Лицензирование фельдшерского пункта
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензирование фельдшерского пункта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций: Уполномоченный орган хочет привлечь Организацию (ИП) к ответственности за отсутствие лицензии или нарушение лицензионных требований
(КонсультантПлюс, 2025)не доказано, что Организация (ИП) (грубо) нарушила лицензионные требования (организация не обязана обеспечивать минимальный ассортимент лекарственных препаратов, т.к. является не аптекой, а фельдшерско-акушерским пунктом, и пр.)
(КонсультантПлюс, 2025)не доказано, что Организация (ИП) (грубо) нарушила лицензионные требования (организация не обязана обеспечивать минимальный ассортимент лекарственных препаратов, т.к. является не аптекой, а фельдшерско-акушерским пунктом, и пр.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Верховный Суд по-новому обобщил порядок компенсации морального вреда
(Подкопаев М.В.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)В случае если вред здоровью граждан причинен вследствие применения лекарственного препарата, пришедшего в негодность в результате нарушения правил хранения лекарственных средств, оптовой торговли лекарственными препаратами, отпуска лекарственных препаратов, изготовления и отпуска лекарственных препаратов, возмещение вреда осуществляется соответственно организацией оптовой торговли лекарственными средствами, аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или медицинскую деятельность, медицинской организацией, имеющей лицензию на фармацевтическую деятельность (ее обособленным подразделением (амбулаторией, фельдшерским и фельдшерско-акушерским пунктами, центром (отделением) общей врачебной (семейной) практики), расположенным в сельском населенном пункте, в котором отсутствует аптечная организация), допустившими продажу или отпуск такого лекарственного препарата.
(Подкопаев М.В.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)В случае если вред здоровью граждан причинен вследствие применения лекарственного препарата, пришедшего в негодность в результате нарушения правил хранения лекарственных средств, оптовой торговли лекарственными препаратами, отпуска лекарственных препаратов, изготовления и отпуска лекарственных препаратов, возмещение вреда осуществляется соответственно организацией оптовой торговли лекарственными средствами, аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или медицинскую деятельность, медицинской организацией, имеющей лицензию на фармацевтическую деятельность (ее обособленным подразделением (амбулаторией, фельдшерским и фельдшерско-акушерским пунктами, центром (отделением) общей врачебной (семейной) практики), расположенным в сельском населенном пункте, в котором отсутствует аптечная организация), допустившими продажу или отпуск такого лекарственного препарата.
Статья: Вопросы правового обеспечения фармацевтической деятельности в обособленных подразделениях медицинских организаций
(Абросимова Н.В., Крюкова И.В., Свередюк М.Г.)
("Медицинское право", 2022, N 1)Отдельный вопрос стоит по минимальному ассортименту лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи. Так, согласно ст. 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать утвержденный Правительством Российской Федерации и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи", тогда как судебная практика говорит об обязательном исполнении минимального ассортимента на фельдшерско-акушерских пунктах (далее по тексту - ФАП), основываясь на лицензионных требованиях фармацевтической деятельности в части розничной торговли <10>. Требования Приказа Минздрава России от 31 августа 2016 г. N 647н "Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения" <11> распространяются и на обособленные медицинские организации с требованиями минимального ассортимента. В соответствии с данным Приказом на руководителя субъекта розничной торговли (ФАПы и амбулатории) возложено создание и внедрение системы надлежащей аптечной практики по аналогии с аптечными организациями.
(Абросимова Н.В., Крюкова И.В., Свередюк М.Г.)
("Медицинское право", 2022, N 1)Отдельный вопрос стоит по минимальному ассортименту лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи. Так, согласно ст. 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать утвержденный Правительством Российской Федерации и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи", тогда как судебная практика говорит об обязательном исполнении минимального ассортимента на фельдшерско-акушерских пунктах (далее по тексту - ФАП), основываясь на лицензионных требованиях фармацевтической деятельности в части розничной торговли <10>. Требования Приказа Минздрава России от 31 августа 2016 г. N 647н "Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения" <11> распространяются и на обособленные медицинские организации с требованиями минимального ассортимента. В соответствии с данным Приказом на руководителя субъекта розничной торговли (ФАПы и амбулатории) возложено создание и внедрение системы надлежащей аптечной практики по аналогии с аптечными организациями.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)5. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, могут не применять контрольно-кассовую технику.
