Ломбард финансовая организация
Подборка наиболее важных документов по запросу Ломбард финансовая организация (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Финансовые услуги
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона... финансовая организация - это хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона... финансовая организация - это хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7 "Заключение договора потребительского кредита (займа)" Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"Установив, что банком не было получено согласие А. на заключение договоров дополнительных услуг до подписания кредитного договора, то есть требования, предусмотренные частью 2 статьи 7 Закона N 353-ФЗ, банком при заключении кредитного договора с А. не соблюдено, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления банка и отмене решения финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сфере страхования, кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, ломбардов и негосударственных пенсионных фондов от 09.07.2023 г. N У-23-67373/5010-005."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как осуществляется комиссионная торговля
(КонсультантПлюс, 2025)Ломбард, исходя из п. 1 ст. 358 ГК РФ, ч. 1 ст. 2 Закона о ломбардах - специализированная организация, у которой другие задачи: выдавать физлицам краткосрочные займы под залог принадлежащих им движимых вещей, предназначенных для личного потребления, хранить эти вещи. Ломбард - финансовая организация, поднадзорная Банку России, что следует из п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции, ч. 8 ст. 2 Закона о ломбардах. Он продает только вещи, которые заложили их собственники в обеспечение возврата полученных займов, которые затем не вернули, или вещи, сданные на хранение и затем не востребованные, что следует из п. п. 1, 5 ст. 358, п. 1 ст. 920 ГК РФ. В случае с комиссионной торговлей у комиссионера не возникает прав залога на переданное ему комитентом имущество - это еще одно отличие от ломбарда.
(КонсультантПлюс, 2025)Ломбард, исходя из п. 1 ст. 358 ГК РФ, ч. 1 ст. 2 Закона о ломбардах - специализированная организация, у которой другие задачи: выдавать физлицам краткосрочные займы под залог принадлежащих им движимых вещей, предназначенных для личного потребления, хранить эти вещи. Ломбард - финансовая организация, поднадзорная Банку России, что следует из п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции, ч. 8 ст. 2 Закона о ломбардах. Он продает только вещи, которые заложили их собственники в обеспечение возврата полученных займов, которые затем не вернули, или вещи, сданные на хранение и затем не востребованные, что следует из п. п. 1, 5 ст. 358, п. 1 ст. 920 ГК РФ. В случае с комиссионной торговлей у комиссионера не возникает прав залога на переданное ему комитентом имущество - это еще одно отличие от ломбарда.
Статья: Финансовые услуги
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)). При этом под финансовой организацией понимается хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, иностранный банк, осуществляющий деятельность на территории РФ через свой филиал, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, субъект страхового дела, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная ЦБ РФ), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная ЦБ РФ) (п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)). При этом под финансовой организацией понимается хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, иностранный банк, осуществляющий деятельность на территории РФ через свой филиал, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, субъект страхового дела, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная ЦБ РФ), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная ЦБ РФ) (п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О кредитной кооперации"1) для лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа кредитного кооператива, число членов (пайщиков) которого превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, кредитного кооператива второго уровня, - наличие высшего образования и опыта руководства (осуществления функций единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа) финансовой организацией (за исключением ломбарда), кредитным рейтинговым агентством, аудиторской организацией, указанной в части 3 статьи 5.1 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, саморегулируемой организацией в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке (за исключением саморегулируемой организации актуариев), союзом (ассоциацией) финансовых организаций (за исключением союзов (ассоциаций) ломбардов), иностранным банком, иностранным юридическим лицом, осуществляющим в соответствии со своим личным законом виды деятельности, аналогичные видам деятельности, указанным в части первой статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (за исключением деятельности ломбарда) (далее - иностранная финансовая организация), иностранным юридическим лицом, осуществляющим в соответствии со своим личным законом виды деятельности, аналогичные видам деятельности лиц, указанных в статье 76.9-5 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (за исключением бюро кредитных историй или лица, осуществляющего актуарную деятельность), либо опыта руководства структурным подразделением кредитной организации (иностранного банка), связанным с осуществлением банковских операций, либо опыта руководства структурным подразделением некредитной финансовой организации (за исключением ломбарда) (иностранной финансовой организации), связанным с осуществлением деятельности на финансовом рынке, либо опыта работы, связанного с осуществлением деятельности на финансовом рынке, на руководящих должностях (осуществления функций руководителя или его заместителя, руководителя структурного подразделения или его заместителя) федерального органа государственной власти, органа государственной власти иностранного государства - члена Евразийского экономического союза, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Счетной палаты Российской Федерации, Банка России, государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании не менее двух лет;
(ред. от 31.07.2025)
