Лицензия такси
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензия такси (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 14.1 "Прямое возмещение убытков" Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"В обоснование исковых требований истец указал, что факт использования транспортного средства в качестве такси подтверждается сведениями из информационной базы в сети Интернет, согласно которым на указанное транспортное средство в момент ДТП имелась лицензия (разрешение) для осуществления деятельности в качестве такси."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция выявила формальную передачу обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам на основании лицензионных договоров, признала необоснованным применение освобождения от уплаты НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ и применение пониженного тарифа страховых взносов в соответствии с подп. 3 п. 1, подп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ. Налоговый орган доначислил обществу НДС, а также страховые взносы. Суд признал доначисления правомерными. Суд переквалифицировал лицензионные договоры на предоставление прав пользования базой данных в договоры оказания услуг такси. Согласно выводам суда фактически общество занималось приемом звонков и занесением информации о заказах в базу данных для оказания услуг перевозки пассажиров (грузов). Суд подтвердил формальный характер лицензионных договоров между обществом и контрагентом (сервисом такси), поскольку фактически базой данных пользовались только водители и пассажиры. При этом водители оплачивали доступ к заказам в базе данных, поступившие средства распределялись контрагенту общества (сервису такси), а от него - поступали обществу. Суд учел, что общество получает выплаты не только по лицензионному договору, но и за оказание услуг по сбору информации о заказах такси, их обработке и систематизации, что исключает право общества на освобождение от НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция выявила формальную передачу обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам на основании лицензионных договоров, признала необоснованным применение освобождения от уплаты НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ и применение пониженного тарифа страховых взносов в соответствии с подп. 3 п. 1, подп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ. Налоговый орган доначислил обществу НДС, а также страховые взносы. Суд признал доначисления правомерными. Суд переквалифицировал лицензионные договоры на предоставление прав пользования базой данных в договоры оказания услуг такси. Согласно выводам суда фактически общество занималось приемом звонков и занесением информации о заказах в базу данных для оказания услуг перевозки пассажиров (грузов). Суд подтвердил формальный характер лицензионных договоров между обществом и контрагентом (сервисом такси), поскольку фактически базой данных пользовались только водители и пассажиры. При этом водители оплачивали доступ к заказам в базе данных, поступившие средства распределялись контрагенту общества (сервису такси), а от него - поступали обществу. Суд учел, что общество получает выплаты не только по лицензионному договору, но и за оказание услуг по сбору информации о заказах такси, их обработке и систематизации, что исключает право общества на освобождение от НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Может ли самозанятый водитель осуществлять пассажирские перевозки и грузоперевозки?
(Консультация эксперта, 2025)Для осуществления перевозок пассажиров и багажа легковым такси самозанятому необходимо, в частности, получить разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемое уполномоченным органом соответствующего субъекта РФ. Самозанятому, не являющемуся ИП, необходимо также заключить договор со службой заказа легкового такси, которая осуществляет свою деятельность с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. п. 1, 2, 4 ст. 3, ст. 20 Федерального закона от 29.12.2022 N 580-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Для осуществления перевозок пассажиров и багажа легковым такси самозанятому необходимо, в частности, получить разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемое уполномоченным органом соответствующего субъекта РФ. Самозанятому, не являющемуся ИП, необходимо также заключить договор со службой заказа легкового такси, которая осуществляет свою деятельность с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. п. 1, 2, 4 ст. 3, ст. 20 Федерального закона от 29.12.2022 N 580-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2022 N 580-ФЗ
(ред. от 24.06.2023)
"Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"Статья 5. Предоставление разрешения
(ред. от 24.06.2023)
"Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"Статья 5. Предоставление разрешения
Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353
(ред. от 02.10.2025)
"Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 07.10.2025)4. Установить, что в отношении разрешительных режимов по перечню согласно приложению N 3, а также лицензирования отдельных видов деятельности, предусмотренных частью 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", и иных видов разрешений, предусмотренных настоящим постановлением, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности, или уполномоченные исполнительные органы субъектов Российской Федерации, Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (с учетом установленной компетенции) в 2022 - 2025 годах вправе с учетом специфики видов разрешительной деятельности принять решения, при необходимости определив порядок их реализации:
(ред. от 02.10.2025)
"Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 07.10.2025)4. Установить, что в отношении разрешительных режимов по перечню согласно приложению N 3, а также лицензирования отдельных видов деятельности, предусмотренных частью 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", и иных видов разрешений, предусмотренных настоящим постановлением, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности, или уполномоченные исполнительные органы субъектов Российской Федерации, Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (с учетом установленной компетенции) в 2022 - 2025 годах вправе с учетом специфики видов разрешительной деятельности принять решения, при необходимости определив порядок их реализации:
Статья: Предметная область информатизации судебных решений
(Поляков С.Б., Гилев И.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)Например, о тестировании прокуратурой округа Буэнос-Айрес (Аргентина) программного приложения Prometea, способного за 10 секунд вынести и оформить судебное решение по ряду категорий гражданских и административных дел. "Оказалось, что местными судьями были утверждены 100% решений, принятых за последний год с помощью искусственного интеллекта. Приложение, как сообщает Bloomberg, было создано 29-летним программистом Игнасио Раффой в партнерстве с офисом окружного прокурора аргентинской столицы - соглашение о сотрудничестве они подписали летом 2017 года. Раффа обучил двуязычную программу (она распознает английский и испанский языки), используя цифровую библиотеку документов: Prometea проанализировала порядка 300 000 отсканированных судебных решений с 2016 по 2017 год, в том числе 2 000 постановлений. Стоит отметить, что в Аргентине окружные прокуроры составляют решения, а председательствующие судьи по делам либо отклоняют их и пишут свои собственные, либо просто одобряют их. Теперь, как только новое дело попадает в прокурорскую систему, Prometea сопоставляет фактуру с наиболее релевантными решениями в своей базе данных, и это позволяет программе примерно за 10 секунд установить, как суд отреагирует на ситуацию. Речь пока идет об относительно простых случаях, например спорах о выдаче лицензии на перевозки такси, отказах в выплате компенсации учителям, купившим школьные принадлежности за свой счет, и т.п. В результате применения приложения прокурорские работники оказались освобождены от больших массивов рутинной деятельности [6].
