Мать одиночка определение
Подборка наиболее важных документов по запросу Мать одиночка определение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особые права работниц, являющихся матерями-одиночками
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 9)Самого понятия "мать-одиночка" в трудовом законодательстве мы не встретим. В Трудовом кодексе РФ используется аналогичный термин "одинокая мать", определение которого не раскрывается. Для того чтобы понять, кого законодательство считает одинокой матерью, обратимся к правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в его Постановлениях.
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 9)Самого понятия "мать-одиночка" в трудовом законодательстве мы не встретим. В Трудовом кодексе РФ используется аналогичный термин "одинокая мать", определение которого не раскрывается. Для того чтобы понять, кого законодательство считает одинокой матерью, обратимся к правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в его Постановлениях.
Готовое решение: В каких случаях можно уволить работников с детьми
(КонсультантПлюс, 2025)Есть судебное решение, которое заслуживает внимания. Им, в частности, подтверждается, что мать обладает статусом одинокой, если является единственным лицом, наделенным родительскими правами и несущим родительские обязанности по воспитанию своих детей, и не теряет этот статус при последующем вступлении в брак при условии сохранения выплат ей как одинокой матери (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 05.07.2018 N 33-13981/2018 по делу N 2-477/2018). Рекомендуем принимать это судебное решение в расчет.
(КонсультантПлюс, 2025)Есть судебное решение, которое заслуживает внимания. Им, в частности, подтверждается, что мать обладает статусом одинокой, если является единственным лицом, наделенным родительскими правами и несущим родительские обязанности по воспитанию своих детей, и не теряет этот статус при последующем вступлении в брак при условии сохранения выплат ей как одинокой матери (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 05.07.2018 N 33-13981/2018 по делу N 2-477/2018). Рекомендуем принимать это судебное решение в расчет.
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010)
(ред. от 08.12.2010)
(Извлечение)Официального определения понятия одинокой матери, равно как и лица, воспитывающего ребенка без матери, не содержится ни в Трудовом кодексе Российской Федерации, ни в иных федеральных законах.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010)
(ред. от 08.12.2010)
(Извлечение)Официального определения понятия одинокой матери, равно как и лица, воспитывающего ребенка без матери, не содержится ни в Трудовом кодексе Российской Федерации, ни в иных федеральных законах.
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"2. Единственный родитель несовершеннолетнего ребенка на случай своей смерти либо оба родителя на случай своей одновременной смерти (то есть смерти в один и тот же день) вправе определить опекуна или попечителя ребенку. Соответствующее распоряжение единственный родитель или оба родителя могут сделать в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Единственный родитель или оба родителя вправе изменить поданное заявление об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя путем подачи им (ими) нового заявления в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Поданное заявление об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя может быть отменено путем подачи в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка заявления единственного родителя, заявления одного из родителей или совместного заявления обоих родителей. Заявление единственного родителя или совместное заявление обоих родителей об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя, а также заявление в связи с изменением или отменой поданного заявления об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя должно быть собственноручно им (ими) подписано с указанием даты составления соответствующего заявления. Подпись единственного родителя, одного из родителей или подписи обоих родителей должны быть удостоверены руководителем органа опеки и попечительства, а в случаях, если единственный родитель, один из родителей или оба родителя не могут явиться в орган опеки и попечительства, в нотариальном порядке, либо администрацией стационарной организации социального обслуживания, в которой проживает родитель, или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения, либо начальником соответствующих медицинского или военно-медицинского подразделения, части, организации федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинская организация), его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом, если заявление подает военнослужащий или другое лицо, находящееся на лечении в соответствующей военно-медицинской организации, либо командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, если заявление подает военнослужащий (гражданин, пребывающий в добровольческом формировании, предусмотренном Федеральным законом от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне"), а также если заявление подают члены семьи военнослужащего, работник этих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, члены его семьи при отсутствии нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия в местах дислокации воинских частей, соединений, учреждений, военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования. Подпись родителя, находящегося в местах лишения свободы, удостоверяется начальником соответствующего места лишения свободы.