"О кредитной кооперации"1) для лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа кредитного кооператива, число членов (пайщиков) которого превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, кредитного кооператива второго уровня, - наличие высшего образования и опыта руководства (осуществления функций единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа) финансовой организацией (за исключением ломбарда), кредитным рейтинговым агентством, аудиторской организацией, указанной в части 3 статьи 5.1 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, саморегулируемой организацией в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке (за исключением саморегулируемой организации актуариев), союзом (ассоциацией) финансовых организаций (за исключением союзов (ассоциаций) ломбардов), иностранным банком, иностранным юридическим лицом, осуществляющим в соответствии со своим личным законом виды деятельности, аналогичные видам деятельности, указанным в части первой статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (за исключением деятельности ломбарда) (далее - иностранная финансовая организация), иностранным юридическим лицом, осуществляющим в соответствии со своим личным законом виды деятельности, аналогичные видам деятельности лиц, указанных в статье 76.9-5 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (за исключением бюро кредитных историй или лица, осуществляющего актуарную деятельность), либо опыта руководства структурным подразделением кредитной организации (иностранного банка), связанным с осуществлением банковских операций, либо опыта руководства структурным подразделением некредитной финансовой организации (за исключением ломбарда) (иностранной финансовой организации), связанным с осуществлением деятельности на финансовом рынке, либо опыта работы, связанного с осуществлением деятельности на финансовом рынке, на руководящих должностях (осуществления функций руководителя или его заместителя, руководителя структурного подразделения или его заместителя) федерального органа государственной власти, органа государственной власти иностранного государства - члена Евразийского экономического союза, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Счетной палаты Российской Федерации, Банка России, государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании не менее двух лет;
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6) финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, иностранный банк, осуществляющий деятельность на территории Российской Федерации через свой филиал, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, субъект страхового дела, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации);
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6) финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, иностранный банк, осуществляющий деятельность на территории Российской Федерации через свой филиал, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, субъект страхового дела, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации);
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 01.04.2025 N 41-ФЗ "О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 8)В соответствии с новым Законом банки обязаны предоставить гражданам возможность назначить уполномоченного представителя из числа родных и близких людей для подтверждения операций: по переводу денежных средств с банковских счетов в пользу третьих лиц; по снятию наличных с банковских счетов, в том числе через банкомат. Операция, требующая подтверждения, должна быть подтверждена либо отклонена уполномоченным представителем в течение 12 часов. Но может быть установлен и более короткий срок, который прописывается в соглашении. Банки обязаны будут проверять, не происходит ли снятие наличных через банкоматы без согласия клиента. По каким признакам, на данный момент не установлено. Их определит ЦБ России и разместит на своем официальном сайте. При выявлении признаков недобровольного снятия наличных банк должен будет ограничить выдачу денег суммой до 50 тыс. руб. в сутки на 48 часов и сразу же уведомить об этом клиента. Если информацию о принуждении гражданина к снятию наличных банк получит от ЦБ РФ, он обязан ограничить выдачу наличных суммой до 100 тысяч рублей в месяц. Сервисы, у которых более 100 000 клиентов, обязаны отказаться от общения с ними через мессенджеры. Закон вводит запрет на использование мессенджеров, принадлежащих иностранным государствам: госорганам, Центральному банку РФ, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, управляющим компаниям инвестиционных фондов, страховым компаниям, негосударственным пенсионным фондам, депозитариям, организаторам торгов, ломбардам и микрофинансовым организациям, кооперативам, операторам финансовых и инвестиционных платформ, операторам обмена и выпуска ЦФА, операторам связи, владельцам агрегаторов товаров и услуг. Но не только госструктуры не могут "работать" через мессенджеры. Отказаться от иностранных мессенджеров обязаны:
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 8)В соответствии с новым Законом банки обязаны предоставить гражданам возможность назначить уполномоченного представителя из числа родных и близких людей для подтверждения операций: по переводу денежных средств с банковских счетов в пользу третьих лиц; по снятию наличных с банковских счетов, в том числе через банкомат. Операция, требующая подтверждения, должна быть подтверждена либо отклонена уполномоченным представителем в течение 12 часов. Но может быть установлен и более короткий срок, который прописывается в соглашении. Банки обязаны будут проверять, не происходит ли снятие наличных через банкоматы без согласия клиента. По каким признакам, на данный момент не установлено. Их определит ЦБ России и разместит на своем официальном сайте. При выявлении признаков недобровольного снятия наличных банк должен будет ограничить выдачу денег суммой до 50 тыс. руб. в сутки на 48 часов и сразу же уведомить об этом клиента. Если информацию о принуждении гражданина к снятию наличных банк получит от ЦБ РФ, он обязан ограничить выдачу наличных суммой до 100 тысяч рублей в месяц. Сервисы, у которых более 100 000 клиентов, обязаны отказаться от общения с ними через мессенджеры. Закон вводит запрет на использование мессенджеров, принадлежащих иностранным государствам: госорганам, Центральному банку РФ, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, управляющим компаниям инвестиционных фондов, страховым компаниям, негосударственным пенсионным фондам, депозитариям, организаторам торгов, ломбардам и микрофинансовым организациям, кооперативам, операторам финансовых и инвестиционных платформ, операторам обмена и выпуска ЦФА, операторам связи, владельцам агрегаторов товаров и услуг. Но не только госструктуры не могут "работать" через мессенджеры. Отказаться от иностранных мессенджеров обязаны:
