Маркированный товар в интернет торговле
Подборка наиболее важных документов по запросу Маркированный товар в интернет торговле (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2025 N 07АП-4557/2025(1) по делу N А45-37190/2024
Требование: О взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на товарные знаки, расходов на приобретение вещественных доказательств, почтовых расходов, расходов на получение выписки из ЕГРИП, а также расходов по уплате государственной пошлины.
Решение: Требование удовлетворено в части.Суд первой инстанции обозревал вещественные доказательства, а также просмотрел CD-диск с видеозаписью получения спорных товаров и пришел к выводу, что имеющиеся в деле доказательства подтверждают факт предложения к продаже и реализации ответчиком в сети "Интернет" товаров, маркированных товарными знаками истца.
Требование: О взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на товарные знаки, расходов на приобретение вещественных доказательств, почтовых расходов, расходов на получение выписки из ЕГРИП, а также расходов по уплате государственной пошлины.
Решение: Требование удовлетворено в части.Суд первой инстанции обозревал вещественные доказательства, а также просмотрел CD-диск с видеозаписью получения спорных товаров и пришел к выводу, что имеющиеся в деле доказательства подтверждают факт предложения к продаже и реализации ответчиком в сети "Интернет" товаров, маркированных товарными знаками истца.
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры с Роспатентом: Потенциальный правообладатель хочет оспорить отказ в регистрации товарного знака (признание ее недействительной) как не обладающего различительной способностью
(КонсультантПлюс, 2025)документами, подтверждающими продажу товаров, маркированных товарным знаком (договорами поставки и товарными накладными, фотографиями продукции со стендов магазинов, справками об объемах продаж и т.д.) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)документами, подтверждающими продажу товаров, маркированных товарным знаком (договорами поставки и товарными накладными, фотографиями продукции со стендов магазинов, справками об объемах продаж и т.д.) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Новости от 10.03.2023
("Главная книга", 2023, N 6)При продаже маркированных товаров интернет-магазины должны включать в кассовый чек реквизит "код товара". Срок действия поблажки истек.
("Главная книга", 2023, N 6)При продаже маркированных товаров интернет-магазины должны включать в кассовый чек реквизит "код товара". Срок действия поблажки истек.
Статья: Правовое регулирование маркировки товаров в условиях цифровизации и параллельного импорта
(Панова А.С.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 2)Вопросы маркировки являются популярными в отечественной судебно-арбитражной практике по различным категориям гражданских споров. Так, в деле о поставке товар, переданный с нарушением маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров, приравнен судом к товару ненадлежащего качества, в отношении поставщика, по мнению суда, следует применить предусмотренные договором последствия поставки недоброкачественного товара <15>. В другом деле в связи с продажей на принадлежащем обществу с ограниченной ответственностью интернет-сайте товара установлено, что реализуемый товар неправомерно промаркирован спорным товарным знаком. Неправомерность маркировки подтверждалась отсутствием соответствующего разрешения правообладателя, а также доказательств ввода обсуждаемого товара в гражданский оборот непосредственно правообладателем или с его согласия. С общества в судебном порядке взыскана компенсация за нарушение исключительного права на товарный знак <16>.
(Панова А.С.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 2)Вопросы маркировки являются популярными в отечественной судебно-арбитражной практике по различным категориям гражданских споров. Так, в деле о поставке товар, переданный с нарушением маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров, приравнен судом к товару ненадлежащего качества, в отношении поставщика, по мнению суда, следует применить предусмотренные договором последствия поставки недоброкачественного товара <15>. В другом деле в связи с продажей на принадлежащем обществу с ограниченной ответственностью интернет-сайте товара установлено, что реализуемый товар неправомерно промаркирован спорным товарным знаком. Неправомерность маркировки подтверждалась отсутствием соответствующего разрешения правообладателя, а также доказательств ввода обсуждаемого товара в гражданский оборот непосредственно правообладателем или с его согласия. С общества в судебном порядке взыскана компенсация за нарушение исключительного права на товарный знак <16>.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@
(ред. от 26.03.2025)
"Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2020 N 61361)9) реквизит "признак расчета в "Интернет" (тег 1125) включается в состав ФД в случае, если расчет за маркированные товары, сведения о которых указаны в этом уведомлении о реализации маркированного товара, осуществлялся в безналичном порядке в сети "Интернет".
