Малые предприятия 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Малые предприятия 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 4.1.2 "Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям" КоАП РФ"С учетом включения общества в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 10.09.2020, а также принимая во внимание, что санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ не предусмотрено наказание для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, коллегия апелляционного суда сочла возможным применить к обществу правило, установленное частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, снизив установленный административным органом штраф до 125 000 руб.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 427 "Пониженные тарифы страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество выплачивало работникам компенсацию за использование личного имущества, в том числе рыболовных снастей, подвесных руль-моторов, лодок и рыбацких костюмов, при этом размер компенсации был напрямую связан с производственными результатами по добыче рыбы (от количества и породы сданной рыбы-сырца) и составлял 50 процентов общей суммы оплаты труда. Налоговый орган доначислил страховые взносы за 2020 год на суммы выплаченных компенсаций по совокупному тарифу 30 процентов. Плательщик оспорил доначисление, указав, что в силу ст. 6 и ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ для общества как для субъекта малого предпринимательства установлены пониженные тарифы страховых взносов начиная с апреля 2020 года (в совокупном размере 15 процентов). Суды признали правомерным доначисление страховых взносов по совокупному тарифу 30 процентов, поскольку применение более низкой ставки является льготой, о применении которой общество должно было заявить посредством представления налоговой декларации. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение, указав, что общество заявляло об ошибочной уплате страховых взносов по тарифу 30 процентов в связи с вступлением в силу изменений в законодательстве, а налоговый орган осуществляет ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, поэтому в рамках налоговой проверки налоговый орган имел возможность самостоятельно сделать вывод о соблюдении плательщиком условия для применения пониженного тарифа, без отдельного упоминания об этом плательщиком взносов. Исполняя обязанность по установлению действительной обязанности налогоплательщика по уплате страховых взносов, налоговый орган должен был самостоятельно применить при исчислении взносов тариф 15, а не 30 процентов.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество выплачивало работникам компенсацию за использование личного имущества, в том числе рыболовных снастей, подвесных руль-моторов, лодок и рыбацких костюмов, при этом размер компенсации был напрямую связан с производственными результатами по добыче рыбы (от количества и породы сданной рыбы-сырца) и составлял 50 процентов общей суммы оплаты труда. Налоговый орган доначислил страховые взносы за 2020 год на суммы выплаченных компенсаций по совокупному тарифу 30 процентов. Плательщик оспорил доначисление, указав, что в силу ст. 6 и ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ для общества как для субъекта малого предпринимательства установлены пониженные тарифы страховых взносов начиная с апреля 2020 года (в совокупном размере 15 процентов). Суды признали правомерным доначисление страховых взносов по совокупному тарифу 30 процентов, поскольку применение более низкой ставки является льготой, о применении которой общество должно было заявить посредством представления налоговой декларации. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение, указав, что общество заявляло об ошибочной уплате страховых взносов по тарифу 30 процентов в связи с вступлением в силу изменений в законодательстве, а налоговый орган осуществляет ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, поэтому в рамках налоговой проверки налоговый орган имел возможность самостоятельно сделать вывод о соблюдении плательщиком условия для применения пониженного тарифа, без отдельного упоминания об этом плательщиком взносов. Исполняя обязанность по установлению действительной обязанности налогоплательщика по уплате страховых взносов, налоговый орган должен был самостоятельно применить при исчислении взносов тариф 15, а не 30 процентов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Среднее предпринимательство
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- все ССП обязаны предоставлять статистическую отчетность 1 раз в 5 лет при проведении сплошных статистических наблюдений (ч. 1, 3 ст. 5 Закона о развитии предпринимательства). Последний сбор первичных статистических данных по программе сплошного наблюдения осуществлялся в 2021 г. за 2020 г. (п. 3 Основных методологических и организационных положений по сплошному федеральному статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2020 год, утв. Приказом Росстата от 28.08.2020 N 496. Обращаем внимание, что указанный Приказ утратил силу в связи с изданием Приказа Росстата от 03.10.2023 N 487 "О внесении изменений и признании утратившими силу отдельных организационных и методологических положений проведения федеральных статистических наблюдений и (или) их отдельных положений" (п. 17 Приложения N 2)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- все ССП обязаны предоставлять статистическую отчетность 1 раз в 5 лет при проведении сплошных статистических наблюдений (ч. 1, 3 ст. 5 Закона о развитии предпринимательства). Последний сбор первичных статистических данных по программе сплошного наблюдения осуществлялся в 2021 г. за 2020 г. (п. 3 Основных методологических и организационных положений по сплошному федеральному статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2020 год, утв. Приказом Росстата от 28.08.2020 N 496. Обращаем внимание, что указанный Приказ утратил силу в связи с изданием Приказа Росстата от 03.10.2023 N 487 "О внесении изменений и признании утратившими силу отдельных организационных и методологических положений проведения федеральных статистических наблюдений и (или) их отдельных положений" (п. 17 Приложения N 2)).
