Лицо не имеющее права управления транспортными средствами
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицо не имеющее права управления транспортными средствами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12.7 "Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством" КоАП РФ"Вопреки доводам жалобы действия Хабардина Е.С. не подлежали квалификации по части 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку он на момент совершения административного правонарушения - 14 августа 2021 года не являлся лицом подвергнутым административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами и не выполнившим названных выше условий после истечения срока назначенного ранее наказания, а также лицом не имеющим права управления транспортным средством."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12.7 "Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством" КоАП РФ"Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в передаче управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каковы особенности привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД лица, у которого нет водительского удостоверения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Административная ответственность за сам факт управления ТС лицом, не имеющим водительского удостоверения, установлена в виде штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб. (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Административная ответственность за сам факт управления ТС лицом, не имеющим водительского удостоверения, установлена в виде штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб. (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)3. Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права, -
(ред. от 04.11.2025)3. Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права, -
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"в) указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;
(ред. от 31.07.2025)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"в) указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;
Статья: Принцип добросовестного раскрытия информации страхователем с учетом международного опыта
(Побережная И.Ю., Комиссаров Р.В., Семенов А.В.)
("Юрист", 2023, N 12)Однако открытым остается вопрос о перечне той информации, которую необходимо сообщать страховщику. Закон их не определяет, даже не устанавливает примерного перечня, что можно считать разумным с юридико-технической точки зрения, поскольку ни одна правовая норма не может даже приблизительно описать всего многообразия факторов, влияющих на динамику страховых правоотношений <7>. Например, о том, что значительно увеличилась вероятность повреждения и/или гибели недвижимости (например, из-за того, что расторгнут договор охраны объекта) <8>. К числу подобных обстоятельств, влекущих увеличение вероятности наступления страхового случая, вполне могут быть отнесены: непрохождение технического осмотра автомобиля; передача транспортного средства лицу, не имеющему права на управление транспортным средством; утрата ключей зажигания <9>. Как видно из приведенных примеров, информация может быть совершенно разнообразной, и интерпретировать, и применять подобную информацию в каждом конкретном случае надо будет заново. Возникает вопрос - будет ли целесообразным создавать группы компетентных кадров для разработки и создания этих перечней, исходя из всех видов страхования на федеральном уровне? С одной стороны, такой шаг является оправданным, поскольку даст возможность собрать, систематизировать, продумать и составить соответствующий перечень необходимой информации и лишить таким образом какую-либо из сторон договора возможности ущемлять права своего контрагента (особенно это касается страхователя, который, исходя из своего статуса, не знал или не мог знать об информации, которую необходимо сообщить страховщику). С другой стороны, во главу угла становится проблема о сборе и систематизации такой информации и применении ее на всей территории Российской Федерации. В этой связи говорить об учете интересов всех граждан страны, сборе и анализе всеобъемлющей информации для создания централизованного перечня представляется затруднительным. Следовательно, такая обязанность должна лечь на страховщика, но не просто отослать страхователя к Правилам страхования, которые в подавляющем большинстве не читаются страхователями, а разработать перечень с учетом особенностей региона, учитывая природный и трудовой характер, и прилагать его к договору как обязательное приложение, причем при необходимости поставить подпись страхователя об ознакомлении и получении данной информации на руки. В этом случае страхователь не сможет мотивировать свое бездействие как незнание, что, в свою очередь, защитит интересы самого страховщика.
(Побережная И.Ю., Комиссаров Р.В., Семенов А.В.)
("Юрист", 2023, N 12)Однако открытым остается вопрос о перечне той информации, которую необходимо сообщать страховщику. Закон их не определяет, даже не устанавливает примерного перечня, что можно считать разумным с юридико-технической точки зрения, поскольку ни одна правовая норма не может даже приблизительно описать всего многообразия факторов, влияющих на динамику страховых правоотношений <7>. Например, о том, что значительно увеличилась вероятность повреждения и/или гибели недвижимости (например, из-за того, что расторгнут договор охраны объекта) <8>. К числу подобных обстоятельств, влекущих увеличение вероятности наступления страхового случая, вполне могут быть отнесены: непрохождение технического осмотра автомобиля; передача транспортного средства лицу, не имеющему права на управление транспортным средством; утрата ключей зажигания <9>. Как видно из приведенных примеров, информация может быть совершенно разнообразной, и интерпретировать, и применять подобную информацию в каждом конкретном случае надо будет заново. Возникает вопрос - будет ли целесообразным создавать группы компетентных кадров для разработки и создания этих перечней, исходя из всех видов страхования на федеральном уровне? С одной стороны, такой шаг является оправданным, поскольку даст возможность собрать, систематизировать, продумать и составить соответствующий перечень необходимой информации и лишить таким образом какую-либо из сторон договора возможности ущемлять права своего контрагента (особенно это касается страхователя, который, исходя из своего статуса, не знал или не мог знать об информации, которую необходимо сообщить страховщику). С другой стороны, во главу угла становится проблема о сборе и систематизации такой информации и применении ее на всей территории Российской Федерации. В этой связи говорить об учете интересов всех граждан страны, сборе и анализе всеобъемлющей информации для создания централизованного перечня представляется затруднительным. Следовательно, такая обязанность должна лечь на страховщика, но не просто отослать страхователя к Правилам страхования, которые в подавляющем большинстве не читаются страхователями, а разработать перечень с учетом особенностей региона, учитывая природный и трудовой характер, и прилагать его к договору как обязательное приложение, причем при необходимости поставить подпись страхователя об ознакомлении и получении данной информации на руки. В этом случае страхователь не сможет мотивировать свое бездействие как незнание, что, в свою очередь, защитит интересы самого страховщика.