(ред. от 26.03.2025)
"Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2020 N 61361)9) реквизит "признак расчета в "Интернет" (тег 1125) включается в состав ФД в случае, если расчет за маркированные товары, сведения о которых указаны в этом уведомлении о реализации маркированного товара, осуществлялся в безналичном порядке в сети "Интернет".
Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 438
(ред. от 24.09.2025)
"О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации"функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, промышленности строительных материалов (изделий) и строительных конструкций, энергосбережения и повышения энергетической эффективности при обороте товаров, а также в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации, технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли, в том числе при продаже товаров с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (электронной торговли), общественного питания и бытового обслуживания, народных художественных промыслов, индустрии детских товаров (за исключением пищевой продукции для детского питания), по вопросам маркировки товаров средствами идентификации, в сфере оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей;
(ред. от 24.09.2025)
"О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации"функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, промышленности строительных материалов (изделий) и строительных конструкций, энергосбережения и повышения энергетической эффективности при обороте товаров, а также в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации, технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли, в том числе при продаже товаров с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (электронной торговли), общественного питания и бытового обслуживания, народных художественных промыслов, индустрии детских товаров (за исключением пищевой продукции для детского питания), по вопросам маркировки товаров средствами идентификации, в сфере оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей;
Статья: Новости от 18.07.2025
("Главная книга", 2025, N 15)Так, с сентября при продаже товара с маркировкой в уведомлении о реализации маркированного товара нужно будет указывать:
("Главная книга", 2025, N 15)Так, с сентября при продаже товара с маркировкой в уведомлении о реализации маркированного товара нужно будет указывать:
"Путеводитель по судебной практике. Патентование и оборот лекарственных средств в Российской Федерации: сборник"
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)В обоснование своих заявлений компания представила документы, подтверждающие наличие у нее исключительных прав на серию товарных знаков, объединенных элементом "Мезим", включая товарные знаки по международной регистрации, сведения о регистрации одноименного лекарственного средства, выписки из торгового реестра на компанию и из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении закрытого акционерного общества "Берлин-Фарма" и общества с ограниченной ответственностью "Берлин-Хеми/А. Менарини", информацию об объемах продаж в период с 2004 по 2019 г. товаров, маркированных упомянутыми товарными знаками, копии договоров поставки и товаросопроводительных документов с дистрибьюторами, предложения к продаже препарата "Мезим" в сети Интернет, макеты упаковки товара с копией инструкции по его применению, копии дипломов и наград, публикации в научных и популярных периодических изданиях с 2001 по 2014 г., выдержку из справочника Vidal 2011, макеты рекламных материалов, скриншоты рекламных роликов, копии эфирных справок и графиков выхода рекламы в 2017 - 2019 гг., результаты проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (далее - ВЦИОМ) и обществом с ограниченной ответственностью "Аналитическая социология" (далее - общество "Аналитическая социология") социологических опросов, а также копию Решения Суда по интеллектуальным правам по делу N СИП-630/2020.
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)В обоснование своих заявлений компания представила документы, подтверждающие наличие у нее исключительных прав на серию товарных знаков, объединенных элементом "Мезим", включая товарные знаки по международной регистрации, сведения о регистрации одноименного лекарственного средства, выписки из торгового реестра на компанию и из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении закрытого акционерного общества "Берлин-Фарма" и общества с ограниченной ответственностью "Берлин-Хеми/А. Менарини", информацию об объемах продаж в период с 2004 по 2019 г. товаров, маркированных упомянутыми товарными знаками, копии договоров поставки и товаросопроводительных документов с дистрибьюторами, предложения к продаже препарата "Мезим" в сети Интернет, макеты упаковки товара с копией инструкции по его применению, копии дипломов и наград, публикации в научных и популярных периодических изданиях с 2001 по 2014 г., выдержку из справочника Vidal 2011, макеты рекламных материалов, скриншоты рекламных роликов, копии эфирных справок и графиков выхода рекламы в 2017 - 2019 гг., результаты проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (далее - ВЦИОМ) и обществом с ограниченной ответственностью "Аналитическая социология" (далее - общество "Аналитическая социология") социологических опросов, а также копию Решения Суда по интеллектуальным правам по делу N СИП-630/2020.
