Лицензирование туристической деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензирование туристической деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Туризм: права отдыхающих и обязанности отправляющих отдыхать"
(выпуск 11)
(Тарасенкова А.Н.)
("Редакция "Российской газеты", 2019)Необходимыми для изучения документами являются данные о государственной регистрации в налоговом органе и о внесении записи об этом в соответствующий единый государственный реестр. Если вам демонстрируют лицензию на туристические услуги, разворачивайтесь и уходите. Лицензирование туристической деятельности отменено уже достаточно давно.
(выпуск 11)
(Тарасенкова А.Н.)
("Редакция "Российской газеты", 2019)Необходимыми для изучения документами являются данные о государственной регистрации в налоговом органе и о внесении записи об этом в соответствующий единый государственный реестр. Если вам демонстрируют лицензию на туристические услуги, разворачивайтесь и уходите. Лицензирование туристической деятельности отменено уже достаточно давно.
"Посреднические услуги"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2020)Прежде всего, отметим, что согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) турагентская деятельность - это деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Следовательно, в качестве турагента может выступать как организация, так и коммерсант, при этом деятельность турагента не требует специального разрешения (лицензии).
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2020)Прежде всего, отметим, что согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) турагентская деятельность - это деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Следовательно, в качестве турагента может выступать как организация, так и коммерсант, при этом деятельность турагента не требует специального разрешения (лицензии).
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)непредставления туроператором в случае отзыва у организации, ранее предоставившей туроператору финансовое обеспечение ответственности туроператора, лицензии на осуществление добровольного имущественного страхования или лицензии на осуществление банковских операций либо признания такой организации несостоятельной (банкротом) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в случае досрочного расторжения договора страхования ответственности туроператора либо отзыва банковской гарантии документа, подтверждающего наличие у него финансового обеспечения ответственности туроператора (за исключением туроператоров, указанных в части пятой статьи 4.1 настоящего Федерального закона), - не позднее десяти календарных дней со дня, следующего за днем, когда истек срок представления туроператором такого документа;
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)непредставления туроператором в случае отзыва у организации, ранее предоставившей туроператору финансовое обеспечение ответственности туроператора, лицензии на осуществление добровольного имущественного страхования или лицензии на осуществление банковских операций либо признания такой организации несостоятельной (банкротом) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в случае досрочного расторжения договора страхования ответственности туроператора либо отзыва банковской гарантии документа, подтверждающего наличие у него финансового обеспечения ответственности туроператора (за исключением туроператоров, указанных в части пятой статьи 4.1 настоящего Федерального закона), - не позднее десяти календарных дней со дня, следующего за днем, когда истек срок представления туроператором такого документа;
Статья: Юридический комплаенс в туризме: вопросы теории и практики
(Манохин В.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 2)- законодательство и лицензирование: туристические компании должны иметь соответствующие лицензии и разрешения для оказания туристических услуг, а также соблюдать законодательство в области туризма;
(Манохин В.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 2)- законодательство и лицензирование: туристические компании должны иметь соответствующие лицензии и разрешения для оказания туристических услуг, а также соблюдать законодательство в области туризма;
Статья: Применение опыта международно-правовой охраны Беловежского леса в развитии природоохранной деятельности на Байкальской природной территории
(Дицевич Я.Б., Колобов Р.Ю., Бакиновская О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)С другой стороны, в средствах массовой информации обсуждается проект федерального закона "О туристических территориях", который, судя по сообщениям СМИ, предполагает организационную консолидацию осуществления туристской деятельности и расширение возможности принудительного выкупа земельных участков <34>. Если учитывать такие тенденции развития туристического бизнеса на Байкале, то режим охраны всемирного наследия может стать сильнейшим инструментом защиты интересов местного населения при условии формирования в сознании местного населения более объективного подхода к пониманию его значения <35>. Сходные проблемы отмечены и на территории польской части объекта всемирного наследия "Беловежский лес". В заключении МСОП о состоянии объекта за 2006 г. указывается, что польские власти ввели систему платных лицензий для оказания туристических услуг. Это решение создало препятствия для реализации возможности получения местным населением выгод от предоставления туристических услуг, обеспечиваемых Национальным парком.
(Дицевич Я.Б., Колобов Р.Ю., Бакиновская О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)С другой стороны, в средствах массовой информации обсуждается проект федерального закона "О туристических территориях", который, судя по сообщениям СМИ, предполагает организационную консолидацию осуществления туристской деятельности и расширение возможности принудительного выкупа земельных участков <34>. Если учитывать такие тенденции развития туристического бизнеса на Байкале, то режим охраны всемирного наследия может стать сильнейшим инструментом защиты интересов местного населения при условии формирования в сознании местного населения более объективного подхода к пониманию его значения <35>. Сходные проблемы отмечены и на территории польской части объекта всемирного наследия "Беловежский лес". В заключении МСОП о состоянии объекта за 2006 г. указывается, что польские власти ввели систему платных лицензий для оказания туристических услуг. Это решение создало препятствия для реализации возможности получения местным населением выгод от предоставления туристических услуг, обеспечиваемых Национальным парком.
Статья: Содержание договора о санаторно-курортном лечении
(Малеина М.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 2)Если обратиться к Федеральному закону от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <16>, то в нем не упоминается лицензирование деятельности других организаций, которые сейчас оказывают подобные услуги (кинотеатры, спортивные центры, турфирмы, клининговые организации). Видимо, исходя из существа деятельности санатория (оказание лечебно-профилактической помощи) нужно признать, что развлекательные, физкультурно-оздоровительные, туристические услуги санатория являются правом, а не обязанностью, поэтому введения лицензирования на наличие сопутствующих развлекательных, культурно-оздоровительных, туристических услуг, на наш взгляд, не требуется. Однако при существующей системе добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению <17> следовало бы включить в процесс сертификации не только лечебно-профилактические, но и иные виды оказываемых санаторием услуг, что даст гражданину дополнительные критерии для выбора места профилактики, лечения и отдыха.
(Малеина М.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 2)Если обратиться к Федеральному закону от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <16>, то в нем не упоминается лицензирование деятельности других организаций, которые сейчас оказывают подобные услуги (кинотеатры, спортивные центры, турфирмы, клининговые организации). Видимо, исходя из существа деятельности санатория (оказание лечебно-профилактической помощи) нужно признать, что развлекательные, физкультурно-оздоровительные, туристические услуги санатория являются правом, а не обязанностью, поэтому введения лицензирования на наличие сопутствующих развлекательных, культурно-оздоровительных, туристических услуг, на наш взгляд, не требуется. Однако при существующей системе добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению <17> следовало бы включить в процесс сертификации не только лечебно-профилактические, но и иные виды оказываемых санаторием услуг, что даст гражданину дополнительные критерии для выбора места профилактики, лечения и отдыха.