Лицензия на опи
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензия на опи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны объектов культурного наследия, водных объектов, земельных участков, недр, животного мира, а также в области управления и пользования жилым фондом: Организация (Должностное лицо, ИП, Гражданин) обжалует привлечение к ответственности за пользование недрами без лицензии либо нарушение ее условий и (или) требований технического проекта
(КонсультантПлюс, 2025)производилась добыча общераспространенных полезных ископаемых без лицензии
(КонсультантПлюс, 2025)производилась добыча общераспространенных полезных ископаемых без лицензии
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 7 "Участки недр, предоставляемые в пользование" Закона РФ "О недрах""Несмотря на то, что законодательством о недропользовании допускается возможность обработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых по самостоятельной лицензии на пользование участком недр местного значения в границах лицензии на разведку и добычу иного полезного ископаемого, осуществление деятельности на данном участке третьими лицами без согласия пользователя недр нарушит его права и интересы в отношении данного объекта, поскольку будет препятствовать реализации им своего преимущественного права."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Специальные субъекты пользования недрами: постановка вопроса об использовании общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих горных породах
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Противоположная позиция изложена в решении другого суда, рассматривающего аналогичный спор, в котором вопреки требованиям правовых предписаний ч. 9 ст. 9 Закона о недрах суд признал законным действия подрядчика по добыче и использованию ОПИ без лицензии. В обоснование принятого решения суд указал, что подрядчик действовал в соответствии с заключенным контрактом и разрешением администрации муниципального образования, осуществляя добычу и использование ОПИ для ремонта региональной автомобильной дороги. Суд посчитал, что ремонтируемая дорога имеет статус дорог общего пользования и после сдачи в эксплуатацию останется на балансе заказчика, ее ремонт и использование не связано с извлечением прибыли муниципальным образованием, в связи с чем подрядчик, действуя по заданию заказчика, использовал ОПИ для собственных нужд муниципалитета. С учетом этого подрядчик мог пользоваться недрами без лицензии, поскольку осуществлял работы на основании договора с землепользователем, который в силу ст. 19 Закона о недрах вправе без лицензии осуществлять добычу ОПИ в границах своего земельного участка <6>.
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Противоположная позиция изложена в решении другого суда, рассматривающего аналогичный спор, в котором вопреки требованиям правовых предписаний ч. 9 ст. 9 Закона о недрах суд признал законным действия подрядчика по добыче и использованию ОПИ без лицензии. В обоснование принятого решения суд указал, что подрядчик действовал в соответствии с заключенным контрактом и разрешением администрации муниципального образования, осуществляя добычу и использование ОПИ для ремонта региональной автомобильной дороги. Суд посчитал, что ремонтируемая дорога имеет статус дорог общего пользования и после сдачи в эксплуатацию останется на балансе заказчика, ее ремонт и использование не связано с извлечением прибыли муниципальным образованием, в связи с чем подрядчик, действуя по заданию заказчика, использовал ОПИ для собственных нужд муниципалитета. С учетом этого подрядчик мог пользоваться недрами без лицензии, поскольку осуществлял работы на основании договора с землепользователем, который в силу ст. 19 Закона о недрах вправе без лицензии осуществлять добычу ОПИ в границах своего земельного участка <6>.
Статья: Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по земельным спорам
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2025, N 2)Не случайно в проекте федерального закона N 1029441-7 "О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации "О недрах" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 03.10.2020) предлагалось отнести производственные и технологические нужды индивидуальных предпринимателей и организаций, использующих общераспространенные полезные ископаемые для строительства и содержания лесных дорог в рамках лесозаготовительной деятельности, к их собственным нуждам и осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых без лицензии.
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2025, N 2)Не случайно в проекте федерального закона N 1029441-7 "О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации "О недрах" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 03.10.2020) предлагалось отнести производственные и технологические нужды индивидуальных предпринимателей и организаций, использующих общераспространенные полезные ископаемые для строительства и содержания лесных дорог в рамках лесозаготовительной деятельности, к их собственным нуждам и осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых без лицензии.
