Лицензия на бурение скважин
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензия на бурение скважин (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Ленинградского областного суда от 30.08.2023 N 33-4235/2023 (УИД 47RS0014-01-2022-000673-42)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании объекта самовольной постройкой, об обязании снести самовольную постройку; 2) Об освобождении земельного участка от инженерных коммуникаций.
Обстоятельства: Истцы ссылаются на то, что ответчик на принадлежащем ему земельном участке оборудовал артезианскую скважину для осуществления водозабора из подземного источника с наземным павильоном, в связи с чем смежные участки истцов попадают в зону санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, что ограничивает их использование.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - отказано.Представленным в материалы дела заключением экспертов ООО "Санкт-Петербургский институт независимой экспертизы и оценки" от 6 февраля 2022 года подтверждается, что схема разнесения отводных труб от скважины (по территории) соответствует возможности обеспечения нескольких участков (помимо личного потребления), следовательно, перед бурением данной скважины должна была быть получен лицензия, то есть присутствует нарушение лицензирования.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании объекта самовольной постройкой, об обязании снести самовольную постройку; 2) Об освобождении земельного участка от инженерных коммуникаций.
Обстоятельства: Истцы ссылаются на то, что ответчик на принадлежащем ему земельном участке оборудовал артезианскую скважину для осуществления водозабора из подземного источника с наземным павильоном, в связи с чем смежные участки истцов попадают в зону санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, что ограничивает их использование.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - отказано.Представленным в материалы дела заключением экспертов ООО "Санкт-Петербургский институт независимой экспертизы и оценки" от 6 февраля 2022 года подтверждается, что схема разнесения отводных труб от скважины (по территории) соответствует возможности обеспечения нескольких участков (помимо личного потребления), следовательно, перед бурением данной скважины должна была быть получен лицензия, то есть присутствует нарушение лицензирования.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2024 N 07АП-8342/2023 по делу N А45-24284/2022
Требование: Об обязании прекратить нарушение права пользования земельным участком.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции изменено.Таким образом, скважина была создана совместно Новосибирским архитектурно--строительным университетом и СНТ "Поляна", для совместного использования, что подтверждается указанными выше документами о создании скважины, а также совместно использовалась, что подтверждается лицензиями, выданными Сибстрин, а затем СНТ "Поляна". Не подтверждается, таким образом, материалами дела самовольное возведение ответчиком и без согласия правообладателя земельного участка скважины. Напротив, Сибстрин осуществлял мероприятия по проектированию и бурению скважины, по получению разрешения на использование в целях оказания помощи СНТ "Поляна" в освоении земельного участка. Сибстрин не представило доказательств появления обстоятельств в связи с которыми использование ответчиком скважины нарушаются права владения и пользования Сибстрин земельным участком.
Требование: Об обязании прекратить нарушение права пользования земельным участком.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции изменено.Таким образом, скважина была создана совместно Новосибирским архитектурно--строительным университетом и СНТ "Поляна", для совместного использования, что подтверждается указанными выше документами о создании скважины, а также совместно использовалась, что подтверждается лицензиями, выданными Сибстрин, а затем СНТ "Поляна". Не подтверждается, таким образом, материалами дела самовольное возведение ответчиком и без согласия правообладателя земельного участка скважины. Напротив, Сибстрин осуществлял мероприятия по проектированию и бурению скважины, по получению разрешения на использование в целях оказания помощи СНТ "Поляна" в освоении земельного участка. Сибстрин не представило доказательств появления обстоятельств в связи с которыми использование ответчиком скважины нарушаются права владения и пользования Сибстрин земельным участком.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой статус водозаборных скважин
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Кроме того, Законом определены рамки и условия, выполнение которых допускает постройку и эксплуатацию скважины без регистрации и получения лицензии на бурение или водоотбор:
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Кроме того, Законом определены рамки и условия, выполнение которых допускает постройку и эксплуатацию скважины без регистрации и получения лицензии на бурение или водоотбор:
Статья: Стандарты доказывания факта незаконного установления контроля иностранного инвестора над стратегическим хозяйственным обществом
(Мильчакова О.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 2)В делах N А40-72889/2018, А40-53454/18 иностранный инвестор настаивал на том, что общество не является стратегическим, поскольку не осуществляет непосредственно бурение, не является оператором по бурению и не имеет лицензии на данный вид деятельности, а также что спуск обсадных колонн в скважину не относится к стратегическим видам деятельности.
