Логопедическая группа
Подборка наиболее важных документов по запросу Логопедическая группа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.02.2024 N 33-2977/2024 (УИД 78RS0006-01-2022-008392-08)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии досрочно; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Период работы истца в должности воспитателя логопедической группы в негосударственном учреждении дошкольного и начального образования не включен в специальный стаж, поскольку указанное учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Установив данные обстоятельства и отказывая в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж спорного периода работы с 01 ноября 1994 года по 08 сентября 1997 года в должности воспитателя логопедической группы в Негосударственном учреждении дошкольного и начального образования в детском Микрорайонном центре "Волшебник", суд первой инстанции исходил из того, что указанные должности не предусмотрены ни Списком от 06.09.1991 года N 463, ни Списком от 29.10.2002 года N 781, ни Списком от 22.09.1999 года N 1067.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии досрочно; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Период работы истца в должности воспитателя логопедической группы в негосударственном учреждении дошкольного и начального образования не включен в специальный стаж, поскольку указанное учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Установив данные обстоятельства и отказывая в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж спорного периода работы с 01 ноября 1994 года по 08 сентября 1997 года в должности воспитателя логопедической группы в Негосударственном учреждении дошкольного и начального образования в детском Микрорайонном центре "Волшебник", суд первой инстанции исходил из того, что указанные должности не предусмотрены ни Списком от 06.09.1991 года N 463, ни Списком от 29.10.2002 года N 781, ни Списком от 22.09.1999 года N 1067.
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24.06.2024 N 88-14663/2024 (УИД 11RS0005-01-2023-003269-49)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истица указала, что в спорные периоды работала педагогом дополнительного образования и одновременно выполняла работу логопеда по гражданско-правовому договору. Общая продолжительность рабочего времени по трудовому договору и договору гражданско-правового характера составляла полный рабочий день, что дает основание включить спорные периоды в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Несмотря на то, что в договорах на оказание возмездных услуг время их оказания указано во второй половине дня, изменения сторонами не вносились, производственная необходимость изменения графика предоставления услуг судом апелляционной инстанции не установлена, группа детей определена как разновозрастная 4-7 лет, суд апелляционной инстанции согласился с доводами истца о том, что занятия в группе "Логопед" она проводила в первой половине дня, при этом согласился и с доводами истца о том, что индивидуальные занятия с детьми проводила по 30 минут, диагностические по 20 минут, независимо от возраста детей и того, что для детей от 4 до 6 лет максимальная продолжительность занятий установлена от 15 до 25 минут.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истица указала, что в спорные периоды работала педагогом дополнительного образования и одновременно выполняла работу логопеда по гражданско-правовому договору. Общая продолжительность рабочего времени по трудовому договору и договору гражданско-правового характера составляла полный рабочий день, что дает основание включить спорные периоды в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Несмотря на то, что в договорах на оказание возмездных услуг время их оказания указано во второй половине дня, изменения сторонами не вносились, производственная необходимость изменения графика предоставления услуг судом апелляционной инстанции не установлена, группа детей определена как разновозрастная 4-7 лет, суд апелляционной инстанции согласился с доводами истца о том, что занятия в группе "Логопед" она проводила в первой половине дня, при этом согласился и с доводами истца о том, что индивидуальные занятия с детьми проводила по 30 минут, диагностические по 20 минут, независимо от возраста детей и того, что для детей от 4 до 6 лет максимальная продолжительность занятий установлена от 15 до 25 минут.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Отпуск какой продолжительности положен учителю-логопеду дошкольной образовательной организации, если непосредственно перед отпуском в общую образовательную группу был включен ребенок с ограниченными возможностями здоровья, с которым он провел ознакомительную беседу?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Вопрос: Отпуск какой продолжительности положен учителю-логопеду дошкольной образовательной организации, если непосредственно перед отпуском (42 календарных дня) в общую образовательную группу был включен ребенок с ограниченными возможностями здоровья, с которым он провел ознакомительную беседу, предусмотренную его должностной инструкцией?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Вопрос: Отпуск какой продолжительности положен учителю-логопеду дошкольной образовательной организации, если непосредственно перед отпуском (42 календарных дня) в общую образовательную группу был включен ребенок с ограниченными возможностями здоровья, с которым он провел ознакомительную беседу, предусмотренную его должностной инструкцией?
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к должности учителя-логопеда?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Профессиональным стандартом "Педагог-дефектолог", утвержденным Приказом Минтруда России от 13.03.2023 N 136н (далее - Профессиональный стандарт N 136н), утверждены квалификационные требования к должности учителя-логопеда (логопеда) (профиль: нарушения речи) в части наличия высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности или высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования "Образование и педагогические науки", "Психологические науки" и дополнительного профессионального образования - программа профессиональной переподготовки по направлению "Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации". Требования к опыту практической работы не предъявляются (разд. 3.1 Профессионального стандарта N 136н).