Статья: Особенности административно-правовой защиты объектов интеллектуальных прав в глобальной сети Интернет
(Толкачева Н.С.)
("Юрист", 2024, N 7)Продажа объектов интеллектуальной собственности в сети Интернет без наличия согласия правообладателя выражается в виде нелегальной продажи музыки, фильмов, программного обеспечения, книг и других материалов в режиме онлайн, а также в указанное понятие входит продажа контрафактных товаров на различных торговых площадках в сети Интернет. Стоит заметить, что государство активно борется с проблемой продажи контрафактных товаров в сети Интернет. Примером административной защиты является подписание Михаилом Мишустиным Постановления, согласно которому с 1 марта 2023 г. онлайн-ретейлеры обязаны маркировать товары <1>. Это значительно упростило процесс выявления и борьбы с контрафактной продукцией в онлайн-пространстве, обеспечивая большую защиту правообладателей и потребителей.
(Толкачева Н.С.)
("Юрист", 2024, N 7)Продажа объектов интеллектуальной собственности в сети Интернет без наличия согласия правообладателя выражается в виде нелегальной продажи музыки, фильмов, программного обеспечения, книг и других материалов в режиме онлайн, а также в указанное понятие входит продажа контрафактных товаров на различных торговых площадках в сети Интернет. Стоит заметить, что государство активно борется с проблемой продажи контрафактных товаров в сети Интернет. Примером административной защиты является подписание Михаилом Мишустиным Постановления, согласно которому с 1 марта 2023 г. онлайн-ретейлеры обязаны маркировать товары <1>. Это значительно упростило процесс выявления и борьбы с контрафактной продукцией в онлайн-пространстве, обеспечивая большую защиту правообладателей и потребителей.
Статья: Оферта как инструмент правового регулирования предпринимательской деятельности с использованием маркетплейсов: опыт "Озона" и "Вайлдберриз"
(Зубарев Н.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)1. Продавец выплачивает интернет-площадке установленный процент от стоимости проданного товара, а также с него взимается плата за упаковку, маркировку, доставку и хранение товара (обязательный перечень услуг, предоставляемый маркетплейсом, от которого продавец по условиям договора не вправе отказаться и которые обязан оплачивать). Остальные платные услуги продавец оплачивает на основании отдельно выставленного счета.
(Зубарев Н.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)1. Продавец выплачивает интернет-площадке установленный процент от стоимости проданного товара, а также с него взимается плата за упаковку, маркировку, доставку и хранение товара (обязательный перечень услуг, предоставляемый маркетплейсом, от которого продавец по условиям договора не вправе отказаться и которые обязан оплачивать). Остальные платные услуги продавец оплачивает на основании отдельно выставленного счета.
Статья: Что нового ждет ККТ-пользователей с началом осени (комментарий к Приказу ФНС от 26.03.2025 N ЕД-7-20/236@, Приказу ФНС от 26.03.2025 N ЕД-7-20/236@, Закону от 08.08.2024 N 274-ФЗ, Закону от 08.08.2024 N 273-ФЗ)
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2025, N 17)Кроме того, если через Интернет оплачен маркированный товар, то новый тег 1125, помимо чека, придется включить в состав уведомления о реализации маркированного товара <4>.
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2025, N 17)Кроме того, если через Интернет оплачен маркированный товар, то новый тег 1125, помимо чека, придется включить в состав уведомления о реализации маркированного товара <4>.
Статья: Пресечение недобросовестной конкуренции, недобросовестной рекламы и защита исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности в сети Интернет
(Шахназаров Б.А.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)- практики, связанные с трансграничной торговлей (перекодировка товаров, маркированных принадлежащими третьим лицам товарными знаками).
