Ликвидность счета
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидность счета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Структура государственного бюджетного управления в Российской Федерации
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Третий этап, начало которого связывается с вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", должен был обеспечить переход от процессно-ориентированного бюджетирования к бюджетированию, ориентированному на результаты. Этот переход планировался через реструктуризацию бюджетной сети, изменения в полномочиях участников бюджетного процесса, что было бы направлено прежде всего на то, чтобы сделать ведомство (или ГРБС) главным участником бюджетного процесса. При этом Министерству финансов Российской Федерации (финорганам) отводилась бы роль по организации процедуры составления и исполнения бюджета и, естественно, по управлению ликвидностью счета.
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Третий этап, начало которого связывается с вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", должен был обеспечить переход от процессно-ориентированного бюджетирования к бюджетированию, ориентированному на результаты. Этот переход планировался через реструктуризацию бюджетной сети, изменения в полномочиях участников бюджетного процесса, что было бы направлено прежде всего на то, чтобы сделать ведомство (или ГРБС) главным участником бюджетного процесса. При этом Министерству финансов Российской Федерации (финорганам) отводилась бы роль по организации процедуры составления и исполнения бюджета и, естественно, по управлению ликвидностью счета.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)- увеличение ликвидности единого счета федерального бюджета.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)- увеличение ликвидности единого счета федерального бюджета.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)Повышение эффективности управления ликвидностью на едином счете федерального бюджета
(разработаны Минфином России)Повышение эффективности управления ликвидностью на едином счете федерального бюджета
Указ Президента РФ от 01.07.1996 N 1008
(ред. от 16.10.2000)
"Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации"Правительство Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации будет активно применять практику оперативного выпуска краткосрочных ценных бумаг, используемых в качестве финансовых инструментов регулирования ликвидности; абсорбирование краткосрочных избытков ликвидности банков за счет оперативного предложения краткосрочных государственных ценных бумаг будет использоваться в качестве одного из важнейших механизмов кредитно - денежной политики;
(ред. от 16.10.2000)
"Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации"Правительство Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации будет активно применять практику оперативного выпуска краткосрочных ценных бумаг, используемых в качестве финансовых инструментов регулирования ликвидности; абсорбирование краткосрочных избытков ликвидности банков за счет оперативного предложения краткосрочных государственных ценных бумаг будет использоваться в качестве одного из важнейших механизмов кредитно - денежной политики;
Статья: О совершенствовании функционирования единого налогового счета
(Цветков М.А., Юстус О.И.)
("Финансы", 2023, N 6)Также необходимо учитывать, что не все муниципальные образования обладают достаточным объемом ликвидности единого счета бюджета для реализации таких списаний. Так, например, на 19.02.2023 оставались неисполненными распоряжения налогового органа на списание в рамках единого налогового платежа по 6 муниципальным образованиям Тверской области. Необходимо отметить, что списание средств по распоряжению налогового органа производится в пределах общего остатка средств на едином счете бюджета, в том числе в части средств целевых субсидий. Такой подход приводит к нарушению целевого характера использования бюджетных средств в условиях отсутствия виновных действий со стороны соответствующего распорядителя средств бюджета. Оценку данному обстоятельству еще предстоит дать контрольным органам.
(Цветков М.А., Юстус О.И.)
("Финансы", 2023, N 6)Также необходимо учитывать, что не все муниципальные образования обладают достаточным объемом ликвидности единого счета бюджета для реализации таких списаний. Так, например, на 19.02.2023 оставались неисполненными распоряжения налогового органа на списание в рамках единого налогового платежа по 6 муниципальным образованиям Тверской области. Необходимо отметить, что списание средств по распоряжению налогового органа производится в пределах общего остатка средств на едином счете бюджета, в том числе в части средств целевых субсидий. Такой подход приводит к нарушению целевого характера использования бюджетных средств в условиях отсутствия виновных действий со стороны соответствующего распорядителя средств бюджета. Оценку данному обстоятельству еще предстоит дать контрольным органам.
Типовая ситуация: Финансовый анализ: понятия, методы, коэффициенты
(Издательство "Главная книга", 2025)Анализ ликвидности - расчет коэффициентов ликвидности (абсолютной, быстрой, текущей), характеризующих возможность погашения краткосрочных обязательств за счет ликвидных активов. Коэффициенты рассчитывают по данным баланса, скорректированным для соответствия целям анализа.
