Массовое скопление граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Массовое скопление граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Оспаривание актов, решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления: Застройщик не согласен с отменой или прекращением действия разрешения на строительство
(КонсультантПлюс, 2025)действие разрешения прекращено из-за непредставления заключения экспертизы проектной документации в отношении предполагаемого к возведению объекта массового пребывания граждан, но Застройщик доказал, что на момент подачи заявления критерии отнесения к объектам массового пребывания граждан утверждены не были, следовательно, отсутствовала обязанность предоставлять указанное заключение
(КонсультантПлюс, 2025)действие разрешения прекращено из-за непредставления заключения экспертизы проектной документации в отношении предполагаемого к возведению объекта массового пребывания граждан, но Застройщик доказал, что на момент подачи заявления критерии отнесения к объектам массового пребывания граждан утверждены не были, следовательно, отсутствовала обязанность предоставлять указанное заключение
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 49 "Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации, в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов" Градостроительного кодекса РФ"Указанные требования закона ответчиком при реконструкции объекта не были соблюдены. Создание Объекта на пути эвакуационного прохода очевидно препятствует свободной эвакуации людей. Учитывая, что Объект используется как служебной вход в учреждение культуры, соответственно относится к категории объектов массового пребывания граждан, при этом в нарушение требований части 2.2 статьи 49 ГрК РФ обязательная экспертиза проектной документации на осуществление реконструкции Здания не проводилась, разрешение на ввод реконструированного Здания в эксплуатацию в нарушение требований статьи 55 ГрК РФ не выдавалось.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Терроризм: понятие и противодействие
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек (п. 6 ст. 3 Закона о противодействии терроризму).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек (п. 6 ст. 3 Закона о противодействии терроризму).
Интервью: Ответственность ляжет на собственника
("Современные страховые технологии", 2023, N 2)Всероссийский союз страховщиков подготовил концепцию, которая предлагает на законодательном уровне обеспечить максимальную защиту потерпевших при пожарах людей путем усиления ответственности собственников объектов с массовым пребыванием граждан. При этом страхование ответственности собственников объектов с массовым пребыванием предполагается сделать одним из механизмов финансового обеспечения данной ответственности. Об основных особенностях предлагаемого подхода рассказывает независимый эксперт, до апреля 2023 года вице-президент ВСС Светлана Гусар.
("Современные страховые технологии", 2023, N 2)Всероссийский союз страховщиков подготовил концепцию, которая предлагает на законодательном уровне обеспечить максимальную защиту потерпевших при пожарах людей путем усиления ответственности собственников объектов с массовым пребыванием граждан. При этом страхование ответственности собственников объектов с массовым пребыванием предполагается сделать одним из механизмов финансового обеспечения данной ответственности. Об основных особенностях предлагаемого подхода рассказывает независимый эксперт, до апреля 2023 года вице-президент ВСС Светлана Гусар.
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О противодействии терроризму"6) антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
(ред. от 28.02.2025)
"О противодействии терроризму"6) антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Готовое решение: В каком порядке проводятся противопожарные тренировки на предприятии
(КонсультантПлюс, 2025)Такие тренировки должны проводиться на объектах с массовым пребыванием людей не реже одного раза в полугодие. Цель тренировок - подготовить сотрудников к правильным и слаженным действиям по эвакуации в случае пожара.
(КонсультантПлюс, 2025)Такие тренировки должны проводиться на объектах с массовым пребыванием людей не реже одного раза в полугодие. Цель тренировок - подготовить сотрудников к правильным и слаженным действиям по эвакуации в случае пожара.
