Лицензионный контроль гжи
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензионный контроль гжи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 192 "Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами" ЖК РФ"Мосжилинспекция наделена полномочиями по проведению проверок соблюдения жилищного законодательства, в том числе, по осуществлению лицензионного контроля в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в силу положений статьи 192 ЖК РФ, Положения о Государственной жилищной инспекции, утвержденного постановлением Правительства Москвы N 336-ПП от 26.07.2011, то есть полномочиями по изданию оспариваемых ненормативных правовых актов, что фактически не оспаривается Заявителем."
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры с органами жилищного надзора: Управляющей организации вынесено предписание из-за ненадлежащего содержания общего имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (жилинспекция, комитет по контролю и лицензированию и др.) вынес Управляющей организации предписание за нарушение правил содержания общего имущества многоквартирного дома, необеспечение сохранности средств фонда капитального строительства.
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (жилинспекция, комитет по контролю и лицензированию и др.) вынес Управляющей организации предписание за нарушение правил содержания общего имущества многоквартирного дома, необеспечение сохранности средств фонда капитального строительства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности квалификации административных правонарушений, связанных с управлением многоквартирными домами
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)С учетом изложенного судьям, решая вопрос о принятии к производству дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении управляющей организации вследствие несоблюдения установленных правил обслуживания (содержания, ремонта и др.) многоквартирных жилых домов и предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, необходимо тщательно проверять, соответствуют ли описанное в протоколе об административном правонарушении событие правонарушения и его квалификация материалам дела, и выяснять, имеются ли в представленных материалах сведения, указывающие на то, что данное нарушение было обнаружено в ходе проверки, проведенной Государственной жилищной инспекцией в рамках лицензионного контроля.
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)С учетом изложенного судьям, решая вопрос о принятии к производству дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении управляющей организации вследствие несоблюдения установленных правил обслуживания (содержания, ремонта и др.) многоквартирных жилых домов и предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, необходимо тщательно проверять, соответствуют ли описанное в протоколе об административном правонарушении событие правонарушения и его квалификация материалам дела, и выяснять, имеются ли в представленных материалах сведения, указывающие на то, что данное нарушение было обнаружено в ходе проверки, проведенной Государственной жилищной инспекцией в рамках лицензионного контроля.
Статья: Постановление по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По итогам рассмотрения административного материала суд или иной уполномоченный орган выносит постановление. Единой формы постановления по делу об административном правонарушении не установлено; в отдельных случаях примерные формы постановлений могут быть утверждены подзаконными нормативными актами (например, Приложение N 3 к Методическим рекомендациям по организации производства по делам об административных правонарушениях на морском транспорте, утв. Распоряжением Минтранса России от 12.02.2004 N ВР-24-р, Приложение N 43 к Приказу руководителя Госжилинспекции Московской области от 06.04.2022 N 27 "Об утверждении типовых форм документов Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", используемых при осуществлении регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Московской области и регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По итогам рассмотрения административного материала суд или иной уполномоченный орган выносит постановление. Единой формы постановления по делу об административном правонарушении не установлено; в отдельных случаях примерные формы постановлений могут быть утверждены подзаконными нормативными актами (например, Приложение N 3 к Методическим рекомендациям по организации производства по делам об административных правонарушениях на морском транспорте, утв. Распоряжением Минтранса России от 12.02.2004 N ВР-24-р, Приложение N 43 к Приказу руководителя Госжилинспекции Московской области от 06.04.2022 N 27 "Об утверждении типовых форм документов Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", используемых при осуществлении регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Московской области и регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами").
Нормативные акты
Приказ Госстроя РФ от 18.07.2002 N 149
"Об установлении перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области строительства и жилищной сфере"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.10.2002 N 3888)2. Управлению государственных инспекций, надзора, инвентаризации и лицензирования Госстроя России (М.А. Грузиновой) оказывать методическую помощь государственным жилищным инспекциям субъектов Российской Федерации и инспекциям государственного архитектурно - строительного надзора субъектов Российской Федерации в выполнении настоящего Приказа.
