Лица пострадавшие от политических репрессий
Подборка наиболее важных документов по запросу Лица пострадавшие от политических репрессий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционная терминология в сфере социальной защиты
(Истомина Е.А., Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция РФ воспроизвела данные термины в том же контексте. Одновременно с этим термин "социальная защита" использован конституционным законодателем в ст. 7, закрепляющей принцип социального государства, для обозначения комплекса средств достижения целей политики, направленной на создание условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь и свободное развитие граждан. Как видно из содержания названной нормы, в структуру социальной защиты включаются меры, имеющие различную отраслевую принадлежность - трудоправовую (охрана труда, установление минимального размера оплаты труда), социально-обеспечительную (установление государственных пенсий и пособий, развитие системы социальных служб) и иные. Кроме того, меры социальной защиты адресованы различным категориям граждан - инвалидам, лицам пожилого возраста, семьям с детьми. Наряду с перечисленными в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ меры социальной защиты устанавливаются отраслевым законодательством как для категорий граждан, прямо названных в данной норме, так и для иных категорий (например, лиц, пострадавших от политических репрессий либо радиационных катастроф, государственных гражданских служащих, военнослужащих и др.). Такие меры, в частности, предусмотрены налоговым (стандартные и социальные налоговые вычеты, налоговые льготы для организаций, финансирующих за счет прибыли корпоративные гарантии для сотрудников и членов их семей, и др.), гражданским (опека и попечительство, добровольное медицинское и пенсионное страхование и т.д.) и иным отраслевым законодательством.
(Истомина Е.А., Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция РФ воспроизвела данные термины в том же контексте. Одновременно с этим термин "социальная защита" использован конституционным законодателем в ст. 7, закрепляющей принцип социального государства, для обозначения комплекса средств достижения целей политики, направленной на создание условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь и свободное развитие граждан. Как видно из содержания названной нормы, в структуру социальной защиты включаются меры, имеющие различную отраслевую принадлежность - трудоправовую (охрана труда, установление минимального размера оплаты труда), социально-обеспечительную (установление государственных пенсий и пособий, развитие системы социальных служб) и иные. Кроме того, меры социальной защиты адресованы различным категориям граждан - инвалидам, лицам пожилого возраста, семьям с детьми. Наряду с перечисленными в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ меры социальной защиты устанавливаются отраслевым законодательством как для категорий граждан, прямо названных в данной норме, так и для иных категорий (например, лиц, пострадавших от политических репрессий либо радиационных катастроф, государственных гражданских служащих, военнослужащих и др.). Такие меры, в частности, предусмотрены налоговым (стандартные и социальные налоговые вычеты, налоговые льготы для организаций, финансирующих за счет прибыли корпоративные гарантии для сотрудников и членов их семей, и др.), гражданским (опека и попечительство, добровольное медицинское и пенсионное страхование и т.д.) и иным отраслевым законодательством.
Статья: Мусорное дело
(Алистархов В., Соколова В.)
("Жилищное право", 2021, N 12)- лица, пострадавшие от политических репрессий;
(Алистархов В., Соколова В.)
("Жилищное право", 2021, N 12)- лица, пострадавшие от политических репрессий;
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.02.2023 N 18-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об особенностях правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"Статья 7. Меры социальной поддержки, предоставляемые гражданам из числа репрессированных лиц, лиц, подвергшихся политическим репрессиям, и лиц, пострадавших от политических репрессий, которые впоследствии реабилитированы
(ред. от 23.05.2025)
"Об особенностях правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"Статья 7. Меры социальной поддержки, предоставляемые гражданам из числа репрессированных лиц, лиц, подвергшихся политическим репрессиям, и лиц, пострадавших от политических репрессий, которые впоследствии реабилитированы
Федеральный закон от 22.12.2014 N 421-ФЗ
(ред. от 28.12.2022)
"Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"Статья 6. Меры социальной поддержки, предоставляемые гражданам из числа репрессированных лиц, лиц, подвергшихся политическим репрессиям, и лиц, пострадавших от политических репрессий, которые впоследствии реабилитированы
(ред. от 28.12.2022)
"Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"Статья 6. Меры социальной поддержки, предоставляемые гражданам из числа репрессированных лиц, лиц, подвергшихся политическим репрессиям, и лиц, пострадавших от политических репрессий, которые впоследствии реабилитированы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, - при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий (подп. 11 п. 1 ст. 333.36 НК РФ);
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, - при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий (подп. 11 п. 1 ст. 333.36 НК РФ);
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)<2> Гражданин Р. Махмутов обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительным п. 5 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 N 419, в части формулы "в пределах территории Российской Федерации". Заявитель утверждал, что данное Положение ограничивает его право на бесплатный проезд, предусмотренное Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", только территорией Российской Федерации, тогда как названный Закон такого ограничения не содержит. Верховный Суд РФ, отказывая в удовлетворении требования, руководствовался общепризнанным принципом международного права о суверенном равенстве государств, указав, что действие законов Российской Федерации распространяется только на ее территорию и не может распространяться на территорию других суверенных государств, каковыми являются страны СНГ (см.: Зимненко Б. Международное право в судебной практике России: гражданское и административное судопроизводство // Российская юстиция. 2003. N 11. С. 14).
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)<2> Гражданин Р. Махмутов обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительным п. 5 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 N 419, в части формулы "в пределах территории Российской Федерации". Заявитель утверждал, что данное Положение ограничивает его право на бесплатный проезд, предусмотренное Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", только территорией Российской Федерации, тогда как названный Закон такого ограничения не содержит. Верховный Суд РФ, отказывая в удовлетворении требования, руководствовался общепризнанным принципом международного права о суверенном равенстве государств, указав, что действие законов Российской Федерации распространяется только на ее территорию и не может распространяться на территорию других суверенных государств, каковыми являются страны СНГ (см.: Зимненко Б. Международное право в судебной практике России: гражданское и административное судопроизводство // Российская юстиция. 2003. N 11. С. 14).
Статья: Административно-правовой механизм реализации права граждан на обращения в органы государственной власти в Уральском федеральном округе: особенности правового регулирования
(Калашников С.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 3)Следует отметить сформированный в субъектах РФ УФО подход в части вопроса, касающегося субъектного состава правоотношений по реализации гражданами конституционного права на обращения, - он соответствует установленному Законом об обращениях граждан. Закон ЯНАО при этом закрепляет в качестве дополнительных гарантий льготные категории граждан, обладающих исследуемой правоспособностью: среди них граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, лица, удостоенные звания "Почетный гражданин Ямало-Ненецкого автономного округа", беременные женщины, граждане старше 70 лет и пр. Вместе с тем уже обозначенный Порядок организации рассмотрения обращений граждан в Аппарате Губернатора и Правительства Челябинской области дополняет субъектный состав правоотношений следующими категориями - заявитель, круг заявителей, должностное лицо (в трактовке, отличной от Закона об обращениях граждан).
(Калашников С.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 3)Следует отметить сформированный в субъектах РФ УФО подход в части вопроса, касающегося субъектного состава правоотношений по реализации гражданами конституционного права на обращения, - он соответствует установленному Законом об обращениях граждан. Закон ЯНАО при этом закрепляет в качестве дополнительных гарантий льготные категории граждан, обладающих исследуемой правоспособностью: среди них граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, лица, удостоенные звания "Почетный гражданин Ямало-Ненецкого автономного округа", беременные женщины, граждане старше 70 лет и пр. Вместе с тем уже обозначенный Порядок организации рассмотрения обращений граждан в Аппарате Губернатора и Правительства Челябинской области дополняет субъектный состав правоотношений следующими категориями - заявитель, круг заявителей, должностное лицо (в трактовке, отличной от Закона об обращениях граждан).
Ситуация: Какие льготы по оплате услуг ЖКХ предоставляются пенсионерам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Аналогичные льготы предоставляются пенсионерам, являющимся участниками обороны Москвы, а также пенсионерам из числа реабилитированных лиц, граждан, признанных пострадавшими вследствие необоснованных политических репрессий, членов семей реабилитированных, пострадавших в результате репрессий (п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 3 ст. 7, п. 2 ч. 6, ч. 9 ст. 8 Закона г. Москвы N 70; п. п. 1.2, 1.3, 1.4 Приложения к Постановлению Правительства Москвы N 850-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Аналогичные льготы предоставляются пенсионерам, являющимся участниками обороны Москвы, а также пенсионерам из числа реабилитированных лиц, граждан, признанных пострадавшими вследствие необоснованных политических репрессий, членов семей реабилитированных, пострадавших в результате репрессий (п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 3 ст. 7, п. 2 ч. 6, ч. 9 ст. 8 Закона г. Москвы N 70; п. п. 1.2, 1.3, 1.4 Приложения к Постановлению Правительства Москвы N 850-ПП).
Ситуация: Кто имеет право на льготное лекарственное обеспечение (бесплатно, со скидкой)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)постоянно проживающие на территории РФ, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами лица, подвергшиеся политическим репрессиям или признанные пострадавшими от политических репрессий;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)постоянно проживающие на территории РФ, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами лица, подвергшиеся политическим репрессиям или признанные пострадавшими от политических репрессий;