Лицензионные требования к обращению с отходами
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензионные требования к обращению с отходами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 1065 ГК РФ "Предупреждение причинения вреда"2.1.1. Эксплуатация предприятия (сооружения) без необходимых разрешений и лицензий (с нарушением их условий), превышение лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, нарушение требований в области обращения с отходами, несоблюдение требований промышленной безопасности являются основаниями для ограничения (приостановления, прекращения) соответствующей деятельности (позиция ВС РФ) >>>
Позиция ВС РФ: Эксплуатация предприятия (сооружения) без необходимых разрешений и лицензий (с нарушением их условий), превышение лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, нарушение требований в области обращения с отходами, несоблюдение требований промышленной безопасности являются основаниями для ограничения (приостановления, прекращения) соответствующей деятельности
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49
Применимые нормы: п. 2 ст. 1065 ГК РФПозиция ВС РФ: Эксплуатация предприятия (сооружения) без необходимых разрешений и лицензий (с нарушением их условий), превышение лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, нарушение требований в области обращения с отходами, несоблюдение требований промышленной безопасности являются основаниями для ограничения (приостановления, прекращения) соответствующей деятельности
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49
Применимые нормы: п. 2 ст. 1065 ГК РФПозиция ВС РФ: Эксплуатация предприятия (сооружения) без необходимых разрешений и лицензий (с нарушением их условий), превышение лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, нарушение требований в области обращения с отходами, несоблюдение требований промышленной безопасности являются основаниями для ограничения (приостановления, прекращения) соответствующей деятельности
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Совершенствование правового обеспечения лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов по утилизации отходов
(Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Игнатьева А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)<7> Утвержденное указанным Постановлением Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности регулирует порядок, сроки и требования лицензирования деятельности в области обращения с отходами.
(Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Игнатьева А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)<7> Утвержденное указанным Постановлением Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности регулирует порядок, сроки и требования лицензирования деятельности в области обращения с отходами.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Однако не всегда указанный вид лицензируемой деятельности имел соответствующее наименование. На протяжении всего периода существования требования о лицензировании соответствующей деятельности в области обращения с отходами производства и потребления менялось не только наименование лицензируемой деятельности, но и ее содержание, а также содержание выполняемых работ в составе лицензируемой деятельности, менялись лицензирующие органы и лицензионные требования.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Однако не всегда указанный вид лицензируемой деятельности имел соответствующее наименование. На протяжении всего периода существования требования о лицензировании соответствующей деятельности в области обращения с отходами производства и потребления менялось не только наименование лицензируемой деятельности, но и ее содержание, а также содержание выполняемых работ в составе лицензируемой деятельности, менялись лицензирующие органы и лицензионные требования.
Нормативные акты
"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)7. На отношения, связанные с удалением затонувшего имущества, не распространяются требования законодательства в области обращения с отходами. Лицензия на удаление затонувшего имущества не требуется.
(ред. от 24.06.2025)7. На отношения, связанные с удалением затонувшего имущества, не распространяются требования законодательства в области обращения с отходами. Лицензия на удаление затонувшего имущества не требуется.
Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 N 980
(ред. от 24.09.2025)
"О некоторых вопросах лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, а также обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения"
(вместе с "Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов", "Правилами обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения")в) наличие у соискателя лицензии условий для выполнения требований Правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения.
(ред. от 24.09.2025)
"О некоторых вопросах лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, а также обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения"
(вместе с "Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов", "Правилами обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения")в) наличие у соискателя лицензии условий для выполнения требований Правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения.
Статья: Административные процедуры лицензирования в Великобритании
(Сыроежкин А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Финансовые санкции, взыскиваемые за нарушения лицензионных требований, неоднородны по своей природе. Например, нефиксированные штрафы - variable monetary penalties - в сфере обращения с отходами рассматриваются в качестве гражданско-правовой санкции - civil sanction, - несмотря на их публично-правовую сущность, установленную нормативными актами.
(Сыроежкин А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Финансовые санкции, взыскиваемые за нарушения лицензионных требований, неоднородны по своей природе. Например, нефиксированные штрафы - variable monetary penalties - в сфере обращения с отходами рассматриваются в качестве гражданско-правовой санкции - civil sanction, - несмотря на их публично-правовую сущность, установленную нормативными актами.
Статья: Закупка услуг по обращению с медицинскими отходами
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)Пример. Заказчик объявил аукцион на оказание услуг по обезвреживанию, утилизации медицинских отходов класса Б. В документации было установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на деятельность по обращению с отходами I - IV классов опасности. Участник закупки оспорил правомерность данного требования.
