Лимиты бюджетных обязательств на три года
Подборка наиболее важных документов по запросу Лимиты бюджетных обязательств на три года (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 310 ГК РФСпоры за последние 3 года
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Концессионные соглашения и СГЧП являются долгосрочными договорами, они могут предусматривать публичные финансовые обязательства на срок, превышающий действие трехлетних лимитов бюджетных обязательств (в отличие от государственных и муниципальных контрактов, которые по общему правилу заключаются на срок до 3 лет). Соответственно, условиями соглашения можно предусмотреть длительную рассрочку выплат со стороны государства в случае, если такие выплаты предусмотрены в соглашении. Более того, размер платежа можно связать с определенными показателями качества объекта соглашения и его эксплуатации. Например, если снег с дороги в зимний период убирается плохо или нет освещения, в соглашении может быть предусмотрено снижение размера платежей.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Концессионные соглашения и СГЧП являются долгосрочными договорами, они могут предусматривать публичные финансовые обязательства на срок, превышающий действие трехлетних лимитов бюджетных обязательств (в отличие от государственных и муниципальных контрактов, которые по общему правилу заключаются на срок до 3 лет). Соответственно, условиями соглашения можно предусмотреть длительную рассрочку выплат со стороны государства в случае, если такие выплаты предусмотрены в соглашении. Более того, размер платежа можно связать с определенными показателями качества объекта соглашения и его эксплуатации. Например, если снег с дороги в зимний период убирается плохо или нет освещения, в соглашении может быть предусмотрено снижение размера платежей.
Статья: Сроки действия государственных (муниципальных) контрактов и исполнения контрактных обязательств: к вопросу о межотраслевых связях бюджетного права
(Белов В.Е.)
("Финансовое право", 2021, N 5)Следует обратить внимание, что на парламентских слушаниях на тему "Вопросы совершенствования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", состоявшихся 24 октября 2019 г. в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, затрагивался вопрос, касающийся сроков действия контрактов. Так, в материалах выступления заместителя министра финансов Российской Федерации А.М. Лаврова отмечается необходимость более тесной интеграции бюджетного и закупочного планирования. В частности, идет речь о том, что если лимиты бюджетных обязательств доведены на 3 года, то в текущем финансовом году можно заключать контракты, обязательства по которым будут исполняться в том числе в плановый период, т.е. последующие 2 года. В то же время этого не происходит, поскольку заказчики "ждут" данные по лимитам бюджетных обязательств ежегодно и чаще заключают контракты только на текущий год. С учетом принятых изменений в части планирования закупок ограничения по доведению лимитов бюджетных обязательств сняты. Необходимо доведение лимитов бюджетных обязательств (что особенно касается сложных закупок) на 3 года <13>. Таким образом, реализация возможности заключения среднесрочных контрактов в рамках контрактной системы зависит в том числе от позиции самих государственных и муниципальных заказчиков (их должностных лиц) по данному вопросу.
(Белов В.Е.)
("Финансовое право", 2021, N 5)Следует обратить внимание, что на парламентских слушаниях на тему "Вопросы совершенствования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", состоявшихся 24 октября 2019 г. в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, затрагивался вопрос, касающийся сроков действия контрактов. Так, в материалах выступления заместителя министра финансов Российской Федерации А.М. Лаврова отмечается необходимость более тесной интеграции бюджетного и закупочного планирования. В частности, идет речь о том, что если лимиты бюджетных обязательств доведены на 3 года, то в текущем финансовом году можно заключать контракты, обязательства по которым будут исполняться в том числе в плановый период, т.е. последующие 2 года. В то же время этого не происходит, поскольку заказчики "ждут" данные по лимитам бюджетных обязательств ежегодно и чаще заключают контракты только на текущий год. С учетом принятых изменений в части планирования закупок ограничения по доведению лимитов бюджетных обязательств сняты. Необходимо доведение лимитов бюджетных обязательств (что особенно касается сложных закупок) на 3 года <13>. Таким образом, реализация возможности заключения среднесрочных контрактов в рамках контрактной системы зависит в том числе от позиции самих государственных и муниципальных заказчиков (их должностных лиц) по данному вопросу.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Отклоняя доводы ответчика о пропуске обществом трехлетнего срока на обращение в суд с требованием о взыскании убытков, суды указали, что о наличии права на возмещение стоимости оказанных услуг при ситуации исчерпания выделенных лимитов бюджетных обязательств, когда осуществление соответствующих выплат из бюджета является обязанностью публично-правового образования, обществу стало известно после вынесения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2018 г. N 32-П (далее - постановление N 32-П), то есть после 16 июля 2018 г. Следовательно, трехлетний срок исковой давности должен исчисляться с указанной даты и не был пропущен обществом, обратившимся в суд 25 сентября 2019 г.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Отклоняя доводы ответчика о пропуске обществом трехлетнего срока на обращение в суд с требованием о взыскании убытков, суды указали, что о наличии права на возмещение стоимости оказанных услуг при ситуации исчерпания выделенных лимитов бюджетных обязательств, когда осуществление соответствующих выплат из бюджета является обязанностью публично-правового образования, обществу стало известно после вынесения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2018 г. N 32-П (далее - постановление N 32-П), то есть после 16 июля 2018 г. Следовательно, трехлетний срок исковой давности должен исчисляться с указанной даты и не был пропущен обществом, обратившимся в суд 25 сентября 2019 г.
