Ложное сообщение об акте терроризма
Подборка наиболее важных документов по запросу Ложное сообщение об акте терроризма (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Телефонный терроризм
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Телефонный терроризм с развитием систем информатизации и связи приобретает колоссальную динамику развития в масштабах страны. Исходя из ч. 1 ст. 207 УК РФ телефонным терроризмом следует считать заведомо ложное сообщение о готовящемся террористическом акте (взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий), совершенное из хулиганских побуждений.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Телефонный терроризм с развитием систем информатизации и связи приобретает колоссальную динамику развития в масштабах страны. Исходя из ч. 1 ст. 207 УК РФ телефонным терроризмом следует считать заведомо ложное сообщение о готовящемся террористическом акте (взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий), совершенное из хулиганских побуждений.
Статья: Отдельные вопросы правового регулирования деятельности социальных сетей на территории Российской Федерации
(Гинодман Е.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Часть 1 ст. 15.3 Закона об информации регламентирует в том числе порядок ограничения доступа к информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, и иной недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений (ложные сообщения об актах терроризма, данные об использовании Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а равно содержащая данные об исполнении государственными органами РФ своих полномочий за пределами территории РФ в указанных целях, информация, направленная на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил РФ в указанных целях и др.), обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористическую деятельность.
(Гинодман Е.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Часть 1 ст. 15.3 Закона об информации регламентирует в том числе порядок ограничения доступа к информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, и иной недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений (ложные сообщения об актах терроризма, данные об использовании Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а равно содержащая данные об исполнении государственными органами РФ своих полномочий за пределами территории РФ в указанных целях, информация, направленная на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил РФ в указанных целях и др.), обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористическую деятельность.
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
(ред. от 17.11.2025)Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) ложные сообщения об актах терроризма и иная недостоверная общественно значимая информация, распространяемая под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи и (или) повлекла указанные и иные тяжкие последствия;
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) ложные сообщения об актах терроризма и иная недостоверная общественно значимая информация, распространяемая под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи и (или) повлекла указанные и иные тяжкие последствия;
Статья: Визуальный фейк, созданный посредством нейросети: социально-правовые риски и проблемы квалификации
(Капитонова Е.А.)
("Закон", 2024, N 1)Иным образом складывается ситуация с составами преступлений, для которых УПК РФ предусмотрено публичное обвинение. К числу возможных юридических оснований квалификации в зависимости от содержания фейкового изображения могут относиться, в частности, ст. 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), 207.1 (распространение под видом достоверного изображения, связанного с обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, принимаемыми мерами по обеспечению безопасности населения и территорий), 207.2 (фейковые кадры с общественно значимой информацией, если это повлекло предусмотренные законом тяжкие последствия), 207.3 (распространение заведомо ложных изображений, дискредитирующих ВС РФ, добровольческие формирования и прочих лиц, действующих в установленных законом целях), 354.1 (фейковые изображения, содержание которых связано с деятельностью СССР в годы Второй мировой войны или ветеранами ВОВ). Следует также отметить, что использование Интернета практически во всех этих случаях выступает квалифицирующим обстоятельством, повышающим ответственность за совершенное деяние. Аналогичным образом оценивается и "искусственное создание доказательств обвинения" по статьям о фейках об армии и реабилитации нацизма, что, думается, как раз имеет место в ситуации с генерированием изображения посредством нейросети.
(Капитонова Е.А.)
("Закон", 2024, N 1)Иным образом складывается ситуация с составами преступлений, для которых УПК РФ предусмотрено публичное обвинение. К числу возможных юридических оснований квалификации в зависимости от содержания фейкового изображения могут относиться, в частности, ст. 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), 207.1 (распространение под видом достоверного изображения, связанного с обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, принимаемыми мерами по обеспечению безопасности населения и территорий), 207.2 (фейковые кадры с общественно значимой информацией, если это повлекло предусмотренные законом тяжкие последствия), 207.3 (распространение заведомо ложных изображений, дискредитирующих ВС РФ, добровольческие формирования и прочих лиц, действующих в установленных законом целях), 354.1 (фейковые изображения, содержание которых связано с деятельностью СССР в годы Второй мировой войны или ветеранами ВОВ). Следует также отметить, что использование Интернета практически во всех этих случаях выступает квалифицирующим обстоятельством, повышающим ответственность за совершенное деяние. Аналогичным образом оценивается и "искусственное создание доказательств обвинения" по статьям о фейках об армии и реабилитации нацизма, что, думается, как раз имеет место в ситуации с генерированием изображения посредством нейросети.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)4) информация, распространяемая с нарушением закона, в том числе содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, ложные сообщения об актах терроризма и иная недостоверная общественно значимая информация, распространяемая под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности (ст. 15.3);
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)4) информация, распространяемая с нарушением закона, в том числе содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, ложные сообщения об актах терроризма и иная недостоверная общественно значимая информация, распространяемая под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности (ст. 15.3);
Статья: Социально-правовая обусловленность формирования механизма уголовно-правового противодействия преступлениям, совершенным с использованием технологии deepfake
(Светанков Д.Ю.)
