Лицо без гражданства ндфл
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицо без гражданства ндфл (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства: Иностранный гражданин (Лицо без гражданства) обжалует привлечение к ответственности за незаконное осуществление трудовой деятельности в РФ
(КонсультантПлюс, 2025)незначительно пропущен срок уплаты фиксированного авансового платежа по НДФЛ, что позволяет признать правонарушение малозначительным
(КонсультантПлюс, 2025)незначительно пропущен срок уплаты фиксированного авансового платежа по НДФЛ, что позволяет признать правонарушение малозначительным
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 20 "Обязательность учета иностранных граждан по месту пребывания" Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации""Наличие у иностранного гражданина действующего патента, оплата налогов на доходы физического лица, официальное трудоустройство, на что ссылается сторона защиты, указывает лишь на законное осуществление трудовой деятельности в городе федерального значения Москве и не свидетельствует о соблюдении требований ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", и об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель. Что нужно знать об НДФЛ налоговому агенту
(КонсультантПлюс, 2025)граждане, лица без гражданства - налоговые резиденты РФ и нерезиденты РФ, которые получили доход в РФ. Рассчитывают, удерживают и перечисляют налог по общему правилу не сами физлица, а организации и индивидуальные предприниматели, которые выплачивают таким физлицам доходы, - налоговые агенты. Например, НДФЛ с зарплаты работников рассчитывает и удерживает работодатель;
(КонсультантПлюс, 2025)граждане, лица без гражданства - налоговые резиденты РФ и нерезиденты РФ, которые получили доход в РФ. Рассчитывают, удерживают и перечисляют налог по общему правилу не сами физлица, а организации и индивидуальные предприниматели, которые выплачивают таким физлицам доходы, - налоговые агенты. Например, НДФЛ с зарплаты работников рассчитывает и удерживает работодатель;
Статья: Трансформация международного налогово-правового регулирования и национальные интересы
(Кучеров И.И., Хаванова И.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)В обход международных договорных обязательств. Еще одна тенденция, на которую следует обратить внимание, сводится к преодолению действия норм международного налогового права посредством национально-правовых средств <68>. В советской истории, как отмечает Ю.А. Тихомиров, длительное время выдерживалась ориентация на признание приоритета за национальным правом. Новелла о приоритете правил международного договора была введена с принятием Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Постепенно она получила распространение и в других отраслях законодательства. Например, ст. 6 Закона СССР от 23 апреля 1990 г. N 1443-1 "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства" предусматривала, что если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в советском законодательстве по налогообложению, то применяются правила международного договора. Конституция РФ 1993 г. "ввела принцип "включенности" международно-правовых актов в правовую систему и признала приоритет правил международных договоров над нормами законов в случае их противоречия" <69>. Данный принцип нашел отражение в ст. 7 НК РФ.
(Кучеров И.И., Хаванова И.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)В обход международных договорных обязательств. Еще одна тенденция, на которую следует обратить внимание, сводится к преодолению действия норм международного налогового права посредством национально-правовых средств <68>. В советской истории, как отмечает Ю.А. Тихомиров, длительное время выдерживалась ориентация на признание приоритета за национальным правом. Новелла о приоритете правил международного договора была введена с принятием Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Постепенно она получила распространение и в других отраслях законодательства. Например, ст. 6 Закона СССР от 23 апреля 1990 г. N 1443-1 "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства" предусматривала, что если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в советском законодательстве по налогообложению, то применяются правила международного договора. Конституция РФ 1993 г. "ввела принцип "включенности" международно-правовых актов в правовую систему и признала приоритет правил международных договоров над нормами законов в случае их противоречия" <69>. Данный принцип нашел отражение в ст. 7 НК РФ.
Нормативные акты
"Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения доходов и имущества"
(Заключено в г. Москве 02.03.1994)
(вместе с "Протоколом об обмене грамотами о ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения доходов и имущества")(ii) подоходный налог с граждан Узбекистана, иностранных граждан и лиц без гражданства;
(Заключено в г. Москве 02.03.1994)
(вместе с "Протоколом об обмене грамотами о ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения доходов и имущества")(ii) подоходный налог с граждан Узбекистана, иностранных граждан и лиц без гражданства;
Приказ МВД России от 05.02.2024 N 40
"Об утверждении Порядка предоставления Федеральной налоговой службой по запросам Министерства внутренних дел Российской Федерации информации о полученных высококвалифицированными специалистами суммах дохода"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2024 N 77610)2. Признать утратившим силу приказ МВД России от 28 июля 2021 г. N 569 "Об утверждении Порядка предоставления Федеральной налоговой службой по запросам Министерства внутренних дел Российской Федерации информации об исчисленных и перечисленных суммах налога на доходы физических лиц в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся высококвалифицированными специалистами" <1>.
