Лица, заменяющие родителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Лица, заменяющие родителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 69 СК РФЛиц, заменяющих родителей, нельзя лишить родительских прав >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Замена взыскателя в исполнительном производстве (в т.ч. по исполнительному листу) в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка (часть 2 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации).
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка (часть 2 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Причинение родителями (лицами, их заменяющими) вреда здоровью их детей как самостоятельный деликт
(Рузанова В.Д., Рузанова Е.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 4)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 4
(Рузанова В.Д., Рузанова Е.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 4)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 4
Ситуация: Как получить место в детском саду?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документ, подтверждающий права лица, заменяющего родителя ребенка (при обращении опекуна, попечителя);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документ, подтверждающий права лица, заменяющего родителя ребенка (при обращении опекуна, попечителя);
Нормативные акты
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"Не могут быть лишены родительских прав лица, заменяющие ребенку родителей (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели).
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"Не могут быть лишены родительских прав лица, заменяющие ребенку родителей (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели).
Статья: Готовится корректировка правил получения СФР сведений для выплаты пособий
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 38)При назначении единовременного пособия при рождении ребенка, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицу, заменяющему родителей, СФР будет использовать сведения об установлении над ребенком опеки, содержащиеся в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (новые п. 32.1 и 41.1 Правил).
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 38)При назначении единовременного пособия при рождении ребенка, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицу, заменяющему родителей, СФР будет использовать сведения об установлении над ребенком опеки, содержащиеся в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (новые п. 32.1 и 41.1 Правил).
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В пункте 2 указанной ст. 77 СК РФ предусмотрено, что при отобрании ребенка ООиП обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта РФ либо в случае, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав. Однако лица, заменяющие ребенку родителей (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели), не могут быть лишены родительских прав. Указанные лица могут быть отстранены ООиП от исполнения обязанностей опекуна (попечителя), приемного родителя или патронатного воспитателя (ч. 5 ст. 29).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В пункте 2 указанной ст. 77 СК РФ предусмотрено, что при отобрании ребенка ООиП обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта РФ либо в случае, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав. Однако лица, заменяющие ребенку родителей (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели), не могут быть лишены родительских прав. Указанные лица могут быть отстранены ООиП от исполнения обязанностей опекуна (попечителя), приемного родителя или патронатного воспитателя (ч. 5 ст. 29).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Безотлагательное рассмотрение отдельных обращений (по вопросам защиты прав ребенка, предотвращения возможных аварий и иных чрезвычайных ситуаций) и возможность сокращения сроков их рассмотрения предусмотрены в Московской области. Сокращенный срок рассмотрения обращений по вопросам организации отдыха и оздоровления детей до 10 дней установлен в Еврейской автономной области <179>, до 20 дней - в Санкт-Петербурге <180> и Чукотском автономном округе <181>. В Краснодарском крае предусмотрено сокращение сроков, а также установлено безотлагательное либо не позднее 15 дней рассмотрение обращений депутатов представительных органов, которые вызваны обращениями граждан и если для их изучения и проверки не требуется дополнительного времени <182>. В Омской области срок рассмотрения обращений по вопросам защиты прав детей, обращений родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации отдыха и оздоровления детей сокращен до 20 дней, при этом по требованию заявителей их обращения и ответы на них размещаются на официальных сайтах органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет <183>. Сокращение сроков рассмотрения обращений по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, а также безотлагательное рассмотрение обращений по вопросам защиты прав ребенка, предложений по предотвращению возможных аварий и иных чрезвычайных ситуаций предусмотрено в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре <184>. Правительство Тюменской области сократило срок рассмотрения всех обращений, так, срок рассмотрения обращений, поступивших губернатору Тюменской области, вице-губернатору Тюменской области, первому заместителю губернатора Тюменской области, заместителям губернатора Тюменской области, в орган власти Тюменской области сокращен до 25 дней <185>. Данным актом установлен и срок направления ответа - один рабочий день после его подписания. Стоит отметить беспрецедентное сокращение до трех дней срока рассмотрения обращений по вопросам защиты прав ребенка, предложений по предотвращению возможных аварий и иных чрезвычайных ситуаций в Тверской области <186>.