Магазин самообслуживания
Подборка наиболее важных документов по запросу Магазин самообслуживания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Статья: Правовое регулирование маркировки товаров в условиях цифровизации и параллельного импорта
(Панова А.С.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 2)В современных условиях предоставление необходимой, достоверной и соответствующей законодательству информации о товарах является одной из существенных обязанностей субъектов, реализующих товары покупателям. Маркировка - это прежде всего один из способов информирования покупателей о товарах. С учетом роста объемов продаж посредством магазинов самообслуживания, таких как универсамы, супер- и гипермаркеты, дискаунтеры, в которых могут отсутствовать продавцы-консультанты, правильная, полная и достоверная маркировка является важнейшим источником информации о товаре <1>. Маркировка может выражаться в различных формах: в виде текста, рисунка, условных обозначений. Обычно она наносится на товар, тару, упаковку, этикетки и т.п. Стоит заметить, что в техническом плане в последнее десятилетие наблюдается усложнение методов и приемов нанесения маркировки, что, в свою очередь, предполагает закупку хозяйствующими субъектами дорогостоящего оборудования. Набирает популярность нанесение маркировки лазером. К примеру, операция маркировки волоконным лазером на нержавеющей стали предполагает чистоту и высокую скорость обработки продукта при незначительном участии человека, четкость маркировки с минимальным воздействием на поверхность объекта <2>.
(Панова А.С.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 2)В современных условиях предоставление необходимой, достоверной и соответствующей законодательству информации о товарах является одной из существенных обязанностей субъектов, реализующих товары покупателям. Маркировка - это прежде всего один из способов информирования покупателей о товарах. С учетом роста объемов продаж посредством магазинов самообслуживания, таких как универсамы, супер- и гипермаркеты, дискаунтеры, в которых могут отсутствовать продавцы-консультанты, правильная, полная и достоверная маркировка является важнейшим источником информации о товаре <1>. Маркировка может выражаться в различных формах: в виде текста, рисунка, условных обозначений. Обычно она наносится на товар, тару, упаковку, этикетки и т.п. Стоит заметить, что в техническом плане в последнее десятилетие наблюдается усложнение методов и приемов нанесения маркировки, что, в свою очередь, предполагает закупку хозяйствующими субъектами дорогостоящего оборудования. Набирает популярность нанесение маркировки лазером. К примеру, операция маркировки волоконным лазером на нержавеющей стали предполагает чистоту и высокую скорость обработки продукта при незначительном участии человека, четкость маркировки с минимальным воздействием на поверхность объекта <2>.
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль10.2. Можно ли признать в составе материальных расходов потери при хранении товаров в торговом зале магазина самообслуживания?
Статья: Уголовно-правовое значение профессионализации преступной деятельности (на примере УК РСФСР 1922 г. и УК РФ 1996 г.)
(Скобликов П.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)<10> Разумеется, речь идет не о мелких кражах через свободный доступ из супермаркетов и других магазинов самообслуживания (таковых тогда не существовало), а о крупных кражах со взломом, совершаемых, как правило, в ночное время. Их статистический рост во время Первой мировой войны и еще более после ее окончания давал основание исследователям-современникам предполагать возрастание профессиональной преступности. Подробнее см.: Гернет М.Н. Указ. соч. С. 46.
(Скобликов П.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)<10> Разумеется, речь идет не о мелких кражах через свободный доступ из супермаркетов и других магазинов самообслуживания (таковых тогда не существовало), а о крупных кражах со взломом, совершаемых, как правило, в ночное время. Их статистический рост во время Первой мировой войны и еще более после ее окончания давал основание исследователям-современникам предполагать возрастание профессиональной преступности. Подробнее см.: Гернет М.Н. Указ. соч. С. 46.