Статья: Предупреждение нарушения требований пожарной безопасности на предприятиях гостиничного бизнеса
(Кобец П.Н.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)Целесообразность проведения исследования обусловлена важностью рассматриваемой проблематики для отечественной туристической индустрии. Данные анализа отечественных экспертов свидетельствуют о том, что численность пожаров в общественных сооружениях с массовым сосредоточением людей существенно превышает те, которые совершаются на производственных и иных объектах, что свидетельствует о важности повышенного внимания к проблематике пожарной безопасности объектов гостиничного бизнеса <1>. Кроме того, гостиничные заведения наделены целым комплексом признаков и характеризуются набором определенных свойств, устанавливающих особые способы и правила поведения в случае возникновения пожароопасной ситуации на этих предприятиях. Например, в условиях города для рассматриваемых объектов характерна многоэтажность, что, в свою очередь, мотивирует специалистов обращать повышенное внимание на важность совершенствования способов эвакуации жильцов и сотрудников из этих зданий. В связи с этим подобная ситуация превращается в непростую задачу, поскольку на рассматриваемых объектах всегда немало людей с ограниченными возможностями передвижения, а также лиц старшего возраста. И поскольку зданиям гостиничных комплексов присуще массовое пребывание людей, то, соответственно, они должны быть построены и в дальнейшем эксплуатироваться согласно действующим нормативным регламентам <2>.
(Кобец П.Н.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)Целесообразность проведения исследования обусловлена важностью рассматриваемой проблематики для отечественной туристической индустрии. Данные анализа отечественных экспертов свидетельствуют о том, что численность пожаров в общественных сооружениях с массовым сосредоточением людей существенно превышает те, которые совершаются на производственных и иных объектах, что свидетельствует о важности повышенного внимания к проблематике пожарной безопасности объектов гостиничного бизнеса <1>. Кроме того, гостиничные заведения наделены целым комплексом признаков и характеризуются набором определенных свойств, устанавливающих особые способы и правила поведения в случае возникновения пожароопасной ситуации на этих предприятиях. Например, в условиях города для рассматриваемых объектов характерна многоэтажность, что, в свою очередь, мотивирует специалистов обращать повышенное внимание на важность совершенствования способов эвакуации жильцов и сотрудников из этих зданий. В связи с этим подобная ситуация превращается в непростую задачу, поскольку на рассматриваемых объектах всегда немало людей с ограниченными возможностями передвижения, а также лиц старшего возраста. И поскольку зданиям гостиничных комплексов присуще массовое пребывание людей, то, соответственно, они должны быть построены и в дальнейшем эксплуатироваться согласно действующим нормативным регламентам <2>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В частности, предусмотрено опубликование информации в официальных печатных СМИ, распространение на информационных стендах около здания органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения (публичные слушания). Как указано в литературе, "данные способы оповещения, по сути, повторяют существующее законодательство (например, части 6, 7 статьи 68 ГрК Москвы) и не решают проблемы, которые выявлены судебной практикой. Так, опубликование зачастую происходит с пропуском срока или вовсе отсутствует. Фактическая доставка газеты с объявлением не проверяется: тираж может быть уничтожен или вообще не выпущен. Доказать наличие сообщений на стендах также тяжело. Оповещения можно развесить, сфотографировать для отчетности и затем убрать. Или выбрать один-два стенда, а на остальных ничего не размещать" <2>.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В частности, предусмотрено опубликование информации в официальных печатных СМИ, распространение на информационных стендах около здания органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения (публичные слушания). Как указано в литературе, "данные способы оповещения, по сути, повторяют существующее законодательство (например, части 6, 7 статьи 68 ГрК Москвы) и не решают проблемы, которые выявлены судебной практикой. Так, опубликование зачастую происходит с пропуском срока или вовсе отсутствует. Фактическая доставка газеты с объявлением не проверяется: тираж может быть уничтожен или вообще не выпущен. Доказать наличие сообщений на стендах также тяжело. Оповещения можно развесить, сфотографировать для отчетности и затем убрать. Или выбрать один-два стенда, а на остальных ничего не размещать" <2>.
Статья: Спортивные сооружения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 5 Правил противопожарного режима в отношении спортивных сооружений, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек (далее - объект защиты с массовым пребыванием людей), а также на объекте с постоянными рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации организует разработку планов эвакуации людей при пожаре, которые размещаются на видных местах.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 5 Правил противопожарного режима в отношении спортивных сооружений, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек (далее - объект защиты с массовым пребыванием людей), а также на объекте с постоянными рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации организует разработку планов эвакуации людей при пожаре, которые размещаются на видных местах.
