Лицензия на добычу полезных ископаемых
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензия на добычу полезных ископаемых (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 340 "Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")С учетом изложенного весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения, подлежит отнесению к разработке месторождения в соответствии с лицензией на добычу полезного ископаемого.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")С учетом изложенного весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения, подлежит отнесению к разработке месторождения в соответствии с лицензией на добычу полезного ископаемого.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Лицензия на пользование недрами" Закона РФ "О недрах""В свою очередь, в Российской Федерации установлен принцип неразрывности судьбы лицензии на добычу полезных ископаемых и земельного участка, для разработки которого такая лицензия предоставлена (статья 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"). Сама по себе лицензия, будучи нематериальным активом, имеет определенную стоимость, но не может быть передана иному лицу в силу прямого законодательного запрета."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как получить лицензию на пользование недрами?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: Недропользование - выполнение работ, соответствующих лицензии на право геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, использования и захоронения отходов производства, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (п. 3.17 ГОСТ Р 8.645-2008 "Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение работ по геологическому изучению, использованию и охране недр в Российской Федерации. Основные положения" (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.10.2008 N 259-ст)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: Недропользование - выполнение работ, соответствующих лицензии на право геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, использования и захоронения отходов производства, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (п. 3.17 ГОСТ Р 8.645-2008 "Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение работ по геологическому изучению, использованию и охране недр в Российской Федерации. Основные положения" (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.10.2008 N 259-ст)).
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 11. Лицензия на пользование недрами
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 11. Лицензия на пользование недрами
Приказ Минприроды России от 21.12.2020 N 1092
(с изм. от 17.01.2025)
"Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, для геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод или для геологического изучения участков недр в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, осуществляемых по совмещенной лицензии"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2020 N 62026)3. Для получения права пользования участком недр для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, или для геологического изучения участков недр в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, их разведки и добычи на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, осуществляемых по совмещенной лицензии, необходимы следующие документы и сведения:
(с изм. от 17.01.2025)
"Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, для геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод или для геологического изучения участков недр в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, осуществляемых по совмещенной лицензии"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2020 N 62026)3. Для получения права пользования участком недр для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, или для геологического изучения участков недр в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, их разведки и добычи на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, осуществляемых по совмещенной лицензии, необходимы следующие документы и сведения:
Статья: Методика оценки земельных участков, предоставленных для пользования недрами
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)t2i - оставшийся срок до начала периода рекультивации i-го земельного участка (срок до окончания действия лицензии на добычу полезных ископаемых и прекращения их добычи), годы;
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)t2i - оставшийся срок до начала периода рекультивации i-го земельного участка (срок до окончания действия лицензии на добычу полезных ископаемых и прекращения их добычи), годы;
Готовое решение: Как заполнить форму N П-3 начиная с отчета за январь 2022 г.
(КонсультантПлюс, 2023)организации, средняя численность работников которых не превышает 15 человек за два предшествующих года, включая работающих по совместительству и по гражданско-правовым договорам, и годовой оборот которых в течение двух предыдущих лет не превышает 800 млн руб. Исключение составляют юрлица, владеющие лицензией на добычу полезных ископаемых, и юрлица, зарегистрированные или реорганизованные в текущем или предыдущем году.
(КонсультантПлюс, 2023)организации, средняя численность работников которых не превышает 15 человек за два предшествующих года, включая работающих по совместительству и по гражданско-правовым договорам, и годовой оборот которых в течение двух предыдущих лет не превышает 800 млн руб. Исключение составляют юрлица, владеющие лицензией на добычу полезных ископаемых, и юрлица, зарегистрированные или реорганизованные в текущем или предыдущем году.
Последние изменения: Пониженные тарифы страховых взносов
(КонсультантПлюс, 2025)Изменения связаны с обновлением формы и в основном носят технический характер. В частности, уточнено, что коммерческие организации, у которых есть лицензия на добычу полезных ископаемых, заполняют форму ежемесячно, если не относятся к субъектам малого предпринимательства. Это же условие распространено на коммерческие организации, которые были зарегистрированы или прошли реорганизацию в текущем или предыдущем году.
(КонсультантПлюс, 2025)Изменения связаны с обновлением формы и в основном носят технический характер. В частности, уточнено, что коммерческие организации, у которых есть лицензия на добычу полезных ископаемых, заполняют форму ежемесячно, если не относятся к субъектам малого предпринимательства. Это же условие распространено на коммерческие организации, которые были зарегистрированы или прошли реорганизацию в текущем или предыдущем году.
Готовое решение: Как заполнить форму N П-1 начиная с отчета за январь 2024 г.
