Лицензия на дошкольную обрАзовательную деятельность
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензия на дошкольную обрАзовательную деятельность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за осуществление образовательной деятельности без лицензии
(КонсультантПлюс, 2025)ИП, оказывающего услуги по развитию детей по программам, разработанным на основе ФГОС ДО и предназначенным для использования в дошкольных образовательных организациях, привлекают к ответственности за осуществление образовательной деятельности без лицензии
(КонсультантПлюс, 2025)ИП, оказывающего услуги по развитию детей по программам, разработанным на основе ФГОС ДО и предназначенным для использования в дошкольных образовательных организациях, привлекают к ответственности за осуществление образовательной деятельности без лицензии
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 08.08.2024 N 88-5512/2024 (УИД 27RS0015-01-2023-001557-84)
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: О взыскании задолженности по выплате компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обстоятельства: Полагая, что имеет право на выплату компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения как педагогический работник, состоящий в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающий и работающий по трудовому договору в сельском населенном пункте, истица обратилась в суд с настоящим иском.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы кассационной жалобы о том, что указанный детский сад не имеет правового статуса государственного образовательного учреждения и лицензии на осуществление образовательной деятельности, не свидетельствует о неправильном рассмотрении дела, так как из установленных судами обстоятельств видно, что названный детский сад на протяжении длительного времени функционирует как дошкольное образовательное учреждение в составе государственной организации, финансируемой из федерального бюджета и фактически относится к государственным образовательным учреждениям, педагогические работники которых имеют право на получение вышеназванных мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилья, отопления и освещения.
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: О взыскании задолженности по выплате компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обстоятельства: Полагая, что имеет право на выплату компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения как педагогический работник, состоящий в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающий и работающий по трудовому договору в сельском населенном пункте, истица обратилась в суд с настоящим иском.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы кассационной жалобы о том, что указанный детский сад не имеет правового статуса государственного образовательного учреждения и лицензии на осуществление образовательной деятельности, не свидетельствует о неправильном рассмотрении дела, так как из установленных судами обстоятельств видно, что названный детский сад на протяжении длительного времени функционирует как дошкольное образовательное учреждение в составе государственной организации, финансируемой из федерального бюджета и фактически относится к государственным образовательным учреждениям, педагогические работники которых имеют право на получение вышеназванных мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилья, отопления и освещения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как получить лицензию на образовательную деятельность и внести изменения в реестр лицензий
(КонсультантПлюс, 2025)Но если кроме деятельности по присмотру и уходу за детьми вы ведете образовательную деятельность (например, реализуете основные общеобразовательные программы дошкольного образования), на такую образовательную деятельность вам нужно получить лицензию в общем порядке (п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, ч. 1 ст. 91 Закона об образовании).
(КонсультантПлюс, 2025)Но если кроме деятельности по присмотру и уходу за детьми вы ведете образовательную деятельность (например, реализуете основные общеобразовательные программы дошкольного образования), на такую образовательную деятельность вам нужно получить лицензию в общем порядке (п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, ч. 1 ст. 91 Закона об образовании).
Статья: Порядок подключения к сетям газоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования, принадлежащего юридическим лицам и расположенного в котельных всех типов, использующих газ в качестве топлива в целях выработки тепловой энергии (за исключением выполнения мероприятий в границах земельных участков, на которых располагаются такие котельные) для обеспечения образовательной и (или) медицинской деятельности исключительно государственных или муниципальных общеобразовательных организаций и (или) дошкольных образовательных организаций, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, и (или) медицинских организаций государственной системы и муниципальной системы здравоохранения, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, осуществляется без взимания средств с юридических лиц при условии, что в населенном пункте, в котором располагаются котельные юридических лиц, проложены газораспределительные сети, по которым осуществляется транспортировка газа, а также при наличии у юридических лиц документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на котельные и земельный участок, на котором расположены эти котельные.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования, принадлежащего юридическим лицам и расположенного в котельных всех типов, использующих газ в качестве топлива в целях выработки тепловой энергии (за исключением выполнения мероприятий в границах земельных участков, на которых располагаются такие котельные) для обеспечения образовательной и (или) медицинской деятельности исключительно государственных или муниципальных общеобразовательных организаций и (или) дошкольных образовательных организаций, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, и (или) медицинских организаций государственной системы и муниципальной системы здравоохранения, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, осуществляется без взимания средств с юридических лиц при условии, что в населенном пункте, в котором располагаются котельные юридических лиц, проложены газораспределительные сети, по которым осуществляется транспортировка газа, а также при наличии у юридических лиц документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на котельные и земельный участок, на котором расположены эти котельные.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017)Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, так как индивидуальный предприниматель оказывает услуги по дошкольному образованию, не имея лицензии на осуществление образовательной деятельности в соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017)Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, так как индивидуальный предприниматель оказывает услуги по дошкольному образованию, не имея лицензии на осуществление образовательной деятельности в соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ.