Статья: Отношение, возникающее при проведении переговоров о заключении договора по российскому праву: антиделиктная концепция
(Райников А.С.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 2)В данном контексте следует упомянуть хрестоматийные для германского права "дело о линолеуме" (Linoleumfall) и "дело о листе салата" (Salatblattfall). По обстоятельствам первого из них покупательница пришла в магазин за покрытием из линолеума; служащий магазина, чтобы достать с верхней полки интересующий ее образец, отложил в сторону два рулона, которые случайно упали на покупательницу и ее ребенка так, что повалили их на пол. Во втором деле 14-летняя истица неудачно поскользнулась на листке овоща в магазине самообслуживания <32>. По результатам рассмотрения этих дел суды выработали особый концепт - интерес к сохранению физической целостности организма и имущества, защищаемый в рамках подготовительного правоотношения, предшествующего заключению договора <33>.
(Райников А.С.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 2)В данном контексте следует упомянуть хрестоматийные для германского права "дело о линолеуме" (Linoleumfall) и "дело о листе салата" (Salatblattfall). По обстоятельствам первого из них покупательница пришла в магазин за покрытием из линолеума; служащий магазина, чтобы достать с верхней полки интересующий ее образец, отложил в сторону два рулона, которые случайно упали на покупательницу и ее ребенка так, что повалили их на пол. Во втором деле 14-летняя истица неудачно поскользнулась на листке овоща в магазине самообслуживания <32>. По результатам рассмотрения этих дел суды выработали особый концепт - интерес к сохранению физической целостности организма и имущества, защищаемый в рамках подготовительного правоотношения, предшествующего заключению договора <33>.
Статья: Теория фактических договорных отношений: история становления и критика
(Щепин Д.С.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 6)Такой позиции придерживается Д. Медикус. Он отмечает, что в соответствии с этой максимой (которую можно вывести из § 242 ГГУ <115>), реальное поведение (например, парковка автомобиля) должно иметь более сильное изъявительное значение, чем несогласный с этим простой вербальный протест против правовых последствий (в данном случае против обязанности по оплате парковки на основании норм договорного права) <116>. И использование этого правила более адекватно, чем использование теории фактических договорных отношений, поскольку правило "protestatio facto contraria non valet" работает не всегда, иначе, например, каждая кража в магазине самообслуживания должна была бы приводить к заключению договора купли-продажи, и тогда "вора" более нельзя было бы упрекнуть в совершении кражи, а только лишь в неоплате покупной цены <117>. Также Д. Медикус предлагает решать случаи массового предоставления по аналогии с §§ 612 <118>, 632 <119> ГГУ: тот, кто пользуется предложенным предоставлением, не может своим односторонним заявлением исключить свою обязанность по оплате, если цена установлена в справедливом размере. Только тот, кто явно выходит за пределы закона (как вор в магазине), остается без преимуществ и недостатков договора, и в таком случае его постигают правовые последствия деликтного права, и права неосновательного обогащения, и уголовного права <120>.
(Щепин Д.С.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 6)Такой позиции придерживается Д. Медикус. Он отмечает, что в соответствии с этой максимой (которую можно вывести из § 242 ГГУ <115>), реальное поведение (например, парковка автомобиля) должно иметь более сильное изъявительное значение, чем несогласный с этим простой вербальный протест против правовых последствий (в данном случае против обязанности по оплате парковки на основании норм договорного права) <116>. И использование этого правила более адекватно, чем использование теории фактических договорных отношений, поскольку правило "protestatio facto contraria non valet" работает не всегда, иначе, например, каждая кража в магазине самообслуживания должна была бы приводить к заключению договора купли-продажи, и тогда "вора" более нельзя было бы упрекнуть в совершении кражи, а только лишь в неоплате покупной цены <117>. Также Д. Медикус предлагает решать случаи массового предоставления по аналогии с §§ 612 <118>, 632 <119> ГГУ: тот, кто пользуется предложенным предоставлением, не может своим односторонним заявлением исключить свою обязанность по оплате, если цена установлена в справедливом размере. Только тот, кто явно выходит за пределы закона (как вор в магазине), остается без преимуществ и недостатков договора, и в таком случае его постигают правовые последствия деликтного права, и права неосновательного обогащения, и уголовного права <120>.
Статья: Хищение ТМЦ: ведем учет по правилам ФСБУ 5/2019
(Цивилева Е.Б.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 5)Отдельная история с кражами из магазинов. Убытки в виде недостачи товаров в магазинах самообслуживания из-за невыявленных хищений неустановленными лицами (покупателями) в торговых залах в неустановленное время можно учесть при налогообложении при условии их соответствия требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. Это требования об экономической обоснованности и документальном подтверждении.