(Мильчакова О.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 2)В делах N А40-72889/2018, А40-53454/18 иностранный инвестор настаивал на том, что общество не является стратегическим, поскольку не осуществляет непосредственно бурение, не является оператором по бурению и не имеет лицензии на данный вид деятельности, а также что спуск обсадных колонн в скважину не относится к стратегическим видам деятельности.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 22.07.1994 N 1535
(ред. от 07.12.2016)
"Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года"1.4. Предприятий, объектов и организаций геологической службы, выполняющих региональные геологические исследования, связанные с оборонными нуждами государства, работы на континентальном шельфе и в пределах морской экономической зоны и Мирового океана, включая предусмотренные для этого морские суда, а также выполняющих фундаментальные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на решение федеральных программ развития минерально-сырьевой базы страны, в соответствии со специальным перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, скважин глубокого бурения, находящихся в пределах горных отводов или площадей, лицензии на которые выданы добывающим или иным предприятиям, и государственной сети наблюдательных скважин и пунктов наблюдения нефтяных и газовых фонтанов.
(ред. от 07.12.2016)
"Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года"1.4. Предприятий, объектов и организаций геологической службы, выполняющих региональные геологические исследования, связанные с оборонными нуждами государства, работы на континентальном шельфе и в пределах морской экономической зоны и Мирового океана, включая предусмотренные для этого морские суда, а также выполняющих фундаментальные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на решение федеральных программ развития минерально-сырьевой базы страны, в соответствии со специальным перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, скважин глубокого бурения, находящихся в пределах горных отводов или площадей, лицензии на которые выданы добывающим или иным предприятиям, и государственной сети наблюдательных скважин и пунктов наблюдения нефтяных и газовых фонтанов.
Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2284
(ред. от 28.09.2017, с изм. от 08.09.2021)
"О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации"2.1.43. Предприятия, объекты и организации геологической службы, выполняющие региональные геологические исследования, связанные с оборонными нуждами государства, работы на континентальном шельфе и в пределах морской экономической зоны и Мирового океана, включая предусмотренные для этого морские суда, а также выполняющие фундаментальные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на решение федеральных программ развития минерально-сырьевой базы страны, в соответствии со специальным перечнем, утверждаемым Указом Президента Российской Федерации, скважины глубокого бурения, находящиеся в пределах горных отводов или площадей, по которым выданы лицензии добывающим или иным предприятиям, и государственная сеть наблюдательных скважин и пунктов наблюдения нефтяных и газовых фонтанов.
(ред. от 28.09.2017, с изм. от 08.09.2021)
"О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации"2.1.43. Предприятия, объекты и организации геологической службы, выполняющие региональные геологические исследования, связанные с оборонными нуждами государства, работы на континентальном шельфе и в пределах морской экономической зоны и Мирового океана, включая предусмотренные для этого морские суда, а также выполняющие фундаментальные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на решение федеральных программ развития минерально-сырьевой базы страны, в соответствии со специальным перечнем, утверждаемым Указом Президента Российской Федерации, скважины глубокого бурения, находящиеся в пределах горных отводов или площадей, по которым выданы лицензии добывающим или иным предприятиям, и государственная сеть наблюдательных скважин и пунктов наблюдения нефтяных и газовых фонтанов.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации, имеющей лицензию на пользование недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, затраты на сооружение и демонтаж (выполненные собственными силами организации) поисково-оценочной скважины, которая подлежит ликвидации по геологическим причинам?..
(Консультация эксперта, 2025)Как отразить в учете организации, имеющей лицензию на пользование недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, затраты на бурение и демонтаж (выполненные собственными силами организации) поисково-оценочной скважины, которая подлежит ликвидации по геологическим причинам?
(Консультация эксперта, 2025)Как отразить в учете организации, имеющей лицензию на пользование недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, затраты на бурение и демонтаж (выполненные собственными силами организации) поисково-оценочной скважины, которая подлежит ликвидации по геологическим причинам?
