Льготы ветеранам труда в Хабаровске
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы ветеранам труда в Хабаровске (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2023 N 58-КГ23-16-К9 по делу N 2-228/2022 (УИД 27RS0007-01-2021-006644-56)
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: 1) О признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки; 2) О признании права на предоставление мер социальной поддержки; 3) О возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки.
Обстоятельства: Истец полагает незаконным отказ в предоставлении мер социальной поддержки, указывает на отсутствие задолженности по оплате ЖКУ.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, т.к. судами не установлены юридически значимые для правильного рассмотрения дела обстоятельства.Решением краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" от 27 июня 2019 г. Зинченко В.А. с 1 декабря 2018 г. в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 21 декабря 2011 г. N 432-пр "О порядке назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Хабаровского края" предоставлена мера социальной поддержки по категории "Ветеран труда" в виде ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - ежемесячная денежная компенсация).
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: 1) О признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки; 2) О признании права на предоставление мер социальной поддержки; 3) О возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки.
Обстоятельства: Истец полагает незаконным отказ в предоставлении мер социальной поддержки, указывает на отсутствие задолженности по оплате ЖКУ.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, т.к. судами не установлены юридически значимые для правильного рассмотрения дела обстоятельства.Решением краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" от 27 июня 2019 г. Зинченко В.А. с 1 декабря 2018 г. в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 21 декабря 2011 г. N 432-пр "О порядке назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Хабаровского края" предоставлена мера социальной поддержки по категории "Ветеран труда" в виде ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - ежемесячная денежная компенсация).
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2025 N 58-КГ24-12-К9 (УИД 27RS0001-01-2023-001323-73)
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: 1) О взыскании ежемесячной денежной выплаты; 2) О признании недействительным решения о прекращении ежемесячной денежной выплаты, возврате полученной суммы.
Обстоятельства: По мнению истца, решение о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на каждого ребенка является незаконным.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как при рассмотрении кассационной жалобы на судебные акты кассационный суд общей юрисдикции проверку правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при разрешении дела по иску не осуществил.Пунктом 18 Порядка от 30 октября 2015 г. установлены основания прекращения выплаты ежемесячной денежной выплаты. Выплата ежемесячной денежной выплаты прекращается по решению руководителя Центра социальной поддержки населения при возникновении следующих обстоятельств: а) перемена места жительства (за исключением перемены места жительства ветеранами труда Хабаровского края); б) утрата права на предоставление ежемесячной денежной выплаты; в) смерть гражданина, а также признание его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим; г) подача гражданином заявления о прекращении выплаты ежемесячной денежной выплаты.
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: 1) О взыскании ежемесячной денежной выплаты; 2) О признании недействительным решения о прекращении ежемесячной денежной выплаты, возврате полученной суммы.
Обстоятельства: По мнению истца, решение о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на каждого ребенка является незаконным.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как при рассмотрении кассационной жалобы на судебные акты кассационный суд общей юрисдикции проверку правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при разрешении дела по иску не осуществил.Пунктом 18 Порядка от 30 октября 2015 г. установлены основания прекращения выплаты ежемесячной денежной выплаты. Выплата ежемесячной денежной выплаты прекращается по решению руководителя Центра социальной поддержки населения при возникновении следующих обстоятельств: а) перемена места жительства (за исключением перемены места жительства ветеранами труда Хабаровского края); б) утрата права на предоставление ежемесячной денежной выплаты; в) смерть гражданина, а также признание его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим; г) подача гражданином заявления о прекращении выплаты ежемесячной денежной выплаты.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административно-правовое регулирование обеспечения безопасности социальной сферы от коррупции
(Полукаров А.В.)
("Административное право и процесс", 2017, N 1)<42> Напомним, что в соответствии с судебной практикой Конституционного Суда России Конституция Российской Федерации "...не устанавливает конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя..." См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Филимонова Александра Кирилловича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 8 Закона Хабаровского края "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан". Как следствие, меры социальной защиты, услуги здравоохранения и образования могут предоставляться на платной основе с последующим возмещением гражданину расходов, понесенных им на получение данных услуг.
(Полукаров А.В.)
("Административное право и процесс", 2017, N 1)<42> Напомним, что в соответствии с судебной практикой Конституционного Суда России Конституция Российской Федерации "...не устанавливает конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя..." См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Филимонова Александра Кирилловича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 8 Закона Хабаровского края "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан". Как следствие, меры социальной защиты, услуги здравоохранения и образования могут предоставляться на платной основе с последующим возмещением гражданину расходов, понесенных им на получение данных услуг.
"Все о пенсиях"
(Сергеева Т.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)В соответствии с законодательными актами Правительства Хабаровского края отдельным категориям граждан (труженикам тыла, ветеранам труда, реабилитированным и репрессированным гражданам) предоставлено право на получение мер социальной поддержки на региональном уровне. В связи с этим граждане, одновременно имеющие право на ЕДВ по федеральным законам и на получение мер социальной поддержки по законодательству субъекта Федерации, могут обратиться с заявлением об отказе в предоставлении им ежемесячной денежной выплаты, являющейся расходным обязательством Российской Федерации. То есть, если гражданин является получателем ЕДВ как инвалид (федеральный льготник) и имеет также категории "ветеран труда" или "труженик тыла" (региональный льготник), он по желанию может выбрать, по какой из категорий ему выгоднее и целесообразнее получать набор социальных услуг. Торопиться в этом вопросе не надо, необходимо все взвесить и принять обоснованное решение.
