Лицензирование услуг связи
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензирование услуг связи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Надлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)При наличии соответствующей лицензии услуги почтовой связи вправе оказывать организации любых организационно-правовых форм, а не только организации федеральной почтовой связи; при этом все организации, оказывающие услуги связи на законных основаниях, признаются организациями связи.
(КонсультантПлюс, 2025)При наличии соответствующей лицензии услуги почтовой связи вправе оказывать организации любых организационно-правовых форм, а не только организации федеральной почтовой связи; при этом все организации, оказывающие услуги связи на законных основаниях, признаются организациями связи.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предписание Роскомнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)Не признается незаконным предписание Роскомнадзора, связанное с тем, что организация связи не обеспечила предусмотренное лицензией предоставление услуг связи образовательным учреждениям, только из-за того, что образовательное учреждение фактически не осуществляет образовательную деятельность
(КонсультантПлюс, 2025)Не признается незаконным предписание Роскомнадзора, связанное с тем, что организация связи не обеспечила предусмотренное лицензией предоставление услуг связи образовательным учреждениям, только из-за того, что образовательное учреждение фактически не осуществляет образовательную деятельность
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385
(ред. от 26.12.2024)
"О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи")ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 26.12.2024)
"О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи")ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Оператор связи - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (п. 12 ст. 2 Закона о связи). Операторы связи предоставляют услуги связи, т.е. осуществляют деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи (п. 32 ст. 2 Закона о связи). Согласно п. 34.1 ст. 2 Закона о связи операторы связи оказывают также "контентные услуги" - вид услуг связи, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности (в том числе услуги по предоставлению абонентам возможности получать на пользовательское (оконечное) оборудование в сетях связи справочную, развлекательную и (или) иную дополнительно оплачиваемую информацию, участвовать в голосовании, играх, конкурсах и аналогичных мероприятиях). Пользователь услугами связи является абонентом, которому выделяется соответствующий абонентский номер или уникальный код идентификации (см. п. 1 ст. 2 Закона о связи). Совокупность технических и программных средств, применяемых абонентом и (или) пользователем, представляет собой "абонентский терминал" <1>. Пользователь информационно-телекоммуникационной сети передает и получает информацию посредством электронных сообщений (п. 10 ст. 2 Закона о связи), возможность приема и передачи которых (обмена электронными сообщениями) между абонентским терминалом и информационной системой информационно-телекоммуникационной сети обеспечивает оператор.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Оператор связи - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (п. 12 ст. 2 Закона о связи). Операторы связи предоставляют услуги связи, т.е. осуществляют деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи (п. 32 ст. 2 Закона о связи). Согласно п. 34.1 ст. 2 Закона о связи операторы связи оказывают также "контентные услуги" - вид услуг связи, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности (в том числе услуги по предоставлению абонентам возможности получать на пользовательское (оконечное) оборудование в сетях связи справочную, развлекательную и (или) иную дополнительно оплачиваемую информацию, участвовать в голосовании, играх, конкурсах и аналогичных мероприятиях). Пользователь услугами связи является абонентом, которому выделяется соответствующий абонентский номер или уникальный код идентификации (см. п. 1 ст. 2 Закона о связи). Совокупность технических и программных средств, применяемых абонентом и (или) пользователем, представляет собой "абонентский терминал" <1>. Пользователь информационно-телекоммуникационной сети передает и получает информацию посредством электронных сообщений (п. 10 ст. 2 Закона о связи), возможность приема и передачи которых (обмена электронными сообщениями) между абонентским терминалом и информационной системой информационно-телекоммуникационной сети обеспечивает оператор.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (декабрь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Недопустимо устанавливать требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи для оказания услуги массовых рассылок.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Недопустимо устанавливать требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи для оказания услуги массовых рассылок.