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.11.2025 N 41-П
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой публичного акционерного общества "Банк ВТБ"Именно исходя из этого Конституционный Суд Российской Федерации оценивал ранее действовавшую норму части 54 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", введенную ввиду повышения с 1 января 2019 года ставки НДС Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 303-ФЗ. Законодатель, допустив возможность увеличения цены ранее заключенного государственного или муниципального контракта в пределах увеличения ставки налога в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года, установил, что такое увеличение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19 октября 2021 года N 2134-О пришел к выводу, что оцениваемое регулирование направлено на создание нормативных условий для изменения цены длящихся контрактов в связи с увеличением для исполнителей размера ставки НДС и тем самым обеспечивает достижение баланса интересов сторон контракта.
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой публичного акционерного общества "Банк ВТБ"Именно исходя из этого Конституционный Суд Российской Федерации оценивал ранее действовавшую норму части 54 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", введенную ввиду повышения с 1 января 2019 года ставки НДС Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 303-ФЗ. Законодатель, допустив возможность увеличения цены ранее заключенного государственного или муниципального контракта в пределах увеличения ставки налога в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года, установил, что такое увеличение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19 октября 2021 года N 2134-О пришел к выводу, что оцениваемое регулирование направлено на создание нормативных условий для изменения цены длящихся контрактов в связи с увеличением для исполнителей размера ставки НДС и тем самым обеспечивает достижение баланса интересов сторон контракта.
Готовое решение: Как заполнить до 23 июня 2023 г. включительно информацию о бюджетных обязательствах, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг (ф. 0506117)
(КонсультантПлюс, 2023)в разд. 1 в графе 8 укажите сумму в размере 10% от суммы ЛБО, по которым не приняты бюджетные обязательства по состоянию на 3 октября текущего финансового года (Приложение N 5 к Приказу Минфина России от 13.12.2017 N 228н);
(КонсультантПлюс, 2023)в разд. 1 в графе 8 укажите сумму в размере 10% от суммы ЛБО, по которым не приняты бюджетные обязательства по состоянию на 3 октября текущего финансового года (Приложение N 5 к Приказу Минфина России от 13.12.2017 N 228н);
Статья: Планирование при отсутствии потребности в закупке инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 7)Доводы учреждения о том, что лимиты бюджетных средств на закупку высокотехнологичной инновационной продукции, лекарственных средств ему никогда не выделялись, а также об ограничении бюджетного планирования трехлетним периодом обнажают еще один казус современного регулирования порядка планирования закупок. Требование о размещении плана закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств на период от 5 до 7 лет не коррелирует с нормативными сроками в бюджетном процессе.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 7)Доводы учреждения о том, что лимиты бюджетных средств на закупку высокотехнологичной инновационной продукции, лекарственных средств ему никогда не выделялись, а также об ограничении бюджетного планирования трехлетним периодом обнажают еще один казус современного регулирования порядка планирования закупок. Требование о размещении плана закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств на период от 5 до 7 лет не коррелирует с нормативными сроками в бюджетном процессе.
Статья: Лизинг за счет средств ОМС в 2023 году
(Ратовская С.А.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 9-10)Федеральный закон от 05.12.2022 N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" принят на три года. Соответственно, ЛБО тоже устанавливаются на три года, и получатель бюджетных средств вправе заключить договор лизинга за счет средств бюджета на этот срок.
(Ратовская С.А.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 9-10)Федеральный закон от 05.12.2022 N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" принят на три года. Соответственно, ЛБО тоже устанавливаются на три года, и получатель бюджетных средств вправе заключить договор лизинга за счет средств бюджета на этот срок.
Вопрос: Об увеличении размера авансового платежа по контракту на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства и установлении (изменении) размера обеспечения его исполнения.
(Письмо Минфина России от 13.06.2024 N 02-11-13/54557)В соответствии с положениями пункта 2 Постановления N 50 <3> в 2024 году главные распорядители средств федерального бюджета как получатели средств федерального бюджета и подведомственные им получатели средств федерального бюджета вправе предусмотреть в заключаемых ими контрактах, средства на финансовое обеспечение которых подлежат казначейскому сопровождению в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, авансовые платежи в размере от 30 до 50 процентов суммы контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год.
