обучения (п. 1 ст. 23). Помимо этого, граждане могут получать материальную поддержку в период участия в оплачиваемых временных, общественных работах (п. 5 ст. 24), а также получать выплаты, связанные с переездом или переселением в другую местность для трудоустройства (ст. 22.1).
Статья: Взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций. Пути его дальнейшего совершенствования
(Изотова Е.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Государство оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в части предоставления им земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства и последующего использования культовых зданий, а также реставрации, содержания и охраны зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры.
(Изотова Е.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Государство оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в части предоставления им земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства и последующего использования культовых зданий, а также реставрации, содержания и охраны зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры.