Лицензионные требования к медицинской деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензионные требования к медицинской деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 378.2 "Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении обществом льготы по налогу на имущество организаций, поскольку объект недвижимости не соответствует критериям для применения льготы, и доначислил налог на имущество. Налогоплательщик оспорил доначисление, полагая, что объект недвижимости полностью соответствует критериям предоставления льготы: здание является административно-деловым центром, его помещения используются для медицинской деятельности, у общества имеется действующая лицензия на осуществление медицинской деятельности, все помещения в здании принадлежат одному собственнику и соответствуют лицензионным требованиям к осуществлению медицинской деятельности, место осуществления медицинской деятельности совпадает с местом нахождения организации, налогоплательщик самостоятельно использует все помещения в здании при осуществлении медицинской деятельности. Суд установил, что в соответствии с положениями п. 1 ч. 2 ст. 4.1 закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" указанный объект недвижимости соответствует требованиям для применения в отношении него налоговой льготы, признал отказ в ее применении и доначисление налога на имущество неправомерным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении обществом льготы по налогу на имущество организаций, поскольку объект недвижимости не соответствует критериям для применения льготы, и доначислил налог на имущество. Налогоплательщик оспорил доначисление, полагая, что объект недвижимости полностью соответствует критериям предоставления льготы: здание является административно-деловым центром, его помещения используются для медицинской деятельности, у общества имеется действующая лицензия на осуществление медицинской деятельности, все помещения в здании принадлежат одному собственнику и соответствуют лицензионным требованиям к осуществлению медицинской деятельности, место осуществления медицинской деятельности совпадает с местом нахождения организации, налогоплательщик самостоятельно использует все помещения в здании при осуществлении медицинской деятельности. Суд установил, что в соответствии с положениями п. 1 ч. 2 ст. 4.1 закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" указанный объект недвижимости соответствует требованиям для применения в отношении него налоговой льготы, признал отказ в ее применении и доначисление налога на имущество неправомерным.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации""Вопреки позиции Департамента, актуальное Положение о лицензировании медицинской деятельности не содержит требования о необходимости индивидуальному предпринимателю, приравненному к медицинской организации согласно пункту 11 части 1 статьи 2 Закона N 323-ФЗ, подтверждать наличие именно у него, а не у его сотрудников, медицинского образования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на осуществление медицинской деятельностиСправка 2. Лицензионные требования к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности
Ситуация: Каковы общие требования к медицинской организации?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Лицензионные требования, предъявляемые к осуществлению медицинской деятельности, а также перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утверждаются Правительством РФ (ст. 8 Закона N 99-ФЗ; п. п. 4 - 6 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852, и Приложение к нему).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Лицензионные требования, предъявляемые к осуществлению медицинской деятельности, а также перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утверждаются Правительством РФ (ст. 8 Закона N 99-ФЗ; п. п. 4 - 6 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852, и Приложение к нему).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 N 852
(ред. от 08.05.2025)
"О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")")5. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются:
(ред. от 08.05.2025)
"О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")")5. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются:
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О лицензировании отдельных видов деятельности"46) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково");
(ред. от 23.05.2025)
"О лицензировании отдельных видов деятельности"46) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково");
Статья: Продление и изменение разрешений и лицензий в сфере обращения лекарственных средств в 2023 году
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Иными словами, соответствие лицензиата лицензионным требованиям, предъявляемым для осуществления медицинской деятельности, является достаточным для осуществления фармацевтической деятельности.
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Иными словами, соответствие лицензиата лицензионным требованиям, предъявляемым для осуществления медицинской деятельности, является достаточным для осуществления фармацевтической деятельности.
Статья: Особенности лицензирования медицинской деятельности в условиях введения новых положений Федерального закона N 99-ФЗ в рамках "регуляторной гильотины"
(Говоров И.В., Минаков П.А.)
("Медицинское право", 2022, N 4)Внесение изменений в Приказ Министерства здравоохранения РФ о новых лицензионных требованиях к деятельности медицинских учреждений и организаций во многом стал ожидаемой мерой, однако некоторые положения стали больше новеллой административного порядка предоставления лицензий, хотя и существенно усовершенствовали процедуру получения лицензий и ускорили эту процедуру для лицензиата.