("Российский следователь", 2025, N 6)Весьма сомнительным видится и предложенный разработчиками рассмотренного законопроекта перечень тех составов преступлений, которые могут предусматривать использование дипфейков в качестве квалифицирующего признака (законопроектом предлагается предусмотреть данный квалифицирующий признак для таких преступных деяний, как клевета, кража, мошенничество, мошенничество в сфере компьютерной информации, вымогательство, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием). На наш взгляд, объективно большее число преступлений могут быть совершены с использованием дипфейков (например, доведение до самоубийства, ограничение конкуренции, фальсификация доказательств, манипулирование рынком, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, незаконное изготовление и оборот порнографических материалов и проч.). В связи с чем столь произвольное ограничение действия рассматриваемого квалифицирующего признака видится необоснованным и неэффективным в вопросе формирования уголовно-правового механизма противодействия преступлениям, совершаемым с использованием технологий дипфейка.
(Светанков Д.Ю.)
("Российский следователь", 2025, N 6)Весьма сомнительным видится и предложенный разработчиками рассмотренного законопроекта перечень тех составов преступлений, которые могут предусматривать использование дипфейков в качестве квалифицирующего признака (законопроектом предлагается предусмотреть данный квалифицирующий признак для таких преступных деяний, как клевета, кража, мошенничество, мошенничество в сфере компьютерной информации, вымогательство, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием). На наш взгляд, объективно большее число преступлений могут быть совершены с использованием дипфейков (например, доведение до самоубийства, ограничение конкуренции, фальсификация доказательств, манипулирование рынком, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, незаконное изготовление и оборот порнографических материалов и проч.). В связи с чем столь произвольное ограничение действия рассматриваемого квалифицирующего признака видится необоснованным и неэффективным в вопросе формирования уголовно-правового механизма противодействия преступлениям, совершаемым с использованием технологий дипфейка.
Статья: Заведомо ложный донос о совершении преступления с административной преюдицией
(Глуздак Г.Н., Сарапкин В.А.)
("Законность", 2023, N 12)<3> За исключением заведомо ложных сообщений об акте терроризма (взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий), ответственность за которые предусмотрена специальной нормой ст. 207 УК.
(Глуздак Г.Н., Сарапкин В.А.)
("Законность", 2023, N 12)<3> За исключением заведомо ложных сообщений об акте терроризма (взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий), ответственность за которые предусмотрена специальной нормой ст. 207 УК.
Статья: Общественно значимая информация как предмет преступлений против общественной безопасности
(Ильяшенко Е.А.)
("Российский следователь", 2024, N 6)В настоящей статье предлагаются результаты исследования юридического значения категории "общественно значимая информация", которая является новеллой в современном российском уголовном праве. Выявлено содержание данной формулировки, предопределенное тем, что она подразумевает любую значимую для общества информацию, т.е. сведения о событиях или фактах, которые касаются неопределенного круга лиц и способны оказывать влияние на их жизнедеятельность. Установлено соотношение категорий общественно значимой информации и информации об обстоятельствах, представляющих угрозу для жизни и безопасности граждан. Сделан вывод, подтвержденный материалами судебной практики, согласно которому общественно значимая информация охватывает своим содержанием понятие указанных обстоятельств. При этом обосновано, что общественно значимая информация является также предметом преступлений, состоящих в заведомо ложном сообщении об акте терроризма, а также в распространении ложных сведений об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме того, в статье отмечается, что важной особенностью общественно значимой информации как предмета преступлений, предусмотренных главой 24 Уголовного кодекса РФ, является ее способность влиять на общественную безопасность.
(Ильяшенко Е.А.)
