Локальные очистные сооружения
Подборка наиболее важных документов по запросу Локальные очистные сооружения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 55 "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" Градостроительного кодекса РФ"Предприниматель в отзыве указала на несостоятельность доводов жалобы, просила оставить принятые по делу судебные акты без изменения. Довод администрации об отсутствии у застройщика договоров о подключении к сетям централизованного водоснабжения и водоотведения, а также на вывоз твердых бытовых и иных отходов, противоречит положениям статьи 51.1 Градостроительного кодекса. Указанные нормы не содержат требований о предоставлении договора на вывоз бытовых и иных отходов при подаче в уполномоченный орган уведомления о завершении строительства. По результатам проведенной судебной экспертизы установлено, что все жилые дома, возведенные предпринимателем, подключены к централизованной (городской) системе водоснабжения и к локальным очистным сооружениям (ЛОС). Является несостоятельным и довод администрации о том, что ограничение (обременение) в виде запрещения регистрации в отношении земельных участков (выписки из ЕГРН), может служить основанием для выдаче застройщику уведомлений о несоответствии построенных объектов установленным требованиям. Часть 20 статьи 55 Градостроительного кодекса не предусматривает такого основания для выдачи уведомления о несоответствии построенных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности как наличие обременения на соответствующий земельный участок. Довод департамента о самовольном характере возведенных предпринимателем объектов противоречит заключению судебной экспертизы от 27.03.2024 N 940/161, содержащему все необходимые исследования, достаточные для обоснованного вывода о том, что самовольно возведенные строения соответствуют всем установленным нормам, требованиям и правилам, а также не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Кроме того, обжалуемые судебные акты администрацией исполнены, предпринимателю выданы уведомления о соответствии возведенных объектов требованиям законодательства о градостроительной деятельности, за которым зарегистрировано в ЕГРН право собственности на построенные жилые дома."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Требуется ли разрешение на строительство очистных сооружений?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, по смыслу вышесказанного на строительство очистных сооружений требуется получение разрешения на строительство. Размещение локальных очистных сооружений в форме водоочистных устройств, а также объектов капитального строительства вспомогательного использования не требует получения разрешения на строительство.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, по смыслу вышесказанного на строительство очистных сооружений требуется получение разрешения на строительство. Размещение локальных очистных сооружений в форме водоочистных устройств, а также объектов капитального строительства вспомогательного использования не требует получения разрешения на строительство.
Готовое решение: Какие требования предъявляются к объектам размещения отходов
(КонсультантПлюс, 2025)объекты размещения отходов нужно обеспечить системами водоснабжения и водоотведения. Необходимо устроить систему канав и ливневую канализацию для перехвата поверхностного стока, дренажную систему для отвода фильтрата и локальные очистные сооружения для очистки поверхностного стока и дренажных вод (п. п. 236, 237 СанПиН 2.1.3684-21);
(КонсультантПлюс, 2025)объекты размещения отходов нужно обеспечить системами водоснабжения и водоотведения. Необходимо устроить систему канав и ливневую канализацию для перехвата поверхностного стока, дренажную систему для отвода фильтрата и локальные очистные сооружения для очистки поверхностного стока и дренажных вод (п. п. 236, 237 СанПиН 2.1.3684-21);
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)11.1) локальное очистное сооружение - сооружение или устройство, обеспечивающие очистку сточных вод абонента до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения (канализации);
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)11.1) локальное очистное сооружение - сооружение или устройство, обеспечивающие очистку сточных вод абонента до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения (канализации);
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
(ред. от 31.07.2025)3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
Информация: Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)Команда Росатома сейчас идет по графику. На площадке выполнены, во-первых, неотложные работы. Они постоянно выполняются, потому что есть риск перелива надшламовых вод в озеро Байкал. Росатом спроектировал и построил соответствующие локальные очистные сооружения и эти надшламовые воды очищает, не дает попадать в озеро.
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)Команда Росатома сейчас идет по графику. На площадке выполнены, во-первых, неотложные работы. Они постоянно выполняются, потому что есть риск перелива надшламовых вод в озеро Байкал. Росатом спроектировал и построил соответствующие локальные очистные сооружения и эти надшламовые воды очищает, не дает попадать в озеро.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (март 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Кроме того, в рамках оценки заявок участников Конкурса по Показателю N 1 Критерия N 1 не подлежат оценке контракты, в том числе, связанные с выполнением строительно-монтажных работ, что не соответствует предмету закупки и Правилам, поскольку, согласно проектной сметной документации, в рамках исполнения контракта необходимо в том числе выполнить строительно-монтажные работы объектов капитального строительства, а именно строительство резервуара для сбора фильтратов, локального очистного сооружения, резервуара для сбора ливневых стоков и другие.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Кроме того, в рамках оценки заявок участников Конкурса по Показателю N 1 Критерия N 1 не подлежат оценке контракты, в том числе, связанные с выполнением строительно-монтажных работ, что не соответствует предмету закупки и Правилам, поскольку, согласно проектной сметной документации, в рамках исполнения контракта необходимо в том числе выполнить строительно-монтажные работы объектов капитального строительства, а именно строительство резервуара для сбора фильтратов, локального очистного сооружения, резервуара для сбора ливневых стоков и другие.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июль 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Подпунктом 7.2 приложения N 1 к Документации установлено следующее: "Участник закупки, признанный победителем закупочной процедуры, в течение 5 рабочих дней после размещения протокола подведения итогов закупки на сайте www.zakupki.gov.ru (до заключения договора) должен предоставить в адрес Заказчика подтверждение производителя или его официального представителя, гарантирующее готовность осуществить поставку с приложением перечней поставляемого оборудования согласно Приложению N 10 к техническим требованиям Документации, в том числе системы противопожарной защиты: системы пожарной сигнализации, системы пожарной автоматики, системы оповещения и управления эвакуацией, автоматических установок пожаротушения, водоснабжения, водоотведения, локальных очистных сооружений, систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, системы водяного охлаждения агрегата и т.д. (список не является исчерпывающим).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Подпунктом 7.2 приложения N 1 к Документации установлено следующее: "Участник закупки, признанный победителем закупочной процедуры, в течение 5 рабочих дней после размещения протокола подведения итогов закупки на сайте www.zakupki.gov.ru (до заключения договора) должен предоставить в адрес Заказчика подтверждение производителя или его официального представителя, гарантирующее готовность осуществить поставку с приложением перечней поставляемого оборудования согласно Приложению N 10 к техническим требованиям Документации, в том числе системы противопожарной защиты: системы пожарной сигнализации, системы пожарной автоматики, системы оповещения и управления эвакуацией, автоматических установок пожаротушения, водоснабжения, водоотведения, локальных очистных сооружений, систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, системы водяного охлаждения агрегата и т.д. (список не является исчерпывающим).
Статья: Совершенствование процессуального законодательства и проблема формирования единообразной судебной практики как основы повышения эффективности рассмотрения земельных споров
(Волкова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)Этот факт становится очевидным в ходе анализа судебной практики. Так, в Постановлении 12-го ААС от 4 марта 2020 г. по делу N А57-9482/2019 был использован и термин "снежные "сухие" свалки" ("сухие" снегосвалки") со ссылкой на Санитарные правила содержания территории населенных мест, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача СССР от 5 августа 1988 г. N 4690-88 (СанПиН 42-128-4690-88). "Сухие" снегосвалки не должны располагаться в водоохранных зонах водных объектов населенного пункта. Участок, отведенный под "сухую" снегосвалку, должен иметь твердое покрытие; обваловку по всему периметру, исключающую попадание талых вод на рельеф; водосборные лотки и систему транспортировки талой воды на локальные очистные сооружения; ограждение по всему периметру; контрольно-пропускной пункт, оборудованный телефонной связью. Их должны эксплуатировать организации, имеющие квалифицированный персонал и необходимую технику для осуществления комплекса работ, связанных с приемом, складированием снега и обслуживанием очистных сооружений <5>.
(Волкова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)Этот факт становится очевидным в ходе анализа судебной практики. Так, в Постановлении 12-го ААС от 4 марта 2020 г. по делу N А57-9482/2019 был использован и термин "снежные "сухие" свалки" ("сухие" снегосвалки") со ссылкой на Санитарные правила содержания территории населенных мест, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача СССР от 5 августа 1988 г. N 4690-88 (СанПиН 42-128-4690-88). "Сухие" снегосвалки не должны располагаться в водоохранных зонах водных объектов населенного пункта. Участок, отведенный под "сухую" снегосвалку, должен иметь твердое покрытие; обваловку по всему периметру, исключающую попадание талых вод на рельеф; водосборные лотки и систему транспортировки талой воды на локальные очистные сооружения; ограждение по всему периметру; контрольно-пропускной пункт, оборудованный телефонной связью. Их должны эксплуатировать организации, имеющие квалифицированный персонал и необходимую технику для осуществления комплекса работ, связанных с приемом, складированием снега и обслуживанием очистных сооружений <5>.