Нормативные акты
Справочная информация: "Тарифы страховых взносов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)7.1.2. Тарифы страховых взносов на ОПС на период
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)7.1.2. Тарифы страховых взносов на ОПС на период
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Созданный в августе 2020 г. Альянс цифровой трансформации для малых и средних предприятий Вьетнама (DTS) [631], в свою очередь, нацелен на цифровизацию частного бизнеса страны [632]. Так, в 2021 г. DTS Alliance запустил проект цифрового пространства DxSpace. Предполагается, что данный проект будет развиваться в 6 различных пространствах: мобильные технологии и геолокация (Mobile and Geolocation); биометрия (Biometrics); ИИ и большие данные (AI и Big Data); сбалансированные социальные сети (Balanced Social Media); "умные рабочие места" (Smart Works), блокчейн и интернет вещей (Blockchain and Internet of Things) [633].
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Созданный в августе 2020 г. Альянс цифровой трансформации для малых и средних предприятий Вьетнама (DTS) [631], в свою очередь, нацелен на цифровизацию частного бизнеса страны [632]. Так, в 2021 г. DTS Alliance запустил проект цифрового пространства DxSpace. Предполагается, что данный проект будет развиваться в 6 различных пространствах: мобильные технологии и геолокация (Mobile and Geolocation); биометрия (Biometrics); ИИ и большие данные (AI и Big Data); сбалансированные социальные сети (Balanced Social Media); "умные рабочие места" (Smart Works), блокчейн и интернет вещей (Blockchain and Internet of Things) [633].
Статья: Национальная экономика и факторы, определяющие развитие преступности
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Предметное изучение вопроса функционирования предприятий малого и среднего бизнеса показало, что именно в этом направлении была организована практическая помощь предпринимательству Правительством Российской Федерации <19>, определившим первоочередные задачи, направленные на поддержку экономики, среди которых: снижение налоговой нагрузки на субъектов предпринимательства; ослабление административно-надзорной функции государства за деятельностью малого и среднего предпринимательства (в 2020 г. количество проверок субъектов малого и среднего бизнеса снизилось в 15 раз); финансовая помощь предпринимательству в виде льготных кредитов, субсидий, отсрочки по уплате страховых взносов и др. В частности, в период с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего бизнеса, в отношении части выплат, превышающих величину минимального размера оплаты труда, было решено применять пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - 10%; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0%; на обязательное медицинское страхование - в размере 5% <20>.
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Предметное изучение вопроса функционирования предприятий малого и среднего бизнеса показало, что именно в этом направлении была организована практическая помощь предпринимательству Правительством Российской Федерации <19>, определившим первоочередные задачи, направленные на поддержку экономики, среди которых: снижение налоговой нагрузки на субъектов предпринимательства; ослабление административно-надзорной функции государства за деятельностью малого и среднего предпринимательства (в 2020 г. количество проверок субъектов малого и среднего бизнеса снизилось в 15 раз); финансовая помощь предпринимательству в виде льготных кредитов, субсидий, отсрочки по уплате страховых взносов и др. В частности, в период с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего бизнеса, в отношении части выплат, превышающих величину минимального размера оплаты труда, было решено применять пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - 10%; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0%; на обязательное медицинское страхование - в размере 5% <20>.
Статья: Духовно-нравственные причины уклонения от уплаты налогов: характеристика и направления противодействия
(Измайлова М.О.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 6)Стоит признать, что с пандемией коронавируса негативное настроение предпринимателей, связанное с уплатой налогов, только усилилось. Социологический опрос Совета по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики при Торгово-промышленной палате показал, что 46% опрошенных предпринимателей решили прекратить предпринимательскую деятельность, у 25% доходность бизнеса упала до 70%, у трети опрошенных (29%) доходность упала до 50% и ниже <4>. Согласно другому опросу Торгово-промышленной палаты большинство опрошенных респондентов (71%) призывают к отмене всех налоговых и неналоговых платежей для малого и среднего предпринимательства в 2020 г. При этом основная часть (более 50%) респондентов не смогли воспользоваться мерами кредитно-финансовой поддержки, предложенной Правительством РФ, по причине невключения их компаний в перечень наиболее пострадавших отраслей. При этом около 50% предпринимателей не планируют обращаться в банки за поддержкой, так как не видят в предлагаемых государством мерах реальной помощи <5>. Лишь 13% субъектов предпринимательской деятельности из 22 тыс. смогли адаптироваться к сложившейся ситуации. Полагаем, что такое настроение субъектов предпринимательской деятельности и непринятие должных мер в части поддержки малого и среднего бизнеса в тяжелый для них период негативным образом будет сказываться на пополнении бюджетной системы нашей страны в ближайшие годы.