(Шахназаров Б.А.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)- практики, связанные с трансграничной торговлей (перекодировка товаров, маркированных принадлежащими третьим лицам товарными знаками).
Готовое решение: Что должно быть в кассовом чеке
(КонсультантПлюс, 2025)Возможна ситуация, когда платежный агент получает деньги от покупателей при продаже товара через интернет-магазин (Письма ФНС России от 29.03.2024 N ЗГ-2-20/4958, от 06.09.2023 N АБ-4-20/11334@).
(КонсультантПлюс, 2025)Возможна ситуация, когда платежный агент получает деньги от покупателей при продаже товара через интернет-магазин (Письма ФНС России от 29.03.2024 N ЗГ-2-20/4958, от 06.09.2023 N АБ-4-20/11334@).
Статья: Обзор изменений в кассовых чеках с 1 сентября
(Васильева О.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 7)Для продажи маркированных товаров введены дополнительные требования. В уведомлении о реализации маркированного товара теперь необходимо указывать номер фискального документа кассового чека (тег 2040), связанного с продажей таких товаров. Также в уведомлении должны присутствовать реквизиты "Часовая зона" (тег 1011) и "Признак расчета в интернете" (тег 1125), если расчет производился онлайн. Кроме того, в запросе о коде маркировки и уведомлении о реализации добавлены новые статусы товаров: "5" (штучный товар) и "6" (мерный товар реализован). Эти изменения направлены на усиление контроля за оборотом маркированных товаров и обеспечение полноты данных в фискальных документах (п. 2.23 - 2.25, 2.29 - 2.30 Приложения к Приказу). В части маркированных товаров усиление регламентации, выразившееся во введении новых статусов товаров (5 и 6) и обязательном указании номера фискального документа в уведомлении о реализации, направлено на совершенствование системы прослеживаемости оборота маркированной продукции.
(Васильева О.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 7)Для продажи маркированных товаров введены дополнительные требования. В уведомлении о реализации маркированного товара теперь необходимо указывать номер фискального документа кассового чека (тег 2040), связанного с продажей таких товаров. Также в уведомлении должны присутствовать реквизиты "Часовая зона" (тег 1011) и "Признак расчета в интернете" (тег 1125), если расчет производился онлайн. Кроме того, в запросе о коде маркировки и уведомлении о реализации добавлены новые статусы товаров: "5" (штучный товар) и "6" (мерный товар реализован). Эти изменения направлены на усиление контроля за оборотом маркированных товаров и обеспечение полноты данных в фискальных документах (п. 2.23 - 2.25, 2.29 - 2.30 Приложения к Приказу). В части маркированных товаров усиление регламентации, выразившееся во введении новых статусов товаров (5 и 6) и обязательном указании номера фискального документа в уведомлении о реализации, направлено на совершенствование системы прослеживаемости оборота маркированной продукции.
Вопрос: О применении ККТ интернет-магазином и его агентом.
(Письмо ФНС России от 29.03.2024 N ЗГ-2-20/4958)Согласно пункту 5.6 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователи вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов, при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети Интернет) за реализуемый товар при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров (кроме случаев, указанных в пункте 5.1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ).
(Письмо ФНС России от 29.03.2024 N ЗГ-2-20/4958)Согласно пункту 5.6 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователи вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов, при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети Интернет) за реализуемый товар при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров (кроме случаев, указанных в пункте 5.1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ).
Статья: 8 вопросов о рекламе в социальных сетях
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2024, N 13)ИП имеет собственные странички в социальных сетях, где размещает информацию рекламного характера о товарах, которые продает. Нужно ли ему маркировать такую рекламу и сообщать о ней в Роскомнадзор? Или требование о маркировке распространяется только на случаи, когда ИП рекламирует товары других лиц?
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2024, N 13)ИП имеет собственные странички в социальных сетях, где размещает информацию рекламного характера о товарах, которые продает. Нужно ли ему маркировать такую рекламу и сообщать о ней в Роскомнадзор? Или требование о маркировке распространяется только на случаи, когда ИП рекламирует товары других лиц?