Статья: Спор об устранении препятствий в пользовании земельным участком (на основании судебной практики Московского областного суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Кроме того, в иске могут указываться требования восстановить (привести) смежную границу между участками в соответствии с данными ЕГРН, восстановить межевые знаки на местности, отдельные объекты (например, забор, дренажные канавы), выполнить конкретные действия (например, заполнить прогоны проволочной сеткой, привести высоту ограждения в соответствии с предельными параметрами разрешенного строительства, произвести устройство дренажной системы, оборудовать крышу устройствами для задержания воды, снега, льда и стоками для отвода осадков) (например, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20.11.2018 N 18-КГ18-175, Апелляционное определение Московского областного суда от 10.04.2019 по делу N 33-11899/2019). Также в иске допускается указать требование запретить ответчику совершать какие-либо действия: например, запретить строительство любого строения на установленном ответчиком фундаменте, строительство локального очистного сооружения на участке ответчика.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Кроме того, в иске могут указываться требования восстановить (привести) смежную границу между участками в соответствии с данными ЕГРН, восстановить межевые знаки на местности, отдельные объекты (например, забор, дренажные канавы), выполнить конкретные действия (например, заполнить прогоны проволочной сеткой, привести высоту ограждения в соответствии с предельными параметрами разрешенного строительства, произвести устройство дренажной системы, оборудовать крышу устройствами для задержания воды, снега, льда и стоками для отвода осадков) (например, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20.11.2018 N 18-КГ18-175, Апелляционное определение Московского областного суда от 10.04.2019 по делу N 33-11899/2019). Также в иске допускается указать требование запретить ответчику совершать какие-либо действия: например, запретить строительство любого строения на установленном ответчиком фундаменте, строительство локального очистного сооружения на участке ответчика.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Здания, строения, сооружения, помещения, используемые хозяйствующими субъектами, должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения. При отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения здания, строения, сооружения, помещения, используемые хозяйствующими субъектами, должны быть оборудованы нецентрализованными (автономными) системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения. При отсутствии горячего централизованного водоснабжения должны устанавливаться водонагревающие устройства (п. 2.2 Санитарных правил СП 2.1.3678-20).
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Здания, строения, сооружения, помещения, используемые хозяйствующими субъектами, должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения. При отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения здания, строения, сооружения, помещения, используемые хозяйствующими субъектами, должны быть оборудованы нецентрализованными (автономными) системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения. При отсутствии горячего централизованного водоснабжения должны устанавливаться водонагревающие устройства (п. 2.2 Санитарных правил СП 2.1.3678-20).