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)Пример. Заказчик объявил аукцион на оказание услуг по обезвреживанию, утилизации медицинских отходов класса Б. В документации было установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на деятельность по обращению с отходами I - IV классов опасности. Участник закупки оспорил правомерность данного требования.
Вопрос: ООО осуществляет деятельность по изготовлению и сборке металлических корпусов приборов (кондиционеров, вентиляторов), для чего закупает металлические листы. Часть листов, оказавшихся лишними, ООО поставляет другим юрлицам, не меняя их свойства. Подпадает ли под лицензирование реализация юрлицам металлических листов?
(Консультация эксперта, 2025)- хранение - временное содержание заготовленного лома черных и (или) цветных металлов в месте осуществления лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями, установленными Правилами обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 980 в целях последующей переработки и (или) реализации;
(Консультация эксперта, 2025)- хранение - временное содержание заготовленного лома черных и (или) цветных металлов в месте осуществления лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями, установленными Правилами обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 980 в целях последующей переработки и (или) реализации;
Статья: Природоохранные мероприятия: учет и отражение в отчетности
(Кувалдина Т.Б.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 5)Пример 2. В ходе проверки организации "А" природоохранным прокурором было вынесено постановление о возбуждении в отношении ее дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ. В постановлении отражено, что в результате деятельности организации в виде текущего содержания мостовых и инженерных конструкций, берегоукрепления и благоустройства образуются отходы - отработанные ртутьсодержащие лампы, лом цветных металлов, шлак сварочный и др. В нарушение требований законодательства лицензия на деятельность по сбору и транспортировке отходов у организации отсутствует. Иначе говоря, в ходе проверки установлено несоблюдение организацией экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
(Кувалдина Т.Б.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 5)Пример 2. В ходе проверки организации "А" природоохранным прокурором было вынесено постановление о возбуждении в отношении ее дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ. В постановлении отражено, что в результате деятельности организации в виде текущего содержания мостовых и инженерных конструкций, берегоукрепления и благоустройства образуются отходы - отработанные ртутьсодержащие лампы, лом цветных металлов, шлак сварочный и др. В нарушение требований законодательства лицензия на деятельность по сбору и транспортировке отходов у организации отсутствует. Иначе говоря, в ходе проверки установлено несоблюдение организацией экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Статья: Проблемы и перспективы правового регулирования обращения со строительными отходами в Российской Федерации
(Молчанов М.Д.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Дополнительно субъектам переданы функции по организации лицензирования деятельности в области обращения с отходами и мониторинга соблюдения установленных требований. Они вправе проверять исполнение законодательства, вести учет заключенных договоров на транспортирование и утилизацию отходов, а также приостанавливать деятельность операторов, нарушающих требования. В сфере использования вторичных ресурсов субъекты могут вводить дополнительные меры, направленные на включение переработанных строительных отходов в хозяйственный оборот, а также устанавливать порядок их применения в строительстве и благоустройстве. Таким образом, законопроект существенно расширяет полномочия субъектов РФ, позволяя им более детально регулировать процессы обращения со строительными отходами на своем уровне.
(Молчанов М.Д.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Дополнительно субъектам переданы функции по организации лицензирования деятельности в области обращения с отходами и мониторинга соблюдения установленных требований. Они вправе проверять исполнение законодательства, вести учет заключенных договоров на транспортирование и утилизацию отходов, а также приостанавливать деятельность операторов, нарушающих требования. В сфере использования вторичных ресурсов субъекты могут вводить дополнительные меры, направленные на включение переработанных строительных отходов в хозяйственный оборот, а также устанавливать порядок их применения в строительстве и благоустройстве. Таким образом, законопроект существенно расширяет полномочия субъектов РФ, позволяя им более детально регулировать процессы обращения со строительными отходами на своем уровне.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> См.: Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного геологического контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации, утвержденный Минприроды России 23 декабря 2022 г.; Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования в области обращения с отходами производства и потребления, утвержденный Минприроды России; Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), утвержденный Минприроды России; Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, утвержденный Минприроды России; Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации в области водных ресурсов, утвержденный Минприроды России 27 ноября 2023 г.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> См.: Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного геологического контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации, утвержденный Минприроды России 23 декабря 2022 г.; Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования в области обращения с отходами производства и потребления, утвержденный Минприроды России; Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), утвержденный Минприроды России; Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, утвержденный Минприроды России; Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации в области водных ресурсов, утвержденный Минприроды России 27 ноября 2023 г.
Готовое решение: Как провести закупку услуг по вывозу мусора в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы закупаете услуги, связанные с обращением отходов I - IV класса опасности, установите требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы закупаете услуги, связанные с обращением отходов I - IV класса опасности, установите требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).