"Об установлении перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области строительства и жилищной сфере"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.10.2002 N 3888)2. Управлению государственных инспекций, надзора, инвентаризации и лицензирования Госстроя России (М.А. Грузиновой) оказывать методическую помощь государственным жилищным инспекциям субъектов Российской Федерации и инспекциям государственного архитектурно - строительного надзора субъектов Российской Федерации в выполнении настоящего Приказа.
Вопрос: В начале 2022 года произошло резкое повышение размера платы за отопление. Прошу пояснить, почему так произошло и кто осуществляет проверку в отношении начисления платы за отопление.
("Официальный сайт ФАС России", 2022)На основании статей 20 и 196 Жилищного кодекса Российской Федерации контрольно-надзорные полномочия в отношении корректности начисления платы за коммунальные услуги потребителям в конкретных помещениях многоквартирных домов и жилых домах закреплены за региональными органами государственного жилищного надзора, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
("Официальный сайт ФАС России", 2022)На основании статей 20 и 196 Жилищного кодекса Российской Федерации контрольно-надзорные полномочия в отношении корректности начисления платы за коммунальные услуги потребителям в конкретных помещениях многоквартирных домов и жилых домах закреплены за региональными органами государственного жилищного надзора, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)14. Согласно ч. 14 ст. 20 ЖК РФ в обязанности руководителя Государственной жилищной инспекции (Главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации) входит издание приказа об организации выполнения поручения Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках государственного жилищного надзора, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, муниципального жилищного контроля, если поручением не установлено иное.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)14. Согласно ч. 14 ст. 20 ЖК РФ в обязанности руководителя Государственной жилищной инспекции (Главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации) входит издание приказа об организации выполнения поручения Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках государственного жилищного надзора, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, муниципального жилищного контроля, если поручением не установлено иное.
Статья: Бездействие жилищной инспекции подрывает доверие граждан к органам государственной власти
(Луценко С.)
("Жилищное право", 2025, N 6)Жилищная инспекция является региональным исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
(Луценко С.)
("Жилищное право", 2025, N 6)Жилищная инспекция является региональным исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Статья: О возможной рыночной модели управления многоквартирным домом
(Генцлер И.В., Соколова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Прежде всего она характеризуется дисбалансом ответственности сторон. Если по общему правилу гражданского законодательства именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества <2>, что подразумевает не только несение расходов, но и обеспечение надлежащего, безопасного для использования состояния имущества, то в отношении общего имущества в многоквартирном доме ответственность собственников за его надлежащее содержание Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) прямо не определена. Только в подзаконном акте <3> установлено, что собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации. ЖК РФ ответственность за содержание общего имущества в МКД возложена на стороннее лицо - управляющую организацию. Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ управляющая компания несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать требованиям законодательства. При этом закон не связывает такую ответственность УК с условиями договора управления многоквартирным домом, заключенного с собственниками помещений в нем - заказали ли собственники необходимый перечень услуг и работ, позволяет ли плата по договору оказать услуги и выполнить работы, обеспечивающие надлежащее состояние общего имущества МКД. Согласно указанной норме ЖК РФ собственникам помещений в МКД предоставляется возможность требовать от управляющей организации выполнения незаказанных и неоплаченных работ в том числе посредством подачи жалоб и обращений в орган государственного жилищного надзора, а государственной жилищной инспекции - выписывать предписания управляющей организации без учета условий договора. УО вынуждена выполнять работы сверх договорных условий под угрозой исключения дома из ее лицензии и потери лицензии вообще. Таким образом, административный механизм лицензионного контроля превалирует над договорными обязательствами.