(Цивилева Е.Б.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 5)Отдельная история с кражами из магазинов. Убытки в виде недостачи товаров в магазинах самообслуживания из-за невыявленных хищений неустановленными лицами (покупателями) в торговых залах в неустановленное время можно учесть при налогообложении при условии их соответствия требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. Это требования об экономической обоснованности и документальном подтверждении.
Готовое решение: Как осуществляется комиссионная торговля
(КонсультантПлюс, 2025)Понятие "комиссионный магазин" встречается в п. 49 ГОСТ Р 51303-2023, согласно которому комиссионный магазин - это магазин, в котором по методу самообслуживания продают непродовольственные товары, в том числе бывшие в употреблении и/или принятые от населения по договору комиссии и другим договорам. То есть такой магазин продает вещи, переданные ему именно для реализации. Причем в указанном ГОСТе указана и площадь такого магазина (торгового зала) - от 18 м2, однако, полагаем, ключевым для квалификации магазина как комиссионного является все же вид деятельности.
(КонсультантПлюс, 2025)Понятие "комиссионный магазин" встречается в п. 49 ГОСТ Р 51303-2023, согласно которому комиссионный магазин - это магазин, в котором по методу самообслуживания продают непродовольственные товары, в том числе бывшие в употреблении и/или принятые от населения по договору комиссии и другим договорам. То есть такой магазин продает вещи, переданные ему именно для реализации. Причем в указанном ГОСТе указана и площадь такого магазина (торгового зала) - от 18 м2, однако, полагаем, ключевым для квалификации магазина как комиссионного является все же вид деятельности.
Готовое решение: Какими документами для целей налога на прибыль подтверждается факт хищения товаров
(КонсультантПлюс, 2025)Однако ВАС РФ в ситуации хищения товаров в торговых залах магазинов самообслуживания пришел к выводу, что наличие таких документов необязательно. Факт хищения товара можно признать на основании иных документов, подтверждающих понесенные убытки (Решение от 04.12.2013 N ВАС-13048/13).
(КонсультантПлюс, 2025)Однако ВАС РФ в ситуации хищения товаров в торговых залах магазинов самообслуживания пришел к выводу, что наличие таких документов необязательно. Факт хищения товара можно признать на основании иных документов, подтверждающих понесенные убытки (Решение от 04.12.2013 N ВАС-13048/13).
Статья: Для учета в расходах недостачу можно подтвердить документами по результатам инвентаризации
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 7)Однако в решении от 04.12.2013 N ВАС-13048/13 ВАС РФ указал, что недостача, выявляемая в процессе инвентаризации в организациях, осуществляющих розничную торговлю через залы самообслуживания, возникновение которой не обусловлено естественной убылью, не может быть отнесена на конкретных виновных лиц ввиду невозможности установления таковых. В отсутствие в Налоговом кодексе специального регулирования по вопросу об учете для целей налогообложения недостачи товаров, не обусловленной естественной убылью и возникающей в магазинах самообслуживания в результате невыявленных хищений, совершенных покупателями в торговых залах в неустановленное время, данные убытки могут быть учтены для целей налогообложения на основании п. 2 ст. 265 НК РФ при условии соответствия их требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 7)Однако в решении от 04.12.2013 N ВАС-13048/13 ВАС РФ указал, что недостача, выявляемая в процессе инвентаризации в организациях, осуществляющих розничную торговлю через залы самообслуживания, возникновение которой не обусловлено естественной убылью, не может быть отнесена на конкретных виновных лиц ввиду невозможности установления таковых. В отсутствие в Налоговом кодексе специального регулирования по вопросу об учете для целей налогообложения недостачи товаров, не обусловленной естественной убылью и возникающей в магазинах самообслуживания в результате невыявленных хищений, совершенных покупателями в торговых залах в неустановленное время, данные убытки могут быть учтены для целей налогообложения на основании п. 2 ст. 265 НК РФ при условии соответствия их требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.