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"2. Единственный родитель несовершеннолетнего ребенка на случай своей смерти либо оба родителя на случай своей одновременной смерти (то есть смерти в один и тот же день) вправе определить опекуна или попечителя ребенку. Соответствующее распоряжение единственный родитель или оба родителя могут сделать в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Единственный родитель или оба родителя вправе изменить поданное заявление об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя путем подачи им (ими) нового заявления в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Поданное заявление об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя может быть отменено путем подачи в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка заявления единственного родителя, заявления одного из родителей или совместного заявления обоих родителей. Заявление единственного родителя или совместное заявление обоих родителей об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя, а также заявление в связи с изменением или отменой поданного заявления об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя должно быть собственноручно им (ими) подписано с указанием даты составления соответствующего заявления. Подпись единственного родителя, одного из родителей или подписи обоих родителей должны быть удостоверены руководителем органа опеки и попечительства, а в случаях, если единственный родитель, один из родителей или оба родителя не могут явиться в орган опеки и попечительства, в нотариальном порядке, либо администрацией стационарной организации социального обслуживания, в которой проживает родитель, или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения, либо начальником соответствующих медицинского или военно-медицинского подразделения, части, организации федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинская организация), его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом, если заявление подает военнослужащий или другое лицо, находящееся на лечении в соответствующей военно-медицинской организации, либо командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, если заявление подает военнослужащий (гражданин, пребывающий в добровольческом формировании, предусмотренном Федеральным законом от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне"), а также если заявление подают члены семьи военнослужащего, работник этих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, члены его семьи при отсутствии нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия в местах дислокации воинских частей, соединений, учреждений, военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования. Подпись родителя, находящегося в местах лишения свободы, удостоверяется начальником соответствующего места лишения свободы.
Ситуация: Какие льготы и социальные гарантии предоставляются единственному (одинокому) родителю?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Единого определения и четкого разграничения понятий "одинокая мать", "одинокий родитель" или "единственный родитель" законодательство не содержит. Как правило, смысл того или иного понятия зависит от целей их использования в разных отраслях законодательства или от региона предоставления тех или иных льгот для одиноких родителей.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Единого определения и четкого разграничения понятий "одинокая мать", "одинокий родитель" или "единственный родитель" законодательство не содержит. Как правило, смысл того или иного понятия зависит от целей их использования в разных отраслях законодательства или от региона предоставления тех или иных льгот для одиноких родителей.
Готовое решение: Как досрочно прекратить трудовой договор с руководителем (генеральным директором) по инициативе учредителей
(КонсультантПлюс, 2025)если он относится к лицам, перечисленным в ч. 4 ст. 261 ТК РФ (например, является одинокой матерью с ребенком до 16 лет). Это подтверждается судебной практикой (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 21.03.2014 N 66-КГпр14-2);
(КонсультантПлюс, 2025)если он относится к лицам, перечисленным в ч. 4 ст. 261 ТК РФ (например, является одинокой матерью с ребенком до 16 лет). Это подтверждается судебной практикой (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 21.03.2014 N 66-КГпр14-2);
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Распоряжение единственного родителя или обоих родителей об определении на случай своей смерти (одновременной смерти) опекуна или попечителя ребенку согласно ч. 2 комментируемой статьи производится путем подачи в ООиП по месту жительства ребенка соответствующего заявления или совместного заявления. И это единственный способ осуществления такого распоряжения. В первоначальном проекте комментируемого Закона предлагалось установить, что распоряжение может быть сделано в завещании в соответствии с нормами гражданского законодательства о наследовании. При этом проектировалось даже дополнение гл. 62 "Наследование по завещанию" части третьей ГК РФ новой статьей о завещательном назначении опекуна или попечителя. Однако эти предложения реализованы не были.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Распоряжение единственного родителя или обоих родителей об определении на случай своей смерти (одновременной смерти) опекуна или попечителя ребенку согласно ч. 2 комментируемой статьи производится путем подачи в ООиП по месту жительства ребенка соответствующего заявления или совместного заявления. И это единственный способ осуществления такого распоряжения. В первоначальном проекте комментируемого Закона предлагалось установить, что распоряжение может быть сделано в завещании в соответствии с нормами гражданского законодательства о наследовании. При этом проектировалось даже дополнение гл. 62 "Наследование по завещанию" части третьей ГК РФ новой статьей о завещательном назначении опекуна или попечителя. Однако эти предложения реализованы не были.
