Ликвидация несанкционированных свалок на неразграниченной собственности



Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация несанкционированных свалок на неразграниченной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 15.08.2024 N 33а-8251/2024 (УИД 24RS0002-01-2023-004791-70)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.
Обстоятельства: Прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами и установлено, что территория земельного участка, который входит в единое землепользование с земельным участком, захламлена отходами, в том числе полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, строительным мусором, мебелью.
Решение: Удовлетворено в части.
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии правовых норм в бюджетном законодательстве по наделению министерств финансов федерального и регионального уровня полномочиями главных распорядителей бюджетных средств по совместному (наряду с муниципалитетом) финансированию ликвидации несанкционированных свалок на землях неразграниченной собственности подлежат отклонению, поскольку по смыслу разъяснений в приведенном выше Постановлении N 27-П от 30.05.2023 г. определение схемы справедливого софинансирования на основании судебных решений по конкретным ситуациям возможно до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование. Таким образом, отсутствие прямых правовых норм не является препятствием для определения в судебном акте справедливого софинансирования мероприятий ликвидации определенной свалки исходя из объема затрат, требуемых на это.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)
Во-вторых, институт перераспределения полномочий вновь поставил вопрос об уполномоченном субъекте по ликвидации несанкционированных свалок на землях неразграниченной собственности, обозначив новые нюансы в решении этой проблемы.
Статья: Перспективы применения Постановления Конституционного Суда от 30 мая 2023 г. N 27-П к вопросам пожарной безопасности: проблема содержания муниципальными образованиями земель, государственная собственность на которые не разграничена
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)
Как указала О.И. Баженова, представлявшая в этом деле интересы муниципального образования "город Кодинск Кежемского района Красноярского края": "Суд разорвал ставшую - в условиях сложившейся практики - порочной связь между бременем содержания собственности и обязанностью муниципалитетов как "собственников" земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлять ликвидацию несанкционированных свалок на них" <2>.
показать больше документов

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)
Суд установил, что несанкционированное размещение ТКО произошло на землях, государственная собственность которых не разграничена, в границах города - муниципального образования, и взыскал с муниципального образования в лице администрации расходы, понесенные региональным оператором на ликвидацию несанкционированной свалки.
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"
В условиях же актуального (текущего) регулирования - предусматривающего обязанность именно собственника земельного участка обеспечить ликвидацию образованного на нем места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пункты 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами) и в то же время четко не распределяющего между уровнями публичной власти полномочия по ликвидации несанкционированных свалок отходов, когда их собственник (разместившее их лицо) не установлен, а свалки обнаружены на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, либо на земельных участках, находящихся в государственной собственности, - отсутствуют действенные механизмы финансирования соответствующих мероприятий, учитывающие размер свалки (объем накопленных отходов), требуемые для ее ликвидации капиталовложения, доходы бюджета муниципального образования, ликвидность земельного участка, наличие либо отсутствие возможности предоставить его в пользование на инвестиционных условиях и прочие факторы.
показать больше документов