Любительская рыбалка
Подборка наиболее важных документов по запросу Любительская рыбалка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства: Гражданин (Должностное лицо, Организация) обжалует привлечение к ответственности за нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах РФ
(КонсультантПлюс, 2025)осуществлялся вид деятельности, не указанный в направленном в пограничный орган уведомлении (вместо любительского рыболовства осуществлялась транспортировка уловов водных биологических ресурсов, добытых в рамках промышленного рыболовства)
(КонсультантПлюс, 2025)осуществлялся вид деятельности, не указанный в направленном в пограничный орган уведомлении (вместо любительского рыболовства осуществлялась транспортировка уловов водных биологических ресурсов, добытых в рамках промышленного рыболовства)
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства: Гражданин (Лицо без гражданства) обжалует привлечение к ответственности за нарушение пограничного режима в пограничной зоне
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданин осуществлял любительский лов рыбы (сбор металлолома и т.п.) в пограничной зоне без уведомления пограничных органов
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданин осуществлял любительский лов рыбы (сбор металлолома и т.п.) в пограничной зоне без уведомления пограничных органов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие установлены правила и требования при осуществлении гражданами рыболовства?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)1. Общие правила любительского рыболовства
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)1. Общие правила любительского рыболовства
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2018 г. N 475-ФЗ "О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Статья 7. Ограничения любительского рыболовства
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Статья 7. Ограничения любительского рыболовства
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"Статья 24. Любительское рыболовство
(ред. от 24.06.2025)
"О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"Статья 24. Любительское рыболовство
Статья: Возмещение ущерба и иное заглаживание вреда как условия освобождения от уголовной ответственности (ст. 76, 76.2 УК РФ) в зависимости от особенностей объекта преступления
(Гарбатович Д.А.)
("Уголовное право", 2024, N 12)В.Л.Н. и М.А.С. органами дознания обвинялись в том, что они, действуя по предварительному сговору, с применением запрещенных для любительского рыболовства в Азово-Черноморском рыбохозяйственном бассейне орудий лова - двух сетей, осуществили незаконную добычу рыбы: тарани в количестве 631 экземпляра и пиленгаса в количестве 5 экземпляров, причинив своими действиями ущерб Российской Федерации на сумму 318 925 руб., т.е. в особо крупном размере. Из материалов уголовного дела усматривается, что М.А.С. и В.Л.Н. в ходе предварительного расследования в полном объеме возместили причиненный преступлением ущерб, установленный в сумме 318 925 руб., перечислив на счет Службы в г. Ейске Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю 320 000 руб. Кроме того, в рамках заглаживания причиненного вреда М.А.С. и В.Л.Н. совершили добровольное пожертвование в пользу детского сада, встали на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков на профессиональный доход. Таким образом, М.А.С. и В.Л.Н. были приняты меры, направленные на нейтрализацию негативных последствий содеянного, которые в полном объеме компенсируют совершенные ими преступные действия и способствуют восстановлению нарушенных законных интересов общества и государства. Вывод: Постановление Щербиновского районного суда Краснодарского края, Апелляционное постановление Краснодарского краевого суда в отношении В.Л.Н. и М.А.С. оставить без изменения <19>.
(Гарбатович Д.А.)