(Говоров И.В., Минаков П.А.)
("Медицинское право", 2022, N 4)Внесение изменений в Приказ Министерства здравоохранения РФ о новых лицензионных требованиях к деятельности медицинских учреждений и организаций во многом стал ожидаемой мерой, однако некоторые положения стали больше новеллой административного порядка предоставления лицензий, хотя и существенно усовершенствовали процедуру получения лицензий и ускорили эту процедуру для лицензиата.
Статья: Роль административного права в обеспечении благополучия человека
(Иванова М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Административно-правовые нормы регулируют государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, контроль за оборотом лекарственных средств, санитарно-эпидемиологический надзор. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 87 Закона об охране здоровья <17> предметом федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности являются соблюдение обязательных требований в сфере охраны здоровья, требований к объектам, используемым при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья, соблюдение лицензионных требований к осуществлению медицинской деятельности.
(Иванова М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Административно-правовые нормы регулируют государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, контроль за оборотом лекарственных средств, санитарно-эпидемиологический надзор. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 87 Закона об охране здоровья <17> предметом федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности являются соблюдение обязательных требований в сфере охраны здоровья, требований к объектам, используемым при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья, соблюдение лицензионных требований к осуществлению медицинской деятельности.
Статья: Лицензирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации: тенденции развития
(Субанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)В отношении конкретных лицензируемых видов деятельности действует ряд специальных норм, направленных на упрощение лицензионного производства. Например, при наличии лицензии на медицинскую деятельность лицензиат, имеющий обособленные подразделения медицинской организации, вправе подать заявление о предоставлении лицензии на фармацевтическую деятельность без приложения документов (сведений), свидетельствующих о соответствии лицензионным требованиям. В этом случае соответствие лицензионным требованиям, предъявляемым к осуществлению медицинской деятельности, признается достаточным для осуществления фармацевтической деятельности <15>.
(Субанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)В отношении конкретных лицензируемых видов деятельности действует ряд специальных норм, направленных на упрощение лицензионного производства. Например, при наличии лицензии на медицинскую деятельность лицензиат, имеющий обособленные подразделения медицинской организации, вправе подать заявление о предоставлении лицензии на фармацевтическую деятельность без приложения документов (сведений), свидетельствующих о соответствии лицензионным требованиям. В этом случае соответствие лицензионным требованиям, предъявляемым к осуществлению медицинской деятельности, признается достаточным для осуществления фармацевтической деятельности <15>.
Готовое решение: Как организовать для водителя служебного легкового автомобиля предрейсовые, послерейсовые медосмотры и медосмотры в течение рабочего дня (смены)
(КонсультантПлюс, 2025)Медосмотры можете проводить вы (при соблюдении обязательных требований) или сторонняя организация с лицензией на осуществление медицинской деятельности (за некоторым исключением), которая предусматривает выполнение работ (услуг) по медосмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым, медосмотрам в течение рабочего дня или смены). В последнем случае с организацией заключается договор (п. 6 Порядка проведения медосмотров, утв. Приказом N 266н, ч. 4 ст. 24, ч. 2 ст. 84 Закона об охране здоровья, п. 2 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, п. 7 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения).
(КонсультантПлюс, 2025)Медосмотры можете проводить вы (при соблюдении обязательных требований) или сторонняя организация с лицензией на осуществление медицинской деятельности (за некоторым исключением), которая предусматривает выполнение работ (услуг) по медосмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым, медосмотрам в течение рабочего дня или смены). В последнем случае с организацией заключается договор (п. 6 Порядка проведения медосмотров, утв. Приказом N 266н, ч. 4 ст. 24, ч. 2 ст. 84 Закона об охране здоровья, п. 2 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, п. 7 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения).
Статья: Вопросы правового обеспечения фармацевтической деятельности в обособленных подразделениях медицинских организаций
(Абросимова Н.В., Крюкова И.В., Свередюк М.Г.)