Готовое решение: Какой предусмотрен порядок закупки услуг почтовой связи в соответствии с Законом N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)если объектом закупки является именно поставка знаков почтовой оплаты, а не оказание услуг почтовой связи, не устанавливайте требование к участникам о наличии лицензии. Услуги почтовой связи относятся к лицензируемым видам деятельности, за исключением услуг специальной почтовой связи (п. 36 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, ч. 1 ст. 29 Закона о связи, ст. 22.1 Закона о почтовой связи, Постановление Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385). При этом поставка знаков почтовой оплаты к лицензируемым видам деятельности не относится и заказчики не вправе устанавливать требования о наличии лицензии у участника закупки. Аналогичный вывод содержится в разъяснениях Минэкономразвития России (см. Письмо от 26.04.2017 N Д28и-1869);
(КонсультантПлюс, 2025)если объектом закупки является именно поставка знаков почтовой оплаты, а не оказание услуг почтовой связи, не устанавливайте требование к участникам о наличии лицензии. Услуги почтовой связи относятся к лицензируемым видам деятельности, за исключением услуг специальной почтовой связи (п. 36 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, ч. 1 ст. 29 Закона о связи, ст. 22.1 Закона о почтовой связи, Постановление Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385). При этом поставка знаков почтовой оплаты к лицензируемым видам деятельности не относится и заказчики не вправе устанавливать требования о наличии лицензии у участника закупки. Аналогичный вывод содержится в разъяснениях Минэкономразвития России (см. Письмо от 26.04.2017 N Д28и-1869);
Статья: Телематические услуги связи
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 4 разд. XVI Приложения 2 к Положению о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 (далее - Положение о лицензировании оказания услуг связи), к лицензионным условиям осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи относится обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 4 разд. XVI Приложения 2 к Положению о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 (далее - Положение о лицензировании оказания услуг связи), к лицензионным условиям осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи относится обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю:
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Оказание услуг связи подлежит лицензированию (п. 36 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
(КонсультантПлюс, 2025)Оказание услуг связи подлежит лицензированию (п. 36 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)5. Перечисленные в частях 2 - 4 комментируемой статьи правила не распространяются на операторов государственных информационных систем, операторов муниципальных информационных систем, операторов связи, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности, а также не распространяются на граждан (физических лиц), осуществляющих деятельность для личных, семейных и домашних нужд. Примечательно, что для реализации этой нормы Правительство составило перечень личных, семейных и домашних нужд. К личным, семейным и домашним нуждам, удовлетворение которых при осуществлении деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) (за исключением случаев удовлетворения указанных нужд, сопряженных с осуществлением общественной или общественно-политической деятельности либо распространением информации и материалов общественно-политического характера, предоставлением возможности приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет, составляющих неопределенный круг лиц, и (или) осуществлением в интересах обеспечения любой деятельности юридического лица или участия пользователя сети Интернет в деятельности юридического лица (юридических лиц), либо если число фактических пользователей указанной системы или программы превышает 10 000 пользователей), не влечет исполнения обязанностей, предусмотренных ч. 2 - 4 ст. 10.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", относятся:
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)5. Перечисленные в частях 2 - 4 комментируемой статьи правила не распространяются на операторов государственных информационных систем, операторов муниципальных информационных систем, операторов связи, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности, а также не распространяются на граждан (физических лиц), осуществляющих деятельность для личных, семейных и домашних нужд. Примечательно, что для реализации этой нормы Правительство составило перечень личных, семейных и домашних нужд. К личным, семейным и домашним нуждам, удовлетворение которых при осуществлении деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) (за исключением случаев удовлетворения указанных нужд, сопряженных с осуществлением общественной или общественно-политической деятельности либо распространением информации и материалов общественно-политического характера, предоставлением возможности приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет, составляющих неопределенный круг лиц, и (или) осуществлением в интересах обеспечения любой деятельности юридического лица или участия пользователя сети Интернет в деятельности юридического лица (юридических лиц), либо если число фактических пользователей указанной системы или программы превышает 10 000 пользователей), не влечет исполнения обязанностей, предусмотренных ч. 2 - 4 ст. 10.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", относятся:
Статья: Тенденции правового регулирования электронного документооборота в национальном гражданском праве
(Шелепина Е.А.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 1)Среди иных правовых актов необходимо также отметить Федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", одной из целей которой является создание благоприятных условий для открытия и ведения бизнеса, в том числе повышения конкурентоспособности российских предприятий за счет создания систем электронной торговли <19>. Также на подзаконном уровне был установлен порядок лицензирования услуг связи, которые необходимы для функционирования систем электронного документооборота, в частности телематических услуг связи, услуг связи по предоставлению каналов связи, услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, и др. <20>
(Шелепина Е.А.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 1)Среди иных правовых актов необходимо также отметить Федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", одной из целей которой является создание благоприятных условий для открытия и ведения бизнеса, в том числе повышения конкурентоспособности российских предприятий за счет создания систем электронной торговли <19>. Также на подзаконном уровне был установлен порядок лицензирования услуг связи, которые необходимы для функционирования систем электронного документооборота, в частности телематических услуг связи, услуг связи по предоставлению каналов связи, услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, и др. <20>
Готовое решение: Как закупать услуги по предоставлению доступа к сети Интернет по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Не рекомендуем объединять в один лот услуги по предоставлению доступа к сети Интернет и услуги телефонной связи. Полагаем, что такое объединение недопустимо, поскольку для данных услуг требуются разные лицензии. Это следует из п. 1, пп. "а" п. 7, п. 10 Положения о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385) и Перечня лицензируемых услуг связи.
(КонсультантПлюс, 2025)Не рекомендуем объединять в один лот услуги по предоставлению доступа к сети Интернет и услуги телефонной связи. Полагаем, что такое объединение недопустимо, поскольку для данных услуг требуются разные лицензии. Это следует из п. 1, пп. "а" п. 7, п. 10 Положения о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385) и Перечня лицензируемых услуг связи.
Готовое решение: Какой предусмотрен порядок закупки услуг телефонной связи в соответствии с Законом N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с этим устанавливайте требования к участникам закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, о наличии лицензии на оказание соответствующих услуг связи.
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с этим устанавливайте требования к участникам закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, о наличии лицензии на оказание соответствующих услуг связи.