("Уголовное право", 2024, N 12)В.Л.Н. и М.А.С. органами дознания обвинялись в том, что они, действуя по предварительному сговору, с применением запрещенных для любительского рыболовства в Азово-Черноморском рыбохозяйственном бассейне орудий лова - двух сетей, осуществили незаконную добычу рыбы: тарани в количестве 631 экземпляра и пиленгаса в количестве 5 экземпляров, причинив своими действиями ущерб Российской Федерации на сумму 318 925 руб., т.е. в особо крупном размере. Из материалов уголовного дела усматривается, что М.А.С. и В.Л.Н. в ходе предварительного расследования в полном объеме возместили причиненный преступлением ущерб, установленный в сумме 318 925 руб., перечислив на счет Службы в г. Ейске Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю 320 000 руб. Кроме того, в рамках заглаживания причиненного вреда М.А.С. и В.Л.Н. совершили добровольное пожертвование в пользу детского сада, встали на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков на профессиональный доход. Таким образом, М.А.С. и В.Л.Н. были приняты меры, направленные на нейтрализацию негативных последствий содеянного, которые в полном объеме компенсируют совершенные ими преступные действия и способствуют восстановлению нарушенных законных интересов общества и государства. Вывод: Постановление Щербиновского районного суда Краснодарского края, Апелляционное постановление Краснодарского краевого суда в отношении В.Л.Н. и М.А.С. оставить без изменения <19>.
Статья: Рыболовный журнал: утверждены форма и порядок ведения
(Петрова Н.А.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 2)Рыболовный журнал также ведется лицами, осуществляющими рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации с использованием рыболовных участков, и лицами, организующими любительское рыболовство с использованием рыболовных участков.
(Петрова Н.А.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 2)Рыболовный журнал также ведется лицами, осуществляющими рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации с использованием рыболовных участков, и лицами, организующими любительское рыболовство с использованием рыболовных участков.
Статья: От курортного сбора к туристическому налогу: история вопроса и перспективы (часть 2)
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 8)Известно, что введение курортного сбора в качестве эксперимента в 2017 году не является чем-то новым для российского законодательства и не первая попытка таким образом решить проблему обеспечения доходности местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Еще в 20-х годах прошлого века в Автономной Крымской ССР взимался курортный сбор <9>. В течение нескольких лет курортный сбор взимался на основании Постановления ЦИК и СНК СССР от 17.08.1933, имея целью возмещение расходов, связанных с благоустройством курортов и повышением качества бытового обслуживания отдыхающих <10>. Особенно активно этот механизм использовался в разных вариантах для развития одного города или сети курортов, с признанием плательщиками неорганизованных отдыхающих и организаций курортной инфраструктуры, размещающих отдыхающих, в 1960-х - начале 1970-х годов (Постановление Совмина РСФСР от 16.08.1963 N 1012 "О курортном сборе с граждан, неорганизованно приезжающих на отдых в курортные местности" <11>; Постановление Совмина СССР от 27.02.1969 N 155 "О взимании курортного сбора" <12>; Постановление Совмина РСФСР от 12.10.1970 N 589 "О введении курортного сбора с граждан, неорганизованно приезжающих на отдых в г. Туапсе Краснодарского края" <13>). Законом СССР от 24.06.1981 "О местных налогах и сборах" <14> республики были наделены правом вводить местные сборы, взимаемые с граждан за услуги, предоставляемые им в сферах туризма, отдыха, организации экскурсий, любительского рыболовства, охоты и др., что имело целью частичное возмещение расходов. В данном контексте сбор по своей сущности очень близок к современной налоговой природе сбора: индивидуальная возмездность (плата за оказание услуг), компенсационный характер. В качестве местного курортный сбор взимался на территории Российской Федерации в период с 1992 по 2003 год (введен Законом РСФСР от 12.12.1991 N 2018-1 "О курортном сборе с физических лиц" <15> (утратил силу с 01.01.2004 с принятием Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ)).