Статья: Административное приостановление деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Периодичность выходов устанавливается в зависимости от социальной значимости объекта, деятельность которого приостановлена (стратегические объекты, объекты с массовым пребыванием людей и др.) (п. 6 Письма ФССП России от 26.12.2014).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Периодичность выходов устанавливается в зависимости от социальной значимости объекта, деятельность которого приостановлена (стратегические объекты, объекты с массовым пребыванием людей и др.) (п. 6 Письма ФССП России от 26.12.2014).
Статья: Обеспечение химической и биологической безопасности - важнейший компонент системы национальной безопасности Российской Федерации
(Ларин А.И.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 10)- разработку и реализацию мер по предотвращению террористических актов с использованием потенциально опасных химических веществ и биологических агентов, повышение защищенности потенциально опасных химических и биологических объектов, мест массового скопления людей;
(Ларин А.И.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 10)- разработку и реализацию мер по предотвращению террористических актов с использованием потенциально опасных химических веществ и биологических агентов, повышение защищенности потенциально опасных химических и биологических объектов, мест массового скопления людей;
Статья: Хулиганские действия на транспорте: актуальные проблемы уголовно-правовой квалификации
(Кунашев А.А.)
("Законность", 2025, N 4)Очевидно, что повышенной опасностью обладают не только собственно транспортные средства, но и объекты инфраструктуры, которые обеспечивают их функционирование. И. Степанова и О. Соколова обоснованно замечают, что на этих объектах наблюдается массовое скопление людей рядом с источниками повышенной опасности, поэтому к обеспечению безопасности их функционирования предъявляются особые требования, на них устанавливается особый режим допуска физических лиц, перемещения грузов, багажа <4>.
(Кунашев А.А.)
("Законность", 2025, N 4)Очевидно, что повышенной опасностью обладают не только собственно транспортные средства, но и объекты инфраструктуры, которые обеспечивают их функционирование. И. Степанова и О. Соколова обоснованно замечают, что на этих объектах наблюдается массовое скопление людей рядом с источниками повышенной опасности, поэтому к обеспечению безопасности их функционирования предъявляются особые требования, на них устанавливается особый режим допуска физических лиц, перемещения грузов, багажа <4>.
Ситуация: Каковы правила продажи алкогольной продукции?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в местах массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий и на прилегающих к таким местам территориях;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в местах массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий и на прилегающих к таким местам территориях;
Готовое решение: Порядок организации и ведения гражданской обороны в организации
(КонсультантПлюс, 2025)установку специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей. Эта обязанность распространяется на организации, деятельность которых связана с массовым пребыванием людей, например гипермаркеты (торговые центры) с общей площадью помещений более 10 тыс. кв. м (п. 16.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны, п. п. 4, 11 Положения, утв. Приказом МЧС России N 428, МВД России N 432, ФСБ России N 321 от 31.05.2005);
(КонсультантПлюс, 2025)установку специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей. Эта обязанность распространяется на организации, деятельность которых связана с массовым пребыванием людей, например гипермаркеты (торговые центры) с общей площадью помещений более 10 тыс. кв. м (п. 16.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны, п. п. 4, 11 Положения, утв. Приказом МЧС России N 428, МВД России N 432, ФСБ России N 321 от 31.05.2005);
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Подсудимый A, являясь лицом, в отношении которого установлен административный надзор сроком на три года, с применением к нему в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ от 06.04.2011 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", нарушил следующие административные ограничения: запрет на выезд за пределы муниципального образования по месту жительства или пребывания; обязательная явка два раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, а также, согласно решению... районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 04.07.2019, на него возложены дополнительные ограничения, с применением к нему в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ следующих административных ограничений: запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; запрет пребывания в кафе, барах, ресторанах, игровых клубах, кинотеатрах, развлекательных центрах; запрет пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося его местом жительства, пребывания в ночное время с 21 часа до 6 часов; обязанность четыре раза в месяц являться в ОМВД России