Лучший специалист местного самоуправления в Самарской области
Подборка наиболее важных документов по запросу Лучший специалист местного самоуправления в Самарской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответственность государственной власти за реформу местного самоуправления (на примере Самарской области)
(Боброва Н.А., Иванов А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4
(Боброва Н.А., Иванов А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4
Статья: Практика реализации в административном судопроизводстве и нормотворчестве запрета на преодоление решения суда о признании нормативного правового акта недействующим повторным принятием такого же акта
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими, должны быть отражены в мотивировочной части решения. Здесь нельзя не согласиться с В.Б. Немцевой в том, что мотивы решения суда по делам об оспаривании нормативных актов являются суждениями суда о содержании нормативных актов. Судебное решение об оспаривании нормативного акта имеет специфический объект исследования - нормативный акт. Его содержанием является толкование нормативных актов. Резолютивная часть решения не может быть понята в отрыве от его мотивов. При реализации оспоренных норм имеет значение не только вывод суда по делу об оспаривании нормативного акта, но и сам ход его рассуждений. Непризнание за мотивами судебного решения законной силы приведет к неправильной реализации судебных предписаний. Мотивы судебного решения по делам об оспаривании нормативного акта, которые заключаются в толковании правовых норм, вступают в законную силу, являются окончательными, их обязательность имеет и преюдициальное значение при рассмотрении судом дел об оспаривании производных или повторных актов <64>. Приведем пример повторного принятия акта, не учитывающего мотивы признания первоначального акта недействующими. Так, признаны недействующими нормы закона Самарской области о статусе депутата Самарской губернской думы в части, обязывающей руководителей и (или) должностных лиц организаций в установленные сроки представить запрошенную депутатом информацию, сведения и документы на запрос или ответ на его обращение, безотлагательно принять депутата <65>. В модернизированном регулировании данная обязанность возложена на руководителей и (или) должностных лиц организаций, финансируемых за счет средств областного и местного бюджета, либо имеющих льготы по уплате региональных и местных налогов, либо имеющих в качестве учредителей государственные органы Самарской области, органы местного самоуправления. При оценке внесенных изменений суд указал, что они направлены на исполнение судебного акта, но не отвечают требованиям законодательства по тем же основаниям (региональный законодатель вышел за пределы полномочий, поскольку регулирование деятельности юридических лиц, не подведомственных органам государственной власти Самарской области, является прерогативой федерального законодателя) <66>.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими, должны быть отражены в мотивировочной части решения. Здесь нельзя не согласиться с В.Б. Немцевой в том, что мотивы решения суда по делам об оспаривании нормативных актов являются суждениями суда о содержании нормативных актов. Судебное решение об оспаривании нормативного акта имеет специфический объект исследования - нормативный акт. Его содержанием является толкование нормативных актов. Резолютивная часть решения не может быть понята в отрыве от его мотивов. При реализации оспоренных норм имеет значение не только вывод суда по делу об оспаривании нормативного акта, но и сам ход его рассуждений. Непризнание за мотивами судебного решения законной силы приведет к неправильной реализации судебных предписаний. Мотивы судебного решения по делам об оспаривании нормативного акта, которые заключаются в толковании правовых норм, вступают в законную силу, являются окончательными, их обязательность имеет и преюдициальное значение при рассмотрении судом дел об оспаривании производных или повторных актов <64>. Приведем пример повторного принятия акта, не учитывающего мотивы признания первоначального акта недействующими. Так, признаны недействующими нормы закона Самарской области о статусе депутата Самарской губернской думы в части, обязывающей руководителей и (или) должностных лиц организаций в установленные сроки представить запрошенную депутатом информацию, сведения и документы на запрос или ответ на его обращение, безотлагательно принять депутата <65>. В модернизированном регулировании данная обязанность возложена на руководителей и (или) должностных лиц организаций, финансируемых за счет средств областного и местного бюджета, либо имеющих льготы по уплате региональных и местных налогов, либо имеющих в качестве учредителей государственные органы Самарской области, органы местного самоуправления. При оценке внесенных изменений суд указал, что они направлены на исполнение судебного акта, но не отвечают требованиям законодательства по тем же основаниям (региональный законодатель вышел за пределы полномочий, поскольку регулирование деятельности юридических лиц, не подведомственных органам государственной власти Самарской области, является прерогативой федерального законодателя) <66>.
Нормативные акты
Государственный доклад Роспотребнадзора
"Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2016 году"К примеру, в Краснодарском крае - 14 отделов по защите прав потребителей, Тамбовской области - 8 отделов, Тюменской области и г. Санкт-Петербурге - по 7 отделов, Кемеровской области и Ставропольском крае - по 5 самостоятельных отделов, Белгородской области - 4 отдела, Самарской области - 3.
"Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2016 году"К примеру, в Краснодарском крае - 14 отделов по защите прав потребителей, Тамбовской области - 8 отделов, Тюменской области и г. Санкт-Петербурге - по 7 отделов, Кемеровской области и Ставропольском крае - по 5 самостоятельных отделов, Белгородской области - 4 отдела, Самарской области - 3.
Государственный доклад Роспотребнадзора
"Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2012 году"В остальных муниципальных образованиях функции по защите прав потребителей в лучшем случае распределяются между специалистами, занимающимися иными отраслевыми вопросами.
"Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2012 году"В остальных муниципальных образованиях функции по защите прав потребителей в лучшем случае распределяются между специалистами, занимающимися иными отраслевыми вопросами.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(постатейный)
(Беликов П.П., Гребенникова А.А., Зюзин С.Ю., Мокеев М.М., Наумов С.Ю., Свищева В.А., Шишелова С.А.)
(под ред. Л.П. Жуковской)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)6) законы субъектов РФ о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления (например, Закон Саратовской области от 31 октября 2005 г. N 107-ЗСО "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области", Закон Самарской области от 10 июля 2003 г. N 64-ГД "О выборах депутатов Самарской губернской Думы", Закон Самарской области от 10 декабря 2003 г. N 112-ГД "О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления");
(постатейный)
(Беликов П.П., Гребенникова А.А., Зюзин С.Ю., Мокеев М.М., Наумов С.Ю., Свищева В.А., Шишелова С.А.)
(под ред. Л.П. Жуковской)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)6) законы субъектов РФ о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления (например, Закон Саратовской области от 31 октября 2005 г. N 107-ЗСО "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области", Закон Самарской области от 10 июля 2003 г. N 64-ГД "О выборах депутатов Самарской губернской Думы", Закон Самарской области от 10 декабря 2003 г. N 112-ГД "О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления");
Статья: Тенденции развития территориальной организации публичной власти в городах Российской Федерации
(Данько А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 3)<25> Закон Самарской области от 30 марта 2015 г. N 23-ГД "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области". URL: http://www.pravo.samregion.ru.
(Данько А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 3)<25> Закон Самарской области от 30 марта 2015 г. N 23-ГД "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области". URL: http://www.pravo.samregion.ru.
"Судебная защита местного самоуправления"
(Шугрина Е.С.)
("Норма", "Инфра-М", 2010)В Законе Самарской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Самарской области "О муниципальной службе в Самарской области" были положения, в соответствии с которыми "иные периоды работы (службы) включаются в стаж муниципальной службы на основании решения главы муниципального образования, руководителя представительного органа местного самоуправления". Названный Закон предоставлял право государственному органу по труду Самарской области по поручению глав муниципальных образований Самарской области, руководителей представительных органов местного самоуправления в Самарской области подготавливать заключение о возможности включения в стаж муниципальной службы иных периодов работы (службы) персонально по отдельным муниципальным служащим, занимающим высшие, главные и ведущие муниципальные должности. Данные нормы были признаны незаконными. В Определении Верховного Суда РФ от 24 марта 2004 г. N 46-Г04-1 указывалось, что принятие индивидуальных решений о включении в стаж муниципальной службы иных периодов работы (службы), учитывая, что законодательством Самарской области конкретно не определены "иные периоды работы (службы), включаемые в стаж муниципальной службы", предоставляет право главам муниципальных образований и руководителям представительных органов местного самоуправления принимать решение о включении или отказе во включении данных периодов индивидуально по каждому служащему по своему личному усмотрению. При таком положении муниципальным служащим не может быть гарантирован единообразный подход при включении в стаж муниципальной службы иных периодов работы (службы). Федеральное законодательство не предусматривает обязанность дачи какого-либо заключения органа, созданного в системе органов государственной власти субъекта РФ, о возможности включения в стаж муниципального служащего иных периодов работы (службы).
(Шугрина Е.С.)