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 8)Известно, что введение курортного сбора в качестве эксперимента в 2017 году не является чем-то новым для российского законодательства и не первая попытка таким образом решить проблему обеспечения доходности местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Еще в 20-х годах прошлого века в Автономной Крымской ССР взимался курортный сбор <9>. В течение нескольких лет курортный сбор взимался на основании Постановления ЦИК и СНК СССР от 17.08.1933, имея целью возмещение расходов, связанных с благоустройством курортов и повышением качества бытового обслуживания отдыхающих <10>. Особенно активно этот механизм использовался в разных вариантах для развития одного города или сети курортов, с признанием плательщиками неорганизованных отдыхающих и организаций курортной инфраструктуры, размещающих отдыхающих, в 1960-х - начале 1970-х годов (Постановление Совмина РСФСР от 16.08.1963 N 1012 "О курортном сборе с граждан, неорганизованно приезжающих на отдых в курортные местности" <11>; Постановление Совмина СССР от 27.02.1969 N 155 "О взимании курортного сбора" <12>; Постановление Совмина РСФСР от 12.10.1970 N 589 "О введении курортного сбора с граждан, неорганизованно приезжающих на отдых в г. Туапсе Краснодарского края" <13>). Законом СССР от 24.06.1981 "О местных налогах и сборах" <14> республики были наделены правом вводить местные сборы, взимаемые с граждан за услуги, предоставляемые им в сферах туризма, отдыха, организации экскурсий, любительского рыболовства, охоты и др., что имело целью частичное возмещение расходов. В данном контексте сбор по своей сущности очень близок к современной налоговой природе сбора: индивидуальная возмездность (плата за оказание услуг), компенсационный характер. В качестве местного курортный сбор взимался на территории Российской Федерации в период с 1992 по 2003 год (введен Законом РСФСР от 12.12.1991 N 2018-1 "О курортном сборе с физических лиц" <15> (утратил силу с 01.01.2004 с принятием Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ)).
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> Необходимость хотя бы частичного отстранения иных лиц от использования водного объекта (части водного объекта), где осуществляется аквакультура (рыбоводство), подтверждена разъяснениями Росрыболовства. Согласно абз. 5 "Позиции Федерального агентства по рыболовству по вопросу пользования водными объектами, предоставленными для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) и осуществления любительского рыболовства", при предоставлении государством водного объекта или его части по договору пользования рыбоводным участком для осуществления аквакультуры и в связи с тем, что объекты аквакультуры являются собственностью пользователя рыбоводного участка, невозможно в определенных границах осуществление любительского и спортивного рыболовства без согласия пользователя такого рыбоводного участка. См.: Информация Росрыболовства от 16 марта 2015 г. // СПС "КонсультантПлюс".
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> Необходимость хотя бы частичного отстранения иных лиц от использования водного объекта (части водного объекта), где осуществляется аквакультура (рыбоводство), подтверждена разъяснениями Росрыболовства. Согласно абз. 5 "Позиции Федерального агентства по рыболовству по вопросу пользования водными объектами, предоставленными для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) и осуществления любительского рыболовства", при предоставлении государством водного объекта или его части по договору пользования рыбоводным участком для осуществления аквакультуры и в связи с тем, что объекты аквакультуры являются собственностью пользователя рыбоводного участка, невозможно в определенных границах осуществление любительского и спортивного рыболовства без согласия пользователя такого рыбоводного участка. См.: Информация Росрыболовства от 16 марта 2015 г. // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Утвержден примерный перечень обязательств, предусматриваемых соглашением об участии в социально-экономическом развитии субъекта Российской Федерации между лицом, осуществляющим промышленное рыболовство или организацию любительского рыболовства, и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Утвержден примерный перечень обязательств, предусматриваемых соглашением об участии в социально-экономическом развитии субъекта Российской Федерации между лицом, осуществляющим промышленное рыболовство или организацию любительского рыболовства, и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Статья: Правовое регулирование рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в России в IX - начале XX века
(Савичев А.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Савичев Алексей Аркадьевич, советник отдела товарного рыбоводства и любительского рыболовства Управления науки и аквакультуры Федерального агентства по рыболовству, кандидат юридических наук.
(Савичев А.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Савичев Алексей Аркадьевич, советник отдела товарного рыбоводства и любительского рыболовства Управления науки и аквакультуры Федерального агентства по рыболовству, кандидат юридических наук.