(КонсультантПлюс, 2025)организации (кроме СМП, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций) с любой средней численностью работников и любым оборотом, имеющие лицензии на добычу полезных ископаемых;
(КонсультантПлюс, 2025)организации (кроме СМП, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций) с любой средней численностью работников и любым оборотом, имеющие лицензии на добычу полезных ископаемых;
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Имеются и другие категории судебных дел, в частности по оспариванию отнесения территорий к ООПТ местного значения <1>. Например, в деле об оспаривании ООО "Шахта Лапичевская", осуществляющим на основании лицензий деятельность по добыче полезных ископаемых (каменный уголь), решения Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 27 сентября 2018 г. N 353 "О создании ООПТ местного значения "Природный комплекс "Петровско-Андреевский" суд отказал в признании данного решения недействующим, указав, что он "учитывает принцип необходимости соблюдения при осуществлении деятельности по использованию особо охраняемой природной территории баланса частных и публичных интересов. Оспариваемое решение направлено на обеспечение эффективной государственной охраны территории ООПТ местного значения "Природный комплекс "Петровско-Андреевский" и соблюдение баланса частных и публичных интересов в сфере охраны природного комплекса" <2>. В другом деле, когда создание местной администрацией ООПТ Парк "Санаторный" повлекло отмену разрешения на строительство, суд пришел к выводу, что администрация муниципального образования обладала полномочиями на принятие решения о создании ООПТ на принадлежащем ей земельном участке. Однако при этом суд указал, что отнесение городского парка культуры и отдыха "Санаторный" к профилю "дендрологический" противоречит ст. 28.1 Закона N 33-ФЗ, которой не предусмотрено создания дендрологических парков органами местного самоуправления <3>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Имеются и другие категории судебных дел, в частности по оспариванию отнесения территорий к ООПТ местного значения <1>. Например, в деле об оспаривании ООО "Шахта Лапичевская", осуществляющим на основании лицензий деятельность по добыче полезных ископаемых (каменный уголь), решения Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 27 сентября 2018 г. N 353 "О создании ООПТ местного значения "Природный комплекс "Петровско-Андреевский" суд отказал в признании данного решения недействующим, указав, что он "учитывает принцип необходимости соблюдения при осуществлении деятельности по использованию особо охраняемой природной территории баланса частных и публичных интересов. Оспариваемое решение направлено на обеспечение эффективной государственной охраны территории ООПТ местного значения "Природный комплекс "Петровско-Андреевский" и соблюдение баланса частных и публичных интересов в сфере охраны природного комплекса" <2>. В другом деле, когда создание местной администрацией ООПТ Парк "Санаторный" повлекло отмену разрешения на строительство, суд пришел к выводу, что администрация муниципального образования обладала полномочиями на принятие решения о создании ООПТ на принадлежащем ей земельном участке. Однако при этом суд указал, что отнесение городского парка культуры и отдыха "Санаторный" к профилю "дендрологический" противоречит ст. 28.1 Закона N 33-ФЗ, которой не предусмотрено создания дендрологических парков органами местного самоуправления <3>.
Готовое решение: Как провести инвентаризацию нематериальных активов
(КонсультантПлюс, 2025)лицензия на добычу полезных ископаемых;
(КонсультантПлюс, 2025)лицензия на добычу полезных ископаемых;
Готовое решение: Как заполнить форму N П-1 начиная с отчета за январь 2022 г.
(КонсультантПлюс, 2023)организации (кроме СМП, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций) с любой средней численностью работников и любым оборотом, имеющие лицензии на добычу полезных ископаемых;
(КонсультантПлюс, 2023)организации (кроме СМП, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций) с любой средней численностью работников и любым оборотом, имеющие лицензии на добычу полезных ископаемых;
Готовое решение: Как заполнять форму федерального статистического наблюдения N П-4 (по 31 января 2025 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2025)юрлица, у которых есть лицензия на добычу полезных ископаемых, а также юрлица, которые были зарегистрированы или прошли реорганизацию в текущем или предыдущем году, - независимо от средней численности работников и объема оборота.
(КонсультантПлюс, 2025)юрлица, у которых есть лицензия на добычу полезных ископаемых, а также юрлица, которые были зарегистрированы или прошли реорганизацию в текущем или предыдущем году, - независимо от средней численности работников и объема оборота.
Готовое решение: Как заполнить форму N П-3
(КонсультантПлюс, 2025)организации, средняя численность работников которых не превышает 15 человек в течение двух предшествующих лет (включая работающих по совместительству и по гражданско-правовым договорам) и годовой оборот которых в течение двух предыдущих лет не превышает 800 млн руб. Исключение - юрлица, владеющие лицензией на добычу полезных ископаемых, и юрлица, зарегистрированные или реорганизованные в текущем или предыдущем году.
(КонсультантПлюс, 2025)организации, средняя численность работников которых не превышает 15 человек в течение двух предшествующих лет (включая работающих по совместительству и по гражданско-правовым договорам) и годовой оборот которых в течение двух предыдущих лет не превышает 800 млн руб. Исключение - юрлица, владеющие лицензией на добычу полезных ископаемых, и юрлица, зарегистрированные или реорганизованные в текущем или предыдущем году.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)К тому же Закон "О недрах" не устанавливает ни возможность, ни порядок выдачи отдельной лицензии на право использования отходов недропользования или вскрышных и вмещающих горных пород. Такое право закрепляется за недропользователем в рамках общей лицензии на добычу полезных ископаемых. Самостоятельная лицензия на пользование отходами недропользования и вскрышными и вмещающими горными породами не выдается.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)К тому же Закон "О недрах" не устанавливает ни возможность, ни порядок выдачи отдельной лицензии на право использования отходов недропользования или вскрышных и вмещающих горных пород. Такое право закрепляется за недропользователем в рамках общей лицензии на добычу полезных ископаемых. Самостоятельная лицензия на пользование отходами недропользования и вскрышными и вмещающими горными породами не выдается.