Лоцманская проводка
Подборка наиболее важных документов по запросу Лоцманская проводка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: По каким кодам отражаются операции в разд. 7 декларации по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)1010268 - обслуживание судов в период стоянки в портах, лоцманская проводка и услуги по классификации и освидетельствованию судов;
(КонсультантПлюс, 2025)1010268 - обслуживание судов в период стоянки в портах, лоцманская проводка и услуги по классификации и освидетельствованию судов;
Статья: Морской арбитраж в России: прошлое, настоящее, будущее
(Курочкин С.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)В связи с расширением предметной компетенции МАК в практике закономерно возникают вопросы оценки арбитрабельности споров, связанных с плаванием по Северному морскому пути, ледовой и лоцманской проводкой. Специалистами обоснованно предложено разделять случаи, в которых стороной потенциальных споров является непосредственно корпорация "Росатом" (согласно ст. 5.1 КТМ РФ плавание по Северному морскому пути осуществляется при содействии Государственной корпорации по атомной энергетике "Росатом"), при этом исходя из предмета спора речь может идти об осуществлении корпорацией функции по государственному управлению; случаи, в которых стороной спора также является корпорация "Росатом", однако спор вытекает из гражданско-правовых отношений; и случаи, в которых сторонами спора являются иные лица, а корпорация "Росатом" выступает в роли организации, выдающей согласования, разрешения и т.п. Первая категория споров относится к публично-правовым и, как следствие, не является арбитрабельной по признаку объективной арбитрабельности. Вторая категория является арбитрабельной, поскольку отсутствуют положения законодательства, исключающие передачу гражданско-правовых споров с участием корпорации "Росатом" в арбитраж. Арбитрабельной является и третья категория споров; на этот вывод не влияет и то, что в настоящее время существенная часть организаций, оказывающих услуги по ледокольной и ледовой лоцманской проводке в акватории Северного морского пути, относится к "специальным публичным субъектам" <36>.
(Курочкин С.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)В связи с расширением предметной компетенции МАК в практике закономерно возникают вопросы оценки арбитрабельности споров, связанных с плаванием по Северному морскому пути, ледовой и лоцманской проводкой. Специалистами обоснованно предложено разделять случаи, в которых стороной потенциальных споров является непосредственно корпорация "Росатом" (согласно ст. 5.1 КТМ РФ плавание по Северному морскому пути осуществляется при содействии Государственной корпорации по атомной энергетике "Росатом"), при этом исходя из предмета спора речь может идти об осуществлении корпорацией функции по государственному управлению; случаи, в которых стороной спора также является корпорация "Росатом", однако спор вытекает из гражданско-правовых отношений; и случаи, в которых сторонами спора являются иные лица, а корпорация "Росатом" выступает в роли организации, выдающей согласования, разрешения и т.п. Первая категория споров относится к публично-правовым и, как следствие, не является арбитрабельной по признаку объективной арбитрабельности. Вторая категория является арбитрабельной, поскольку отсутствуют положения законодательства, исключающие передачу гражданско-правовых споров с участием корпорации "Росатом" в арбитраж. Арбитрабельной является и третья категория споров; на этот вывод не влияет и то, что в настоящее время существенная часть организаций, оказывающих услуги по ледокольной и ледовой лоцманской проводке в акватории Северного морского пути, относится к "специальным публичным субъектам" <36>.
Нормативные акты
"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)§ 1. ЛОЦМАНСКАЯ ПРОВОДКА СУДОВ
(ред. от 24.06.2025)§ 1. ЛОЦМАНСКАЯ ПРОВОДКА СУДОВ
"Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Статья 41. Лоцманская проводка судов
(ред. от 24.06.2025)Статья 41. Лоцманская проводка судов
Статья: Об услугах в транспортных терминалах как сфере деятельности субъектов естественных монополий
(Синицын С.А., Кабытов П.П.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)Показательным в контексте проведенного исследования и косвенно подтверждающим справедливость сделанных в нем выводов являются содержание и структура реестра субъектов естественных монополий, размещенного на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы. Так, он не содержит сведений о владельцах автотранспортных терминалов; а структура реестра субъектов естественных монополий на транспорте включает только железнодорожные перевозки, услуги аэропорта, услуги в портах и (или) транспортных терминалах, услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, ледокольную проводку судов, ледовую лоцманскую проводку судов в акватории Северного морского пути <20>.
(Синицын С.А., Кабытов П.П.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)Показательным в контексте проведенного исследования и косвенно подтверждающим справедливость сделанных в нем выводов являются содержание и структура реестра субъектов естественных монополий, размещенного на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы. Так, он не содержит сведений о владельцах автотранспортных терминалов; а структура реестра субъектов естественных монополий на транспорте включает только железнодорожные перевозки, услуги аэропорта, услуги в портах и (или) транспортных терминалах, услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, ледокольную проводку судов, ледовую лоцманскую проводку судов в акватории Северного морского пути <20>.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В КВВТ РФ судоходство определено как деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, для подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В КВВТ РФ судоходство определено как деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, для подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта.