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Профессиональным стандартом "Педагог-дефектолог", утвержденным Приказом Минтруда России от 13.03.2023 N 136н (далее - Профессиональный стандарт N 136н), утверждены квалификационные требования к должности учителя-логопеда (логопеда) (профиль: нарушения речи) в части наличия высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности или высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования "Образование и педагогические науки", "Психологические науки" и дополнительного профессионального образования - программа профессиональной переподготовки по направлению "Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации". Требования к опыту практической работы не предъявляются (разд. 3.1 Профессионального стандарта N 136н).
Нормативные акты
Приказ Росстата от 31.07.2024 N 332
(ред. от 17.11.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций"По строке 402 показывается число групп компенсирующей направленности. Цель группы компенсирующей направленности - создать условия для коррекции нарушений и освоения программ дошкольного образования, для подготовки к обучению в школе. Основная форма организации образовательной деятельности в такой группе - работа со специалистами: логопедом, психологом, дефектологом, тифлопедагогом и т.д.
(ред. от 17.11.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций"По строке 402 показывается число групп компенсирующей направленности. Цель группы компенсирующей направленности - создать условия для коррекции нарушений и освоения программ дошкольного образования, для подготовки к обучению в школе. Основная форма организации образовательной деятельности в такой группе - работа со специалистами: логопедом, психологом, дефектологом, тифлопедагогом и т.д.
Тематический выпуск: Сборник инструкций по охране труда для работников образовательных организаций
("Электронное приложение к журналу "Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2023)1.3. При использовании электрооборудования логопед должен пройти обучение по электробезопасности с присвоением соответствующей квалификационной группы по электробезопасности.
("Электронное приложение к журналу "Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2023)1.3. При использовании электрооборудования логопед должен пройти обучение по электробезопасности с присвоением соответствующей квалификационной группы по электробезопасности.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Постановление Правительства от 21.02.2022 N 225 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" определяет номенклатуру указанных групп должностей. Первый из подразделов - должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу:
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Постановление Правительства от 21.02.2022 N 225 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" определяет номенклатуру указанных групп должностей. Первый из подразделов - должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу:
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава <11>), установленный на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона), не может быть изменен в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне) по инициативе работодателя, за исключением изменения объема учебной нагрузки в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов), в отношении следующих категорий работников:
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава <11>), установленный на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона), не может быть изменен в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне) по инициативе работодателя, за исключением изменения объема учебной нагрузки в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов), в отношении следующих категорий работников:
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава <1>), установленный на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона), не может быть изменен в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне) по инициативе работодателя, за исключением изменения объема учебной нагрузки в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов), в отношении следующих категорий работников:
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава <1>), установленный на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона), не может быть изменен в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне) по инициативе работодателя, за исключением изменения объема учебной нагрузки в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов), в отношении следующих категорий работников:
Вопрос: Как открыть частный детский сад?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Планировка помещений дошкольных организаций и организаций, осуществляющих присмотр и уход за детьми, за исключением помещений, размещенных в жилых помещениях, должна обеспечить возможность формирования изолированных помещений для каждой детской группы (групповая ячейка) - раздевальная комната, групповая комната, спальня, буфет, туалет, совмещенный с умывальной, наличие при необходимости дополнительных помещений для занятий с детьми (музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда, помещения для иных дополнительных занятий), а также иных помещений (помещения для оказания медицинской помощи, пищеблок, помещения для стирки белья) и помещений служебно-бытового назначения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Планировка помещений дошкольных организаций и организаций, осуществляющих присмотр и уход за детьми, за исключением помещений, размещенных в жилых помещениях, должна обеспечить возможность формирования изолированных помещений для каждой детской группы (групповая ячейка) - раздевальная комната, групповая комната, спальня, буфет, туалет, совмещенный с умывальной, наличие при необходимости дополнительных помещений для занятий с детьми (музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда, помещения для иных дополнительных занятий), а также иных помещений (помещения для оказания медицинской помощи, пищеблок, помещения для стирки белья) и помещений служебно-бытового назначения.
Вопрос: Считается ли в целях ст. 333 ТК РФ педагогическим работником лицо, имеющее педагогическое образование и заключившее трудовой договор с медицинской организацией (например, логопед)?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2023)Логопед - специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности "логопедия", владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики, и получивший сертификат по логопедии (п. 1.1 Положения о логопеде, утвержденного Приказом Минздрава России от 28.12.1998 N 383).
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2023)Логопед - специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности "логопедия", владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики, и получивший сертификат по логопедии (п. 1.1 Положения о логопеде, утвержденного Приказом Минздрава России от 28.12.1998 N 383).