Лицензия ФСБ СКЗИ
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензия ФСБ СКЗИ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Банковский счет: Клиент хочет взыскать убытки в связи с необоснованным списанием денежных средств по поддельным платежным документам и (или) без соответствующего поручения Банку
(КонсультантПлюс, 2025)указанием на использование Банком ненадежных средств защиты криптографической информации (может подтверждаться сертификатом соответствия с истекшим на момент списания сроком действия, ответом Центра по лицензированию сертификации и защите гостайны ФСБ России о невыдаче нового сертификата и т.п.) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)указанием на использование Банком ненадежных средств защиты криптографической информации (может подтверждаться сертификатом соответствия с истекшим на момент списания сроком действия, ответом Центра по лицензированию сертификации и защите гостайны ФСБ России о невыдаче нового сертификата и т.п.) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (сентябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что Заказчиком неправомерно установлено в Извещении требование о наличии у участников закупки Лицензии ФСБ России на производство шифровальных (криптографических) средств, поскольку деятельность по производству шифровальных (криптографических) средств не предусмотрена в рамках исполнения обязательств по государственному контракту.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что Заказчиком неправомерно установлено в Извещении требование о наличии у участников закупки Лицензии ФСБ России на производство шифровальных (криптографических) средств, поскольку деятельность по производству шифровальных (криптографических) средств не предусмотрена в рамках исполнения обязательств по государственному контракту.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример правовой оценки. Заказчик требовал наличия у участников лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, а также лицензии ФСБ России на разработку, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример правовой оценки. Заказчик требовал наличия у участников лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, а также лицензии ФСБ России на разработку, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 N 1194
(ред. от 27.09.2025)
"О международно-правовой защите присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов и порядке использования на территории Российской Федерации спутниковых сетей связи, находящихся под юрисдикцией иностранных государств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Правилами проведения в Российской Федерации работ по международно-правовой защите присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов", "Правилами использования на территории Российской Федерации спутниковых сетей связи, находящихся под юрисдикцией иностранных государств")12. В российских спутниковых сетях связи, в которых используются иностранные космические станции (космические аппараты), не допускается использование средств криптографической защиты, не имеющих соответствующей лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации, полученной в установленном порядке.
(ред. от 27.09.2025)
"О международно-правовой защите присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов и порядке использования на территории Российской Федерации спутниковых сетей связи, находящихся под юрисдикцией иностранных государств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Правилами проведения в Российской Федерации работ по международно-правовой защите присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов", "Правилами использования на территории Российской Федерации спутниковых сетей связи, находящихся под юрисдикцией иностранных государств")12. В российских спутниковых сетях связи, в которых используются иностранные космические станции (космические аппараты), не допускается использование средств криптографической защиты, не имеющих соответствующей лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации, полученной в установленном порядке.
Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 313
(ред. от 28.08.2023)
"Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)"ж) представление соискателем лицензии (лицензиатом) в лицензирующий орган перечня шифровальных (криптографических) средств, в том числе иностранного производства, не имеющих сертификата Федеральной службы безопасности Российской Федерации, технической документации, определяющей состав, характеристики и условия эксплуатации этих средств, и (или) образцов шифровальных (криптографических) средств;
(ред. от 28.08.2023)
"Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)"ж) представление соискателем лицензии (лицензиатом) в лицензирующий орган перечня шифровальных (криптографических) средств, в том числе иностранного производства, не имеющих сертификата Федеральной службы безопасности Российской Федерации, технической документации, определяющей состав, характеристики и условия эксплуатации этих средств, и (или) образцов шифровальных (криптографических) средств;
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)6. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации. К примеру, в соответствии с ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)6. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации. К примеру, в соответствии с ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
"Эволюция права под воздействием цифровых технологий"
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)2. Установление обязательных требований к порядку и способам использования (создания, внедрения) цифровых технологий в целях предотвращения нарушения прав и противодействия другим угрозам, а также контроля со стороны государства и иных заинтересованных лиц. Так, автоматизированная обработка персональных данных может осуществляться только при условии получения согласия субъекта персональных данных, при принятии мер по обеспечению защиты обрабатываемых данных, а также соблюдении ряда других условий, установленных Законом о персональных данных. Разработка криптографических средств защиты подлежит обязательному лицензированию и осуществляется в порядке, установленном подзаконными нормативными актами Правительства РФ и ФСБ России. Установлен ряд специальных требований к обеспечению работы поисковых систем, новостных агрегаторов, аудиовизуальных сервисов, систем обмена электронными сообщениями (ст. 10.1 - 10.5 Закона об информации). Правовые требования также могут распространяться на новые цифровые технологии "по аналогии". Так, американская комиссия по рынку ценных бумаг SEC квалифицировала цифровые токены, размещаемые в рамках ICO, как ценные бумаги, распространяя на них многочисленные жесткие требования к процедурам выпуска и обеспечения. История показала, что эта практика оказалась оправданной, несмотря на ее жесткую критику со стороны апологетов новых технологий.
