Массовое заболевание людей
Подборка наиболее важных документов по запросу Массовое заболевание людей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения""Довод заявителя о незаконности оспариваемого предписания по мотиву нарушения порядка проведения контрольных мероприятий и выдачи по результатам таких мероприятий предписаний, установленного Законом N 294-ФЗ, аналогичен позиции, приводимой в суде первой инстанции, которой верно отмечено, что данное предписание является актом реагирования на информацию, которая прошла в средствах массовой информации в целях недопущения распространения заболеваний, разносчиками которых являются грызуны, при этом его требования направлены не на устранение выявленных нарушений, а предполагают принятие обязательных мер, направленных на предотвращение возможного массового заболевания лиц, проживающих, в частности в спорном МКД, и городе в целом.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Уголовная ответственность за преступления против общественной безопасности и общественного порядка: Руководитель организации (иное лицо) привлекается к ответственности за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ)
(КонсультантПлюс, 2025)указанное нарушение создало угрозу причинения или причинило существенный вред здоровью человека или окружающей среде, либо повлекло смерть человека или массовое заболевание, массовую гибель животных, либо совершено в зоне экологического бедствия, чрезвычайной экологической ситуации
(КонсультантПлюс, 2025)указанное нарушение создало угрозу причинения или причинило существенный вред здоровью человека или окружающей среде, либо повлекло смерть человека или массовое заболевание, массовую гибель животных, либо совершено в зоне экологического бедствия, чрезвычайной экологической ситуации
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какая ответственность установлена за продажу товара с истекшим сроком годности
(КонсультантПлюс, 2025)нарушение санитарно-эпидемиологических правил, если это по неосторожности повлекло или создало угрозу массового заболевания или отравления людей, либо создало угрозу наступления таких последствий, либо стало причиной смерти как минимум одного человека (ст. 236 УК РФ). А нарушением таких правил, в частности, является реализация населению пищевой продукции, у которой истек срок годности (пп. "е" п. 8.11 СП 2.3.6.3668-20).
(КонсультантПлюс, 2025)нарушение санитарно-эпидемиологических правил, если это по неосторожности повлекло или создало угрозу массового заболевания или отравления людей, либо создало угрозу наступления таких последствий, либо стало причиной смерти как минимум одного человека (ст. 236 УК РФ). А нарушением таких правил, в частности, является реализация населению пищевой продукции, у которой истек срок годности (пп. "е" п. 8.11 СП 2.3.6.3668-20).
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, -
(ред. от 17.11.2025)3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, -
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"7. Орган государственного надзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей), а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера, владельца агрегатора) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"7. Орган государственного надзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей), а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера, владельца агрегатора) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)3. Примером ограничения жилищных прав являются положения Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в соответствии с которым право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации может быть ограничено: в пограничной зоне; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение (ст. 8). Данные ограничения соответствуют общим пределам, установленным в Конституции, ГК РФ, ЖК РФ.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)3. Примером ограничения жилищных прав являются положения Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в соответствии с которым право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации может быть ограничено: в пограничной зоне; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение (ст. 8). Данные ограничения соответствуют общим пределам, установленным в Конституции, ГК РФ, ЖК РФ.
Готовое решение: Как организовать проведение предварительного медицинского осмотра при приеме на работу
(КонсультантПлюс, 2025)Прохождение медосмотров в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профзаболеваний работниками отдельных профессий, производств и организаций подтверждает личная медицинская книжка. Она, как правило, формируется в форме электронного документа. По соответствующему заявлению работника такая книжка может быть предоставлена в виде документа на бумажном носителе, который подтверждает содержание электронной формы личной медицинской книжки. Данные о прохождении медосмотров вносятся с соблюдением определенных требований в федеральную государственную информационную систему сведений санитарно-эпидемиологического характера (п. п. 1, 7, 8 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, п. п. 1, 14 Порядка, утвержденного Приказом Минздрава России от 18.02.2022 N 90н).
