Лицензия на водоотведение
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензия на водоотведение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Обеспечение эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения" Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении""Таким образом, как указывает заявитель, деятельность по поставке ресурсов водоснабжения не подлежит лицензированию, поскольку, как следует из буквального толкования пункта 3 статьи 8 Закона N 416-ФЗ, лицензии необходимо получать на те виды деятельности, которые связаны с осуществлением водоснабжения и (или) водоотведения (например, на недропользование) и которые непосредственно перечислены в законодательстве о лицензировании. В ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" таковые отсутствуют. Исходя из изложенного, заниматься деятельностью, связанной с поставкой ресурсов водоснабжения, вправе любая должным образом зарегистрированная организация."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Крайняя необходимость как обстоятельство, исключающее производство по делу об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)"...осуществляя добычу подземных вод без лицензии, Общество действовало в состоянии крайней необходимости.
(КонсультантПлюс, 2025)"...осуществляя добычу подземных вод без лицензии, Общество действовало в состоянии крайней необходимости.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Поставка ресурсов холодного водоснабжения не подлежит лицензированию, поскольку, как следует из буквального толкования пункта 3 статьи 8 Закона N 416-ФЗ, лицензии необходимо получать на те виды деятельности, которые связаны с осуществлением водоснабжения и (или) водоотведения (например, на недропользование) и которые непосредственно перечислены в законодательстве о лицензировании. В ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" таковые отсутствуют. Исходя из изложенного, заниматься деятельностью, связанной с поставкой ресурсов холодного водоснабжения, вправе любая должным образом зарегистрированная организация.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Поставка ресурсов холодного водоснабжения не подлежит лицензированию, поскольку, как следует из буквального толкования пункта 3 статьи 8 Закона N 416-ФЗ, лицензии необходимо получать на те виды деятельности, которые связаны с осуществлением водоснабжения и (или) водоотведения (например, на недропользование) и которые непосредственно перечислены в законодательстве о лицензировании. В ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" таковые отсутствуют. Исходя из изложенного, заниматься деятельностью, связанной с поставкой ресурсов холодного водоснабжения, вправе любая должным образом зарегистрированная организация.
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Д.М. Будницкий полагает, что согласно ст. 2.3 комментируемого Закона участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых (объекты водоснабжения и водоотведения как раз и являются такими сооружениями), относятся к участкам недр местного значения, тогда как установление порядка пользования ими в соответствии со ст. 4 комментируемого Закона относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. На этом основании Д.М. Будницкий приходит к выводу о том, что в субъектах РФ может быть установлен свой особый порядок использования недр в целях строительства и эксплуатации подземных объектов водоснабжения и водоотведения (к примеру, без обязательного получения лицензии и внесения соответствующих платежей) <28>.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Д.М. Будницкий полагает, что согласно ст. 2.3 комментируемого Закона участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых (объекты водоснабжения и водоотведения как раз и являются такими сооружениями), относятся к участкам недр местного значения, тогда как установление порядка пользования ими в соответствии со ст. 4 комментируемого Закона относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. На этом основании Д.М. Будницкий приходит к выводу о том, что в субъектах РФ может быть установлен свой особый порядок использования недр в целях строительства и эксплуатации подземных объектов водоснабжения и водоотведения (к примеру, без обязательного получения лицензии и внесения соответствующих платежей) <28>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)3. Организация, заключившая договор аренды сроком более чем на один год или концессионное соглашение, объектами которых являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, обязана в течение трех месяцев со дня заключения указанных договора или соглашения получить лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с осуществлением горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)3. Организация, заключившая договор аренды сроком более чем на один год или концессионное соглашение, объектами которых являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, обязана в течение трех месяцев со дня заключения указанных договора или соглашения получить лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с осуществлением горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.04.2024 N 19-П
"По делу о проверке конституционности части 10 статьи 162 и части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мир"1.1. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 марта 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 года и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 октября 2021 года, удовлетворен иск ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (ресурсоснабжающей организации) о взыскании с ООО УК "Мир" задолженности по оплате коммунальных ресурсов (холодного водоснабжения и водоотведения), потребленных при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме за период с января 2019 года по август 2019 года. При этом было отклонено возражение ответчика о том, что ввиду прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с истечением срока его действия в реестр лицензий субъекта Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым с 1 января 2019 года данный многоквартирный дом был исключен из перечня домов, находящихся под управлением заявителя; после этого заявитель не осуществлял деятельности по управлению этим домом, не выставлял его жителям счетов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и не получал соответствующей платы.