("Норма", "Инфра-М", 2010)В Законе Самарской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Самарской области "О муниципальной службе в Самарской области" были положения, в соответствии с которыми "иные периоды работы (службы) включаются в стаж муниципальной службы на основании решения главы муниципального образования, руководителя представительного органа местного самоуправления". Названный Закон предоставлял право государственному органу по труду Самарской области по поручению глав муниципальных образований Самарской области, руководителей представительных органов местного самоуправления в Самарской области подготавливать заключение о возможности включения в стаж муниципальной службы иных периодов работы (службы) персонально по отдельным муниципальным служащим, занимающим высшие, главные и ведущие муниципальные должности. Данные нормы были признаны незаконными. В Определении Верховного Суда РФ от 24 марта 2004 г. N 46-Г04-1 указывалось, что принятие индивидуальных решений о включении в стаж муниципальной службы иных периодов работы (службы), учитывая, что законодательством Самарской области конкретно не определены "иные периоды работы (службы), включаемые в стаж муниципальной службы", предоставляет право главам муниципальных образований и руководителям представительных органов местного самоуправления принимать решение о включении или отказе во включении данных периодов индивидуально по каждому служащему по своему личному усмотрению. При таком положении муниципальным служащим не может быть гарантирован единообразный подход при включении в стаж муниципальной службы иных периодов работы (службы). Федеральное законодательство не предусматривает обязанность дачи какого-либо заключения органа, созданного в системе органов государственной власти субъекта РФ, о возможности включения в стаж муниципального служащего иных периодов работы (службы).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.Б. Горохов)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2020)<1> См., например: Закон Магаданской области от 09.12.2016 N 2118-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Магаданской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", Закон Самарской области от 10.05.2018 N 36-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", Закон Томской области от 11.04.2013 N 51-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев".
(постатейный)
(отв. ред. Д.Б. Горохов)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2020)<1> См., например: Закон Магаданской области от 09.12.2016 N 2118-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Магаданской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", Закон Самарской области от 10.05.2018 N 36-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", Закон Томской области от 11.04.2013 N 51-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев".
Статья: Местное самоуправление сквозь призму конституций и уставов субъектов Российской Федерации
(Комарова В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)В Уставе Самарской области закреплен раздел 3 "Организация местного самоуправления в Самарской области", включающий четыре главы: "Территориальная организация местного самоуправления в Самарской области" (гл. 13), "Органы и должностные лица местного самоуправления в Самарской области" (гл. 14), "Гарантии осуществления местного самоуправления на территории Самарской области" (гл. 15), "Наделение органов местного самоуправления в Самарской области отдельными государственными полномочиями" (гл. 16).
(Комарова В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)В Уставе Самарской области закреплен раздел 3 "Организация местного самоуправления в Самарской области", включающий четыре главы: "Территориальная организация местного самоуправления в Самарской области" (гл. 13), "Органы и должностные лица местного самоуправления в Самарской области" (гл. 14), "Гарантии осуществления местного самоуправления на территории Самарской области" (гл. 15), "Наделение органов местного самоуправления в Самарской области отдельными государственными полномочиями" (гл. 16).
Статья: О санкциях конституционной ответственности и мерах защиты
(Липинский Д.А., Мусаткина А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2014, N 12)Законы субъектов РФ могут содержать меры конституционной ответственности. Например, Закон Самарской области "О местном самоуправлении в Самарской области" <14> установил, что в случае установления судом неоднократного нарушения выборными органами местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных законов, законов и других актов Самарской области Самарская губернская дума может принять решение о досрочном прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления на основании заключения суда. Конституционный Суд РФ в одном из своих решений признал наличие конституционной ответственности исполнительных органов субъектов РФ не противоречащим Основному Закону РФ <15>.
(Липинский Д.А., Мусаткина А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2014, N 12)Законы субъектов РФ могут содержать меры конституционной ответственности. Например, Закон Самарской области "О местном самоуправлении в Самарской области" <14> установил, что в случае установления судом неоднократного нарушения выборными органами местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных законов, законов и других актов Самарской области Самарская губернская дума может принять решение о досрочном прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления на основании заключения суда. Конституционный Суд РФ в одном из своих решений признал наличие конституционной ответственности исполнительных органов субъектов РФ не противоречащим Основному Закону РФ <15>.
Статья: Правовая основа статуса депутата представительного органа муниципального образования
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2019, N 5)<9> См.: Закон Алтайского края от 10 октября 2011 г. N 130-ЗС (ред. 02.06.2016 N 44-ЗС) "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае" // Алтайская правда. 2011. 15 октября; Закон Самарской области от 10 июля 2008 г. N 67-ГД (ред. 13.06.2018) "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Самарской области" // Волжская коммуна. 2008. 15 июля; Областной закон Ростовской области от 13 октября 2008 г. N 103-ЗС (ред. 03.11.2017) "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ростовской области" // Наше время. 2008. 21 октября; Закон Санкт-Петербурга от 17 сентября 2008 г. N 537-94 (ред. 13.07.2011. N 461-93) "О гарантиях осуществления полномочий депутата муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга, члена выборного органа местного самоуправления в Санкт-Петербурге, выборного должностного лица местного самоуправления в Санкт-Петербурге" // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2008. N 32; Закон Брянской области от 12 августа 2008 г. N 69-3 (ред. 05.04.2016) "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Брянской области" // Информационный бюллетень "Официальная Брянщина". 2008. N 16; Закон Томской области от 6 мая 2009 г. N 68-03 (ред. 10.10.2018) "О гарантиях деятельности депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, лиц, замещающих муниципальные должности в Томской области" // Собрание законодательства Томской области. 2009. N 5 (1 (46).
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2019, N 5)<9> См.: Закон Алтайского края от 10 октября 2011 г. N 130-ЗС (ред. 02.06.2016 N 44-ЗС) "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае" // Алтайская правда. 2011. 15 октября; Закон Самарской области от 10 июля 2008 г. N 67-ГД (ред. 13.06.2018) "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Самарской области" // Волжская коммуна. 2008. 15 июля; Областной закон Ростовской области от 13 октября 2008 г. N 103-ЗС (ред. 03.11.2017) "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ростовской области" // Наше время. 2008. 21 октября; Закон Санкт-Петербурга от 17 сентября 2008 г. N 537-94 (ред. 13.07.2011. N 461-93) "О гарантиях осуществления полномочий депутата муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга, члена выборного органа местного самоуправления в Санкт-Петербурге, выборного должностного лица местного самоуправления в Санкт-Петербурге" // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2008. N 32; Закон Брянской области от 12 августа 2008 г. N 69-3 (ред. 05.04.2016) "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Брянской области" // Информационный бюллетень "Официальная Брянщина". 2008. N 16; Закон Томской области от 6 мая 2009 г. N 68-03 (ред. 10.10.2018) "О гарантиях деятельности депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, лиц, замещающих муниципальные должности в Томской области" // Собрание законодательства Томской области. 2009. N 5 (1 (46).
Статья: "Существенных плюсов не выявлено": преобразование Челябинского городского округа с внутригородским делением
(Шахов А.А.)
("Местное право", 2024, N 3)<12> Закон Самарской области от 30 марта 2015 года N 23-ГД "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области".
(Шахов А.А.)
("Местное право", 2024, N 3)<12> Закон Самарской области от 30 марта 2015 года N 23-ГД "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области".
Статья: Демократия в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации
(Комарова В.В.)
("Lex russica", 2017, N 1)Раздел 3 "Организация местного самоуправления в Самарской области" Устава Самарской области <6> включает четыре главы: "Территориальная организация местного самоуправления в Самарской области" (гл. 13), "Органы и должностные лица местного самоуправления в Самарской области" (гл. 14), "Гарантии осуществления местного самоуправления на территории Самарской области" (гл. 15), "Наделение органов местного самоуправления в Самарской области отдельными государственными полномочиями" (гл. 16).
(Комарова В.В.)
("Lex russica", 2017, N 1)Раздел 3 "Организация местного самоуправления в Самарской области" Устава Самарской области <6> включает четыре главы: "Территориальная организация местного самоуправления в Самарской области" (гл. 13), "Органы и должностные лица местного самоуправления в Самарской области" (гл. 14), "Гарантии осуществления местного самоуправления на территории Самарской области" (гл. 15), "Наделение органов местного самоуправления в Самарской области отдельными государственными полномочиями" (гл. 16).
"Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(постатейный)
(4-е издание, переработанное)
(Подсумкова А.А., Чаннов С.Е.)
(отв. ред. С.Е. Чаннов)
("Ось-89", 2008)6) законы субъектов Российской Федерации о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления (например, Закон Саратовской области от 21 октября 2005 г. "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области", Закон Ульяновской области от 15 сентября 2004 года "О муниципальных выборах в Ульяновской области", Закон Самарской области "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления" 2003 г., Закон Самарской области "О выборах глав муниципальных образований, других выборных должностных лиц местного самоуправления в Самарской области" 2003 г., Закон Московской области от 11 июля 2006 г. N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" (принят Постановлением Московской областной Думы от 28 июня 2006 г. N 8/185-П);
(постатейный)
(4-е издание, переработанное)
(Подсумкова А.А., Чаннов С.Е.)
(отв. ред. С.Е. Чаннов)
("Ось-89", 2008)6) законы субъектов Российской Федерации о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления (например, Закон Саратовской области от 21 октября 2005 г. "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области", Закон Ульяновской области от 15 сентября 2004 года "О муниципальных выборах в Ульяновской области", Закон Самарской области "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления" 2003 г., Закон Самарской области "О выборах глав муниципальных образований, других выборных должностных лиц местного самоуправления в Самарской области" 2003 г., Закон Московской области от 11 июля 2006 г. N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" (принят Постановлением Московской областной Думы от 28 июня 2006 г. N 8/185-П);