("Медицинское право", 2022, N 1)Согласно федеральному законодательству медицинские работники должны пройти дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций. Основная нагрузка за соблюдением требований к реализации, хранению, отпуску лекарственных препаратов переносится на специалистов ФАП и амбулаторий, которые будут выполнять ряд не свойственных им прежде функций, значительно расширяющих обязанности. Однако лицензионные требования на фармацевтическую деятельность содержат требования о повышении квалификации только для фармацевтических специалистов. С другой стороны, профессиональный стандарт "Фельдшер" в трудовых действиях обозначает отпуск и применение лекарственных препаратов, а следовательно, необходимо проходить повышение квалификации с учетом профессионального стандарта, возможно, в рамках лицензионных требований на медицинскую деятельность <12>. Таким образом, нормативно-правовую базу розничной реализации в обособленных медицинских организациях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) необходимо совершенствовать так же, как и для аптечных организаций, что будет способствовать доступности качественной лекарственной помощи в отдаленных и труднодоступных районах регионов.
(Абросимова Н.В., Крюкова И.В., Свередюк М.Г.)
("Медицинское право", 2022, N 1)Согласно федеральному законодательству медицинские работники должны пройти дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций. Основная нагрузка за соблюдением требований к реализации, хранению, отпуску лекарственных препаратов переносится на специалистов ФАП и амбулаторий, которые будут выполнять ряд не свойственных им прежде функций, значительно расширяющих обязанности. Однако лицензионные требования на фармацевтическую деятельность содержат требования о повышении квалификации только для фармацевтических специалистов. С другой стороны, профессиональный стандарт "Фельдшер" в трудовых действиях обозначает отпуск и применение лекарственных препаратов, а следовательно, необходимо проходить повышение квалификации с учетом профессионального стандарта, возможно, в рамках лицензионных требований на медицинскую деятельность <12>. Таким образом, нормативно-правовую базу розничной реализации в обособленных медицинских организациях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) необходимо совершенствовать так же, как и для аптечных организаций, что будет способствовать доступности качественной лекарственной помощи в отдаленных и труднодоступных районах регионов.
Готовое решение: Что делать, если услуги оказаны без договора
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, если речь идет об услугах в сфере лицензируемой деятельности и при этом не оформлен правильно договор, считаем, есть риск привлечения исполнителя к ответственности по ч. 3 или ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (в зависимости от особенностей конкретной ситуации, в частности наличия других нарушений). Соблюдение правил оказания (порядка предоставления) услуг, в числе которых и порядок заключения договора, может быть одним из лицензионных требований к осуществлению данной деятельности. Например, такое лицензионное требование есть для платных медицинских услуг, телематических услуг связи (пп. "в" п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, п. 5 разд. XVI Перечня лицензионных требований при оказании телематических услуг связи). Правила оказания этих услуг предусматривают требование к форме договора (п. 22 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, п. 20 Правил оказания телематических услуг связи).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, если речь идет об услугах в сфере лицензируемой деятельности и при этом не оформлен правильно договор, считаем, есть риск привлечения исполнителя к ответственности по ч. 3 или ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (в зависимости от особенностей конкретной ситуации, в частности наличия других нарушений). Соблюдение правил оказания (порядка предоставления) услуг, в числе которых и порядок заключения договора, может быть одним из лицензионных требований к осуществлению данной деятельности. Например, такое лицензионное требование есть для платных медицинских услуг, телематических услуг связи (пп. "в" п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, п. 5 разд. XVI Перечня лицензионных требований при оказании телематических услуг связи). Правила оказания этих услуг предусматривают требование к форме договора (п. 22 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, п. 20 Правил оказания телематических услуг связи).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Второй блок подконтрольных отношений - это соблюдение лицензионных требований к медицинской деятельности. Лицензирование в области медицинской деятельности осуществляется Росздравнадзором в соответствии с Постановлением Правительства от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Второй блок подконтрольных отношений - это соблюдение лицензионных требований к медицинской деятельности. Лицензирование в области медицинской деятельности осуществляется Росздравнадзором в соответствии с Постановлением Правительства от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".