(Письмо Минфина России от 13.06.2024 N 02-11-13/54557)В соответствии с положениями пункта 2 Постановления N 50 <3> в 2024 году главные распорядители средств федерального бюджета как получатели средств федерального бюджета и подведомственные им получатели средств федерального бюджета вправе предусмотреть в заключаемых ими контрактах, средства на финансовое обеспечение которых подлежат казначейскому сопровождению в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, авансовые платежи в размере от 30 до 50 процентов суммы контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Во избежание нарушений, связанных с принятием бюджетных обязательств, связанных с закупками, на срок, не превышающий трехлетний период, необходимо учитывать требования бюджетного законодательства, которые поясняются Минфином России. В целях обеспечения своевременного принятия бюджетных обязательств на основе заключенных контрактов получателями бюджетных средств предусмотрено, что лимиты бюджетных обязательств на осуществление закупок подлежат доведению до получателей средств федерального бюджета в полном объеме не позднее 20-го рабочего дня после их отражения на лицевых счетах главного распорядителя бюджетных средств <392>.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Во избежание нарушений, связанных с принятием бюджетных обязательств, связанных с закупками, на срок, не превышающий трехлетний период, необходимо учитывать требования бюджетного законодательства, которые поясняются Минфином России. В целях обеспечения своевременного принятия бюджетных обязательств на основе заключенных контрактов получателями бюджетных средств предусмотрено, что лимиты бюджетных обязательств на осуществление закупок подлежат доведению до получателей средств федерального бюджета в полном объеме не позднее 20-го рабочего дня после их отражения на лицевых счетах главного распорядителя бюджетных средств <392>.
Готовое решение: Как заполнить информацию о лимитах бюджетных обязательств, не подлежащих отзыву с лицевых счетов, открытых в органах казначейства (ф. 0506117)
(КонсультантПлюс, 2025)в разд. 2 в графе 8 укажите сумму в размере 10% от суммы ЛБО, по которым не приняты бюджетные обязательства по состоянию на 3 июня текущего финансового года (Приложение N 3 к Приказу Минфина России от 15.05.2023 N 68н);
(КонсультантПлюс, 2025)в разд. 2 в графе 8 укажите сумму в размере 10% от суммы ЛБО, по которым не приняты бюджетные обязательства по состоянию на 3 июня текущего финансового года (Приложение N 3 к Приказу Минфина России от 15.05.2023 N 68н);
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 29"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)Доводы учреждения о том, что лимиты бюджетных средств на закупку высокотехнологичной инновационной продукции, лекарственных средств ему никогда не выделялись, а также об ограничении бюджетного планирования трехлетним периодом обнажают еще один казус современного регулирования порядка планирования закупок: требование о размещении плана закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств на период от пяти до семи лет не коррелируют нормативным срокам в бюджетном процессе.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)Доводы учреждения о том, что лимиты бюджетных средств на закупку высокотехнологичной инновационной продукции, лекарственных средств ему никогда не выделялись, а также об ограничении бюджетного планирования трехлетним периодом обнажают еще один казус современного регулирования порядка планирования закупок: требование о размещении плана закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств на период от пяти до семи лет не коррелируют нормативным срокам в бюджетном процессе.
Вопрос: О требованиях при утверждении типовой формы договоров (соглашений) о предоставлении субсидии юрлицам, ИП, а также физлицам - производителям товаров, работ, услуг.
(Письмо Минфина России от 19.12.2024 N 02-11-13/128882)Нормами бюджетного законодательства Российской Федерации предусмотрена возможность утверждения закона (решения) о бюджете на 3 года.
(Письмо Минфина России от 19.12.2024 N 02-11-13/128882)Нормами бюджетного законодательства Российской Федерации предусмотрена возможность утверждения закона (решения) о бюджете на 3 года.
Вопрос: О сроке размещения в 2023 г. в ЕИС в сфере закупок извещений (приглашений, проектов контракта) об осуществлении закупок товаров, работ, услуг.
(Письмо Минфина России от 30.05.2023 N 02-11-09/49807)Кроме того, в соответствии с абзацами третьим - четвертым пункта 5(1) Постановления N 2549 Федеральное казначейство не позднее 3 июля 2023 года обеспечивает приостановление осуществления операций по постановке на учет принятых после даты, предусмотренной абзацем первым пункта 5(1) Постановления N 2549, бюджетных обязательств получателя средств федерального бюджета на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих принятию за счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года.
(Письмо Минфина России от 30.05.2023 N 02-11-09/49807)Кроме того, в соответствии с абзацами третьим - четвертым пункта 5(1) Постановления N 2549 Федеральное казначейство не позднее 3 июля 2023 года обеспечивает приостановление осуществления операций по постановке на учет принятых после даты, предусмотренной абзацем первым пункта 5(1) Постановления N 2549, бюджетных обязательств получателя средств федерального бюджета на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих принятию за счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года.
Готовое решение: Как в учете казенного, бюджетного, автономного учреждения отразить операции по санкционированию расходов (счет 0 500 00 000)
(КонсультантПлюс, 2025)Поэтому в ситуации, когда плановые назначения по расходам, ЛБО доведены, например, на три года, а контракт заключен на больший срок, принятие обязательств по контракту на четвертый и последующие годы отражается на счетах санкционирования с кодом 9 в 22 разряде номера счета общей суммой (п. п. 309, 318 Инструкции N 157н).
(КонсультантПлюс, 2025)Поэтому в ситуации, когда плановые назначения по расходам, ЛБО доведены, например, на три года, а контракт заключен на больший срок, принятие обязательств по контракту на четвертый и последующие годы отражается на счетах санкционирования с кодом 9 в 22 разряде номера счета общей суммой (п. п. 309, 318 Инструкции N 157н).