(Издательство "Главная книга", 2025)Анализ ликвидности - расчет коэффициентов ликвидности (абсолютной, быстрой, текущей), характеризующих возможность погашения краткосрочных обязательств за счет ликвидных активов. Коэффициенты рассчитывают по данным баланса, скорректированным для соответствия целям анализа.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В отличие от России, в западноевропейских государствах законодатель пошел преимущественно по другому пути, имеющему собственные риски. Тенденция последних лет показывает, что взят курс на облегчение отчуждения залогового имущества, что позволяет снизить ставки по займам, так как риски кредиторов в таком случае падают, а потому уход с рынков лишней ликвидности осуществляется за счет должника, угроза неплатежеспособности которого будет вызвана ростом займов. В России соотношение объема финансовых рынков к кредитам формируется за счет широкого участия государственного капитала, что также определенным образом отражается в практике Верховного Суда РФ.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В отличие от России, в западноевропейских государствах законодатель пошел преимущественно по другому пути, имеющему собственные риски. Тенденция последних лет показывает, что взят курс на облегчение отчуждения залогового имущества, что позволяет снизить ставки по займам, так как риски кредиторов в таком случае падают, а потому уход с рынков лишней ликвидности осуществляется за счет должника, угроза неплатежеспособности которого будет вызвана ростом займов. В России соотношение объема финансовых рынков к кредитам формируется за счет широкого участия государственного капитала, что также определенным образом отражается в практике Верховного Суда РФ.
Статья: Правовое регулирование клиринговых расчетов в банковской системе России
(Хоменко Е.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Как подчеркивает В.Ю. Диденко, "автоматизированный клиринговый центр способствует сокращению издержек на поддержание ликвидности за счет эффективного неттинга", однако для достижения обозначенной цели "инфраструктура платежного рынка нуждается в детальной нормотворческой работе со стороны центральных банков" <14>. Е.С. Губенко считает, что "применение принципа отложенных расчетов по обязательствам участников, который лежит в основе большинства многосторонних неттинговых систем, может привести к непредвиденному кредитному риску и риску ликвидности со стороны какого-либо из участников" <15>. И с этим трудно не согласиться. Поэтому представляется логичным подход банков, использующих межбанковские расчеты.
(Хоменко Е.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Как подчеркивает В.Ю. Диденко, "автоматизированный клиринговый центр способствует сокращению издержек на поддержание ликвидности за счет эффективного неттинга", однако для достижения обозначенной цели "инфраструктура платежного рынка нуждается в детальной нормотворческой работе со стороны центральных банков" <14>. Е.С. Губенко считает, что "применение принципа отложенных расчетов по обязательствам участников, который лежит в основе большинства многосторонних неттинговых систем, может привести к непредвиденному кредитному риску и риску ликвидности со стороны какого-либо из участников" <15>. И с этим трудно не согласиться. Поэтому представляется логичным подход банков, использующих межбанковские расчеты.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 30"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2024)Отменяя акты нижестоящих судов, Судебная коллегия Верховного Суда РФ исходила из следующего: акции публичного общества направлены на привлечение ликвидности, и утрата ими этой функции за счет длительного выбытия из оборота представляет собой нарушение интересов публичного общества.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2024)Отменяя акты нижестоящих судов, Судебная коллегия Верховного Суда РФ исходила из следующего: акции публичного общества направлены на привлечение ликвидности, и утрата ими этой функции за счет длительного выбытия из оборота представляет собой нарушение интересов публичного общества.
Статья: Преодоление последствий пандемии коронавируса в туриндустрии: немецкий опыт
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Предприняты и другие меры со стороны правительства по смягчению ударов пандемии <5>. Так, с 1 июля по 31 декабря 2020 г. снижается ставка налога на добавленную стоимость с 19% до 7%, а по пониженной ставке - с 7% до 5%. Предусмотрена поддержка налоговой ликвидности за счет отсрочки уплаты налогов, уменьшения авансовых платежей и приостановления мер принудительного исполнения. Если на предприятии десять процентов работников оказываются без работы, то им будет выплачено пособие по неполной занятости из средств федерального бюджета. Для семей предусмотрена единовременная помощь в размере 300 евро на одного ребенка, 600 евро - для неполных семей. За счет бюджетных средств в 2021 г. будет снижен и размер отчислений за возобновляемую энергию. Властные структуры по возможности учитывают пожелания туристических ассоциаций. Так, было отклонено предложение президента немецкого бундестага о сокращении летних каникул, что привело бы к еще большему сокращению спроса на туристические услуги.
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Предприняты и другие меры со стороны правительства по смягчению ударов пандемии <5>. Так, с 1 июля по 31 декабря 2020 г. снижается ставка налога на добавленную стоимость с 19% до 7%, а по пониженной ставке - с 7% до 5%. Предусмотрена поддержка налоговой ликвидности за счет отсрочки уплаты налогов, уменьшения авансовых платежей и приостановления мер принудительного исполнения. Если на предприятии десять процентов работников оказываются без работы, то им будет выплачено пособие по неполной занятости из средств федерального бюджета. Для семей предусмотрена единовременная помощь в размере 300 евро на одного ребенка, 600 евро - для неполных семей. За счет бюджетных средств в 2021 г. будет снижен и размер отчислений за возобновляемую энергию. Властные структуры по возможности учитывают пожелания туристических ассоциаций. Так, было отклонено предложение президента немецкого бундестага о сокращении летних каникул, что привело бы к еще большему сокращению спроса на туристические услуги.
Статья: Нетипичные убытки по абз. 2 п. 5 ст. 189.23 Закона о банкротстве: парадокс или потаенный смысл?