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Безотлагательное рассмотрение отдельных обращений (по вопросам защиты прав ребенка, предотвращения возможных аварий и иных чрезвычайных ситуаций) и возможность сокращения сроков их рассмотрения предусмотрены в Московской области. Сокращенный срок рассмотрения обращений по вопросам организации отдыха и оздоровления детей до 10 дней установлен в Еврейской автономной области <179>, до 20 дней - в Санкт-Петербурге <180> и Чукотском автономном округе <181>. В Краснодарском крае предусмотрено сокращение сроков, а также установлено безотлагательное либо не позднее 15 дней рассмотрение обращений депутатов представительных органов, которые вызваны обращениями граждан и если для их изучения и проверки не требуется дополнительного времени <182>. В Омской области срок рассмотрения обращений по вопросам защиты прав детей, обращений родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации отдыха и оздоровления детей сокращен до 20 дней, при этом по требованию заявителей их обращения и ответы на них размещаются на официальных сайтах органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет <183>. Сокращение сроков рассмотрения обращений по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, а также безотлагательное рассмотрение обращений по вопросам защиты прав ребенка, предложений по предотвращению возможных аварий и иных чрезвычайных ситуаций предусмотрено в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре <184>. Правительство Тюменской области сократило срок рассмотрения всех обращений, так, срок рассмотрения обращений, поступивших губернатору Тюменской области, вице-губернатору Тюменской области, первому заместителю губернатора Тюменской области, заместителям губернатора Тюменской области, в орган власти Тюменской области сокращен до 25 дней <185>. Данным актом установлен и срок направления ответа - один рабочий день после его подписания. Стоит отметить беспрецедентное сокращение до трех дней срока рассмотрения обращений по вопросам защиты прав ребенка, предложений по предотвращению возможных аварий и иных чрезвычайных ситуаций в Тверской области <186>.
Статья: Способы и формы защиты прав несовершеннолетних детей
(Муратова С.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 6)лица, заменяющие родителей (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители);
(Муратова С.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 6)лица, заменяющие родителей (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители);
Статья: Публично-правовая и частноправовая природа семейного правоотношения
(Кокова Д.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)По мнению О.Ю. Ильиной, сочетание частноправовых и публично-правовых начал в рамках семейного законодательства находит воплощение в нормах, определяющих порядок установления отцовства, изменения фамилии и имени, а также в нормах, устанавливающих нотариальное удостоверение сделок, совершаемых участниками семейных правоотношений [14, с. 107]. А.М. Рабец обратила внимание на то, что для семейного права характерно сочетание частного и публичного интересов. Так, она пишет следующее: "...Среди частных интересов приоритетным является обеспечение безопасности ребенка, т.е. реализация в ходе устройства детей, оставшихся без попечения родителей, права на защиту от злоупотреблений со стороны лиц, заменяющих родителей, что гарантировано статьей 56 СК РФ. Публичный интерес в данных отношениях выражается в существующей потребности общества и государства в здоровых, образованных детях, получающих семейное воспитание и находящихся под защитой семьи" [32, с. 102].
(Кокова Д.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)По мнению О.Ю. Ильиной, сочетание частноправовых и публично-правовых начал в рамках семейного законодательства находит воплощение в нормах, определяющих порядок установления отцовства, изменения фамилии и имени, а также в нормах, устанавливающих нотариальное удостоверение сделок, совершаемых участниками семейных правоотношений [14, с. 107]. А.М. Рабец обратила внимание на то, что для семейного права характерно сочетание частного и публичного интересов. Так, она пишет следующее: "...Среди частных интересов приоритетным является обеспечение безопасности ребенка, т.е. реализация в ходе устройства детей, оставшихся без попечения родителей, права на защиту от злоупотреблений со стороны лиц, заменяющих родителей, что гарантировано статьей 56 СК РФ. Публичный интерес в данных отношениях выражается в существующей потребности общества и государства в здоровых, образованных детях, получающих семейное воспитание и находящихся под защитой семьи" [32, с. 102].
Статья: Отмена усыновления (удочерения): правовая природа, основания, порядок и правовые последствия
(Матвеев Д.И.)