(ред. от 24.06.2025)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)5. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, могут не применять контрольно-кассовую технику.
Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, является соблюдение организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, при реализации лекарственных препаратов требований к применению цен, уровень которых не должен превышать сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов, и которые не превышают зарегистрированных предельных отпускных цен, и размеров оптовых надбавок и (или) размеров розничных надбавок, не превышающих соответственно размеров предельных оптовых надбавок и (или) размеров предельных розничных надбавок, установленных в субъекте Российской Федерации.
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, является соблюдение организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, при реализации лекарственных препаратов требований к применению цен, уровень которых не должен превышать сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов, и которые не превышают зарегистрированных предельных отпускных цен, и размеров оптовых надбавок и (или) размеров розничных надбавок, не превышающих соответственно размеров предельных оптовых надбавок и (или) размеров предельных розничных надбавок, установленных в субъекте Российской Федерации.
Статья: Продление и изменение разрешений и лицензий в сфере обращения лекарственных средств в 2023 году
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)С 01.01.2023 фармацевтическую деятельность в Российской Федерации вправе осуществлять лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)С 01.01.2023 фармацевтическую деятельность в Российской Федерации вправе осуществлять лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Статья: Административно-правовые инструменты повышения доступности и качества медицинской помощи на малых и удаленных территориях
(Даунгли А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)расширенный перечень медицинских и фармацевтических услуг, допускаемых к оказанию фельдшерско-акушерскими пунктами и мобильными медицинскими комплексами".
(Даунгли А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)расширенный перечень медицинских и фармацевтических услуг, допускаемых к оказанию фельдшерско-акушерскими пунктами и мобильными медицинскими комплексами".
Статья: Для фармацевтов-специалистов необходима аккредитация
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)<3> Имеется в виду, что фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)<3> Имеется в виду, что фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Вопрос: Об учете периода работы в структурных медицинских подразделениях коммерческих организаций в льготном стаже для досрочного назначения страховой пенсии по старости медработникам.
(Письмо СФР от 12.09.2024 N МС-25-20/43368)Таким образом, в стаж на соответствующих видах работ засчитывается в порядке, предусмотренном Правилами N 781, работа в должностях, указанных в Списке N 781, в структурных подразделениях, поименованных в пункте 6 указанных Правил различных организаций <6>, в том числе коммерческих, которые на основании соответствующих лицензий осуществляют медицинскую деятельность. Например, войсковая часть, унитарное предприятие, в которых на правах структурных подразделений функционируют поликлиника, стационар, фельдшерский пункт.
(Письмо СФР от 12.09.2024 N МС-25-20/43368)Таким образом, в стаж на соответствующих видах работ засчитывается в порядке, предусмотренном Правилами N 781, работа в должностях, указанных в Списке N 781, в структурных подразделениях, поименованных в пункте 6 указанных Правил различных организаций <6>, в том числе коммерческих, которые на основании соответствующих лицензий осуществляют медицинскую деятельность. Например, войсковая часть, унитарное предприятие, в которых на правах структурных подразделений функционируют поликлиника, стационар, фельдшерский пункт.
Статья: Комментарий к Письму Социального фонда РФ от 12.09.2024 N МС-25-20/43351 <СФР разъяснил некоторые вопросы досрочного выхода на пенсию медработников> и Письму Социального фонда РФ от 12.09.2024 N МС-25-20/43368
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 21)Значит, в стаж на соответствующих видах работ засчитывается работа в должностях, указанных в утвержденном Списке, в структурных подразделениях различных организаций, в том числе коммерческих, которые на основании лицензий осуществляют медицинскую деятельность.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 21)Значит, в стаж на соответствующих видах работ засчитывается работа в должностях, указанных в утвержденном Списке, в структурных подразделениях различных организаций, в том числе коммерческих, которые на основании лицензий осуществляют медицинскую деятельность.