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"а) в случае создания дополнительных мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет при реализации мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет - обеспечение достижения значения результата предоставления субсидии путем реализации мероприятий, указанных в пункте 2 настоящих Правил, а также путем создания дополнительных мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет за счет капитального ремонта, реконструкции, перепрофилирования (изменения функциональной направленности) зданий и помещений функционирующих дошкольных организаций, оказания мер государственной поддержки для развития частных образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, семейных дошкольных групп в рамках исполнения обязательств по концессионным соглашениям в период действия соглашения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) без софинансирования из федерального бюджета;
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"а) в случае создания дополнительных мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет при реализации мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет - обеспечение достижения значения результата предоставления субсидии путем реализации мероприятий, указанных в пункте 2 настоящих Правил, а также путем создания дополнительных мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет за счет капитального ремонта, реконструкции, перепрофилирования (изменения функциональной направленности) зданий и помещений функционирующих дошкольных организаций, оказания мер государственной поддержки для развития частных образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, семейных дошкольных групп в рамках исполнения обязательств по концессионным соглашениям в период действия соглашения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) без софинансирования из федерального бюджета;
"Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 24.10.2023 N 03-04-05/100857 указывается, что п. 45 ст. 217 НК РФ установлено, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в денежной или натуральной форме в виде оплаты стоимости проезда к месту обучения и обратно лицам, не достигшим 18 лет, обучающимся в российских дошкольных и общеобразовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 24.10.2023 N 03-04-05/100857 указывается, что п. 45 ст. 217 НК РФ установлено, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в денежной или натуральной форме в виде оплаты стоимости проезда к месту обучения и обратно лицам, не достигшим 18 лет, обучающимся в российских дошкольных и общеобразовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию.
Статья: Новости от 15.12.2023
("Главная книга", 2024, N 1)- обучается в российских дошкольных и общеобразовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию.
("Главная книга", 2024, N 1)- обучается в российских дошкольных и общеобразовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию.
Готовое решение: Какие компенсации облагаются и не облагаются НДФЛ
(КонсультантПлюс, 2025)детский сад - это российская образовательная организация с лицензией;
(КонсультантПлюс, 2025)детский сад - это российская образовательная организация с лицензией;
Ситуация: Как перевести ребенка в другой детский сад?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Перевести ребенка из одного детского сада в другой можно независимо от периода (времени) учебного года по инициативе его родителей (законных представителей) либо в случае прекращения деятельности детского сада, аннулирования лицензии на осуществление образовательной деятельности или приостановления ее действия (п. п. 1, 3 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 09.12.2024 N 862).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Перевести ребенка из одного детского сада в другой можно независимо от периода (времени) учебного года по инициативе его родителей (законных представителей) либо в случае прекращения деятельности детского сада, аннулирования лицензии на осуществление образовательной деятельности или приостановления ее действия (п. п. 1, 3 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 09.12.2024 N 862).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2) образовательных организаций, то есть некоммерческих организаций, осуществляющих на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п. 18 ст. 2 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). При этом законодатель делает особый акцент на дошкольной образовательной организации, осуществляющей в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (ст. 23 указанного Закона).
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2) образовательных организаций, то есть некоммерческих организаций, осуществляющих на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п. 18 ст. 2 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). При этом законодатель делает особый акцент на дошкольной образовательной организации, осуществляющей в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (ст. 23 указанного Закона).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Обращаем внимание, что наличие в учредительных документах организации права на осуществление научной и научно-технической деятельности само по себе не может являться основанием для отказа такой организации в предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности по уровню общего образования (дошкольного образования) и подвиду дополнительного образования (дополнительного образования детей и взрослых).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Обращаем внимание, что наличие в учредительных документах организации права на осуществление научной и научно-технической деятельности само по себе не может являться основанием для отказа такой организации в предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности по уровню общего образования (дошкольного образования) и подвиду дополнительного образования (дополнительного образования детей и взрослых).
Вопрос: Об НДФЛ при оплате работодателем проезда к месту учебы и обратно, если работник получает второе высшее образование.
(Письмо Минфина России от 24.10.2023 N 03-04-05/100857)Так, пунктом 45 статьи 217 Кодекса установлено, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в денежной или натуральной форме в виде оплаты стоимости проезда к месту обучения и обратно лицам, не достигшим 18 лет, обучающимся в российских дошкольных и общеобразовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию.
