Лишение родительских прав участие ребенка в судебном заседании
Подборка наиболее важных документов по запросу Лишение родительских прав участие ребенка в судебном заседании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные проблемы судебной защиты прав несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет
(Ионова Д.Ю., Казиханова С.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 8)Следует учитывать, что для любого несовершеннолетнего личное участие в судебном разбирательстве - это психотравмирующая ситуация. Так, например, вызов в судебное заседание несовершеннолетних, не достигших 14 лет, по делам о лишении родительских прав в силу их специфики может нанести особый вред психике несовершеннолетних <13>. Не случайно Конвенция о правах ребенка устанавливает право ребенка быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства не только непосредственно, но и через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства (ч. 2 ст. 12). Представляется, что в случае, если суд придет к выводу о том, что присутствие в судебном заседании может причинить вред психике ребенка, выяснение мнения несовершеннолетнего должно быть поручено органу опеки и попечительства <14>. Следует согласиться с П.А. Якушевым, что в любом случае избираемый судом способ выявления мнения ребенка должен максимально соответствовать интересам ребенка <15>.
(Ионова Д.Ю., Казиханова С.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 8)Следует учитывать, что для любого несовершеннолетнего личное участие в судебном разбирательстве - это психотравмирующая ситуация. Так, например, вызов в судебное заседание несовершеннолетних, не достигших 14 лет, по делам о лишении родительских прав в силу их специфики может нанести особый вред психике несовершеннолетних <13>. Не случайно Конвенция о правах ребенка устанавливает право ребенка быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства не только непосредственно, но и через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства (ч. 2 ст. 12). Представляется, что в случае, если суд придет к выводу о том, что присутствие в судебном заседании может причинить вред психике ребенка, выяснение мнения несовершеннолетнего должно быть поручено органу опеки и попечительства <14>. Следует согласиться с П.А. Якушевым, что в любом случае избираемый судом способ выявления мнения ребенка должен максимально соответствовать интересам ребенка <15>.
Статья: Разлучение родителей и детей в аспекте статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации
(Косова О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)Безосновательное распространение внешнего насилия по отношению к взаимоотношениям родителей и детей способно негативно повлиять не только на конкретные семьи, но и на общество в целом. В сознании многих людей такое явление нередко связывается с термином "ювенализация" <9> права в негативном его смысловом варианте и расценивается как произвол со стороны органов опеки. Административный порядок отобрания ребенка (ст. 77 СК РФ) на первый взгляд противоречит п. 1 ст. 9 Конвенции, если исключить возможную неточность перевода. При обращении к его норме обнаруживается, что она связывает мнение "компетентного органа" относительно отобрания ребенка с уже вынесенным судом решением ("согласно судебному решению"). Но тогда трудно объяснить саму необходимость "постсудебного" мнения органа опеки с учетом устоявшегося соотношения административных и судебных процедур. В правовом регулировании и судебной практике по делам о воспитании детей деятельность суда неразрывно связана с деятельностью органа опеки и попечительства, выполняющего в рамках общей функции защиты прав и интересов детей специальные обязанности: проведения обследований их жизни в семье и подготовки соответствующих актов, заключений для судов по спорам о воспитании, а также участия в судебном заседании (ст. 78 СК РФ) и др. Такая соотносимость объективна, разумна и усиливает правовые гарантии в части интересов членов семьи, прежде всего, при лишении и восстановлении, ограничении родительских прав и его отмены. Полагаем, что она особым образом присутствует и при немедленном отобрании детей и характеризуется возможностью судебного контроля за соблюдением этой процедуры.