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)2. Установление обязательных требований к порядку и способам использования (создания, внедрения) цифровых технологий в целях предотвращения нарушения прав и противодействия другим угрозам, а также контроля со стороны государства и иных заинтересованных лиц. Так, автоматизированная обработка персональных данных может осуществляться только при условии получения согласия субъекта персональных данных, при принятии мер по обеспечению защиты обрабатываемых данных, а также соблюдении ряда других условий, установленных Законом о персональных данных. Разработка криптографических средств защиты подлежит обязательному лицензированию и осуществляется в порядке, установленном подзаконными нормативными актами Правительства РФ и ФСБ России. Установлен ряд специальных требований к обеспечению работы поисковых систем, новостных агрегаторов, аудиовизуальных сервисов, систем обмена электронными сообщениями (ст. 10.1 - 10.5 Закона об информации). Правовые требования также могут распространяться на новые цифровые технологии "по аналогии". Так, американская комиссия по рынку ценных бумаг SEC квалифицировала цифровые токены, размещаемые в рамках ICO, как ценные бумаги, распространяя на них многочисленные жесткие требования к процедурам выпуска и обеспечения. История показала, что эта практика оказалась оправданной, несмотря на ее жесткую критику со стороны апологетов новых технологий.
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 15.02.2023 N ЕА-2-26/174@ <О получении квалифицированного сертификата в Удостоверяющем центре ФНС России, о представлении декларации по НДС через оператора электронного документооборота и о получении документов в МФЦ>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 5)- купить сертифицированный носитель и лицензию на программное обеспечение (СКЗИ КриптоПро). Лицензия КриптоПро предоставляется на одно рабочее место.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 5)- купить сертифицированный носитель и лицензию на программное обеспечение (СКЗИ КриптоПро). Лицензия КриптоПро предоставляется на одно рабочее место.
Готовое решение: По какой статье КОСГУ и какому КВР отражаются расходы на приобретение, установку и калибровку тахографа
(КонсультантПлюс, 2025)Для замены блока СКЗИ тахографа вам необходимо обратиться в мастерскую, которая имеет соответствующие лицензии ФСБ России (п. 5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313, Информационное письмо Минтранса России от 30.05.2014 N 03-09/1534).
(КонсультантПлюс, 2025)Для замены блока СКЗИ тахографа вам необходимо обратиться в мастерскую, которая имеет соответствующие лицензии ФСБ России (п. 5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313, Информационное письмо Минтранса России от 30.05.2014 N 03-09/1534).
Статья: Учет тахографа и отражение расходов, связанных с его эксплуатацией
(Фурагина О.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Для справки. Согласно разъяснениям, приведенным в Информационном письме Минтранса России от 30.05.2014 N 03-09/1534, работы по активизации блока СКЗИ тахографа и самого тахографа должны проводиться только с использованием принадлежащей лицензиату ФСБ карты тахографа. Таким образом, указанные работы выполняют специализированные организации, имеющие лицензию.
(Фурагина О.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Для справки. Согласно разъяснениям, приведенным в Информационном письме Минтранса России от 30.05.2014 N 03-09/1534, работы по активизации блока СКЗИ тахографа и самого тахографа должны проводиться только с использованием принадлежащей лицензиату ФСБ карты тахографа. Таким образом, указанные работы выполняют специализированные организации, имеющие лицензию.
