Маркировка товаров ответственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Маркировка товаров ответственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как проводится обязательная маркировка товаров
(КонсультантПлюс, 2025)Ответственность за производство, ввод в оборот и продажу товаров и продукции, подлежащих маркировке, если она не сделана или нарушен порядок ее нанесения, установлена ст. 15.12 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Ответственность за производство, ввод в оборот и продажу товаров и продукции, подлежащих маркировке, если она не сделана или нарушен порядок ее нанесения, установлена ст. 15.12 КоАП РФ.
Статья: Договор поставки товара в торговые сети как механизм защиты прав потребителей: теоретико-правовой аспект
(Карпов Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6)В настоящее время требование об обязательности представления информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, распространяется на участников оборота таких товаров. Участниками оборота являются любые хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе и посредством торговой сети, а также поставщики таких товаров. Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке, несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность представления ими информации об обороте таких товаров оператору.
(Карпов Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6)В настоящее время требование об обязательности представления информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, распространяется на участников оборота таких товаров. Участниками оборота являются любые хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе и посредством торговой сети, а также поставщики таких товаров. Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке, несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность представления ими информации об обороте таких товаров оператору.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.12. Производство, ввод в оборот или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.12. Производство, ввод в оборот или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации
(ред. от 17.11.2025)Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации
Статья: Правовое регулирование маркировки товаров в условиях цифровизации и параллельного импорта
(Панова А.С.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 2)В российском законодательстве целый ряд нормативно-правовых актов посвящен маркировке товаров. Так, Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <3> устанавливает полномочия Правительства РФ, а также федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли - Министерства промышленности и торговли РФ (далее - Минпромторг России) <4> в области маркировки, в том числе положения: о перечне товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации; группах хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку отдельных товаров средствами идентификации по видам деятельности; об обязательной маркировке товаров средствами идентификации; изъятии из оборота и уничтожении изъятых из оборота немаркированных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Закон устанавливает ответственность участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, за нарушения, связанные с полнотой, достоверностью и своевременностью передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга. Положения Закона нашли свое развитие и конкретизацию в подзаконных нормативных актах: постановлениях Правительства РФ, приказах Минпромторга России. В частности, в Постановлении Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров" <5>, Приказе Минпромторга РФ от 8 июля 2019 г. N 2403 "Об утверждении типовой формы договора о подключении к государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации" <6>. Анализ данного законодательства показывает, что в целом направленность обязательной маркировки средствами идентификации состоит из трех основных составляющих: защита прав покупателей; охрана интересов добросовестных изготовителей; обеспечение сбора налогов в бюджет. Таким образом, посредством этого вида маркировки могут преследоваться как частные, так и публичные цели.
(Панова А.С.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 2)В российском законодательстве целый ряд нормативно-правовых актов посвящен маркировке товаров. Так, Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <3> устанавливает полномочия Правительства РФ, а также федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли - Министерства промышленности и торговли РФ (далее - Минпромторг России) <4> в области маркировки, в том числе положения: о перечне товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации; группах хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку отдельных товаров средствами идентификации по видам деятельности; об обязательной маркировке товаров средствами идентификации; изъятии из оборота и уничтожении изъятых из оборота немаркированных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Закон устанавливает ответственность участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, за нарушения, связанные с полнотой, достоверностью и своевременностью передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга. Положения Закона нашли свое развитие и конкретизацию в подзаконных нормативных актах: постановлениях Правительства РФ, приказах Минпромторга России. В частности, в Постановлении Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров" <5>, Приказе Минпромторга РФ от 8 июля 2019 г. N 2403 "Об утверждении типовой формы договора о подключении к государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации" <6>. Анализ данного законодательства показывает, что в целом направленность обязательной маркировки средствами идентификации состоит из трех основных составляющих: защита прав покупателей; охрана интересов добросовестных изготовителей; обеспечение сбора налогов в бюджет. Таким образом, посредством этого вида маркировки могут преследоваться как частные, так и публичные цели.
Статья: Понятие контрафакта в Российской Федерации: проблемы и пути решения
(Назарова И.С., Шеншин В.М., Перегудова Н.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2025, N 1)Стороны, участвующие в обороте фальсификата, в части хранения, перевозки, сбыта могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 238 УК РФ (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности). В целях ужесточения ответственности рассматривается вопрос о введении ответственности за ввоз товаров без маркировки. Весьма дискуссионной является и проблема допустимости взыскания компенсации в виде двукратной стоимости контрафакта с разных распространителей, которая также не рассматривается в нормативных правовых и иных актах <11>.
(Назарова И.С., Шеншин В.М., Перегудова Н.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2025, N 1)Стороны, участвующие в обороте фальсификата, в части хранения, перевозки, сбыта могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 238 УК РФ (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности). В целях ужесточения ответственности рассматривается вопрос о введении ответственности за ввоз товаров без маркировки. Весьма дискуссионной является и проблема допустимости взыскания компенсации в виде двукратной стоимости контрафакта с разных распространителей, которая также не рассматривается в нормативных правовых и иных актах <11>.
Статья: Таможенный представитель как субъект административного правонарушения по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(Ермолаева Е.В.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 3)Несомненно, оправдана позиция судов в тех ситуациях, когда таможенный представитель указал в декларации все необходимые сведения в части соблюдения декларантом запретов и ограничений, а впоследствии при проверке выяснилось, что эти требования декларантом фактически не соблюдены или нарушены. Например, таможенный представитель указал в графе 44 декларации на товар сведения о наличии декларации соответствия, которая подтверждает соответствие товара требованиям определенного технического регламента. В ходе таможенного досмотра тем не менее было установлено, что маркировка, нанесенная на упаковку поставленного товара, не соответствует положениям технического регламента [3]. В этой ситуации при оценке деяния и определении субъекта правонарушения следует исходить из того, что отношения таможенного представителя и его доверителя основаны на общих принципах гражданского права, одним из которых является презумпция добросовестности сторон, установленная ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). При передаче декларантом в рамках заключенного с таможенным представителем договора документов, необходимых для заполнения таможенной декларации, у исполнителя нет оснований сомневаться в их подлинности и достоверности указанных в них сведений. Так, следуя правилам определения вины юридического лица, установленным в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, в этом случае закономерно привлекать к ответственности декларанта, который допустил нарушения в отношении маркировки товара, а таможенный представитель этими сведениями не располагал.
(Ермолаева Е.В.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 3)Несомненно, оправдана позиция судов в тех ситуациях, когда таможенный представитель указал в декларации все необходимые сведения в части соблюдения декларантом запретов и ограничений, а впоследствии при проверке выяснилось, что эти требования декларантом фактически не соблюдены или нарушены. Например, таможенный представитель указал в графе 44 декларации на товар сведения о наличии декларации соответствия, которая подтверждает соответствие товара требованиям определенного технического регламента. В ходе таможенного досмотра тем не менее было установлено, что маркировка, нанесенная на упаковку поставленного товара, не соответствует положениям технического регламента [3]. В этой ситуации при оценке деяния и определении субъекта правонарушения следует исходить из того, что отношения таможенного представителя и его доверителя основаны на общих принципах гражданского права, одним из которых является презумпция добросовестности сторон, установленная ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). При передаче декларантом в рамках заключенного с таможенным представителем договора документов, необходимых для заполнения таможенной декларации, у исполнителя нет оснований сомневаться в их подлинности и достоверности указанных в них сведений. Так, следуя правилам определения вины юридического лица, установленным в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, в этом случае закономерно привлекать к ответственности декларанта, который допустил нарушения в отношении маркировки товара, а таможенный представитель этими сведениями не располагал.