Лимиты на размещение отходов на полигоне
Подборка наиболее важных документов по запросу Лимиты на размещение отходов на полигоне (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 16.5 "Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения" Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию истца правомерной, факт размещения твердых отходов истца на полигоне ТБО (полигон, который указан в нормативах образования отходов и лимитов на их размещение) в объемах и количестве, указанных в отчетных документах, подтвержден. Также подтверждено наличие переплаты в заявленной истцом сумме.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию истца правомерной, факт размещения твердых отходов истца на полигоне ТБО (полигон, который указан в нормативах образования отходов и лимитов на их размещение) в объемах и количестве, указанных в отчетных документах, подтвержден. Также подтверждено наличие переплаты в заявленной истцом сумме.
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Наименование филиала юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)"...В связи с переименованием заявителя Общество обратилось в Управление... с заявлением о переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
(КонсультантПлюс, 2025)"...В связи с переименованием заявителя Общество обратилось в Управление... с заявлением о переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые особенности правового регулирования сноса зданий и сооружений
(Лебедев И.М.)
("Юрист", 2021, N 2)К правовым особенностям регулирования работ по сносу зданий или сооружений следует также отнести и тот факт, что после физического разрушения образуется строительный мусор, который необходимо рассортировать и утилизировать, а закон в этом случае гласит, что мусор необходимо утилизировать путем вывоза на полигон строительных отходов, путем заключения договоров об утилизации соответствующих отходов. Модельный закон СНГ гласит: "Строительные отходы, представляющие собой отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных коммуникаций, должны направляться на переработку и утилизацию при условии наличия в государстве соответствующих перерабатывающих предприятий. Строительные отходы, переработка, использование или обезвреживание которых по причине отсутствия в государстве соответствующих предприятий и территорий временно невозможны, должны удаляться на полигонах твердых бытовых отходов, имеющих лимиты на размещение отходов" <10>. На базе этого Закона в каждой стране - участнице СНГ применяется внутренний закон, регулирующий утилизацию строительного мусора и сортировку его по классам опасности (вопрос об утилизации мусорных отходов является актуальным, несмотря на нововведения в экологическое законодательство, и необходимо изучать в каждом направлении отдельно, например утилизация ТБО или отходы со строительных объектов и т.д.). На основании такого Закона в Российской Федерации, кроме федерального или регионального законодательства, введен в действие ГОСТ Р 57678-2017 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов" <11>, который, в свою очередь, неразрывно связан по смыслу правовой нагрузки со СНиП 82-01-95 "Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве. Основные положения" <12> и является обязательным к применению при производстве работ по сносу зданий и сооружений.
(Лебедев И.М.)
("Юрист", 2021, N 2)К правовым особенностям регулирования работ по сносу зданий или сооружений следует также отнести и тот факт, что после физического разрушения образуется строительный мусор, который необходимо рассортировать и утилизировать, а закон в этом случае гласит, что мусор необходимо утилизировать путем вывоза на полигон строительных отходов, путем заключения договоров об утилизации соответствующих отходов. Модельный закон СНГ гласит: "Строительные отходы, представляющие собой отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных коммуникаций, должны направляться на переработку и утилизацию при условии наличия в государстве соответствующих перерабатывающих предприятий. Строительные отходы, переработка, использование или обезвреживание которых по причине отсутствия в государстве соответствующих предприятий и территорий временно невозможны, должны удаляться на полигонах твердых бытовых отходов, имеющих лимиты на размещение отходов" <10>. На базе этого Закона в каждой стране - участнице СНГ применяется внутренний закон, регулирующий утилизацию строительного мусора и сортировку его по классам опасности (вопрос об утилизации мусорных отходов является актуальным, несмотря на нововведения в экологическое законодательство, и необходимо изучать в каждом направлении отдельно, например утилизация ТБО или отходы со строительных объектов и т.д.). На основании такого Закона в Российской Федерации, кроме федерального или регионального законодательства, введен в действие ГОСТ Р 57678-2017 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов" <11>, который, в свою очередь, неразрывно связан по смыслу правовой нагрузки со СНиП 82-01-95 "Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве. Основные положения" <12> и является обязательным к применению при производстве работ по сносу зданий и сооружений.