"По делу о проверке конституционности части 10 статьи 162 и части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мир"1.1. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 марта 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 года и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 октября 2021 года, удовлетворен иск ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (ресурсоснабжающей организации) о взыскании с ООО УК "Мир" задолженности по оплате коммунальных ресурсов (холодного водоснабжения и водоотведения), потребленных при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме за период с января 2019 года по август 2019 года. При этом было отклонено возражение ответчика о том, что ввиду прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с истечением срока его действия в реестр лицензий субъекта Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым с 1 января 2019 года данный многоквартирный дом был исключен из перечня домов, находящихся под управлением заявителя; после этого заявитель не осуществлял деятельности по управлению этим домом, не выставлял его жителям счетов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и не получал соответствующей платы.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Из Закона N 414-ФЗ следует, что органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по осуществлению следующих видов государственного контроля (надзора): 1) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; 2) региональный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; 3) региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси; 4) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия; 5) региональный государственный строительный надзор; 6) региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости; 7) региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов; 8) региональный государственный надзор за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги); 9) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, аттракционов; 10) региональный государственный жилищный надзор; 11) региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; 12) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения; 13) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; 14) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе; 15) региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными; 16) региональный государственный экологический контроль (надзор); 17) региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; 18) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле; 19) региональный государственный контроль (надзор) за плательщиками и операторами курортного сбора; 20) региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; 21) региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания; 22) региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; 23) региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда РФ; 24) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; 25) региональный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения; 26) региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике; 27) региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; 28) региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления; 29) региональный государственный геологический контроль (надзор); 30) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов; 31) региональный государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр в субъектах РФ, на территориях которых расположены игорные зоны.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Из Закона N 414-ФЗ следует, что органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по осуществлению следующих видов государственного контроля (надзора): 1) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; 2) региональный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; 3) региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси; 4) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия; 5) региональный государственный строительный надзор; 6) региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости; 7) региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов; 8) региональный государственный надзор за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги); 9) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, аттракционов; 10) региональный государственный жилищный надзор; 11) региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; 12) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения; 13) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; 14) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе; 15) региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными; 16) региональный государственный экологический контроль (надзор); 17) региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; 18) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле; 19) региональный государственный контроль (надзор) за плательщиками и операторами курортного сбора; 20) региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; 21) региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания; 22) региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; 23) региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда РФ; 24) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; 25) региональный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения; 26) региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике; 27) региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; 28) региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления; 29) региональный государственный геологический контроль (надзор); 30) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов; 31) региональный государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр в субъектах РФ, на территориях которых расположены игорные зоны.
Вопрос: Об НДС в отношении коммунальных услуг, а также комиссии и вознаграждения банковского платежного агента при осуществлении операций по принятию (выдаче) наличных денежных средств от физлиц.
(Письмо Минфина России от 11.03.2024 N 03-07-14/21515)Таким образом, от налогообложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
(Письмо Минфина России от 11.03.2024 N 03-07-14/21515)Таким образом, от налогообложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Статья: Правовой статус водозаборных скважин
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О водоснабжении и водоотведении".
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О водоснабжении и водоотведении".