(Косова О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)Безосновательное распространение внешнего насилия по отношению к взаимоотношениям родителей и детей способно негативно повлиять не только на конкретные семьи, но и на общество в целом. В сознании многих людей такое явление нередко связывается с термином "ювенализация" <9> права в негативном его смысловом варианте и расценивается как произвол со стороны органов опеки. Административный порядок отобрания ребенка (ст. 77 СК РФ) на первый взгляд противоречит п. 1 ст. 9 Конвенции, если исключить возможную неточность перевода. При обращении к его норме обнаруживается, что она связывает мнение "компетентного органа" относительно отобрания ребенка с уже вынесенным судом решением ("согласно судебному решению"). Но тогда трудно объяснить саму необходимость "постсудебного" мнения органа опеки с учетом устоявшегося соотношения административных и судебных процедур. В правовом регулировании и судебной практике по делам о воспитании детей деятельность суда неразрывно связана с деятельностью органа опеки и попечительства, выполняющего в рамках общей функции защиты прав и интересов детей специальные обязанности: проведения обследований их жизни в семье и подготовки соответствующих актов, заключений для судов по спорам о воспитании, а также участия в судебном заседании (ст. 78 СК РФ) и др. Такая соотносимость объективна, разумна и усиливает правовые гарантии в части интересов членов семьи, прежде всего, при лишении и восстановлении, ограничении родительских прав и его отмены. Полагаем, что она особым образом присутствует и при немедленном отобрании детей и характеризуется возможностью судебного контроля за соблюдением этой процедуры.
Нормативные акты
"Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011)Например, при рассмотрении в Туринском районном суде дела по иску опекуна ребенка к матери ребенка М. о лишении ее родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына суд при подготовке дела к судебному разбирательству, выяснив, что отец ребенка отбывает наказание в исправительной колонии г. Екатеринбурга, и признав, что решение вопроса о лишении родительских прав матери ребенка непосредственным образом может повлиять на права и обязанности отца ребенка, в соответствии со ст. 43 ГПК РФ вне судебного заседания отдельным определением привлек его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, направил ему копию искового заявления и весь пакет документов, разъяснил его процессуальные права, а также право на предъявление иска о передаче ему ребенка на воспитание, обязав начальника исправительной колонии г. Екатеринбурга вручить ему указанные документы, о чем отобрать подписку, а также получить объяснения по существу заявленного иска.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011)Например, при рассмотрении в Туринском районном суде дела по иску опекуна ребенка к матери ребенка М. о лишении ее родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына суд при подготовке дела к судебному разбирательству, выяснив, что отец ребенка отбывает наказание в исправительной колонии г. Екатеринбурга, и признав, что решение вопроса о лишении родительских прав матери ребенка непосредственным образом может повлиять на права и обязанности отца ребенка, в соответствии со ст. 43 ГПК РФ вне судебного заседания отдельным определением привлек его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, направил ему копию искового заявления и весь пакет документов, разъяснил его процессуальные права, а также право на предъявление иска о передаче ему ребенка на воспитание, обязав начальника исправительной колонии г. Екатеринбурга вручить ему указанные документы, о чем отобрать подписку, а также получить объяснения по существу заявленного иска.
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2020 N 26-П
"По делу о проверке конституционности абзаца пятого подпункта "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобой гражданки О.Н. Селиной"Определением судьи того же суда от 25 июня 2019 года в передаче жалобы О.Н. Селиной для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано со ссылкой на то, что отец ребенка родительских прав не лишен и, даже проживая в другом населенном пункте, имеет возможность периодически участвовать в воспитании девочки. Судья Верховного Суда Российской Федерации определением от 17 сентября 2019 года также отказал в передаче жалобы заявительницы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, отметив при этом, что наличие у О.Н. Селиной проживающего совместно с ней болезненного ребенка не может свидетельствовать о необходимости ее увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному абзацем пятым подпункта "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", поскольку на нее в полной мере распространяются социальные гарантии и компенсации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства, о чем указано в пункте 9 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
"По делу о проверке конституционности абзаца пятого подпункта "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобой гражданки О.Н. Селиной"Определением судьи того же суда от 25 июня 2019 года в передаче жалобы О.Н. Селиной для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано со ссылкой на то, что отец ребенка родительских прав не лишен и, даже проживая в другом населенном пункте, имеет возможность периодически участвовать в воспитании девочки. Судья Верховного Суда Российской Федерации определением от 17 сентября 2019 года также отказал в передаче жалобы заявительницы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, отметив при этом, что наличие у О.Н. Селиной проживающего совместно с ней болезненного ребенка не может свидетельствовать о необходимости ее увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному абзацем пятым подпункта "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", поскольку на нее в полной мере распространяются социальные гарантии и компенсации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства, о чем указано в пункте 9 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Статья: Проведение закрытого судебного заседания в гражданском процессе: некоторые проблемные вопросы
(Ярошенко Т.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 6)1) включить в перечень дел, для которых установлено закрытое судебное заседание, следующие категории:
(Ярошенко Т.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 6)1) включить в перечень дел, для которых установлено закрытое судебное заседание, следующие категории:
Ситуация: Как лишить родительских прав?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 3. Примите участие в судебных заседаниях и дождитесь решения суда
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 3. Примите участие в судебных заседаниях и дождитесь решения суда
Статья: Актуальные проблемы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в исполнительном производстве
(Соловьев В.Ю., Орлова А.В.)
("Современное право", 2021, N 9)В первую очередь необходимо определить сферу деятельности прокуратуры с точки зрения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. В целом органы прокуратуры обладают широким кругом полномочий, целью которых является защита прав и интересов детей, регламентированных положениями Семейного кодекса РФ [15], а также иного федерального законодательства. К их числу следует отнести право на предъявление иска в суд о лишении родительских прав, закрепленное ст. 70 СК РФ, об ограничении родителей в их правах по отношению к детям (ст. 73 СК РФ); возможность обращения с заявлением об отмене усыновления (ст. 142 СК РФ); право на обращение в суд с иском в интересах несовершеннолетнего согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ; право на участие в судебном заседании, предметом рассмотрения которого являются существенные права и законные интересы ребенка (статьи 72, 73, 125 и 140 СК РФ; ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" [11]. Органы прокуратуры также вправе предостерегать о недопустимости нарушения прав несовершеннолетних граждан, устранять нарушения действующего законодательства на основании статей 24 и 25.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и т.д.
(Соловьев В.Ю., Орлова А.В.)
("Современное право", 2021, N 9)В первую очередь необходимо определить сферу деятельности прокуратуры с точки зрения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. В целом органы прокуратуры обладают широким кругом полномочий, целью которых является защита прав и интересов детей, регламентированных положениями Семейного кодекса РФ [15], а также иного федерального законодательства. К их числу следует отнести право на предъявление иска в суд о лишении родительских прав, закрепленное ст. 70 СК РФ, об ограничении родителей в их правах по отношению к детям (ст. 73 СК РФ); возможность обращения с заявлением об отмене усыновления (ст. 142 СК РФ); право на обращение в суд с иском в интересах несовершеннолетнего согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ; право на участие в судебном заседании, предметом рассмотрения которого являются существенные права и законные интересы ребенка (статьи 72, 73, 125 и 140 СК РФ; ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" [11]. Органы прокуратуры также вправе предостерегать о недопустимости нарушения прав несовершеннолетних граждан, устранять нарушения действующего законодательства на основании статей 24 и 25.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и т.д.
Статья: Участие прокурора по отдельным категориям семейных дел в закрытом судебном заседании: проблемные вопросы
(Ярошенко Т.В.)
("Администратор суда", 2024, N 4)3. Законодатель не одинаково подходит в решении вопроса проведения закрытого судебного заседания в отношении исследованных категорий семейных дел. Следовательно, с учетом обобщения судебной практики, изучения учебной и специальной литературы целесообразно внести соответствующие изменения в ГПК РФ и СК РФ в отношении закрытого судебного разбирательства не только для усыновления (удочерения) ребенка, но предусмотреть также закрытое судебное разбирательство и в отношении дел о лишении и ограничении родительских прав.
(Ярошенко Т.В.)
("Администратор суда", 2024, N 4)3. Законодатель не одинаково подходит в решении вопроса проведения закрытого судебного заседания в отношении исследованных категорий семейных дел. Следовательно, с учетом обобщения судебной практики, изучения учебной и специальной литературы целесообразно внести соответствующие изменения в ГПК РФ и СК РФ в отношении закрытого судебного разбирательства не только для усыновления (удочерения) ребенка, но предусмотреть также закрытое судебное разбирательство и в отношении дел о лишении и ограничении родительских прав.