(Генцлер И.В., Соколова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Прежде всего она характеризуется дисбалансом ответственности сторон. Если по общему правилу гражданского законодательства именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества <2>, что подразумевает не только несение расходов, но и обеспечение надлежащего, безопасного для использования состояния имущества, то в отношении общего имущества в многоквартирном доме ответственность собственников за его надлежащее содержание Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) прямо не определена. Только в подзаконном акте <3> установлено, что собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации. ЖК РФ ответственность за содержание общего имущества в МКД возложена на стороннее лицо - управляющую организацию. Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ управляющая компания несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать требованиям законодательства. При этом закон не связывает такую ответственность УК с условиями договора управления многоквартирным домом, заключенного с собственниками помещений в нем - заказали ли собственники необходимый перечень услуг и работ, позволяет ли плата по договору оказать услуги и выполнить работы, обеспечивающие надлежащее состояние общего имущества МКД. Согласно указанной норме ЖК РФ собственникам помещений в МКД предоставляется возможность требовать от управляющей организации выполнения незаказанных и неоплаченных работ в том числе посредством подачи жалоб и обращений в орган государственного жилищного надзора, а государственной жилищной инспекции - выписывать предписания управляющей организации без учета условий договора. УО вынуждена выполнять работы сверх договорных условий под угрозой исключения дома из ее лицензии и потери лицензии вообще. Таким образом, административный механизм лицензионного контроля превалирует над договорными обязательствами.
Статья: Публично-правовое регулирование отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Левушкин А.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Жилищные инспекции осуществляют деятельность на федеральном и региональном уровне. Государственный жилищный надзор реализуется при помощи проведения проверок, как плановых, так и внеплановых. Любая проверка направлена на выявление и устранение недостатков, способствующих нарушению закона или создающих предпосылки для такого нарушения. Как отмечалось ранее, жилищный надзор не проводится в отношении управляющих компаний, которые осуществляют свою деятельность на основании лицензии. На практике зачастую функции контроля и надзора дублируются, как в случае оценки качества предоставляемых услуг, так и при контроле действий должностных лиц и органов в сфере жилищно-коммунального надзора <8>. Множество государственных органов, осуществляющих функции государственного контроля и надзора в отношении отрасли ЖКХ, являются надведомственными. Проверки государственной жилищной инспекцией проводятся по следующим видам: порядок использования имущества и жилого фонда, предназначение придомовых территорий и мест общего пользования; условия предоставления услуг; оценка состояния жилищного фонда и общей собственности, эксплуатация таких помещений; использование ресурсов в жилых домах (вода, тепло, газ, электричество); качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Во всех субъектах РФ действуют государственные или муниципальные тарифные комиссии, целью которых является определение тарифов ЖКХ. Тарифы не должны носить обременительный характер для населения.
(Левушкин А.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Жилищные инспекции осуществляют деятельность на федеральном и региональном уровне. Государственный жилищный надзор реализуется при помощи проведения проверок, как плановых, так и внеплановых. Любая проверка направлена на выявление и устранение недостатков, способствующих нарушению закона или создающих предпосылки для такого нарушения. Как отмечалось ранее, жилищный надзор не проводится в отношении управляющих компаний, которые осуществляют свою деятельность на основании лицензии. На практике зачастую функции контроля и надзора дублируются, как в случае оценки качества предоставляемых услуг, так и при контроле действий должностных лиц и органов в сфере жилищно-коммунального надзора <8>. Множество государственных органов, осуществляющих функции государственного контроля и надзора в отношении отрасли ЖКХ, являются надведомственными. Проверки государственной жилищной инспекцией проводятся по следующим видам: порядок использования имущества и жилого фонда, предназначение придомовых территорий и мест общего пользования; условия предоставления услуг; оценка состояния жилищного фонда и общей собственности, эксплуатация таких помещений; использование ресурсов в жилых домах (вода, тепло, газ, электричество); качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Во всех субъектах РФ действуют государственные или муниципальные тарифные комиссии, целью которых является определение тарифов ЖКХ. Тарифы не должны носить обременительный характер для населения.
Ситуация: Что делать при ненадлежащем содержании придомовой территории?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В г. Москве региональный государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль осуществляются Государственной жилищной инспекцией г. Москвы (Мосжилинспекцией) (п. п. 1.1, 1.3 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 22.12.2021 N 2161-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В г. Москве региональный государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль осуществляются Государственной жилищной инспекцией г. Москвы (Мосжилинспекцией) (п. п. 1.1, 1.3 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 22.12.2021 N 2161-ПП).