"Об утверждении Порядка предоставления Федеральной налоговой службой по запросам Министерства внутренних дел Российской Федерации информации о полученных высококвалифицированными специалистами суммах дохода"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2024 N 77610)2. Признать утратившим силу приказ МВД России от 28 июля 2021 г. N 569 "Об утверждении Порядка предоставления Федеральной налоговой службой по запросам Министерства внутренних дел Российской Федерации информации об исчисленных и перечисленных суммах налога на доходы физических лиц в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся высококвалифицированными специалистами" <1>.
"Трудовые отношения в условиях развития нестандартных форм занятости: монография"
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Более взвешенную позицию занимает Министерство финансов Российской Федерации и ФНС России, разъясняя особенности налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами <1>. В этой связи следует сделать вывод о необходимости пересмотра позиций Минтруда России и предоставлении возможности заключения трудового договора о дистанционной работе с иностранными гражданами и лицами без гражданства, особенно в отношении тех отраслей, где востребовано привлечение высококвалифицированных кадров, располагающих свободным графиком работы, например, в сфере образования и науки.
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Более взвешенную позицию занимает Министерство финансов Российской Федерации и ФНС России, разъясняя особенности налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами <1>. В этой связи следует сделать вывод о необходимости пересмотра позиций Минтруда России и предоставлении возможности заключения трудового договора о дистанционной работе с иностранными гражданами и лицами без гражданства, особенно в отношении тех отраслей, где востребовано привлечение высококвалифицированных кадров, располагающих свободным графиком работы, например, в сфере образования и науки.
Вопрос: О ставке НДФЛ с дохода нерезидента РФ в виде районных коэффициентов (процентных надбавок) к зарплате за работу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
(Письмо Минфина России от 01.04.2025 N 03-04-06/32031)В отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, налоговая ставка установлена п. 3 ст. 224 НК РФ. При этом в отношении доходов некоторых категорий нерезидентов, в частности иностранных граждан - высококвалифицированных специалистов, участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, членов экипажей судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, признанных беженцами или получивших временное убежище на территории Российской Федерации, применяется налоговая ставка, установленная п. 3.1 ст. 224 НК РФ.
(Письмо Минфина России от 01.04.2025 N 03-04-06/32031)В отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, налоговая ставка установлена п. 3 ст. 224 НК РФ. При этом в отношении доходов некоторых категорий нерезидентов, в частности иностранных граждан - высококвалифицированных специалистов, участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, членов экипажей судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, признанных беженцами или получивших временное убежище на территории Российской Федерации, применяется налоговая ставка, установленная п. 3.1 ст. 224 НК РФ.
Статья: Роль образовательной миграции в обеспечении экономики высококвалифицированными кадрами: теоретические и правовые аспекты
(Лебедева Т.В.)
("Миграционное право", 2021, N 4)<17> Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 16-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части упрощения порядка трудоустройства в Российской Федерации обучающихся в российских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования иностранных граждан и лиц без гражданства". URL: http://www.consultant.ru/.
(Лебедева Т.В.)
("Миграционное право", 2021, N 4)<17> Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 16-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части упрощения порядка трудоустройства в Российской Федерации обучающихся в российских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования иностранных граждан и лиц без гражданства". URL: http://www.consultant.ru/.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
Статья: Язык соглашений об избежании двойного налогообложения: трудности перевода
(Савицкий А.И.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)Концепция "лица, имеющего постоянное место жительства" появилась лишь в ст. 1 Закона СССР от 23 апреля 1990 г. N 1443-1 "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства", по которой к гражданам, которые в целях налогообложения рассматриваются как имеющие постоянное местожительство в СССР, относятся граждане, находящиеся в СССР более 183 дней в календарном году. Аналогичное положение появилось в Законе РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц" от 7 декабря 1991 г. N 1998-1, по которому к лицу, имеющему постоянное место жительства, "относятся лица, проживающие в РСФСР в общей сложности не менее 183 дней в календарном году".
(Савицкий А.И.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)Концепция "лица, имеющего постоянное место жительства" появилась лишь в ст. 1 Закона СССР от 23 апреля 1990 г. N 1443-1 "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства", по которой к гражданам, которые в целях налогообложения рассматриваются как имеющие постоянное местожительство в СССР, относятся граждане, находящиеся в СССР более 183 дней в календарном году. Аналогичное положение появилось в Законе РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц" от 7 декабря 1991 г. N 1998-1, по которому к лицу, имеющему постоянное место жительства, "относятся лица, проживающие в РСФСР в общей сложности не менее 183 дней в календарном году".
Вопрос: О постановке на учет в налоговых органах и представлении декларации по НДФЛ.
(Письмо Минфина России от 26.01.2024 N 03-04-05/6388)Постановка на учет в налоговом органе иностранного гражданина, лица без гражданства, не являющихся индивидуальными предпринимателями и не имеющих на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания), принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также не состоящих на учете в налоговых органах по основаниям, установленным Кодексом, осуществляется в налоговом органе по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя, являющихся источниками выплаты доходов таким иностранному гражданину, лицу без гражданства, на основании сведений, представляемых этими организацией, индивидуальным предпринимателем в соответствии с пунктом 2 статьи 230 Кодекса (пункт 7.4 Кодекса).