(Письмо Минфина России от 24.10.2023 N 03-04-05/100857)Так, пунктом 45 статьи 217 Кодекса установлено, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в денежной или натуральной форме в виде оплаты стоимости проезда к месту обучения и обратно лицам, не достигшим 18 лет, обучающимся в российских дошкольных и общеобразовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию.
Статья: Нарушения требований законодательства РФ в сфере образования на муниципальном уровне (на примере Курской области)
(Савченко Н.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1)По результатам осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования и лицензионного контроля в первой половине 2020 г. в образовательные организации, включая муниципальные, было направлено 50 предписаний об устранении выявленных нарушений требований законодательства РФ об образовании (в 2019 г. - 176, в 2018 г. - 117, в 2017 г. - 123). Помимо этого, по фактам административных правонарушений, выявленных в ходе проведенных проверок, должностными лицами комитета за первое полугодие 2020 г. было составлено 29 протоколов об административных правонарушениях в отношении должностных лиц организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе муниципальных (за 2019 г. - 109 протоколов (из них 1 - в отношении юридического лица), за 2018 год - 67, за 2017 год - 54). В первом полугодии 2020 г. по решению суда должностные лица образовательных организаций, включая муниципальные, подвергнуты следующим административным наказаниям: 1) 17 административных штрафов на общую сумму 202 тыс. руб.; 2) объявление устного замечания двум руководителям муниципальных образовательных учреждений; 3) в отношении четырех организаций, осуществляющих образовательную деятельность (одной общеобразовательной организации, одного дошкольного образовательного учреждения, двух образовательных учреждений дополнительного образования), приостановлено действие лицензии на осуществление образовательной деятельности. Вместе с тем случаи вынесения предупреждений отсутствуют (в отличие от 2017 - 2019 гг.); административное приостановление деятельности в отношении муниципальных образовательных учреждений не осуществлялось (так же, как в 2017 - 2019 гг.); случаи обращения лицензирующего органа (комитета) в суд с заявлениями об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности отсутствуют (1 случай в 2019 г.) <14>.
(Савченко Н.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1)По результатам осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования и лицензионного контроля в первой половине 2020 г. в образовательные организации, включая муниципальные, было направлено 50 предписаний об устранении выявленных нарушений требований законодательства РФ об образовании (в 2019 г. - 176, в 2018 г. - 117, в 2017 г. - 123). Помимо этого, по фактам административных правонарушений, выявленных в ходе проведенных проверок, должностными лицами комитета за первое полугодие 2020 г. было составлено 29 протоколов об административных правонарушениях в отношении должностных лиц организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе муниципальных (за 2019 г. - 109 протоколов (из них 1 - в отношении юридического лица), за 2018 год - 67, за 2017 год - 54). В первом полугодии 2020 г. по решению суда должностные лица образовательных организаций, включая муниципальные, подвергнуты следующим административным наказаниям: 1) 17 административных штрафов на общую сумму 202 тыс. руб.; 2) объявление устного замечания двум руководителям муниципальных образовательных учреждений; 3) в отношении четырех организаций, осуществляющих образовательную деятельность (одной общеобразовательной организации, одного дошкольного образовательного учреждения, двух образовательных учреждений дополнительного образования), приостановлено действие лицензии на осуществление образовательной деятельности. Вместе с тем случаи вынесения предупреждений отсутствуют (в отличие от 2017 - 2019 гг.); административное приостановление деятельности в отношении муниципальных образовательных учреждений не осуществлялось (так же, как в 2017 - 2019 гг.); случаи обращения лицензирующего органа (комитета) в суд с заявлениями об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности отсутствуют (1 случай в 2019 г.) <14>.
"Годовой отчет для учреждений образования - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Вместе с тем в силу ст. 284.1 НК РФ дошкольные образовательные организации, имеющие соответствующую лицензию на образовательную деятельность и получающие более 90% доходов именно от указанной деятельности, вправе применять по налогу на прибыль ставку 0%. Подробнее о применении нулевой ставки читайте в разд. 10 книги.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Вместе с тем в силу ст. 284.1 НК РФ дошкольные образовательные организации, имеющие соответствующую лицензию на образовательную деятельность и получающие более 90% доходов именно от указанной деятельности, вправе применять по налогу на прибыль ставку 0%. Подробнее о применении нулевой ставки читайте в разд. 10 книги.
Статья: Дискуссионные аспекты присмотра и ухода за ребенком в юридической конструкции конституционного права на дошкольное образование
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)Этот пробел достаточно опасен, поскольку услуги по присмотру и уходу не относятся к образовательной деятельности по реализации программы дошкольного образования, соответственно, для ее осуществления не требуется получения лицензии.
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)Этот пробел достаточно опасен, поскольку услуги по присмотру и уходу не относятся к образовательной деятельности по реализации программы дошкольного образования, соответственно, для ее осуществления не требуется получения лицензии.