Статья: Правовые вопросы обеспечения адресности при предоставлении единого пособия на ребенка
(Курченко О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Возвращаясь к исходному вопросу, отметим, что реализованный в Правилах подход к определению юридического значения одинокого материнства в правоотношениях по предоставлению единого пособия представляется компромиссным с точки зрения, с одной стороны, нуждаемости одиноких матерей в дополнительной поддержке и, с другой стороны, стремления не допустить распространения нежелательных форм брачно-семейного поведения. Безусловно, вероятность того, что существующие правила могут в отдельных случаях способствовать сознательному выбору в пользу одинокого материнства, исключать нельзя, но и выводы о массовости такой практики можно было бы сделать только на основании результатов социологических исследований или мониторинга правоприменения. Кроме того, остается открытым вопрос о правовых средствах противодействия рассматриваемой модели поведения. Даже несмотря на обсуждаемую в науке семейного права возможность обращения прокурора в суд с иском об установлении отцовства [11, с. 76], кажется очевидным, что ее использование представляет собой вмешательство в частную жизнь, оправдываемое необходимостью защиты прав ребенка, сопряжено с трудностями доказывания и явно остается за рамками законодательства о социальном обеспечении.
(Курченко О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Возвращаясь к исходному вопросу, отметим, что реализованный в Правилах подход к определению юридического значения одинокого материнства в правоотношениях по предоставлению единого пособия представляется компромиссным с точки зрения, с одной стороны, нуждаемости одиноких матерей в дополнительной поддержке и, с другой стороны, стремления не допустить распространения нежелательных форм брачно-семейного поведения. Безусловно, вероятность того, что существующие правила могут в отдельных случаях способствовать сознательному выбору в пользу одинокого материнства, исключать нельзя, но и выводы о массовости такой практики можно было бы сделать только на основании результатов социологических исследований или мониторинга правоприменения. Кроме того, остается открытым вопрос о правовых средствах противодействия рассматриваемой модели поведения. Даже несмотря на обсуждаемую в науке семейного права возможность обращения прокурора в суд с иском об установлении отцовства [11, с. 76], кажется очевидным, что ее использование представляет собой вмешательство в частную жизнь, оправдываемое необходимостью защиты прав ребенка, сопряжено с трудностями доказывания и явно остается за рамками законодательства о социальном обеспечении.
Готовое решение: Как предоставить работникам стандартные вычеты на детей в различных ситуациях
(КонсультантПлюс, 2025)Пример. Определение суммы вычета единственному родителю на ребенка-инвалида
(КонсультантПлюс, 2025)Пример. Определение суммы вычета единственному родителю на ребенка-инвалида
Статья: Стипулятивные определения как новый инструмент законодательной техники
(Оглезнев В.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)Эти два варианта не следует противопоставлять, поскольку часто законодатель, уточняя существующие понятия, по сути, создает новые. Рассмотрим, например, понятие "мать". Казалось бы, в отношении этого понятия можно достаточно легко выявить необходимые и достаточные условия, которые будут соответствовать всем случаям его употребления и в равной степени применяться ко всем из них. Так, понятие "мать" можно определить как "женщина, которая дала рождение ребенку". Но, как считает современный когнитивный лингвист Дж. Лакофф, "ни одно определение такого типа не покрывает всех случаев приложения этого слова. "Мать" - это понятие, базирующееся на комплексной модели, в которой ряд отдельных когнитивных моделей объединяются, формируя кластерную модель" <15>. Действительно, в содержание этого понятия включено большое количество признаков, образующих разные кластерные модели, и ни один из них не является необходимым. При этом отсутствие того или иного или нескольких признаков не является препятствием для использования понятия; в сознании носителей языка это понятие предстает как единое целое <16>. Законодатель это, по-видимому, понимает, поскольку не дает легального определения понятия "мать" ввиду его устоявшегося употребления. По аналогичным соображениям он воздерживается, например, от определения понятия "одинокая мать". Однако он предлагает легальное определение понятия "суррогатная мать", образуя тем самым "новую модель" (выражаясь словами Дж. Лакоффа). Так, в п. 9 ст. 55 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" сказано, что суррогатная мать - это "женщина, вынашивающая плод после переноса донорского эмбриона". Но этот пример не говорит о том, что до принятия названного Федерального закона понятия "суррогатная мать" не существовало и что законодатель разработал его как бы с нуля. Скорее, он говорит о том, что развитие репродуктивных технологий потребовало концептуального уточнения и закрепления правового статуса участников соответствующих общественных отношений. Что в конечном счете и привело к появлению нового правового понятия "суррогатная мать". И дело здесь не в том, соответствует или согласуется это определение, например, с тем, как определяется схожее понятие "гестационный курьер" в нормативных документах Всемирной организации здравоохранения. По сути, оно и не должно соответствовать или согласовываться. Законодатель просто "закрепляет собственное понимание понятия", где главным требованием является то, чтобы предлагаемое им определение не нарушало общих правил и законов логики, предъявляемых к построению определений.
(Оглезнев В.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)Эти два варианта не следует противопоставлять, поскольку часто законодатель, уточняя существующие понятия, по сути, создает новые. Рассмотрим, например, понятие "мать". Казалось бы, в отношении этого понятия можно достаточно легко выявить необходимые и достаточные условия, которые будут соответствовать всем случаям его употребления и в равной степени применяться ко всем из них. Так, понятие "мать" можно определить как "женщина, которая дала рождение ребенку". Но, как считает современный когнитивный лингвист Дж. Лакофф, "ни одно определение такого типа не покрывает всех случаев приложения этого слова. "Мать" - это понятие, базирующееся на комплексной модели, в которой ряд отдельных когнитивных моделей объединяются, формируя кластерную модель" <15>. Действительно, в содержание этого понятия включено большое количество признаков, образующих разные кластерные модели, и ни один из них не является необходимым. При этом отсутствие того или иного или нескольких признаков не является препятствием для использования понятия; в сознании носителей языка это понятие предстает как единое целое <16>. Законодатель это, по-видимому, понимает, поскольку не дает легального определения понятия "мать" ввиду его устоявшегося употребления. По аналогичным соображениям он воздерживается, например, от определения понятия "одинокая мать". Однако он предлагает легальное определение понятия "суррогатная мать", образуя тем самым "новую модель" (выражаясь словами Дж. Лакоффа). Так, в п. 9 ст. 55 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" сказано, что суррогатная мать - это "женщина, вынашивающая плод после переноса донорского эмбриона". Но этот пример не говорит о том, что до принятия названного Федерального закона понятия "суррогатная мать" не существовало и что законодатель разработал его как бы с нуля. Скорее, он говорит о том, что развитие репродуктивных технологий потребовало концептуального уточнения и закрепления правового статуса участников соответствующих общественных отношений. Что в конечном счете и привело к появлению нового правового понятия "суррогатная мать". И дело здесь не в том, соответствует или согласуется это определение, например, с тем, как определяется схожее понятие "гестационный курьер" в нормативных документах Всемирной организации здравоохранения. По сути, оно и не должно соответствовать или согласовываться. Законодатель просто "закрепляет собственное понимание понятия", где главным требованием является то, чтобы предлагаемое им определение не нарушало общих правил и законов логики, предъявляемых к построению определений.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Официального определения понятия одинокой матери, равно как и лица, воспитывающего ребенка без матери, не содержится ни в ТК РФ, ни в иных федеральных законах.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Официального определения понятия одинокой матери, равно как и лица, воспитывающего ребенка без матери, не содержится ни в ТК РФ, ни в иных федеральных законах.
Статья: Использование позиций судебной практики в регулировании трудовых отношений на локальном уровне
(Филиппов В.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Руководящая практика Верховного Суда РФ. Традиционно большое значение исследователи придают Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2, где, как мы уже отметили, сформулировано множество правоположений, без которых не удастся правильно применить нормы Трудового кодекса РФ. Однако не меньшего внимания заслуживает Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. N 1, где раскрыты правила применения законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних. В частности, представляет интерес сформулированное в абз. 2 п. 28 данного Постановления определение понятия "одинокая мать", которое не раскрыто в законодательстве. Представляется, что это определение и перечень случаев, когда, по мнению Верховного Суда РФ, работница обладает статусом одинокой матери, даже если в свидетельстве о рождении ребенка указан его отец, следует воспроизводить в локальных нормативных актах организаций. Это нужно для правильного осуществления реорганизационных процессов внутри предприятия, влияющих на прекращение трудовых отношений.
(Филиппов В.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Руководящая практика Верховного Суда РФ. Традиционно большое значение исследователи придают Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2, где, как мы уже отметили, сформулировано множество правоположений, без которых не удастся правильно применить нормы Трудового кодекса РФ. Однако не меньшего внимания заслуживает Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. N 1, где раскрыты правила применения законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних. В частности, представляет интерес сформулированное в абз. 2 п. 28 данного Постановления определение понятия "одинокая мать", которое не раскрыто в законодательстве. Представляется, что это определение и перечень случаев, когда, по мнению Верховного Суда РФ, работница обладает статусом одинокой матери, даже если в свидетельстве о рождении ребенка указан его отец, следует воспроизводить в локальных нормативных актах организаций. Это нужно для правильного осуществления реорганизационных процессов внутри предприятия, влияющих на прекращение трудовых отношений.