Ситуация: Каковы последствия банкротства управляющей организации для собственников помещений в МКД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)возникновения обязательств по договорам, заключаемым собственниками помещений при непосредственном управлении МКД (например, договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, отопления и др.);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)возникновения обязательств по договорам, заключаемым собственниками помещений при непосредственном управлении МКД (например, договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, отопления и др.);
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В области ГЧП в Италии предусмотрены соглашения о спонсируемых коммерческих исследованиях, где компании или научные учреждения спонсируют научные исследования Итальянского технологического института (Istituto Italiano di Tecnologia) [811], а также их последующую стабильную имплементацию в индустрию. Также институт занимается предоставлением лицензий, по которым стартапам и компаниям предоставляется различная интеллектуальная собственность, а те при реализации своих продуктов производят отчисления в институт для его дальнейшего функционирования.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В области ГЧП в Италии предусмотрены соглашения о спонсируемых коммерческих исследованиях, где компании или научные учреждения спонсируют научные исследования Итальянского технологического института (Istituto Italiano di Tecnologia) [811], а также их последующую стабильную имплементацию в индустрию. Также институт занимается предоставлением лицензий, по которым стартапам и компаниям предоставляется различная интеллектуальная собственность, а те при реализации своих продуктов производят отчисления в институт для его дальнейшего функционирования.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)- используют исключительно при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья. Такая возможность может быть использована только операторами нового морского месторождения углеводородного сырья и организациями, владеющими лицензиями на пользование соответствующим участком недр;
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)- используют исключительно при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья. Такая возможность может быть использована только операторами нового морского месторождения углеводородного сырья и организациями, владеющими лицензиями на пользование соответствующим участком недр;
Статья: Реестр субъектов естественных монополий (понятие, источники, формирование)
(Шайхутдинов Е.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Реестр субъектов естественных монополий (далее - Реестр) представляет собой единую информационную базу данных, содержащую в бумажной и электронной формах информацию о хозяйствующих субъектах, занятых производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, связи, водоснабжении и водоотведении, захоронении радиоактивных отходов, а именно: полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), адрес местонахождения юридического лица (места жительства (пребывания) индивидуального предпринимателя) и почтовый адрес, телефоны (факсы), ИНН, номер и дату приказа о включении в Реестр, коды государственного статистического наблюдения, данные об объемах произведенных товаров, оказанных услуг, реквизиты лицензии на осуществление регулируемых видов деятельности, сведения об источниках опубликования информации о регулируемой деятельности.
(Шайхутдинов Е.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Реестр субъектов естественных монополий (далее - Реестр) представляет собой единую информационную базу данных, содержащую в бумажной и электронной формах информацию о хозяйствующих субъектах, занятых производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, связи, водоснабжении и водоотведении, захоронении радиоактивных отходов, а именно: полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), адрес местонахождения юридического лица (места жительства (пребывания) индивидуального предпринимателя) и почтовый адрес, телефоны (факсы), ИНН, номер и дату приказа о включении в Реестр, коды государственного статистического наблюдения, данные об объемах произведенных товаров, оказанных услуг, реквизиты лицензии на осуществление регулируемых видов деятельности, сведения об источниках опубликования информации о регулируемой деятельности.
Статья: К вопросу о юридических гарантиях деятельности медицинских работников при реализации проектов государственно-частного партнерства
(Фроловский Н.Г.)
("Медицинское право", 2022, N 4)3. Если результаты обследования будут содержать выводы о соответствии объекта исследования обязательным требованиям, то концессионер и учреждение должны заключить договор безвозмездного пользования такой недвижимостью до начала осуществления работ по реконструкции. Сторонам следует согласовать дату освобождения реконструируемого объекта. При этом, если учреждение будет продолжать пользоваться недвижимостью, то оно должно разделить риск случайной гибели или случайного повреждения объекта концессионного соглашения, принять на себя риск причинения вреда гражданам при оказании медицинских услуг до начала реконструкции, а также принимать участие в возмещении концессионеру затрат на содержание объекта концессионного соглашения (оплату коммунальных услуг, водоснабжения, водоотведения и пр.).
(Фроловский Н.Г.)
("Медицинское право", 2022, N 4)3. Если результаты обследования будут содержать выводы о соответствии объекта исследования обязательным требованиям, то концессионер и учреждение должны заключить договор безвозмездного пользования такой недвижимостью до начала осуществления работ по реконструкции. Сторонам следует согласовать дату освобождения реконструируемого объекта. При этом, если учреждение будет продолжать пользоваться недвижимостью, то оно должно разделить риск случайной гибели или случайного повреждения объекта концессионного соглашения, принять на себя риск причинения вреда гражданам при оказании медицинских услуг до начала реконструкции, а также принимать участие в возмещении концессионеру затрат на содержание объекта концессионного соглашения (оплату коммунальных услуг, водоснабжения, водоотведения и пр.).
Статья: Порядок создания и обеспечения аварийно-ремонтных бригад в жилищно-коммунальной отрасли
(Ковалев Л.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2021, N 4)Когда образовано, виды лицензии на разрешенную деятельность (если имеются).
(Ковалев Л.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2021, N 4)Когда образовано, виды лицензии на разрешенную деятельность (если имеются).