Маркировка товаров средствами идентификации
Подборка наиболее важных документов по запросу Маркировка товаров средствами идентификации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за продажу, хранение, перевозку, приобретение товаров и продукции в целях сбыта без обязательной маркировки
(КонсультантПлюс, 2025)"...в магазине... администратором Д. допущено нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 05 июля 2019 года N 860... запрещающих розничную продажу немаркированной обуви... Фактически на момент осмотра без обязательной маркировки средствами идентификации обувных товаров в продаже при наличии оформленных ценников находились 10 наименований мужской обуви... в количестве 26 пар на общую сумму 32639 рублей.
(КонсультантПлюс, 2025)"...в магазине... администратором Д. допущено нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 05 июля 2019 года N 860... запрещающих розничную продажу немаркированной обуви... Фактически на момент осмотра без обязательной маркировки средствами идентификации обувных товаров в продаже при наличии оформленных ценников находились 10 наименований мужской обуви... в количестве 26 пар на общую сумму 32639 рублей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Соблюдение каких требований проверяет Роспотребнадзор
(КонсультантПлюс, 2025)6. Требования к маркировке товаров средствами идентификации
(КонсультантПлюс, 2025)6. Требования к маркировке товаров средствами идентификации
Нормативные акты
Справочная информация: "Маркировка товаров средствами идентификации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)МАРКИРОВКА ТОВАРОВ СРЕДСТВАМИ ИДЕНТИФИКАЦИИ
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)МАРКИРОВКА ТОВАРОВ СРЕДСТВАМИ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 20.1. Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации
(ред. от 31.07.2025)
"Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 20.1. Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации
Статья: Цифровая маркировка молока и молочной продукции как правовой механизм обеспечения продовольственной безопасности России
(Гулян И.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 8)<2> Консультативное заключение Суда Евразийского экономического союза от 30 мая 2023 г. N Р-1/23 "О разъяснении положений Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 2 февраля 2018 года и решений Совета ЕЭК, предусматривающих введение маркировки отдельных товаров средствами идентификации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Гулян И.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 8)<2> Консультативное заключение Суда Евразийского экономического союза от 30 мая 2023 г. N Р-1/23 "О разъяснении положений Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 2 февраля 2018 года и решений Совета ЕЭК, предусматривающих введение маркировки отдельных товаров средствами идентификации" // СПС "КонсультантПлюс".
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)<2> СанПиНы в сфере общественного питания, транспорта, торговли, труда, услуг, обучения, отдыха и т.д. СНиПы, ГОСТы, ПНСТы, показатели - в строительстве; нормы, требования, например, в сфере радиационной безопасности; знаки безопасности и другие средства маркировки, например, опасных зон; RFID (метки радиочастотной идентификации), Data Matrix (матричный штрих-код), КИТУ (код идентификации транспортной упаковки), АТК (агрегированный таможенный код) и другие идентификационные средства обязательной маркировки товаров и т.д.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)<2> СанПиНы в сфере общественного питания, транспорта, торговли, труда, услуг, обучения, отдыха и т.д. СНиПы, ГОСТы, ПНСТы, показатели - в строительстве; нормы, требования, например, в сфере радиационной безопасности; знаки безопасности и другие средства маркировки, например, опасных зон; RFID (метки радиочастотной идентификации), Data Matrix (матричный штрих-код), КИТУ (код идентификации транспортной упаковки), АТК (агрегированный таможенный код) и другие идентификационные средства обязательной маркировки товаров и т.д.
Статья: Практика Арбитражного суда Северо-Западного округа по спорам, связанным с отказом в выпуске товаров
(Александрова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 02.02.2018, вступившим в силу 29.03.2019, предусмотрено утверждение Советом ЕЭК перечня товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками (далее - Соглашение о маркировке).
(Александрова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 02.02.2018, вступившим в силу 29.03.2019, предусмотрено утверждение Советом ЕЭК перечня товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками (далее - Соглашение о маркировке).
Вопрос: О применении ПСН и ККТ при реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
(Письмо Минфина России от 29.07.2024 N 30-01-11/70405)Вопрос: О применении ПСН и ККТ при реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
(Письмо Минфина России от 29.07.2024 N 30-01-11/70405)Вопрос: О применении ПСН и ККТ при реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Статья: Преодоление территориальности в правовой охране товарных знаков посредством коллизионных норм
(Крылепова А.О.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 5)В ст. 2 Договора введено понятие товарного знака Союза. Кроме того, в ЕАЭС по аналогии с ЕС введена единая система маркировки товаров (Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 02.02.2018) <19>.
(Крылепова А.О.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 5)В ст. 2 Договора введено понятие товарного знака Союза. Кроме того, в ЕАЭС по аналогии с ЕС введена единая система маркировки товаров (Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 02.02.2018) <19>.
Готовое решение: Как применять онлайн-ККТ
(КонсультантПлюс, 2025)- если вы реализуете товар, маркированный средствами идентификации (маркированный товар), и должны направлять (вносить) информацию о нем в информационные системы маркировки, купите ККТ, которая в момент расчета сможет формировать в электронном виде запрос о коде маркировки и уведомление о реализации маркированного товара, а также передать их оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных (ОФД). Эти требования не применяются в случаях, указанных в п. 7 ст. 2, п. 2.1 ст. 5 Закона о применении ККТ (п. 6.1 ст. 1.2 Закона о применении ККТ). В случаях, указанных в п. 3.2 ст. 4.3 Закона о применении ККТ, вы вправе не формировать запрос о коде маркировки. Уведомление о реализации маркированного товара вместо кода маркировки может содержать код товара, входящий в состав кода идентификации, соответствующий форматам фискальных документов (п. 4.4 ст. 4.1, п. 3.2 ст. 4.3 этого Закона);
(КонсультантПлюс, 2025)- если вы реализуете товар, маркированный средствами идентификации (маркированный товар), и должны направлять (вносить) информацию о нем в информационные системы маркировки, купите ККТ, которая в момент расчета сможет формировать в электронном виде запрос о коде маркировки и уведомление о реализации маркированного товара, а также передать их оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных (ОФД). Эти требования не применяются в случаях, указанных в п. 7 ст. 2, п. 2.1 ст. 5 Закона о применении ККТ (п. 6.1 ст. 1.2 Закона о применении ККТ). В случаях, указанных в п. 3.2 ст. 4.3 Закона о применении ККТ, вы вправе не формировать запрос о коде маркировки. Уведомление о реализации маркированного товара вместо кода маркировки может содержать код товара, входящий в состав кода идентификации, соответствующий форматам фискальных документов (п. 4.4 ст. 4.1, п. 3.2 ст. 4.3 этого Закона);
Статья: О правовом регулировании системы динамического ценообразования провозной платы на железнодорожном транспорте
(Никитина К.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 1)<21> Панова А.С. Маркировка товаров средствами идентификации как средство борьбы с контрафактом в условиях цифровизации // Предпринимательское право. 2022. N 1. С. 53.
(Никитина К.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 1)<21> Панова А.С. Маркировка товаров средствами идентификации как средство борьбы с контрафактом в условиях цифровизации // Предпринимательское право. 2022. N 1. С. 53.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Статья: Правовое регулирование маркировки товаров в условиях цифровизации и параллельного импорта
(Панова А.С.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 2)В российском законодательстве целый ряд нормативно-правовых актов посвящен маркировке товаров. Так, Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <3> устанавливает полномочия Правительства РФ, а также федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли - Министерства промышленности и торговли РФ (далее - Минпромторг России) <4> в области маркировки, в том числе положения: о перечне товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации; группах хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку отдельных товаров средствами идентификации по видам деятельности; об обязательной маркировке товаров средствами идентификации; изъятии из оборота и уничтожении изъятых из оборота немаркированных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Закон устанавливает ответственность участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, за нарушения, связанные с полнотой, достоверностью и своевременностью передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга. Положения Закона нашли свое развитие и конкретизацию в подзаконных нормативных актах: постановлениях Правительства РФ, приказах Минпромторга России. В частности, в Постановлении Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров" <5>, Приказе Минпромторга РФ от 8 июля 2019 г. N 2403 "Об утверждении типовой формы договора о подключении к государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации" <6>. Анализ данного законодательства показывает, что в целом направленность обязательной маркировки средствами идентификации состоит из трех основных составляющих: защита прав покупателей; охрана интересов добросовестных изготовителей; обеспечение сбора налогов в бюджет. Таким образом, посредством этого вида маркировки могут преследоваться как частные, так и публичные цели.
(Панова А.С.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 2)В российском законодательстве целый ряд нормативно-правовых актов посвящен маркировке товаров. Так, Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <3> устанавливает полномочия Правительства РФ, а также федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли - Министерства промышленности и торговли РФ (далее - Минпромторг России) <4> в области маркировки, в том числе положения: о перечне товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации; группах хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку отдельных товаров средствами идентификации по видам деятельности; об обязательной маркировке товаров средствами идентификации; изъятии из оборота и уничтожении изъятых из оборота немаркированных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Закон устанавливает ответственность участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, за нарушения, связанные с полнотой, достоверностью и своевременностью передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга. Положения Закона нашли свое развитие и конкретизацию в подзаконных нормативных актах: постановлениях Правительства РФ, приказах Минпромторга России. В частности, в Постановлении Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров" <5>, Приказе Минпромторга РФ от 8 июля 2019 г. N 2403 "Об утверждении типовой формы договора о подключении к государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации" <6>. Анализ данного законодательства показывает, что в целом направленность обязательной маркировки средствами идентификации состоит из трех основных составляющих: защита прав покупателей; охрана интересов добросовестных изготовителей; обеспечение сбора налогов в бюджет. Таким образом, посредством этого вида маркировки могут преследоваться как частные, так и публичные цели.