Вопрос: Закупаются наборы первой медицинской помощи, содержащие лекарственные средства (КТРУ 21.20.24.170-00000004). Должны ли участники закупки иметь лицензию на фармацевтическую деятельность? Можно ли закупать такие наборы одновременно с наборами, не содержащими лекарственных средств?
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 11)Пример. Контрольный орган посчитал недопустимым требование заказчика о поставке в составе одного лота товаров, реализация которых возможна только при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (укладок для оснащения фельдшерско-акушерского пункта, содержащих лекарственные средства), и других товаров (иных медицинских изделий), при обращении которых такая лицензия не нужна. По мнению контрольного органа, объединение указанных товаров в один лот приводит к ограничению числа участников закупки <3>.
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 11)Пример. Контрольный орган посчитал недопустимым требование заказчика о поставке в составе одного лота товаров, реализация которых возможна только при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (укладок для оснащения фельдшерско-акушерского пункта, содержащих лекарственные средства), и других товаров (иных медицинских изделий), при обращении которых такая лицензия не нужна. По мнению контрольного органа, объединение указанных товаров в один лот приводит к ограничению числа участников закупки <3>.
Статья: Порядок подключения к сетям газоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)з) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на домовладение (объект индивидуального жилищного строительства или часть жилого дома блокированной застройки) и земельный участок, на котором расположено домовладение заявителя, а также страховой номер индивидуального лицевого счета либо право собственности или иное предусмотренное законом право на объект капитального строительства, в котором размещены фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, кабинеты (отделения) врачей общей практики и врачебные амбулатории, входящие в состав имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, и земельный участок, на котором расположены объекты капитального строительства заявителя (в случае подачи заявки о подключении в рамках разд. VII Правил подключения);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)з) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на домовладение (объект индивидуального жилищного строительства или часть жилого дома блокированной застройки) и земельный участок, на котором расположено домовладение заявителя, а также страховой номер индивидуального лицевого счета либо право собственности или иное предусмотренное законом право на объект капитального строительства, в котором размещены фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, кабинеты (отделения) врачей общей практики и врачебные амбулатории, входящие в состав имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, и земельный участок, на котором расположены объекты капитального строительства заявителя (в случае подачи заявки о подключении в рамках разд. VII Правил подключения);
Статья: Соблюдение минимального ассортимента лекарственных средств
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Арбитры указали на то, что из анализа положений ст. 52, 55, 69 Федерального закона N 61-ФЗ следует, что законодатель разделяет понятия "аптечная организация" и "медицинская организация, имеющая лицензию на фармацевтическую деятельность, и ее обособленные подразделения (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации" и относит их к самостоятельным субъектам, осуществляющим фармацевтическую деятельность, устанавливая в отношении каждого из них особенности правового регулирования.
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Арбитры указали на то, что из анализа положений ст. 52, 55, 69 Федерального закона N 61-ФЗ следует, что законодатель разделяет понятия "аптечная организация" и "медицинская организация, имеющая лицензию на фармацевтическую деятельность, и ее обособленные подразделения (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации" и относит их к самостоятельным субъектам, осуществляющим фармацевтическую деятельность, устанавливая в отношении каждого из них особенности правового регулирования.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
"Медицинское уголовное право: монография"
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)В соответствии с п. 33 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтической деятельностью признается деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку или изготовление. Применительно к ст. 235 УК РФ фармацевтической признается деятельность, осуществляемая только организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)В соответствии с п. 33 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтической деятельностью признается деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку или изготовление. Применительно к ст. 235 УК РФ фармацевтической признается деятельность, осуществляемая только организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.