(Поляков С.Б., Гилев И.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)Например, о тестировании прокуратурой округа Буэнос-Айрес (Аргентина) программного приложения Prometea, способного за 10 секунд вынести и оформить судебное решение по ряду категорий гражданских и административных дел. "Оказалось, что местными судьями были утверждены 100% решений, принятых за последний год с помощью искусственного интеллекта. Приложение, как сообщает Bloomberg, было создано 29-летним программистом Игнасио Раффой в партнерстве с офисом окружного прокурора аргентинской столицы - соглашение о сотрудничестве они подписали летом 2017 года. Раффа обучил двуязычную программу (она распознает английский и испанский языки), используя цифровую библиотеку документов: Prometea проанализировала порядка 300 000 отсканированных судебных решений с 2016 по 2017 год, в том числе 2 000 постановлений. Стоит отметить, что в Аргентине окружные прокуроры составляют решения, а председательствующие судьи по делам либо отклоняют их и пишут свои собственные, либо просто одобряют их. Теперь, как только новое дело попадает в прокурорскую систему, Prometea сопоставляет фактуру с наиболее релевантными решениями в своей базе данных, и это позволяет программе примерно за 10 секунд установить, как суд отреагирует на ситуацию. Речь пока идет об относительно простых случаях, например спорах о выдаче лицензии на перевозки такси, отказах в выплате компенсации учителям, купившим школьные принадлежности за свой счет, и т.п. В результате применения приложения прокурорские работники оказались освобождены от больших массивов рутинной деятельности [6].
"Трудовые отношения в условиях развития нестандартных форм занятости: монография"
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)На уровне Европейского союза в целом 20 декабря 2017 года Европейский суд Справедливости признал "Убер" компанией, которая является провайдером услуг такси. Следовательно, при анализе правоотношений, возникающих между водителями и "Убер", компетентный орган должен руководствоваться четырьмя основными и девятью специфическими критериями для определения характера правоотношений <1>. Водители "Убер" отвечают только двум специфическим критериям: они не имеют влияния на политику закупок компании и работают преимущественно на одного заказчика. Более того, таксисты "Убер", владеющие своим автомобилем и имеющие лицензию такси, не считаются работниками для целей социального обеспечения.
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)На уровне Европейского союза в целом 20 декабря 2017 года Европейский суд Справедливости признал "Убер" компанией, которая является провайдером услуг такси. Следовательно, при анализе правоотношений, возникающих между водителями и "Убер", компетентный орган должен руководствоваться четырьмя основными и девятью специфическими критериями для определения характера правоотношений <1>. Водители "Убер" отвечают только двум специфическим критериям: они не имеют влияния на политику закупок компании и работают преимущественно на одного заказчика. Более того, таксисты "Убер", владеющие своим автомобилем и имеющие лицензию такси, не считаются работниками для целей социального обеспечения.
Статья: Регулирование таксомоторной отрасли: баланс между свободой конкуренции и государственным контролем
(Назаров М.Ю.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Однако, несмотря на рыночные механизмы, которые способны обеспечить саморегуляцию таксомоторной деятельности, исследователи предлагают отдельные механизмы, способные, по их мнению, обеспечить достижение поставленной цели. Довольно популярна позиция о необходимости лицензирования всех пассажирских перевозок, в том числе и посредством использования такси <15>. В настоящее время нормы ст. 3 Федерального закона (ФЗ) "О легковом такси" <16> устанавливают разрешительный режим таксомоторной деятельности, обязывая иметь разрешение, подтверждаемое записью в региональном реестре перевозчиков такси. Примечательно, что перечень лицензируемых видов деятельности, содержащийся в ч. 1 ст. 12 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <17>, не упоминает таксомоторную деятельность в числе таковой, а ввод лицензирования иных видов деятельности, согласно требованиям ч. 3 указанной статьи, возможен только путем внесения в ранее обозначенный перечень. Законодатель фактически ввел лицензирование деятельности легкового такси, не внося изменения в специальный закон.
(Назаров М.Ю.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Однако, несмотря на рыночные механизмы, которые способны обеспечить саморегуляцию таксомоторной деятельности, исследователи предлагают отдельные механизмы, способные, по их мнению, обеспечить достижение поставленной цели. Довольно популярна позиция о необходимости лицензирования всех пассажирских перевозок, в том числе и посредством использования такси <15>. В настоящее время нормы ст. 3 Федерального закона (ФЗ) "О легковом такси" <16> устанавливают разрешительный режим таксомоторной деятельности, обязывая иметь разрешение, подтверждаемое записью в региональном реестре перевозчиков такси. Примечательно, что перечень лицензируемых видов деятельности, содержащийся в ч. 1 ст. 12 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <17>, не упоминает таксомоторную деятельность в числе таковой, а ввод лицензирования иных видов деятельности, согласно требованиям ч. 3 указанной статьи, возможен только путем внесения в ранее обозначенный перечень. Законодатель фактически ввел лицензирование деятельности легкового такси, не внося изменения в специальный закон.