Статья: Некоторые проблемы правового регулирования эксплуатации средств индивидуальной мобильности
(Трусов А.И.)
("Юрист", 2023, N 10)Еще одно мнение, заслуживающее нашего внимания, отражает предложение об ограничении правил продажи и эксплуатации СИМ, в частности несовершеннолетним лицам определенного возраста и лицам, не имеющим соответствующего водительского удостоверения (возраст и категорию т/с необходимо уточнить на законодательном уровне). А с несовершеннолетними и их родителями необходимо проведение индивидуально-профилактической работы, направленной на разъяснение характеристик СИМ, определяющих его как источник повышенной опасности <6>.
(Трусов А.И.)
("Юрист", 2023, N 10)Еще одно мнение, заслуживающее нашего внимания, отражает предложение об ограничении правил продажи и эксплуатации СИМ, в частности несовершеннолетним лицам определенного возраста и лицам, не имеющим соответствующего водительского удостоверения (возраст и категорию т/с необходимо уточнить на законодательном уровне). А с несовершеннолетними и их родителями необходимо проведение индивидуально-профилактической работы, направленной на разъяснение характеристик СИМ, определяющих его как источник повышенной опасности <6>.
Статья: Доктрина суброгации и особенности ее взаимодействия с регрессом в российском и зарубежном праве
(Косов А.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Другой пример. При предоставлении в качестве базового сценария суброгации страховщику ему же законом в ряде случаев предлагается модель регресса: пункт 1 ст. 14 Закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств <43> о регрессном требовании страховщика, по сути, таковым называет ситуацию перехода права страховой организации ("страховщику переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред"). В качестве случаев регресса предусмотрены: умысел причинившего вред лица, вред причинен при управлении транспортным средством в состоянии опьянения, лицо не имело права на управление транспортным средством, лицо скрылось с места ДТП и иные. Такие случаи объединяет критерий "упречности поведения страхователя" <44>. Его появление следует связывать с запретом на предъявление страховщиком требования в порядке суброгации к страхователю в случае страхования ответственности, поскольку иной подход противоречил бы природе данного вида имущественного страхования. Соответственно, даже если страхователь совершил ряд упречных действий, например предоставил страховщику недостоверные сведения и тем самым способствовал снижению страховой премии, он будет отвечать по регрессу. Однако, если до наступления страхового случая он возместит неосновательно сбереженные денежные средства (и, соответственно, вред в связи с предоставлением недостоверных сведений будет возмещен), "у страховщика при наступлении страхового случая не возникает право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты, поскольку страховая премия уплачена страхователем в полном объеме" <45>.
(Косов А.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Другой пример. При предоставлении в качестве базового сценария суброгации страховщику ему же законом в ряде случаев предлагается модель регресса: пункт 1 ст. 14 Закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств <43> о регрессном требовании страховщика, по сути, таковым называет ситуацию перехода права страховой организации ("страховщику переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред"). В качестве случаев регресса предусмотрены: умысел причинившего вред лица, вред причинен при управлении транспортным средством в состоянии опьянения, лицо не имело права на управление транспортным средством, лицо скрылось с места ДТП и иные. Такие случаи объединяет критерий "упречности поведения страхователя" <44>. Его появление следует связывать с запретом на предъявление страховщиком требования в порядке суброгации к страхователю в случае страхования ответственности, поскольку иной подход противоречил бы природе данного вида имущественного страхования. Соответственно, даже если страхователь совершил ряд упречных действий, например предоставил страховщику недостоверные сведения и тем самым способствовал снижению страховой премии, он будет отвечать по регрессу. Однако, если до наступления страхового случая он возместит неосновательно сбереженные денежные средства (и, соответственно, вред в связи с предоставлением недостоверных сведений будет возмещен), "у страховщика при наступлении страхового случая не возникает право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты, поскольку страховая премия уплачена страхователем в полном объеме" <45>.
Ситуация: Как уплатить штраф ГИБДД со скидкой?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством, а также передача управления лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством, а также передача управления лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права;
Ситуация: Какая ответственность применяется к виновнику ДТП?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)совершено лицом, не имеющим или лишенным права управления транспортными средствами.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)совершено лицом, не имеющим или лишенным права управления транспортными средствами.
Статья: Виды субъектов преступлений против безопасности дорожного движения в зависимости от роли в ее обеспечении
(Баранчикова М.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)Однако данное мнение входит в противоречие с позицией законодателя. Согласно действующей редакции уголовного закона, совершение дорожно-транспортного преступления лицом, не имеющим прав на управление транспортным средством, является отягчающим обстоятельством, сформулированном в п. "в" ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ.
(Баранчикова М.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)Однако данное мнение входит в противоречие с позицией законодателя. Согласно действующей редакции уголовного закона, совершение дорожно-транспортного преступления лицом, не имеющим прав на управление транспортным средством, является отягчающим обстоятельством, сформулированном в п. "в" ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ.
Статья: Лишение права управления транспортными средствами как вид административного наказания
(Панкова О.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2023, N 4)Если в ходе производства по делу об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортными средствами в качестве безальтернативного наказания, будет установлено, что на момент совершения противоправного деяния лицо, привлекаемое к административной ответственности, не имело права управления транспортными средствами, то судье следует решить вопрос о возможности переквалификации его действий на ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность в виде административного штрафа за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления транспортными средствами (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 года N 20).
(Панкова О.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2023, N 4)Если в ходе производства по делу об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортными средствами в качестве безальтернативного наказания, будет установлено, что на момент совершения противоправного деяния лицо, привлекаемое к административной ответственности, не имело права управления транспортными средствами, то судье следует решить вопрос о возможности переквалификации его действий на ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность в виде административного штрафа за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления транспортными средствами (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 года N 20).