("Российский следователь", 2024, N 6)В настоящей статье предлагаются результаты исследования юридического значения категории "общественно значимая информация", которая является новеллой в современном российском уголовном праве. Выявлено содержание данной формулировки, предопределенное тем, что она подразумевает любую значимую для общества информацию, т.е. сведения о событиях или фактах, которые касаются неопределенного круга лиц и способны оказывать влияние на их жизнедеятельность. Установлено соотношение категорий общественно значимой информации и информации об обстоятельствах, представляющих угрозу для жизни и безопасности граждан. Сделан вывод, подтвержденный материалами судебной практики, согласно которому общественно значимая информация охватывает своим содержанием понятие указанных обстоятельств. При этом обосновано, что общественно значимая информация является также предметом преступлений, состоящих в заведомо ложном сообщении об акте терроризма, а также в распространении ложных сведений об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме того, в статье отмечается, что важной особенностью общественно значимой информации как предмета преступлений, предусмотренных главой 24 Уголовного кодекса РФ, является ее способность влиять на общественную безопасность.
Статья: Особенности правового регулирования ограничений доступа к информации, запрещенной для распространения в Российской Федерации федеральным законодательством
(Алексеева М.В., Подройкина И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)1.3. Внести поправки в статьи УК РФ (например, в ст. 280 "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности", ст. 207 "Заведомо ложное сообщение об акте терроризма" и др.), направленные на ужесточение ответственности в случаях совершения преступлений посредством распространения информации через трансграничные интернет-ресурсы.
(Алексеева М.В., Подройкина И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)1.3. Внести поправки в статьи УК РФ (например, в ст. 280 "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности", ст. 207 "Заведомо ложное сообщение об акте терроризма" и др.), направленные на ужесточение ответственности в случаях совершения преступлений посредством распространения информации через трансграничные интернет-ресурсы.
Статья: Преступления, связанные с распространением заведомо ложной общественно значимой информации: отдельные вопросы разграничения
(Ильяшенко Е.А.)
("Российский следователь", 2025, N 2)В статье рассматриваются вопросы квалификации преступлений, выражающихся в публичном распространении заведомо ложной общественно значимой информации. Проанализированы проблемы разграничения заведомо ложного сообщения об акте терроризма и угрозы совершения террористического акта, установлены признаки, позволяющие принять правильное квалификационное решение. Исследованы вопросы применения нормы о распространении заведомо ложной информации о деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и иных структур (ст. 207.3 Уголовного кодекса Российской Федерации). В частности, выявлено соотношение данного преступления с преступлением, состоящим в дискредитации Вооруженных Сил Российской Федерации и иных структур (ст. 280.3 Уголовного кодекса Российской Федерации). При этом обосновано отсутствие отношений конкуренции между указанными нормами уголовного закона. Сделан вывод о возможности применения по совокупности данных уголовно-правовых норм. Изучены проблемы соотношения преступления, выражающегося в распространении заведомо ложных сведений о деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и иных структур, и общеуголовной клеветы. В результате обоснован вывод о допустимости применения ст. 128.1 и 207.3 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности.
(Ильяшенко Е.А.)
("Российский следователь", 2025, N 2)В статье рассматриваются вопросы квалификации преступлений, выражающихся в публичном распространении заведомо ложной общественно значимой информации. Проанализированы проблемы разграничения заведомо ложного сообщения об акте терроризма и угрозы совершения террористического акта, установлены признаки, позволяющие принять правильное квалификационное решение. Исследованы вопросы применения нормы о распространении заведомо ложной информации о деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и иных структур (ст. 207.3 Уголовного кодекса Российской Федерации). В частности, выявлено соотношение данного преступления с преступлением, состоящим в дискредитации Вооруженных Сил Российской Федерации и иных структур (ст. 280.3 Уголовного кодекса Российской Федерации). При этом обосновано отсутствие отношений конкуренции между указанными нормами уголовного закона. Сделан вывод о возможности применения по совокупности данных уголовно-правовых норм. Изучены проблемы соотношения преступления, выражающегося в распространении заведомо ложных сведений о деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и иных структур, и общеуголовной клеветы. В результате обоснован вывод о допустимости применения ст. 128.1 и 207.3 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности.