("Современное право", 2025, N 6)5. Рот Л.Г. Природа ответственности лиц, заменяющих родителей, в случае неисполнения ими обязательств / Л.Г. Рот // Российский юридический журнал. 2010. N 5. С. 166 - 171.
(Матвеев Д.И.)
("Современное право", 2025, N 6)5. Рот Л.Г. Природа ответственности лиц, заменяющих родителей, в случае неисполнения ими обязательств / Л.Г. Рот // Российский юридический журнал. 2010. N 5. С. 166 - 171.
Статья: Основания, порядок, правовые последствия отмены усыновления
(Беглярова Е.Г.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 1)1. Рот Л.Г. Природа ответственности лиц, заменяющих родителей, в случае неисполнения ими обязательств // Российский юридический журнал. 2010. N 5(74). С. 166 - 171.
(Беглярова Е.Г.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 1)1. Рот Л.Г. Природа ответственности лиц, заменяющих родителей, в случае неисполнения ими обязательств // Российский юридический журнал. 2010. N 5(74). С. 166 - 171.
Статья: Социально-правовые риски воспитания ребенка в приемной семье
(Ильина О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)К сожалению, мы должны объективно признавать, что дети, оставшиеся без попечения родителей в силу тех или иных причин, всегда были, есть и, очевидно, будут в нашем обществе. Исходя из принципа приоритета семейного воспитания ребенка, установленного в ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), государство принимает различные меры по обеспечению именно семейного воспитания ребенка <2>. "Использование договорного регулирования в механизме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, - призвано повысить эффективность выполнения государством принятых на себя публичных функций и позволяет полно учесть индивидуальные интересы как детей, так и лиц, заменяющих родителей" <3>.
(Ильина О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)К сожалению, мы должны объективно признавать, что дети, оставшиеся без попечения родителей в силу тех или иных причин, всегда были, есть и, очевидно, будут в нашем обществе. Исходя из принципа приоритета семейного воспитания ребенка, установленного в ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), государство принимает различные меры по обеспечению именно семейного воспитания ребенка <2>. "Использование договорного регулирования в механизме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, - призвано повысить эффективность выполнения государством принятых на себя публичных функций и позволяет полно учесть индивидуальные интересы как детей, так и лиц, заменяющих родителей" <3>.
Статья: Процессуальные особенности разрешения дел о лишении и ограничении родительских прав
(Михайлова Е.В.)
("Мировой судья", 2025, N 4)В целом следует констатировать, что дела о лишении и ограничении родительских прав имеют разную правовую природу - в зависимости от правового статуса лица, обратившегося в суд с соответствующим заявлением. Если в суд с заявлением о лишении или ограничении родительских прав обращаются прокурор, орган опеки и попечительства, то в соответствии с правовым неравенством сторон дело имеет публично-правовой характер. Представляется несомненным, что в этом случае оно должно быть рассмотрено по правилам административного судопроизводства. Если же в суд обращается частноправовой субъект (родитель ребенка или лицо, заменяющее родителя), то спор ввиду равенства и автономии воли участвующих в нем субъектов является частноправовым. И он может рассматриваться по правилам искового производства. При этом, поскольку объектом защиты выступают права и интересы ребенка, не обладающего процессуальной дееспособностью, в дело привлекаются прокурор и орган опеки и попечительства.
(Михайлова Е.В.)
("Мировой судья", 2025, N 4)В целом следует констатировать, что дела о лишении и ограничении родительских прав имеют разную правовую природу - в зависимости от правового статуса лица, обратившегося в суд с соответствующим заявлением. Если в суд с заявлением о лишении или ограничении родительских прав обращаются прокурор, орган опеки и попечительства, то в соответствии с правовым неравенством сторон дело имеет публично-правовой характер. Представляется несомненным, что в этом случае оно должно быть рассмотрено по правилам административного судопроизводства. Если же в суд обращается частноправовой субъект (родитель ребенка или лицо, заменяющее родителя), то спор ввиду равенства и автономии воли участвующих в нем субъектов является частноправовым. И он может рассматриваться по правилам искового производства. При этом, поскольку объектом защиты выступают права и интересы ребенка, не обладающего процессуальной дееспособностью, в дело привлекаются прокурор и орган опеки и попечительства.