(КонсультантПлюс, 2025)Прохождение медосмотров в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профзаболеваний работниками отдельных профессий, производств и организаций подтверждает личная медицинская книжка. Она, как правило, формируется в форме электронного документа. По соответствующему заявлению работника такая книжка может быть предоставлена в виде документа на бумажном носителе, который подтверждает содержание электронной формы личной медицинской книжки. Данные о прохождении медосмотров вносятся с соблюдением определенных требований в федеральную государственную информационную систему сведений санитарно-эпидемиологического характера (п. п. 1, 7, 8 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, п. п. 1, 14 Порядка, утвержденного Приказом Минздрава России от 18.02.2022 N 90н).
Статья: О необходимости появления нового основания обязательного назначения судебной экспертизы в уголовном процессе
(Азаренок Н.В., Давлетов А.А.)
("Российский следователь", 2025, N 2)В России также используется открытый перечень оснований для назначения судебной экспертизы, в который на практике включается позиция Верховного Суда РФ, выраженная в целом ряде постановлений его Пленума применительно к решению вопроса о том, является ли вещество наркотическим, психотропным средством, ядовитым или сильнодействующим веществом, аналогом наркотического средства; проводится судебная криминалистическая экспертиза материалов, веществ, изделий <8>. Определение того, относится ли какой-либо предмет к огнестрельному или холодному оружию, устанавливается в рамках судебно-баллистической экспертизы холодного оружия <9>. Кроме этого, экспертизы проводятся по взрывным устройствам или взрывчатым веществам <10>, предметам или документам, представляющим особую историческую, научную, художественную или культурную ценность <11>, в случаях массового заболевания людей по делам о нарушении правил обращения экологически опасных веществ и отходов <12>, по поддельным документам <13> и другим случаям. Например, по делам о дорожно-транспортных происшествиях, повлекших за собой последствия, предусмотренные ст. 264 УК РФ, путем соответствующей экспертизы устанавливается, требованиями каких пунктов Правил дорожного движения РФ регламентировались действия водителя <14>.
(Азаренок Н.В., Давлетов А.А.)
("Российский следователь", 2025, N 2)В России также используется открытый перечень оснований для назначения судебной экспертизы, в который на практике включается позиция Верховного Суда РФ, выраженная в целом ряде постановлений его Пленума применительно к решению вопроса о том, является ли вещество наркотическим, психотропным средством, ядовитым или сильнодействующим веществом, аналогом наркотического средства; проводится судебная криминалистическая экспертиза материалов, веществ, изделий <8>. Определение того, относится ли какой-либо предмет к огнестрельному или холодному оружию, устанавливается в рамках судебно-баллистической экспертизы холодного оружия <9>. Кроме этого, экспертизы проводятся по взрывным устройствам или взрывчатым веществам <10>, предметам или документам, представляющим особую историческую, научную, художественную или культурную ценность <11>, в случаях массового заболевания людей по делам о нарушении правил обращения экологически опасных веществ и отходов <12>, по поддельным документам <13> и другим случаям. Например, по делам о дорожно-транспортных происшествиях, повлекших за собой последствия, предусмотренные ст. 264 УК РФ, путем соответствующей экспертизы устанавливается, требованиями каких пунктов Правил дорожного движения РФ регламентировались действия водителя <14>.
Статья: Уголовная ответственность в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если гражданин, инфицированный COVID-19 или контактировавший с таким лицом и обязанный в силу вынесенного в отношении его постановления, предписания соблюдать санитарно-эпидемиологические правила, в том числе определенные ограничения, умышленно их не выполняет (зная о своем заболевании или контакте с заболевшим, нарушает режим изоляции, посещает общественные места, пользуется общественным транспортом и т.п.), то в случае наступления общественно опасных последствий, указанных в диспозиции ч. 1 - 3 ст. 236 УК РФ, состоящих в причинной связи с допущенными им нарушениями санитарно-эпидемиологических правил, он несет уголовную ответственность по соответствующей части ст. 236 УК РФ, а при создании вследствие таких нарушений реальной угрозы наступления последствий в виде массового заболевания людей - по ч. 1 этой статьи.