Статья: Вещное право на объекты аквакультуры в контексте защиты добросовестных субъектов правоотношений
(Шаляпин Г.П.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Настоящая статья представляет собой результат исследования вопроса о признании прав собственности на вылавливаемые в любительском рыболовстве гидробионты, обитающие в природных и искусственных водоемах. В ней приводятся примеры сложившейся неединообразной практики по защите таких прав и квалификации правонарушений, связанных с изъятием этих животных у их собственников. Выполнена попытка разъяснить причины хищения рыбы у рыбоводных хозяйств. Выявляются правовые пробелы гражданского законодательства нашей страны, которые не позволяют признать вещные права на объекты аквакультуры, утраченные их собственником по различным форс-мажорным обстоятельствам. В целях разрешения выявленных проблем даны рекомендации по внесению изменений в отдельные законодательные акты с учетом лучших зарубежных правотворческих практик.
(Шаляпин Г.П.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Настоящая статья представляет собой результат исследования вопроса о признании прав собственности на вылавливаемые в любительском рыболовстве гидробионты, обитающие в природных и искусственных водоемах. В ней приводятся примеры сложившейся неединообразной практики по защите таких прав и квалификации правонарушений, связанных с изъятием этих животных у их собственников. Выполнена попытка разъяснить причины хищения рыбы у рыбоводных хозяйств. Выявляются правовые пробелы гражданского законодательства нашей страны, которые не позволяют признать вещные права на объекты аквакультуры, утраченные их собственником по различным форс-мажорным обстоятельствам. В целях разрешения выявленных проблем даны рекомендации по внесению изменений в отдельные законодательные акты с учетом лучших зарубежных правотворческих практик.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Признан незаконным запрет на применение всех видов сетей при осуществлении любительского рыболовства в Забайкальском крае.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Признан незаконным запрет на применение всех видов сетей при осуществлении любительского рыболовства в Забайкальском крае.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- использование акватории водных объектов в целях любительского рыболовства, прогулок, в том числе лыжных прогулок, занятий буерным спортом и сноукайтингом;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- использование акватории водных объектов в целях любительского рыболовства, прогулок, в том числе лыжных прогулок, занятий буерным спортом и сноукайтингом;
Статья: Правовое регулирование использования водных биологических ресурсов: стратегическое осмысление в историко-философском ракурсе
(Семенова И.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Позднее было утверждено Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР Постановлением Совмина СССР "О воспроизводстве и об охране рыбных запасов во внутренних водоемах СССР" <29>. Согласно данному Положению рыбный промысел осуществлялся на основании договорных и разрешительных правоустанавливающих документов, а в случае любительского и спортивного рыболовства - бесплатно. В 70-х годах XX в. был введен лицензионный порядок использования водных биоресурсов при осуществлении спортивного и любительского рыболовства в отношении ценных видов рыбы. Так, Типовое положение о порядке лова рыбы ценных видов по лицензиям 1977 г. указывало на то, что единым документом, дающим право на вылов рыбы (одного или нескольких экземпляров) ценных видов, является лицензия, которая выдается за плату. В 80 - 90-е годы XX в. регулирование рыболовства не имело стремительного развития. Нормы по использованию и охране ВБР были отражены в специальных Законах о животном мире <30>.
(Семенова И.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Позднее было утверждено Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР Постановлением Совмина СССР "О воспроизводстве и об охране рыбных запасов во внутренних водоемах СССР" <29>. Согласно данному Положению рыбный промысел осуществлялся на основании договорных и разрешительных правоустанавливающих документов, а в случае любительского и спортивного рыболовства - бесплатно. В 70-х годах XX в. был введен лицензионный порядок использования водных биоресурсов при осуществлении спортивного и любительского рыболовства в отношении ценных видов рыбы. Так, Типовое положение о порядке лова рыбы ценных видов по лицензиям 1977 г. указывало на то, что единым документом, дающим право на вылов рыбы (одного или нескольких экземпляров) ценных видов, является лицензия, которая выдается за плату. В 80 - 90-е годы XX в. регулирование рыболовства не имело стремительного развития. Нормы по использованию и охране ВБР были отражены в специальных Законах о животном мире <30>.