Статья: Трансграничные нефтегазовые сделки в международном частном праве: понятие, виды, особенности регулирования
(Андриянов Д.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)С общей точки зрения можно установить базовую классификацию наиболее распространенных видов трансграничных нефтегазовых сделок. В зависимости от субъектного состава к ним относятся государственные (инвестиционные) контракты: концессии, лицензионные соглашения, соглашения о разделе продукции, а также другие "чисто коммерческие" сделки: купля-продажа нефти или газа, договоры перевозки и транзита, контракты на бурение скважин, JOAs, сервисные соглашения, соглашения о лифтинге и т.д. Последние чаще всего содержат элементы различных договоров (п. 3 ст. 421 ГК РФ), вследствие чего формулирование их исчерпывающего перечня не представляется возможным. В этой связи следует ориентироваться на список модельных соглашений AIPN, рекомендованных применять преимущественно коммерческими сторонами.
(Андриянов Д.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)С общей точки зрения можно установить базовую классификацию наиболее распространенных видов трансграничных нефтегазовых сделок. В зависимости от субъектного состава к ним относятся государственные (инвестиционные) контракты: концессии, лицензионные соглашения, соглашения о разделе продукции, а также другие "чисто коммерческие" сделки: купля-продажа нефти или газа, договоры перевозки и транзита, контракты на бурение скважин, JOAs, сервисные соглашения, соглашения о лифтинге и т.д. Последние чаще всего содержат элементы различных договоров (п. 3 ст. 421 ГК РФ), вследствие чего формулирование их исчерпывающего перечня не представляется возможным. В этой связи следует ориентироваться на список модельных соглашений AIPN, рекомендованных применять преимущественно коммерческими сторонами.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)затраты на получение лицензии на геологическое изучение или на добычу нефти и газа;
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)затраты на получение лицензии на геологическое изучение или на добычу нефти и газа;
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Соглашение между пользователями недр об одновременном осуществлении пользования недрами в границах геологического отвода заключается между двумя и (или) более пользователями недр в случае одновременного осуществления ими пользования недрами на основании лицензий на пользование недрами для регионального геологического изучения недр, геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых) в границах одного геологического отвода.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Соглашение между пользователями недр об одновременном осуществлении пользования недрами в границах геологического отвода заключается между двумя и (или) более пользователями недр в случае одновременного осуществления ими пользования недрами на основании лицензий на пользование недрами для регионального геологического изучения недр, геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых) в границах одного геологического отвода.
Вопрос: Как организовать работы по бурению скважин на воду?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В иных случаях субъект, осуществляющий деятельность по бурению скважин на конкретном участке, должен обладать лицензией на право пользования недрами и правом пользования участком недр.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В иных случаях субъект, осуществляющий деятельность по бурению скважин на конкретном участке, должен обладать лицензией на право пользования недрами и правом пользования участком недр.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)затраты на получение лицензии на геологическое изучение или на добычу нефти и газа;
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)затраты на получение лицензии на геологическое изучение или на добычу нефти и газа;
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)4. В ч. 5 комментируемой статьи закреплено, что участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)4. В ч. 5 комментируемой статьи закреплено, что участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода.
Статья: Публичные процедуры лицензирования деятельности в сфере ядерной энергетики в Великобритании и США
(Сыроежкин А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Выделяют три вида лицензий в сфере атомной энергетики в США: на владение и пользование ядерными материалами, на использование инфраструктуры атомной энергетики, а также лицензии, выдаваемые специалистам на работу в вышеуказанной сфере <9>. Однако Электронный кодекс федеральных актов предусматривает дифференцированные процедуры лицензирования, при этом установлены лицензии на хранение и использование побочных продуктов <10>, на производство и транспортировку объектов, в состав которых входят указанные продукты <11>, на использование излучателей, на применение радиоактивных материалов при бурении скважин.
(Сыроежкин А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Выделяют три вида лицензий в сфере атомной энергетики в США: на владение и пользование ядерными материалами, на использование инфраструктуры атомной энергетики, а также лицензии, выдаваемые специалистам на работу в вышеуказанной сфере <9>. Однако Электронный кодекс федеральных актов предусматривает дифференцированные процедуры лицензирования, при этом установлены лицензии на хранение и использование побочных продуктов <10>, на производство и транспортировку объектов, в состав которых входят указанные продукты <11>, на использование излучателей, на применение радиоактивных материалов при бурении скважин.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)затраты на получение лицензии на геологическое изучение или на добычу нефти и газа;
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)затраты на получение лицензии на геологическое изучение или на добычу нефти и газа;