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если гражданин, инфицированный COVID-19 или контактировавший с таким лицом и обязанный в силу вынесенного в отношении его постановления, предписания соблюдать санитарно-эпидемиологические правила, в том числе определенные ограничения, умышленно их не выполняет (зная о своем заболевании или контакте с заболевшим, нарушает режим изоляции, посещает общественные места, пользуется общественным транспортом и т.п.), то в случае наступления общественно опасных последствий, указанных в диспозиции ч. 1 - 3 ст. 236 УК РФ, состоящих в причинной связи с допущенными им нарушениями санитарно-эпидемиологических правил, он несет уголовную ответственность по соответствующей части ст. 236 УК РФ, а при создании вследствие таких нарушений реальной угрозы наступления последствий в виде массового заболевания людей - по ч. 1 этой статьи.
Статья: Обзор актуальной судебной арбитражной практики
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 1)В соответствии с требованиями закона сторона может быть освобождена от ответственности за нарушение обязательств по договору, если их неисполнение вызвано обстоятельствами непреодолимой силы. К таким обстоятельствам относятся случаи массового заболевания людей, актуальные для нашего времени.
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 1)В соответствии с требованиями закона сторона может быть освобождена от ответственности за нарушение обязательств по договору, если их неисполнение вызвано обстоятельствами непреодолимой силы. К таким обстоятельствам относятся случаи массового заболевания людей, актуальные для нашего времени.
Статья: Осторожно, тонкая грань между неосторожностью менеджмента и внешними факторами, не поддающимися контролю
(Глотов М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 13)- не доказано, что массовые заболевания людей в регионе стали следствием именно виновных действий директора завода и имели отношение к работе самого завода.
(Глотов М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 13)- не доказано, что массовые заболевания людей в регионе стали следствием именно виновных действий директора завода и имели отношение к работе самого завода.
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Законом N 52-ФЗ на граждан возлагаются обязанности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статья 10). К числу таких обязательных актов относятся, в частности, постановления главных государственных санитарных врачей и их заместителей о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, о госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Если гражданин, инфицированный COVID-19 или контактировавший с таким лицом и обязанный в силу вынесенного в отношении его постановления, предписания соблюдать санитарно-эпидемиологические правила, в том числе определенные ограничения, умышленно их не выполняет (зная о своем заболевании или контакте с заболевшим, нарушает режим изоляции, посещает общественные места, пользуется общественным транспортом и т.п.), то в случае наступления общественно опасных последствий, указанных в диспозиции ст. 236 УК РФ, состоящих в причинной связи с допущенными им нарушениями санитарно-эпидемиологических правил, он несет уголовную ответственность по ст. 236 УК РФ, а при создании вследствие таких нарушений реальной угрозы наступления последствий в виде массового заболевания людей - по ч. 1 этой статьи <915>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Законом N 52-ФЗ на граждан возлагаются обязанности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статья 10). К числу таких обязательных актов относятся, в частности, постановления главных государственных санитарных врачей и их заместителей о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, о госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Если гражданин, инфицированный COVID-19 или контактировавший с таким лицом и обязанный в силу вынесенного в отношении его постановления, предписания соблюдать санитарно-эпидемиологические правила, в том числе определенные ограничения, умышленно их не выполняет (зная о своем заболевании или контакте с заболевшим, нарушает режим изоляции, посещает общественные места, пользуется общественным транспортом и т.