Статья: Уголовно-правовое значение использования информационно-телекоммуникационных сетей при совершении преступлений
(Ефремова М.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Это первый системный документ, посвященный проблемным вопросам судебной практики по делам о преступлениях анализируемой группы. Отдельные аспекты квалификации преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных сетей разъяснялись ранее в иных документах. Принятие Постановления N 37 является крайне своевременным шагом, учитывая тот факт, что сегодня преступность находится под влиянием цифровизации. Особенно ярко это проявилось в 2020 году, а именно в период самоизоляции, когда большинство "классических" преступлений перешли в режим онлайн. В частности, было зарегистрировано 510 396 <3> преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, что на 73,4% больше по сравнению с аналогичными показателями 2019 года. При этом 300 337 преступлений были совершены с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет. Приведенные данные являются следствием форсированной или вынужденной цифровизации. Однако уже в 2021 году сеть Интернет использовалась при совершении 351 463 преступлений, а в 2022 году - 381 112. Статистика говорит о том, что информационно-телекоммуникационные сети в буквальном смысле расширяют границы преступной деятельности. Так, например, в 2022 году зарегистрировано на 20,9% больше фактов сбыта наркотиков с использованием информационно-телекоммуникационных технологий по сравнению с показателями 2021 года. В этот же период увеличилось количество заведомо ложных сообщений об акте терроризма, в массиве которых 92,2% совершены дистанционно <4>.
(Ефремова М.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Это первый системный документ, посвященный проблемным вопросам судебной практики по делам о преступлениях анализируемой группы. Отдельные аспекты квалификации преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных сетей разъяснялись ранее в иных документах. Принятие Постановления N 37 является крайне своевременным шагом, учитывая тот факт, что сегодня преступность находится под влиянием цифровизации. Особенно ярко это проявилось в 2020 году, а именно в период самоизоляции, когда большинство "классических" преступлений перешли в режим онлайн. В частности, было зарегистрировано 510 396 <3> преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, что на 73,4% больше по сравнению с аналогичными показателями 2019 года. При этом 300 337 преступлений были совершены с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет. Приведенные данные являются следствием форсированной или вынужденной цифровизации. Однако уже в 2021 году сеть Интернет использовалась при совершении 351 463 преступлений, а в 2022 году - 381 112. Статистика говорит о том, что информационно-телекоммуникационные сети в буквальном смысле расширяют границы преступной деятельности. Так, например, в 2022 году зарегистрировано на 20,9% больше фактов сбыта наркотиков с использованием информационно-телекоммуникационных технологий по сравнению с показателями 2021 года. В этот же период увеличилось количество заведомо ложных сообщений об акте терроризма, в массиве которых 92,2% совершены дистанционно <4>.
Статья: Подходы судов к оценке совершения преступления в состоянии опьянения как обстоятельства, отягчающего или смягчающего наказание
(Курсаев А.В.)
("Уголовное право", 2023, N 6)Исходя из этого имеются примеры учета состояния опьянения в качестве отягчающего обстоятельства в умышленных преступлениях против жизни и здоровья, включая ст. 119 УК РФ <22>, против свободы личности (ст. 127 УК РФ - незаконное лишение свободы <23>), против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 139 УК РФ - незаконное проникновение в жилище <24>), преступлениях против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 УК РФ - вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления <25>), преступлениях против собственности (хищения <26>, ст. 166 УК РФ - угон транспортного средства без цели хищения <27>, ст. 167 УК РФ - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества <28>), преступлениях против общественного порядка (ст. 207 УК РФ - заведомо ложное сообщение об акте терроризма <29>, ст. 213 УК РФ - хулиганство <30>), преступлениях против общественной нравственности (ст. 244 УК РФ - надругательство над телами умерших или местами их захоронений <31>), преступлениях против правосудия (ст. 306 УК РФ - заведомо ложный донос <32>), преступлениях против порядка управления (ст. 317 - 319 УК РФ) <33>.
(Курсаев А.В.)
("Уголовное право", 2023, N 6)Исходя из этого имеются примеры учета состояния опьянения в качестве отягчающего обстоятельства в умышленных преступлениях против жизни и здоровья, включая ст. 119 УК РФ <22>, против свободы личности (ст. 127 УК РФ - незаконное лишение свободы <23>), против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 139 УК РФ - незаконное проникновение в жилище <24>), преступлениях против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 УК РФ - вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления <25>), преступлениях против собственности (хищения <26>, ст. 166 УК РФ - угон транспортного средства без цели хищения <27>, ст. 167 УК РФ - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества <28>), преступлениях против общественного порядка (ст. 207 УК РФ - заведомо ложное сообщение об акте терроризма <29>, ст. 213 УК РФ - хулиганство <30>), преступлениях против общественной нравственности (ст. 244 УК РФ - надругательство над телами умерших или местами их захоронений <31>), преступлениях против правосудия (ст. 306 УК РФ - заведомо ложный донос <32>), преступлениях против порядка управления (ст. 317 - 319 УК РФ) <33>.