Нормативные акты
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О лицензировании отдельных видов деятельности"24) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области разведывательной деятельности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, органов прокуратуры Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его управлений в субъектах Российской Федерации, органов федеральной фельдъегерской связи, таможенных органов Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (за исключением использования автобусов учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в целях осуществления приносящей доход деятельности), а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;
(ред. от 23.05.2025)
"О лицензировании отдельных видов деятельности"24) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области разведывательной деятельности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, органов прокуратуры Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его управлений в субъектах Российской Федерации, органов федеральной фельдъегерской связи, таможенных органов Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (за исключением использования автобусов учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в целях осуществления приносящей доход деятельности), а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Недропользователь возражал против удовлетворения иска, поскольку лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых выданы ранее установления границ водоохранной зоны озера Байкал.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Недропользователь возражал против удовлетворения иска, поскольку лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых выданы ранее установления границ водоохранной зоны озера Байкал.
Статья: Значение комплексной геолого-экономической оценки для определения правового режима и дальнейшего использования отходов недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2024, N 9)Помимо этого, ст. 23.5 Федерального закона "О недрах" устанавливает особый правовой режим вскрышных и вмещающих пород, который предполагает возможность хозяйствующего субъекта по своему усмотрению распоряжаться данными отходами недропользования без каких-либо дополнительных условий, связанных с необходимостью установления наличия в них полезных ископаемых, их включением в классификационный каталог отходов производства и потребления. В частности, недропользователь наделяется правом отчуждать вскрышные и вмещающие породы третьим лицам для дальнейшего использования в собственных производственных или технологических нуждах. Законодательное закрепление правомочия распоряжения вскрышными и вмещающими породами за пользователем недр нарушает право собственности субъекта РФ на общераспространенные полезные ископаемые, закрепленное в абз. 1 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона "О недрах", которые в большинстве случаев содержит данный вид отходов недропользования. Указанная возможность распоряжения вскрышными и вмещающими породами со стороны хозяйствующего субъекта, по своей сути, лишает субъект РФ возможности получения налога на добычу полезных ископаемых. В связи с чем, исходя из анализируемой нормы, недропользователь может вести вполне законную деятельность по продаже общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих породах, без соответствующих отчислений в бюджет субъекта РФ и без получения лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых.
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2024, N 9)Помимо этого, ст. 23.5 Федерального закона "О недрах" устанавливает особый правовой режим вскрышных и вмещающих пород, который предполагает возможность хозяйствующего субъекта по своему усмотрению распоряжаться данными отходами недропользования без каких-либо дополнительных условий, связанных с необходимостью установления наличия в них полезных ископаемых, их включением в классификационный каталог отходов производства и потребления. В частности, недропользователь наделяется правом отчуждать вскрышные и вмещающие породы третьим лицам для дальнейшего использования в собственных производственных или технологических нуждах. Законодательное закрепление правомочия распоряжения вскрышными и вмещающими породами за пользователем недр нарушает право собственности субъекта РФ на общераспространенные полезные ископаемые, закрепленное в абз. 1 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона "О недрах", которые в большинстве случаев содержит данный вид отходов недропользования. Указанная возможность распоряжения вскрышными и вмещающими породами со стороны хозяйствующего субъекта, по своей сути, лишает субъект РФ возможности получения налога на добычу полезных ископаемых. В связи с чем, исходя из анализируемой нормы, недропользователь может вести вполне законную деятельность по продаже общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих породах, без соответствующих отчислений в бюджет субъекта РФ и без получения лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых.
Статья: Методика оценки земельных участков, предоставленных для пользования недрами
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)Такой расчет позволяет определить стоимость комплекса земельных участков, необходимых для разработки полезных ископаемых в соответствии с лицензионным соглашением (или не требующим лицензии в случае добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд). Однако он предполагает прогнозирование значительного числа показателей на длительные сроки, поэтому имеет большую неопределенность.
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)Такой расчет позволяет определить стоимость комплекса земельных участков, необходимых для разработки полезных ископаемых в соответствии с лицензионным соглашением (или не требующим лицензии в случае добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд). Однако он предполагает прогнозирование значительного числа показателей на длительные сроки, поэтому имеет большую неопределенность.
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)Описание ситуации: Предприятие имеет лицензию на добычу полезного общераспространенного ископаемого (известняк).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)Описание ситуации: Предприятие имеет лицензию на добычу полезного общераспространенного ископаемого (известняк).
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)В соответствии с ч. 7 ст. 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, в том числе лицензии на пользование недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)В соответствии с ч. 7 ст. 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, в том числе лицензии на пользование недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых.