Лингвистическая экспертиза законопроекта
Подборка наиболее важных документов по запросу Лингвистическая экспертиза законопроекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Аппарат Государственной Думы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) аналитически-правовыми. Так, Правовое управление Аппарата Государственной Думы готовит по поручению Совета Государственной Думы или ответственного комитета и осуществляет правовую и юридико-техническую экспертизу законопроекта, на основании результатов правовой экспертизы законопроекта готовит заключение; по поручению ответственного комитета осуществляет правовую и лингвистическую экспертизу законопроектов (ч. 2 - 4 ст. 112, ч. 6 ст. 121 Регламента). Правовое управление участвует в устранении возможных внутренних противоречий и редакционной правке законопроектов после их принятия во втором чтении (ч. 1 ст. 124 Регламента). Правовое управление по поручению Совета Государственной Думы или ответственного комитета осуществляет правовую экспертизу представленного на ратификацию, прекращение или приостановление действия международного договора на его соответствие Конституции РФ, международным обязательствам РФ (ч. 4 ст. 190 Регламента);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) аналитически-правовыми. Так, Правовое управление Аппарата Государственной Думы готовит по поручению Совета Государственной Думы или ответственного комитета и осуществляет правовую и юридико-техническую экспертизу законопроекта, на основании результатов правовой экспертизы законопроекта готовит заключение; по поручению ответственного комитета осуществляет правовую и лингвистическую экспертизу законопроектов (ч. 2 - 4 ст. 112, ч. 6 ст. 121 Регламента). Правовое управление участвует в устранении возможных внутренних противоречий и редакционной правке законопроектов после их принятия во втором чтении (ч. 1 ст. 124 Регламента). Правовое управление по поручению Совета Государственной Думы или ответственного комитета осуществляет правовую экспертизу представленного на ратификацию, прекращение или приостановление действия международного договора на его соответствие Конституции РФ, международным обязательствам РФ (ч. 4 ст. 190 Регламента);
Нормативные акты
Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД
(ред. от 13.05.2025)
"О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"6. По поручению ответственного комитета Правовое управление Аппарата Государственной Думы осуществляет постатейную правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта в соответствии с требованиями статьи 112 настоящего Регламента и подготавливает заключение. Ответственный комитет в случае несогласия с заключением Правового управления Аппарата Государственной Думы для разъяснения его содержания вправе пригласить на свое заседание при рассмотрении законопроекта подготовивших данное заключение гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы, работников Правового управления Аппарата Государственной Думы.
(ред. от 13.05.2025)
"О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"6. По поручению ответственного комитета Правовое управление Аппарата Государственной Думы осуществляет постатейную правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта в соответствии с требованиями статьи 112 настоящего Регламента и подготавливает заключение. Ответственный комитет в случае несогласия с заключением Правового управления Аппарата Государственной Думы для разъяснения его содержания вправе пригласить на свое заседание при рассмотрении законопроекта подготовивших данное заключение гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы, работников Правового управления Аппарата Государственной Думы.
Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ
(ред. от 16.07.2025)
"О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"1. Проекты актов, вносимых на рассмотрение Совета Федерации, проходят юридическую и лингвистическую экспертизы в Правовом управлении Аппарата Совета Федерации и визируются их должностными лицами.
(ред. от 16.07.2025)
"О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"1. Проекты актов, вносимых на рассмотрение Совета Федерации, проходят юридическую и лингвистическую экспертизы в Правовом управлении Аппарата Совета Федерации и визируются их должностными лицами.
Статья: Языковые средства введения в заблуждение, или Мнимые дозволения в конструкциях гражданско-правовых договоров
(Дерюгина Т.В.)
("Гражданское право", 2020, N 6)В науке обосновывается позиция о необходимости проведения лингвистической экспертизы законопроектов <4>. Тем не менее в настоящее время проведение такой экспертизы не носит обязательного характера <5>.
(Дерюгина Т.В.)
("Гражданское право", 2020, N 6)В науке обосновывается позиция о необходимости проведения лингвистической экспертизы законопроектов <4>. Тем не менее в настоящее время проведение такой экспертизы не носит обязательного характера <5>.
Статья: Уголовная ответственность за оказание содействия в исполнении решений международных организаций, в которых Российская Федерация не участвует
(Скобликов П.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)В части 2 ст. 112 Регламента Госдумы закреплено важное правило: Правовое управление Аппарата Госдумы (далее - Правовое управление) по поручению Совета Госдумы или ответственного комитета в установленный ими срок осуществляет правовую экспертизу законопроекта на соответствие Конституции РФ, федеральным (в том числе конституционным) законам, основным отраслевым законодательным актам, проверяет перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного законопроекта, а также осуществляет юридико-техническую экспертизу законопроекта. Помимо этого, ответственный комитет может поручить Правовому управлению провести лингвистическую экспертизу законопроекта <21>.
(Скобликов П.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)В части 2 ст. 112 Регламента Госдумы закреплено важное правило: Правовое управление Аппарата Госдумы (далее - Правовое управление) по поручению Совета Госдумы или ответственного комитета в установленный ими срок осуществляет правовую экспертизу законопроекта на соответствие Конституции РФ, федеральным (в том числе конституционным) законам, основным отраслевым законодательным актам, проверяет перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного законопроекта, а также осуществляет юридико-техническую экспертизу законопроекта. Помимо этого, ответственный комитет может поручить Правовому управлению провести лингвистическую экспертизу законопроекта <21>.
Статья: Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов: объективная и субъективная стороны и вопросы квалификации
(Дегтерев А.А.)
("Российский следователь", 2022, N 12)<19> См.: Методические рекомендации Государственной Думы Федерального Собрания от 6 августа 2013 г. "По лингвистической экспертизе законопроектов" // СПС "КонсультантПлюс".
(Дегтерев А.А.)
("Российский следователь", 2022, N 12)<19> См.: Методические рекомендации Государственной Думы Федерального Собрания от 6 августа 2013 г. "По лингвистической экспертизе законопроектов" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Язык нормативных правовых актов: пора ли бить тревогу?
(Кнутов А.В., Чаплинский А.В., Алимпеев Д.Р.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Требования к языку закона содержатся в Методических рекомендациях по лингвистической экспертизе законопроектов <25>. В данном документе указано, что стиль языка будущего закона должен соответствовать официально-деловому функциональному стилю речи с учетом соблюдения следующих особенностей языка законодательных актов: логики изложения, отсутствия явных и скрытых противоречий правовых норм, точности использования юридических и других специальных терминов, стиля законодательных актов (в первую очередь определенности, ясности, краткости правовых норм).
(Кнутов А.В., Чаплинский А.В., Алимпеев Д.Р.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Требования к языку закона содержатся в Методических рекомендациях по лингвистической экспертизе законопроектов <25>. В данном документе указано, что стиль языка будущего закона должен соответствовать официально-деловому функциональному стилю речи с учетом соблюдения следующих особенностей языка законодательных актов: логики изложения, отсутствия явных и скрытых противоречий правовых норм, точности использования юридических и других специальных терминов, стиля законодательных актов (в первую очередь определенности, ясности, краткости правовых норм).