Вопрос: Организация ввозит из Китая в Россию сетевые платформы для передачи данных, содержащие в своем составе шифровальные (криптографические) средства (код по ТН ВЭД ЕАЭС 8471 80 000 0). Цель ввоза - выпуск для внутреннего потребления. Каковы особенности применения мер нетарифного регулирования?
(Консультация эксперта, 2023)Ответ: При ввозе из Китая в Россию сетевых платформ для передачи данных, содержащих в своем составе шифровальные (криптографические) средства, требуется лицензия Минпромторга России или сведения о включении в единый реестр РЭС и ВЧУ, а также сведения о нотификации, зарегистрированной ФСБ России.
(Консультация эксперта, 2023)Ответ: При ввозе из Китая в Россию сетевых платформ для передачи данных, содержащих в своем составе шифровальные (криптографические) средства, требуется лицензия Минпромторга России или сведения о включении в единый реестр РЭС и ВЧУ, а также сведения о нотификации, зарегистрированной ФСБ России.
Статья: Цифровизация государственного реестра актов гражданского состояния в России: проблемы и перспективы
(Трофимец И.А.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 4)Средства криптографической защиты (СКГЗ) для электронной подписи должностного лица, представляющие собой программное обеспечение операционных систем, поддерживающих отечественные стандарты безопасности ГОСТ Р 34.11-2012 и ГОСТ Р 34.10-2012, подлежат обязательному лицензированию в ФСБ России. Все технологии кибербезопасности направлены на обеспечение конфиденциальности, целостности, достоверности, управляемости, полезности и доступности информации.
(Трофимец И.А.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 4)Средства криптографической защиты (СКГЗ) для электронной подписи должностного лица, представляющие собой программное обеспечение операционных систем, поддерживающих отечественные стандарты безопасности ГОСТ Р 34.11-2012 и ГОСТ Р 34.10-2012, подлежат обязательному лицензированию в ФСБ России. Все технологии кибербезопасности направлены на обеспечение конфиденциальности, целостности, достоверности, управляемости, полезности и доступности информации.
Статья: Как учесть расходы на получение УКЭП сотрудника
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 23)Представление аутсорсинговыми организациями или бухгалтерами-ИП отчетности в ФНС в электронной форме через ТКС в интересах третьих лиц с использованием шифровальных (криптографических) средств является предоставлением услуг в области шифрования информации и требует наличия соответствующей лицензии ФСБ <3>. За несоблюдение этих требований аутсорсинговую организацию/ИП могут оштрафовать <4>.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 23)Представление аутсорсинговыми организациями или бухгалтерами-ИП отчетности в ФНС в электронной форме через ТКС в интересах третьих лиц с использованием шифровальных (криптографических) средств является предоставлением услуг в области шифрования информации и требует наличия соответствующей лицензии ФСБ <3>. За несоблюдение этих требований аутсорсинговую организацию/ИП могут оштрафовать <4>.
Вопрос: Подлежит ли лицензированию деятельность организаций или бухгалтеров-ИП по подготовке за своих клиентов и передаче отчетности в ФНС по телекоммуникационным каналам связи, если они подписывают отчетность своей электронной подписью?
(Консультация эксперта, 2024)Как указывается в Письме ФСБ России от 23.06.2022 N С-2133, представление налоговой отчетности в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в интересах третьих лиц с использованием шифровальных (криптографических) средств, не относящихся к исключениям, перечисленным в п. 3 Положения N 313, является предоставлением услуг в области шифрования информации и требует наличия соответствующей лицензии ФСБ России.
(Консультация эксперта, 2024)Как указывается в Письме ФСБ России от 23.06.2022 N С-2133, представление налоговой отчетности в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в интересах третьих лиц с использованием шифровальных (криптографических) средств, не относящихся к исключениям, перечисленным в п. 3 Положения N 313, является предоставлением услуг в области шифрования информации и требует наличия соответствующей лицензии ФСБ России.
"Защита прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля с учетом новых положений федерального законодательства"
(Вощинский М.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)<11> См. также: Приказ ФСБ России от 23 марта 2016 г. N 182 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств...".
(Вощинский М.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)<11> См. также: Приказ ФСБ России от 23 марта 2016 г. N 182 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств...".