Статья: О правовой природе портовых сборов
(Садчиков М.Н.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)В 1830 г. достаточно подробно была детализирована плата за буксировку коммерческих судов. Размер платы зависел от расстояния буксировки. Интересно, что при попутном ветре размер платы уменьшался в два раза <5>. Портовые сборы шли не только на обеспечение установки знаков, маяков, содержание лоцманов, но и на другие цели, связанные с портовой деятельностью. Так, часть суммы, собранной за лоцманскую проводку, составляла так называемый "запасный экономический капитал", за счет которого обеспечивались "лоцманские сироты и вспомоществование самим лоцманам в случае нужды и крайности" <6>.
(Садчиков М.Н.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)В 1830 г. достаточно подробно была детализирована плата за буксировку коммерческих судов. Размер платы зависел от расстояния буксировки. Интересно, что при попутном ветре размер платы уменьшался в два раза <5>. Портовые сборы шли не только на обеспечение установки знаков, маяков, содержание лоцманов, но и на другие цели, связанные с портовой деятельностью. Так, часть суммы, собранной за лоцманскую проводку, составляла так называемый "запасный экономический капитал", за счет которого обеспечивались "лоцманские сироты и вспомоществование самим лоцманам в случае нужды и крайности" <6>.
Статья: О неналоговых платежах в Российской Федерации
(Сухарев А.Н., Смирнов С.Н.)
("Финансы", 2025, N 2)Платежи за услуги государственных организаций - монополистов. К ним относятся портовые сборы, сбор за проход судов по внутренним водным путям - на участках внутренних водных путей, платежи за ледокольную проводку судов, ледовую лоцманскую проводку судов в акватории Северного морского пути, платежи за водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, платежи за захоронение радиоактивных отходов.
(Сухарев А.Н., Смирнов С.Н.)
("Финансы", 2025, N 2)Платежи за услуги государственных организаций - монополистов. К ним относятся портовые сборы, сбор за проход судов по внутренним водным путям - на участках внутренних водных путей, платежи за ледокольную проводку судов, ледовую лоцманскую проводку судов в акватории Северного морского пути, платежи за водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, платежи за захоронение радиоактивных отходов.
Статья: НДС-вопросы: сомневаемся во всем
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 12)От НДС освобождаются работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река - море) плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), по лоцманской проводке, а также услуги по классификации и освидетельствованию судов <11>.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 12)От НДС освобождаются работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река - море) плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), по лоцманской проводке, а также услуги по классификации и освидетельствованию судов <11>.
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; захоронение радиоактивных отходов; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры; ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; захоронение радиоактивных отходов; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры; ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)<2> В соответствии с подп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ от НДС освобождены работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река - море) плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), по лоцманской проводке, а также услуги по классификации и освидетельствованию судов.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)<2> В соответствии с подп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ от НДС освобождены работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река - море) плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), по лоцманской проводке, а также услуги по классификации и освидетельствованию судов.
Статья: Российская доктрина международного права об Арктике: столетний лед одиночества
(Толстых В.Л.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)5. Действие статьи 234 зависит не только от позиций арктических держав, но и от позиций других стран, у которых попытки небуквального и одностороннего толкования статьи 234 вряд ли найдут понимание. Дж. Сольски отмечает, что регулирование судоходства в Арктике должно быть в меньшей степени прерогативой отдельных государств и в большей степени результатом конструктивного обсуждения и поиска баланса между интересами судоходства и защиты морской среды. Ориентиром для арктических держав могла бы стать практика применения статьи 21 (правила мирного прохода), анализ которой показывает, что при введении системы судовых оповещений (англ.: ship reporting system; SRS) и лоцманской проводки прибрежные государства часто взаимодействовали с Международной морской организацией, даже когда это было необязательным, смягчая тем самым напряжение и укрепляя доверие <85>.
(Толстых В.Л.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)5. Действие статьи 234 зависит не только от позиций арктических держав, но и от позиций других стран, у которых попытки небуквального и одностороннего толкования статьи 234 вряд ли найдут понимание. Дж. Сольски отмечает, что регулирование судоходства в Арктике должно быть в меньшей степени прерогативой отдельных государств и в большей степени результатом конструктивного обсуждения и поиска баланса между интересами судоходства и защиты морской среды. Ориентиром для арктических держав могла бы стать практика применения статьи 21 (правила мирного прохода), анализ которой показывает, что при введении системы судовых оповещений (англ.: ship reporting system; SRS) и лоцманской проводки прибрежные государства часто взаимодействовали с Международной морской организацией, даже когда это было необязательным, смягчая тем самым напряжение и укрепляя доверие <85>.