Статья: Классификация объектов накопленного вреда окружающей среде
(Копылов В.П.)
("Экологическое право", 2025, N 4)2) превышение проектной мощности ранее функционировавшего объекта размещения отходов, в котором значительно превышен лимит на их размещение. Как правило, подобные полигоны отходов являются заброшенными еще с советских времен <16>;
(Копылов В.П.)
("Экологическое право", 2025, N 4)2) превышение проектной мощности ранее функционировавшего объекта размещения отходов, в котором значительно превышен лимит на их размещение. Как правило, подобные полигоны отходов являются заброшенными еще с советских времен <16>;
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 12.07.2011 N ГКПИ11-594
<О признании недействующим пункта 4.6 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утв. Минприроды РФ 26.01.1993>Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Приложением N 1 к данному Постановлению установлено, что нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0.3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.
<О признании недействующим пункта 4.6 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утв. Минприроды РФ 26.01.1993>Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Приложением N 1 к данному Постановлению установлено, что нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0.3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.
Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П
"По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь"Из утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 года N 50 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласно пункту 2 которого лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности), также не следует ясно и определенно, распространяются ли обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на те субъекты малого и среднего предпринимательства, которые занимаются размещением отходов, образовавшихся в результате хозяйственной и иной деятельности других лиц, в специально оборудованных местах или сооружениях (полигонах) по договорам на оказание услуг (как свидетельствует практика арбитражных судов, в том числе судебные акты, вынесенные по делу ООО "Тополь", субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, считаются полностью освобожденными от обязанностей по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, если они не осуществляют виды деятельности, связанные со сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортировкой и размещением отходов).
"По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь"Из утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 года N 50 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласно пункту 2 которого лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности), также не следует ясно и определенно, распространяются ли обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на те субъекты малого и среднего предпринимательства, которые занимаются размещением отходов, образовавшихся в результате хозяйственной и иной деятельности других лиц, в специально оборудованных местах или сооружениях (полигонах) по договорам на оказание услуг (как свидетельствует практика арбитражных судов, в том числе судебные акты, вынесенные по делу ООО "Тополь", субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, считаются полностью освобожденными от обязанностей по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, если они не осуществляют виды деятельности, связанные со сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортировкой и размещением отходов).
Статья: Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Росприроднадзор провел выездную проверку в отношении эксплуатируемого обществом производственного объекта I категории - полигона твердых коммунальных отходов (ТКО), оказывающего негативное влияние на окружающую среду, и установил, что для полигона не разработаны и не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Росприроднадзор провел выездную проверку в отношении эксплуатируемого обществом производственного объекта I категории - полигона твердых коммунальных отходов (ТКО), оказывающего негативное влияние на окружающую среду, и установил, что для полигона не разработаны и не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Суд подчеркнул, что акт об оказании услуг не свидетельствует о сверхнормативном размещении истцом отходов. Ответчик (уполномоченный орган) не представил доказательств превышения истцом лимитов на размещение отходов, не обосновал применение повышающего коэффициента при доначислении истцу платы за НВОС (Постановление АС СЗО от 17.08.2023 N Ф07-7836/2023 по делу N А56-65895/2021).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Суд подчеркнул, что акт об оказании услуг не свидетельствует о сверхнормативном размещении истцом отходов. Ответчик (уполномоченный орган) не представил доказательств превышения истцом лимитов на размещение отходов, не обосновал применение повышающего коэффициента при доначислении истцу платы за НВОС (Постановление АС СЗО от 17.08.2023 N Ф07-7836/2023 по делу N А56-65895/2021).