по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Будучи лицом, ранее неоднократно привлекавшимся к административной ответственности в течение одного года за аналогичные деяния, а именно: 1) 05.11.2019 привлечен к административной ответственности за несоблюдение 31.10.2019 административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства в период... по ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ; 2) 17.01.2020 привлечен к административной ответственности за несоблюдение 26.12.2019 административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства в период... по ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ; 3) также 17.01.2020 привлечен к административной ответственности за неявку 30.12.2019 по вызову в ОУУП и ПДН УМВД России... по ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ; 4) также 17.01.2020 привлечен к административной ответственности за неявки на регистрацию 4 раза в месяц в ОУУП и ПДН УМВД России... по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ, - был 16.03.2020 привлечен мировым судьей судебного участка... к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ за повторное несоблюдение вышеуказанных ограничений. A умышленно нарушил административное ограничение в виде запрета пребывания вне места жительства в ночное время суток, покинув место своего жительства в неустановленное время... 23.08.2020, когда, находясь по адресу... совершил мелкое хулиганство - нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся выражением грубой нецензурной бранью в общественных местах, а именно выражался грубой нецензурной бранью в общественном месте - в месте массового скопления граждан, хватался за форменное обмундирование, пытался учинить драку, отказывался проследовать в патрульный автомобиль для доставления в отдел полиции, на замечания не реагировал, чем демонстративно нарушил общественный порядок и спокойствие граждан, в связи с чем 23.08.2020 привлечен к административной ответственности по ст. 20.1, ч. 2, КоАП РФ <301>.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Подсудимый A, являясь лицом, в отношении которого установлен административный надзор сроком на три года, с применением к нему в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ от 06.04.2011 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", нарушил следующие административные ограничения: запрет на выезд за пределы муниципального образования по месту жительства или пребывания; обязательная явка два раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, а также, согласно решению... районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 04.07.2019, на него возложены дополнительные ограничения, с применением к нему в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ следующих административных ограничений: запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; запрет пребывания в кафе, барах, ресторанах, игровых клубах, кинотеатрах, развлекательных центрах; запрет пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося его местом жительства, пребывания в ночное время с 21 часа до 6 часов; обязанность четыре раза в месяц являться в ОМВД России по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Будучи лицом, ранее неоднократно привлекавшимся к административной ответственности в течение одного года за аналогичные деяния, а именно: 1) 05.11.2019 привлечен к административной ответственности за несоблюдение 31.10.2019 административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства в период... по ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ; 2) 17.01.2020 привлечен к административной ответственности за несоблюдение 26.12.2019 административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства в период... по ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ; 3) также 17.01.2020 привлечен к административной ответственности за неявку 30.12.2019 по вызову в ОУУП и ПДН УМВД России... по ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ; 4) также 17.01.2020 привлечен к административной ответственности за неявки на регистрацию 4 раза в месяц в ОУУП и ПДН УМВД России... по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ, - был 16.03.2020 привлечен мировым судьей судебного участка... к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ за повторное несоблюдение вышеуказанных ограничений. A умышленно нарушил административное ограничение в виде запрета пребывания вне места жительства в ночное время суток, покинув место своего жительства в неустановленное время... 23.08.2020, когда, находясь по адресу... совершил мелкое хулиганство - нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся выражением грубой нецензурной бранью в общественных местах, а именно выражался грубой нецензурной бранью в общественном месте - в месте массового скопления граждан, хватался за форменное обмундирование, пытался учинить драку, отказывался проследовать в патрульный автомобиль для доставления в отдел полиции, на замечания не реагировал, чем демонстративно нарушил общественный порядок и спокойствие граждан, в связи с чем 23.08.2020 привлечен к административной ответственности по ст. 20.1, ч. 2, КоАП РФ <301>.