Лицензирование обрАзовательных услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензирование обрАзовательных услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предписание Роскомнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)Не признается незаконным предписание Роскомнадзора, связанное с тем, что организация связи не обеспечила предусмотренное лицензией предоставление услуг связи образовательным учреждениям, только из-за того, что образовательное учреждение фактически не осуществляет образовательную деятельность
(КонсультантПлюс, 2025)Не признается незаконным предписание Роскомнадзора, связанное с тем, что организация связи не обеспечила предусмотренное лицензией предоставление услуг связи образовательным учреждениям, только из-за того, что образовательное учреждение фактически не осуществляет образовательную деятельность
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 7 "Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала" Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей""Принимая решение об удовлетворении заявленных К.О. требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, дав правовую оценку установленным обстоятельствам дела с применением положений статьи 39 Конституции Российской Федерации, части 7 статьи 3, статей 5, пункта 2 части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 926, которым утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что у ответчика отсутствовали законные основания для отказа истцу в распоряжении частью средств материнского семейного капитала на оплату услуг дополнительного образования, оказанных ребенку истца индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на оказание образовательных услуг, приравненным в настоящем случае к образовательной организации. При этом судебные инстанции указали на то, что в противном случае истец лишается возможности реализации права на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, предусмотренных Законом N 256-ФЗ, в части возможности направления средств МСК на образование ребенка."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Может ли организация без лицензии на образовательную деятельность заключить ученический договор с лицом, ищущим работу? В каком размере возмещаются расходы на обучение в случае досрочного увольнения работника?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Таким образом, работодатель без получения лицензии при заключении ученического договора имеет право осуществлять профессиональную подготовку работников организации или лиц, ищущих работу, без выдачи итогового документа о проведенной профессиональной подготовке (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.10.2021 по делу N 33-15230/2021).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Таким образом, работодатель без получения лицензии при заключении ученического договора имеет право осуществлять профессиональную подготовку работников организации или лиц, ищущих работу, без выдачи итогового документа о проведенной профессиональной подготовке (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.10.2021 по делу N 33-15230/2021).
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О лицензировании отдельных видов деятельности"40) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра "Сколково");
(ред. от 23.05.2025)
"О лицензировании отдельных видов деятельности"40) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра "Сколково");
Вопрос: Можно ли учитывать затраты на обучение сотрудника в расходах в целях налогообложения прибыли в случае, когда услуги по обучению оказывает ИП, имеющий образовательную лицензию? Или мы должны признать расходы в качестве прочих? Нужно ли менять предмет договора с обучения на консультационно-информационные услуги?
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12)"Юридический справочник руководителя", 2024, N 12
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12)"Юридический справочник руководителя", 2024, N 12
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке образовательных услуг по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При формировании объекта закупки не рекомендуем объединять в одну закупку услуги, для которых нужна лицензия на образовательную деятельность, с другими услугами, для которых лицензия не требуется или требуются иные документы (например, аккредитация). Подобное объединение может нарушать принцип обеспечения конкуренции и ограничивать количество участников закупки. Кроме того, такое объединение может привести к нарушению правил описания объекта закупки (ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ). На этом же основании рекомендуем не объединять в одну закупку образовательные услуги по реализации разных образовательных программ.
(КонсультантПлюс, 2025)При формировании объекта закупки не рекомендуем объединять в одну закупку услуги, для которых нужна лицензия на образовательную деятельность, с другими услугами, для которых лицензия не требуется или требуются иные документы (например, аккредитация). Подобное объединение может нарушать принцип обеспечения конкуренции и ограничивать количество участников закупки. Кроме того, такое объединение может привести к нарушению правил описания объекта закупки (ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ). На этом же основании рекомендуем не объединять в одну закупку образовательные услуги по реализации разных образовательных программ.
Вопрос: АНО (образовательная организация), имеющая лицензию, оказывает услуги населению в сфере образования. Обязана ли АНО применять ККТ при получении от физических лиц платы за образовательные услуги по QR-коду через систему быстрых платежей (СБП)?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: АНО (образовательная организация), имеющая лицензию, оказывает услуги населению в сфере образования. Обязана ли АНО применять ККТ при получении от физических лиц платы за образовательные услуги по QR-коду через систему быстрых платежей (СБП)?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: АНО (образовательная организация), имеющая лицензию, оказывает услуги населению в сфере образования. Обязана ли АНО применять ККТ при получении от физических лиц платы за образовательные услуги по QR-коду через систему быстрых платежей (СБП)?