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)вопрос обеспечения легитимности деятельности организаций, оказывающих финансовые услуги населению, имеет высокую социальную значимость. Согласно Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <18> (ст. 4) ломбарды являются финансовыми организациями, т.е. организациями, оказывающими финансовые услуги физическим лицам. Как показывает анализ рынка ломбардных услуг, значительная часть населения, не имея по объективным причинам возможности воспользоваться услугами кредитных организаций, обращается за получением краткосрочного займа в ломбард. Так, по данным Правительства Москвы, по состоянию на начало 2005 г. только в Москве действует около 200 ломбардов, услугами которых ежегодно пользуются более 2 млн человек; за год в Москве осуществляется порядка 5 млн залоговых операций на общую сумму около 10 млрд руб. (Постановление Правительства Москвы от 12 апреля 2005 г. N 200-ПП "Об основных направлениях бытового обслуживания населения в городе Москве до 2008 года");
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)вопрос обеспечения легитимности деятельности организаций, оказывающих финансовые услуги населению, имеет высокую социальную значимость. Согласно Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <18> (ст. 4) ломбарды являются финансовыми организациями, т.е. организациями, оказывающими финансовые услуги физическим лицам. Как показывает анализ рынка ломбардных услуг, значительная часть населения, не имея по объективным причинам возможности воспользоваться услугами кредитных организаций, обращается за получением краткосрочного займа в ломбард. Так, по данным Правительства Москвы, по состоянию на начало 2005 г. только в Москве действует около 200 ломбардов, услугами которых ежегодно пользуются более 2 млн человек; за год в Москве осуществляется порядка 5 млн залоговых операций на общую сумму около 10 млрд руб. (Постановление Правительства Москвы от 12 апреля 2005 г. N 200-ПП "Об основных направлениях бытового обслуживания населения в городе Москве до 2008 года");
Ситуация: Какую информацию об условиях потребительского кредита (займа) должен размещать кредитор?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К данной информации относятся, в частности, наименование кредитора, его место нахождения, контактный телефон, официальный сайт в сети Интернет (при наличии), номер лицензии на осуществление банковских операций (для кредитных организаций), информация о внесении сведений о кредиторе в государственный реестр (для микрофинансовых организаций (далее - МФО), ломбардов), о членстве в саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка (при наличии такой обязанности) (п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ; п. п. 1, 5.2 Указания Банка России от 28.06.2021 N 5830-У; п. 14 Приложения к Указанию Банка России N 5830-У).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К данной информации относятся, в частности, наименование кредитора, его место нахождения, контактный телефон, официальный сайт в сети Интернет (при наличии), номер лицензии на осуществление банковских операций (для кредитных организаций), информация о внесении сведений о кредиторе в государственный реестр (для микрофинансовых организаций (далее - МФО), ломбардов), о членстве в саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка (при наличии такой обязанности) (п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ; п. п. 1, 5.2 Указания Банка России от 28.06.2021 N 5830-У; п. 14 Приложения к Указанию Банка России N 5830-У).
Статья: Выявление и пресечение нелегальной деятельности на финансовом рынке, в том числе финансовых пирамид, средствами прокурорского надзора
(Хусяйнова С.Г., Воронцов А.А.)
("Законность", 2025, N 6)Полагаем, что наделение правом осуществлять микрофинансовую деятельность иных кредитных и некредитных финансовых организаций (ломбарды, кредитные потребительские кооперативы и др.), не имеющих статуса микрофинансовой организации, является необоснованным. Право на осуществление микрофинансовой деятельности должно принадлежать исключительно микрофинансовым организациям.
(Хусяйнова С.Г., Воронцов А.А.)
("Законность", 2025, N 6)Полагаем, что наделение правом осуществлять микрофинансовую деятельность иных кредитных и некредитных финансовых организаций (ломбарды, кредитные потребительские кооперативы и др.), не имеющих статуса микрофинансовой организации, является необоснованным. Право на осуществление микрофинансовой деятельности должно принадлежать исключительно микрофинансовым организациям.
Статья: Становление системы защиты прав потребителей: историко-правовой ракурс
(Климов В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)Климов Виктор Владимирович, финансовый уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг в сферах страхования, кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, деятельности ломбардов и деятельности негосударственных пенсионных фондов; соискатель кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
(Климов В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)Климов Виктор Владимирович, финансовый уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг в сферах страхования, кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, деятельности ломбардов и деятельности негосударственных пенсионных фондов; соискатель кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)Так, например, Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <1> в ст. 4 определяет, что финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации). То есть финансовая организация определяется путем перечисления конкретных субъектов, которые оказывают финансовые услуги.
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)Так, например, Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <1> в ст. 4 определяет, что финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации). То есть финансовая организация определяется путем перечисления конкретных субъектов, которые оказывают финансовые услуги.