п.), то в случае наступления общественно опасных последствий, указанных в диспозиции ст. 236 УК РФ, состоящих в причинной связи с допущенными им нарушениями санитарно-эпидемиологических правил, он несет уголовную ответственность по ст. 236 УК РФ, а при создании вследствие таких нарушений реальной угрозы наступления последствий в виде массового заболевания людей - по ч. 1 этой статьи <915>.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Так, ст. 246 УК РФ называет три общественно опасных последствия, сохраняя их открытый перечень с помощью дополнения конструкцией "иные тяжкие последствия": существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовая гибель животных. С одной стороны, к иным тяжким последствиям могут быть отнесены любые другие неблагоприятные изменения качества окружающей среды, а также иные результаты преступных действий или бездействия (в частности, истощение водных ресурсов, смерть человека, увеличение количества негативных факторов, препятствующих для осуществления трудовой деятельности на объектах, указанных в диспозиции ст. 246 УК РФ). Однако, с другой стороны, это остается гипотезой, не имеющей нормативного или иного подтверждения (более того, перечисляя вероятные тяжкие последствия преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ, Пленум Верховного Суда РФ о гибели людей не упомянул, т.е. номинально оно этим составом не охватывается). Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 Постановления от 18 октября 2012 г. N 21 дал разъяснения о вреде здоровью как последствии деяния, предусмотренного ст. 246 УК РФ, но при этом отождествил его наступление в отношении одного или же неограниченного числа лиц. Иными словами, идентично и без учета правил, применимых к совокупности преступлений, должны квалифицироваться преступные нарушения правил охраны окружающей среды, повлекшие причинение вреда здоровью одного человека или же группы лиц. Аналогично рассуждая, по признаку иных тяжких последствий этой же нормой охватывается и наступление смерти человека (группы лиц) во взаимосвязи с допущенными нарушениями правил охраны окружающей среды. Идентичное толкование относительно вреда здоровью дано в указанном Постановлении и применительно к другим составам экологических преступлений (ч. 2 ст. 247, ч. 1 ст. 248, ч. 2 ст. 250, ч. 2 ст. 251, ч. 1 и 2 ст. 254 УК РФ), причем конкретный вид вреда здоровью не имеет значения. Такой подход - следствие дефекта, допущенного при криминализации этих деяний, поскольку законодатель в этих составах не установил связи между видом вреда здоровью и тяжестью преступления. Массовое заболевание людей - без указания на его опасность для жизни - выделено как признак особо квалифицированного состава в ч. 3 ст. 247 УК РФ, равно как и причинение смерти человеку, но четкое указание закона относительно количества заболевших (погибших) отсутствует. Пленум Верховного Суда РФ относительно массовости заболевания рекомендовал использовать специальные знания, обращаясь к экспертным оценкам (хотя, например, признак массовости относительно заболевания животных истолковал применительно к ст. 246 УК РФ с помощью указания на троекратное превышение среднестатистического уровня заболеваемости в 3 и более раза), а вопрос о причинении смерти обошел, ограничившись только констатацией наличия в ч. 3 ст. 247 УК РФ признаков неосторожной вины.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Так, ст. 246 УК РФ называет три общественно опасных последствия, сохраняя их открытый перечень с помощью дополнения конструкцией "иные тяжкие последствия": существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовая гибель животных. С одной стороны, к иным тяжким последствиям могут быть отнесены любые другие неблагоприятные изменения качества окружающей среды, а также иные результаты преступных действий или бездействия (в частности, истощение водных ресурсов, смерть человека, увеличение количества негативных факторов, препятствующих для осуществления трудовой деятельности на объектах, указанных в диспозиции ст. 246 УК РФ). Однако, с другой стороны, это остается гипотезой, не имеющей нормативного или иного подтверждения (более того, перечисляя вероятные тяжкие последствия преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ, Пленум Верховного Суда РФ о гибели людей не упомянул, т.е. номинально оно этим составом не охватывается). Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 Постановления от 18 октября 2012 г. N 21 дал разъяснения о вреде здоровью как последствии деяния, предусмотренного ст. 246 УК РФ, но при этом отождествил его наступление в отношении одного или же неограниченного числа лиц. Иными словами, идентично и без учета правил, применимых к совокупности преступлений, должны квалифицироваться преступные нарушения правил охраны окружающей среды, повлекшие причинение вреда здоровью одного человека или же группы лиц. Аналогично рассуждая, по признаку иных тяжких последствий этой же нормой охватывается и наступление смерти человека (группы лиц) во взаимосвязи с допущенными нарушениями правил охраны окружающей среды. Идентичное толкование относительно вреда здоровью дано в указанном Постановлении и применительно к другим составам экологических преступлений (ч. 2 ст. 247, ч. 1 ст. 248, ч. 2 ст. 250, ч. 2 ст. 251, ч. 1 и 2 ст. 254 УК РФ), причем конкретный вид вреда здоровью не имеет значения. Такой подход - следствие дефекта, допущенного при криминализации этих деяний, поскольку законодатель в этих составах не установил связи между видом вреда здоровью и тяжестью преступления. Массовое заболевание людей - без указания на его опасность для жизни - выделено как признак особо квалифицированного состава в ч. 3 ст. 247 УК РФ, равно как и причинение смерти человеку, но четкое указание закона относительно количества заболевших (погибших) отсутствует. Пленум Верховного Суда РФ относительно массовости заболевания рекомендовал использовать специальные знания, обращаясь к экспертным оценкам (хотя, например, признак массовости относительно заболевания животных истолковал применительно к ст. 246 УК РФ с помощью указания на троекратное превышение среднестатистического уровня заболеваемости в 3 и более раза), а вопрос о причинении смерти обошел, ограничившись только констатацией наличия в ч. 3 ст. 247 УК РФ признаков неосторожной вины.
Статья: Общие и специальные виды освобождения от уголовной ответственности за совершение экологических преступлений: опыт теоретического моделирования
(Кузнецова Н.И.)
("Российский следователь", 2025, N 3)Перспективным, на наш взгляд, видится установление специального основания освобождения от уголовной ответственности, если лицо своевременно сообщило о загрязнении окружающей среды, которое могло привести к экологической катастрофе (привело к ней, но масштабы ее удалось уменьшить), массовому заболеванию людей или уничтожению объектов животного или растительного мира, активно способствовало устранению экологического вреда и раскрытию преступления. Например, подобное основание освобождения от уголовной ответственности может быть установлено в качестве примечания к ст. 247, 250, 251, 252, 254 УК РФ и др. Подобное примечание могло бы быть полезным и в ст. 237 УК РФ.
(Кузнецова Н.И.)
("Российский следователь", 2025, N 3)Перспективным, на наш взгляд, видится установление специального основания освобождения от уголовной ответственности, если лицо своевременно сообщило о загрязнении окружающей среды, которое могло привести к экологической катастрофе (привело к ней, но масштабы ее удалось уменьшить), массовому заболеванию людей или уничтожению объектов животного или растительного мира, активно способствовало устранению экологического вреда и раскрытию преступления. Например, подобное основание освобождения от уголовной ответственности может быть установлено в качестве примечания к ст. 247, 250, 251, 252, 254 УК РФ и др. Подобное примечание могло бы быть полезным и в ст. 237 УК РФ.
Статья: О квалификации нарушения санитарно-эпидемиологических правил в условиях пандемии COVID-19
(Сизо З.М.)
("Российский следователь", 2022, N 11)<2> См.: Волков К.А. Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) и уголовный закон // Российская юстиция. 2020. N 7. С. 52 - 55; Поспелова С.И. "Угроза массового заболевания людей" как признак преступления: новелла уголовного закона в период пандемии COVID-19 // Медицинское право. 2021. N 3. С. 29 - 36.
(Сизо З.М.)
("Российский следователь", 2022, N 11)<2> См.: Волков К.А. Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) и уголовный закон // Российская юстиция. 2020. N 7. С. 52 - 55; Поспелова С.И. "Угроза массового заболевания людей" как признак преступления: новелла уголовного закона в период пандемии COVID-19 // Медицинское право. 2021. N 3. С. 29 - 36.