(Егоров А.В.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 4)К сожалению, в судебной практике решения Банка России (АСВ, Управляющей компании) не подвергаются должной критической оценке. Так, в деле о субсидиарной ответственности контролирующих лиц МИнБанка (решение АС г. Москвы от 4 сентября 2020 г. по делу N А40-14903/20-9-33) имела место следующая ситуация: "Как усматривается из фактических материалов дела, 21.01.2019 в связи с установлением признаков неустойчивого финансового положения ПАО "МИнБанк" (далее также - Банк), создающего угрозу интересам его кредиторам и вкладчикам, а также учитывая социальную и региональную значимость Банка, Банк России в соответствии со ст. 189.49 Закона о банкротстве утвердил план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства Банка (далее - План участия), которым были предусмотрены докапитализация Банка (Изменения в План участия, предусматривающие докапитализацию Банка, были утверждены Советом директоров Банка России 08.02.2019 (протокол N 3) и 12.07.2019 (протокол N 16)) и предоставление ему средств на поддержание ликвидности за счет средств, составляющих Фонд консолидации банковского сектора, с целью повышения его финансовой устойчивости и обеспечения дальнейшего развития кредитной организации.
(Егоров А.В.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 4)К сожалению, в судебной практике решения Банка России (АСВ, Управляющей компании) не подвергаются должной критической оценке. Так, в деле о субсидиарной ответственности контролирующих лиц МИнБанка (решение АС г. Москвы от 4 сентября 2020 г. по делу N А40-14903/20-9-33) имела место следующая ситуация: "Как усматривается из фактических материалов дела, 21.01.2019 в связи с установлением признаков неустойчивого финансового положения ПАО "МИнБанк" (далее также - Банк), создающего угрозу интересам его кредиторам и вкладчикам, а также учитывая социальную и региональную значимость Банка, Банк России в соответствии со ст. 189.49 Закона о банкротстве утвердил план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства Банка (далее - План участия), которым были предусмотрены докапитализация Банка (Изменения в План участия, предусматривающие докапитализацию Банка, были утверждены Советом директоров Банка России 08.02.2019 (протокол N 3) и 12.07.2019 (протокол N 16)) и предоставление ему средств на поддержание ликвидности за счет средств, составляющих Фонд консолидации банковского сектора, с целью повышения его финансовой устойчивости и обеспечения дальнейшего развития кредитной организации.
Статья: Отложенные налоги в финансовых учреждениях: обзор эмпирических исследований и роль налоговых эффектов в регулятивном капитале. Часть II
(Аксентьев А.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 11)Для случая с отложенными налоговыми обязательствами (DTLs) отсутствует необходимость генерирования экономических выгод с рентабельностью (12), поскольку DTLs снижают текущую ликвидность активов за счет увеличения потенциального налогового денежного потока <9>.
(Аксентьев А.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 11)Для случая с отложенными налоговыми обязательствами (DTLs) отсутствует необходимость генерирования экономических выгод с рентабельностью (12), поскольку DTLs снижают текущую ликвидность активов за счет увеличения потенциального налогового денежного потока <9>.
Статья: Исполнение обязательства при возложении его на третье лицо и в группе банковских счетов: сравнительная характеристика
(Ибадова Л.Т.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Исходя из буквального толкования п. 3 ст. 847 ГК РФ, все или некоторые банковские счета одного или нескольких лиц - как физических, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее - ИП), так и юридических - могут объединяться в одну группу счетов. Причем такие счета могут находиться как в одном банке, так и в разных банках. Группа БС представляет собой один из механизмов внутригруппового займа <1>. При недостаточности денежных средств на одном из счетов (дефицитный счет) поручение клиента на перечисление (списание) по счету исполняется банком за счет остатка денежных средств на других счетах (ликвидные счета), включенных в группу. Такая операция совершается за счет собственных средств клиента (клиентов), счета которых объединяются в группу, поэтому она не является кредитованием (овердрафтом). Банк не предоставляет свои денежные средства, а только перераспределяет потоки собственных средств клиентов (клиента) внутри группы в соответствии с условиями договора банковского счета, предусматривающими создание группы БС.
(Ибадова Л.Т.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Исходя из буквального толкования п. 3 ст. 847 ГК РФ, все или некоторые банковские счета одного или нескольких лиц - как физических, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее - ИП), так и юридических - могут объединяться в одну группу счетов. Причем такие счета могут находиться как в одном банке, так и в разных банках. Группа БС представляет собой один из механизмов внутригруппового займа <1>. При недостаточности денежных средств на одном из счетов (дефицитный счет) поручение клиента на перечисление (списание) по счету исполняется банком за счет остатка денежных средств на других счетах (ликвидные счета), включенных в группу. Такая операция совершается за счет собственных средств клиента (клиентов), счета которых объединяются в группу, поэтому она не является кредитованием (овердрафтом). Банк не предоставляет свои денежные средства, а только перераспределяет потоки собственных средств клиентов (клиента) внутри группы в соответствии с условиями договора банковского счета, предусматривающими создание группы БС.