(Измайлова М.О.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 6)Стоит признать, что с пандемией коронавируса негативное настроение предпринимателей, связанное с уплатой налогов, только усилилось. Социологический опрос Совета по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики при Торгово-промышленной палате показал, что 46% опрошенных предпринимателей решили прекратить предпринимательскую деятельность, у 25% доходность бизнеса упала до 70%, у трети опрошенных (29%) доходность упала до 50% и ниже <4>. Согласно другому опросу Торгово-промышленной палаты большинство опрошенных респондентов (71%) призывают к отмене всех налоговых и неналоговых платежей для малого и среднего предпринимательства в 2020 г. При этом основная часть (более 50%) респондентов не смогли воспользоваться мерами кредитно-финансовой поддержки, предложенной Правительством РФ, по причине невключения их компаний в перечень наиболее пострадавших отраслей. При этом около 50% предпринимателей не планируют обращаться в банки за поддержкой, так как не видят в предлагаемых государством мерах реальной помощи <5>. Лишь 13% субъектов предпринимательской деятельности из 22 тыс. смогли адаптироваться к сложившейся ситуации. Полагаем, что такое настроение субъектов предпринимательской деятельности и непринятие должных мер в части поддержки малого и среднего бизнеса в тяжелый для них период негативным образом будет сказываться на пополнении бюджетной системы нашей страны в ближайшие годы.
Статья: Характеристика "льготного" режима уплаты административного штрафа (на примере административных правонарушений в области дорожного движения)
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)1. Виноградова Е. КоАПайте глубже: новый кодекс грозит разорением малому бизнесу / Е. Виноградова // Известия. 2020. 18 марта.
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)1. Виноградова Е. КоАПайте глубже: новый кодекс грозит разорением малому бизнесу / Е. Виноградова // Известия. 2020. 18 марта.
Статья: Выявление зависимости уровня экономической безопасности от борьбы с экономическими преступлениями
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П., Данилова Р.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 9)8. Глущенко А.В., Самедова Э.Н., Темников В.А. Оценка, учет и контроль финансовых рисков компании: прикладные аспекты для малого и среднего бизнеса // Международный бухгалтерский учет. 2020. Т. 23. N 6 (468). С. 643 - 666.
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П., Данилова Р.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 9)8. Глущенко А.В., Самедова Э.Н., Темников В.А. Оценка, учет и контроль финансовых рисков компании: прикладные аспекты для малого и среднего бизнеса // Международный бухгалтерский учет. 2020. Т. 23. N 6 (468). С. 643 - 666.
Статья: Процессуальные механизмы защиты нарушенных прав и административные запреты: опыт системного правоприменения
(Осинцев Д.В.)
("Администратор суда", 2025, N 2)<1> Мицкая Е.В. Несовершенство административной процедуры: препятствие надлежащей реализации права на обращение // Наука. 2020. N 4 (67). С. 3 - 9; Степин А.Б. Виды нематериальных административно-правовых способов защиты гражданских прав субъектов малого и среднего предпринимательства // Администратор суда. 2020. N 2. С. 15 - 19.
(Осинцев Д.В.)
("Администратор суда", 2025, N 2)<1> Мицкая Е.В. Несовершенство административной процедуры: препятствие надлежащей реализации права на обращение // Наука. 2020. N 4 (67). С. 3 - 9; Степин А.Б. Виды нематериальных административно-правовых способов защиты гражданских прав субъектов малого и среднего предпринимательства // Администратор суда. 2020. N 2. С. 15 - 19.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данный пункт изложен полностью в новой редакции с 1 января 2019 г. Законом 2018 г. N 322-ФЗ, принятым в рамках распространения ССВ на микропредприятия и малые предприятия, а затем с 1 октября 2020 г. Законом 2020 г. N 163-ФЗ, принятым в рамках совершенствования ССВ. Тем же Законом 2020 г. N 163-ФЗ введена упомянутая в рассматриваемом пункте статья 5.1 комментируемого Закона, определяющая виды юридических лиц, страхование вкладов которых (вклады, размещенные которыми или в пользу которых) осуществляется в соответствии с комментируемым Законом.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данный пункт изложен полностью в новой редакции с 1 января 2019 г. Законом 2018 г. N 322-ФЗ, принятым в рамках распространения ССВ на микропредприятия и малые предприятия, а затем с 1 октября 2020 г. Законом 2020 г. N 163-ФЗ, принятым в рамках совершенствования ССВ. Тем же Законом 2020 г. N 163-ФЗ введена упомянутая в рассматриваемом пункте статья 5.1 комментируемого Закона, определяющая виды юридических лиц, страхование вкладов которых (вклады, размещенные которыми или в пользу которых) осуществляется в соответствии с комментируемым Законом.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)<832> Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.02.2023).
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)<832> Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.02.2023).