Готовое решение: В чем отличия договора поставки от договора возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)наличие лицензии. Например, лицензия требуется для оказания образовательных и медицинских услуг (за некоторыми исключениями), услуг связи (п. п. 36, 40, 46 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании);
(КонсультантПлюс, 2025)наличие лицензии. Например, лицензия требуется для оказания образовательных и медицинских услуг (за некоторыми исключениями), услуг связи (п. п. 36, 40, 46 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании);
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 15.01.2024 N 03-07-11/1790 дополнительно сообщается, что в случае, если услуги, оказываемые некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, не являются образовательными услугами по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, предусмотренных лицензией, такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 15.01.2024 N 03-07-11/1790 дополнительно сообщается, что в случае, если услуги, оказываемые некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, не являются образовательными услугами по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, предусмотренных лицензией, такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Готовое решение: Как облагаются НДС образовательные услуги
(КонсультантПлюс, 2025)услуги относятся к предусмотренным лицензией основным (дополнительным) образовательным программам.
(КонсультантПлюс, 2025)услуги относятся к предусмотренным лицензией основным (дополнительным) образовательным программам.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Если формально практическая подготовка - это форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы, то логично предположить необходимость лицензирования мест организации практической подготовки, так как сама по себе образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии со ст. 91 Закона об образовании, п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 26.02.2024) "О лицензировании отдельных видов деятельности" <1>, Положением о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 <2>, Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утв. Приказом Рособрнадзора от 27.09.2022 N 1029 (ред. от 27.09.2022) <3>.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Если формально практическая подготовка - это форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы, то логично предположить необходимость лицензирования мест организации практической подготовки, так как сама по себе образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии со ст. 91 Закона об образовании, п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 26.02.2024) "О лицензировании отдельных видов деятельности" <1>, Положением о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 <2>, Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утв. Приказом Рособрнадзора от 27.09.2022 N 1029 (ред. от 27.09.2022) <3>.
Готовое решение: Как получить или переоформить лицензию на образовательную деятельность (до 27.02.2021)
(КонсультантПлюс, 2021)Лицензию на образовательную деятельность для проведения разовых занятий (лекций, семинаров, консультаций и т.д.) получать не нужно. Такая деятельность не входит в исчерпывающий Перечень образовательных услуг, подлежащих лицензированию.
(КонсультантПлюс, 2021)Лицензию на образовательную деятельность для проведения разовых занятий (лекций, семинаров, консультаций и т.д.) получать не нужно. Такая деятельность не входит в исчерпывающий Перечень образовательных услуг, подлежащих лицензированию.
Статья: Рекомендация Р-169/2025-КпР "Разрешения"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 07.04.2025)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2025)Часто условие для получения лицензии является наличие у организации соответствующих производственных мощностей. Например, условием лицензии на оказание услуг связи может быть наличие соответствующей сети станций, условием лицензии на оказание образовательных услуг может быть наличие оборудованных учебных классов и т.д. В таких случаях затратами на получение лицензий фактически являются затраты на другие активы, включаемые в бухгалтерском учете в их стоимость.
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 07.04.2025)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2025)Часто условие для получения лицензии является наличие у организации соответствующих производственных мощностей. Например, условием лицензии на оказание услуг связи может быть наличие соответствующей сети станций, условием лицензии на оказание образовательных услуг может быть наличие оборудованных учебных классов и т.д. В таких случаях затратами на получение лицензий фактически являются затраты на другие активы, включаемые в бухгалтерском учете в их стоимость.
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Проявлением императивного метода может быть также лицензирование определенных видов услуг, оказываемых трансгранично при помощи цифровых технологий (например, посредством цифровых технологий возможно удаленное оказание образовательных услуг, требующих наличия лицензии у исполнителя по смыслу ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), установление специальных требований к операторам информационных систем (например, согласно ст. 10 Закона N 259-ФЗ установлены требования к оператору инвестиционной платформы, который заключает договор с каждым пользователем) и др. Примеров императивного метода можно привести множество, потому что к отношениям в сфере внешней торговли услугами применяются разные федеральные законы в зависимости от предмета договора. Единый нормативный правовой акт, регулирующий исследуемые отношения в цифровой среде, отсутствует.
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Проявлением императивного метода может быть также лицензирование определенных видов услуг, оказываемых трансгранично при помощи цифровых технологий (например, посредством цифровых технологий возможно удаленное оказание образовательных услуг, требующих наличия лицензии у исполнителя по смыслу ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), установление специальных требований к операторам информационных систем (например, согласно ст. 10 Закона N 259-ФЗ установлены требования к оператору инвестиционной платформы, который заключает договор с каждым пользователем) и др. Примеров императивного метода можно привести множество, потому что к отношениям в сфере внешней торговли услугами применяются разные федеральные законы в зависимости от предмета договора. Единый нормативный правовой акт, регулирующий исследуемые отношения в цифровой среде, отсутствует.