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (февраль 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- системы противопожарной защиты: системы пожарной сигнализации, системы пожарной автоматики, системы оповещения и управления эвакуацией, автоматических установок пожаротушения, водоснабжения, водоотведения, локальных очистных сооружений, систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, системы водяного охлаждения агрегата, системы откачки дренажа ГЭС, системы осушения проточной части агрегатов, системы сжатого воздуха, системы филиального маслохозяйства, системы измерения гидравлических величин, системы контроля затопления и аварийной откачки здания ГЭС, оборудования для механической мастерской, системы автоматического пожаротушения гидрогенератора, гидромеханического оборудования (затворы плоские скользящие и колесные, затворы сегментные; закладные части затворов, решеток, грейфера; решетки сороудерживающие; балки захватные; крышки герметические; подхваты; штанги; гидропривод, электропривод), металлоконструкций (эстакады механизмов, вспомогательные металлоконструкции (ограждения проемов, крышки перекрытий, лестницы и площадки), рельсы, подкрановые балки) и подъемных сооружений (краны мостовые, козловые, полукозловые; тали; механизмы канатные; кран-балки, грейфера), электротехнического оборудования, оборудования автоматизированной системы управления технологическими процессами (АСУ ТП), автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ), системы обмена технологической информацией с автоматизированной системой оператора (СОТИАССО) и релейной защиты и автоматики, а также организации внутриобъектной и внешней связи.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- системы противопожарной защиты: системы пожарной сигнализации, системы пожарной автоматики, системы оповещения и управления эвакуацией, автоматических установок пожаротушения, водоснабжения, водоотведения, локальных очистных сооружений, систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, системы водяного охлаждения агрегата, системы откачки дренажа ГЭС, системы осушения проточной части агрегатов, системы сжатого воздуха, системы филиального маслохозяйства, системы измерения гидравлических величин, системы контроля затопления и аварийной откачки здания ГЭС, оборудования для механической мастерской, системы автоматического пожаротушения гидрогенератора, гидромеханического оборудования (затворы плоские скользящие и колесные, затворы сегментные; закладные части затворов, решеток, грейфера; решетки сороудерживающие; балки захватные; крышки герметические; подхваты; штанги; гидропривод, электропривод), металлоконструкций (эстакады механизмов, вспомогательные металлоконструкции (ограждения проемов, крышки перекрытий, лестницы и площадки), рельсы, подкрановые балки) и подъемных сооружений (краны мостовые, козловые, полукозловые; тали; механизмы канатные; кран-балки, грейфера), электротехнического оборудования, оборудования автоматизированной системы управления технологическими процессами (АСУ ТП), автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ), системы обмена технологической информацией с автоматизированной системой оператора (СОТИАССО) и релейной защиты и автоматики, а также организации внутриобъектной и внешней связи.
Статья: Публичный договор: сфера действия
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)Так, суды признали, в том числе со ссылкой на ст. 426 ГК РФ, незаконным отказ от договора технологического присоединения канализационной сети заказчика к сетям канализации исполнителя, отметив, что в период строительства очистных сооружений существующий выгреб заказчика находился на месте застройки и был демонтирован. В результате учреждение не имеет технической возможности осуществлять временное водоотведение своих канализационных стоков при отключении от очистных сооружений, принадлежащих исполнителю, в связи с отсутствием выгребов и альтернативных локальных очистных сооружений <200>.
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)Так, суды признали, в том числе со ссылкой на ст. 426 ГК РФ, незаконным отказ от договора технологического присоединения канализационной сети заказчика к сетям канализации исполнителя, отметив, что в период строительства очистных сооружений существующий выгреб заказчика находился на месте застройки и был демонтирован. В результате учреждение не имеет технической возможности осуществлять временное водоотведение своих канализационных стоков при отключении от очистных сооружений, принадлежащих исполнителю, в связи с отсутствием выгребов и альтернативных локальных очистных сооружений <200>.
Последние изменения: Соблюдение санитарных норм при оказании услуг общественного питания
(КонсультантПлюс, 2025)если нет возможности подключить здание предприятия к централизованной системе водоотведения, рекомендуется оборудовать здание предприятия питания внутренней канализационной сетью при условии устройства локальных очистных сооружений (п. 2.2 Методических рекомендаций).
(КонсультантПлюс, 2025)если нет возможности подключить здание предприятия к централизованной системе водоотведения, рекомендуется оборудовать здание предприятия питания внутренней канализационной сетью при условии устройства локальных очистных сооружений (п. 2.2 Методических рекомендаций).
Статья: Правовые проблемы финансирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2021, N 6)Так, указанным Распоряжением Правительства Российской Федерации оператором ликвидации накопленного вреда окружающей среде было назначено ООО "ГазЭнергоСтрой - Экологические Технологии" <20>, но спустя 7 месяцев организация работ, направленных на решение экологических проблем завода, была поручена федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный экологический оператор" <21> (далее - ФГУП "Федеральный экологический оператор"), силами которого в августе 2021 г. завершены работы по созданию локальных очистных сооружений <22>.
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2021, N 6)Так, указанным Распоряжением Правительства Российской Федерации оператором ликвидации накопленного вреда окружающей среде было назначено ООО "ГазЭнергоСтрой - Экологические Технологии" <20>, но спустя 7 месяцев организация работ, направленных на решение экологических проблем завода, была поручена федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный экологический оператор" <21> (далее - ФГУП "Федеральный экологический оператор"), силами которого в августе 2021 г. завершены работы по созданию локальных очистных сооружений <22>.