(Письмо Минфина России от 26.01.2024 N 03-04-05/6388)Постановка на учет в налоговом органе иностранного гражданина, лица без гражданства, не являющихся индивидуальными предпринимателями и не имеющих на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания), принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также не состоящих на учете в налоговых органах по основаниям, установленным Кодексом, осуществляется в налоговом органе по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя, являющихся источниками выплаты доходов таким иностранному гражданину, лицу без гражданства, на основании сведений, представляемых этими организацией, индивидуальным предпринимателем в соответствии с пунктом 2 статьи 230 Кодекса (пункт 7.4 Кодекса).
Статья: Дистанционный работник, выполняющий трудовую функцию за границей: вопросы налогового, трудового и валютного законодательства, а также права социального обеспечения
(Лозовицкая А.Д.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Для решения данного вопроса необходимо определить валютный статус физического лица: является ли он валютным резидентом или нет. Физическое лицо является валютным резидентом РФ, если (1) является гражданином РФ, или (2) является иностранным лицом или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ на основании вида на жительство.
(Лозовицкая А.Д.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Для решения данного вопроса необходимо определить валютный статус физического лица: является ли он валютным резидентом или нет. Физическое лицо является валютным резидентом РФ, если (1) является гражданином РФ, или (2) является иностранным лицом или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ на основании вида на жительство.
Статья: Перспективы развития института налогового резидентства физических лиц в Российской Федерации
(Юлгушева Л.Ш.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)Что касается Российской Федерации, то изменение критерия места преимущественного пребывания на критерий гражданства при определении статуса налогового резидентства физических лиц представляется нецелесообразным по следующим основаниям. Во-первых, российская система страхования и социального обеспечения построена таким образом, что гражданину Российской Федерации воспользоваться преимуществами своего гражданства, находясь за рубежом, затруднительно. Во-вторых, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в Российской Федерации либо имеющие здесь центр жизненных интересов, выпадут из числа налоговых резидентов, что может негативно сказаться не только на доходах бюджетной системы Российской Федерации, но и на положении самих иностранных граждан и лиц без гражданства. Законодательство ряда стран предусматривает, что физическое лицо не может не быть налоговым резидентом хотя бы одного государства, и по этой причине при наличии даже минимальных оснований признает такое лицо своим налоговым резидентом. Поскольку ставка налога на доходы физических лиц в Российской Федерации составляет 13%, в то время как во многих государствах ставка выше, то физические лица, не признаваемые российскими налоговыми резидентами лишь в силу отсутствия у них российского гражданства, утратят стимул жить и работать в Российской Федерации. С учетом того что налоговые поступления от квалифицированного иностранного персонала, осуществляющего трудовую деятельность в Российской Федерации, и его вклад в экономику довольно существенны <23>, сохранение за такими лицами возможности быть налоговыми резидентами Российской Федерации вне зависимости от гражданства является обоснованным и справедливым.
(Юлгушева Л.Ш.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)Что касается Российской Федерации, то изменение критерия места преимущественного пребывания на критерий гражданства при определении статуса налогового резидентства физических лиц представляется нецелесообразным по следующим основаниям. Во-первых, российская система страхования и социального обеспечения построена таким образом, что гражданину Российской Федерации воспользоваться преимуществами своего гражданства, находясь за рубежом, затруднительно. Во-вторых, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в Российской Федерации либо имеющие здесь центр жизненных интересов, выпадут из числа налоговых резидентов, что может негативно сказаться не только на доходах бюджетной системы Российской Федерации, но и на положении самих иностранных граждан и лиц без гражданства. Законодательство ряда стран предусматривает, что физическое лицо не может не быть налоговым резидентом хотя бы одного государства, и по этой причине при наличии даже минимальных оснований признает такое лицо своим налоговым резидентом. Поскольку ставка налога на доходы физических лиц в Российской Федерации составляет 13%, в то время как во многих государствах ставка выше, то физические лица, не признаваемые российскими налоговыми резидентами лишь в силу отсутствия у них российского гражданства, утратят стимул жить и работать в Российской Федерации. С учетом того что налоговые поступления от квалифицированного иностранного персонала, осуществляющего трудовую деятельность в Российской Федерации, и его вклад в экономику довольно существенны <23>, сохранение за такими лицами возможности быть налоговыми резидентами Российской Федерации вне зависимости от гражданства является обоснованным и справедливым.
Статья: Иностранные тренеры: НДФЛ и страховые взносы
(Малова Е.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Пункт 5 ст. 16 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусматривает, что одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной предоставляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в России. Порядок предоставления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.03.2003 N 167.
(Малова Е.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Пункт 5 ст. 16 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусматривает, что одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной предоставляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в России. Порядок предоставления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.03.2003 N 167.
Интервью: Тонкости расчета НДФЛ у работников-иностранцев и удаленщиков
("Главная книга", 2024, N 22)- от трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ в соответствии с Федеральным законом "О беженцах".
("Главная книга", 2024, N 22)- от трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ в соответствии с Федеральным законом "О беженцах".