(Сергеева Т.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)В соответствии с законодательными актами Правительства Хабаровского края отдельным категориям граждан (труженикам тыла, ветеранам труда, реабилитированным и репрессированным гражданам) предоставлено право на получение мер социальной поддержки на региональном уровне. В связи с этим граждане, одновременно имеющие право на ЕДВ по федеральным законам и на получение мер социальной поддержки по законодательству субъекта Федерации, могут обратиться с заявлением об отказе в предоставлении им ежемесячной денежной выплаты, являющейся расходным обязательством Российской Федерации. То есть, если гражданин является получателем ЕДВ как инвалид (федеральный льготник) и имеет также категории "ветеран труда" или "труженик тыла" (региональный льготник), он по желанию может выбрать, по какой из категорий ему выгоднее и целесообразнее получать набор социальных услуг. Торопиться в этом вопросе не надо, необходимо все взвесить и принять обоснованное решение.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Аналогичная абзацу первому ч. 2 ст. 2 Закона Хабаровского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" норма содержится в ч. 2 ст. 8 Закона Хабаровского края "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Аналогичная абзацу первому ч. 2 ст. 2 Закона Хабаровского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" норма содержится в ч. 2 ст. 8 Закона Хабаровского края "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан".
Распоряжение Президента РФ от 21.02.2008 N 96-рп
"О поощрении"За активную общественную работу по социальной поддержке ветеранов и патриотическому воспитанию молодежи объявить благодарность:
"О поощрении"За активную общественную работу по социальной поддержке ветеранов и патриотическому воспитанию молодежи объявить благодарность:
Вопрос: Я являюсь ветераном труда. В настоящее время работаю учителем в средней общеобразовательной школе Хабаровского края. Общий стаж составляет 35 лет. Должна ли я как ветеран труда пользоваться льготами по оплате жилья и коммунальных услуг?
("Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2006, N 5)"Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2006, N 5
("Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2006, N 5)"Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2006, N 5
"Налоги для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения"
(выпуск 16)
(Григорьева Л.Г.)
("Редакция "Российской газеты", 2018)Закон от 10.11.2005 N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае"
(выпуск 16)
(Григорьева Л.Г.)
("Редакция "Российской газеты", 2018)Закон от 10.11.2005 N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае"
Статья: Произвол продолжается
(Бубон К.В.)
("Адвокат", 2007, N 2)Кратко напомню, что ситуация, описанная в статье, сложилась в Индустриальном суде г. Хабаровска. Судья И.А. Курпас отказал гражданке в признании права пользования жилым помещением. Он поступил так, несмотря на то что гражданка была зарегистрирована по месту жительства в спорной квартире, внесена в лицевой счет и поквартирную карточку, получала на свое имя квитанции об оплате найма жилья, оплачивала найм и коммунальные платежи, не имела задолженности и пользовалась льготой как ветеран труда.
(Бубон К.В.)
("Адвокат", 2007, N 2)Кратко напомню, что ситуация, описанная в статье, сложилась в Индустриальном суде г. Хабаровска. Судья И.А. Курпас отказал гражданке в признании права пользования жилым помещением. Он поступил так, несмотря на то что гражданка была зарегистрирована по месту жительства в спорной квартире, внесена в лицевой счет и поквартирную карточку, получала на свое имя квитанции об оплате найма жилья, оплачивала найм и коммунальные платежи, не имела задолженности и пользовалась льготой как ветеран труда.
"Ответственность государства за причинение вреда: цивилистические аспекты"
(Андреев Ю.Н.)
("Юридический центр Пресс", 2013)Гражданин Ч. обратился в суд с жалобой на Постановление главы администрации Хабаровского края от 3 мая 2000 г. "О порядке реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края" и просил признать недействительным п. 1.3.3 этого Постановления в части предоставления льготного проезда ветеранам труда на междугородных автобусах в пределах административного района проживания и ограничения права бесплатного проезда ветеранам труда на междугородных автобусах не более чем тремя местами. Истец сослался в своем исковом заявлении на то, что установленное краевым Постановлением ограничение прав ветеранов труда на льготный проезд только по району административного проживания и только в пределах трех мест на рейс противоречит Федеральному закону "О ветеранах", который устанавливает право бесплатного проезда ветеранов на междугородных автобусах независимо от места жительства и не ограничивает это право числом мест на один рейс. Это право не может быть ограничено под предлогом того, что реализация этого законного права возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в порядке и на условиях, определяемых этими органами власти на местах. Истец просил, кроме того, взыскать в его пользу с администрации Хабаровского края 1 млн. руб. в счет компенсации морального вреда. Суд удовлетворил его требование в части признания недействительным п. 1.3.3 Постановления главы Хабаровского края как противоречащего Федеральному закону "О ветеранах", отметил, что оспариваемые положения Постановления главы администрации края непосредственно нарушают интересы заявителя, поскольку он является ветераном труда и имеет право на льготы, предоставленные на условиях и в порядке, установленных ст. ст. 22 и 23 этого Федерального закона. В то же время суд отказал в иске о компенсации морального вреда, указав при этом, что заявителем не представлены доказательства в обоснование доводов о причинении ему физических или нравственных страданий по вине губернатора и правительства, при разбирательстве дела в судебном заседании не установлено нарушения личных имущественных прав заявителя оспариваемыми положениями постановления главы администрации края. Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда <1>.
(Андреев Ю.Н.)
("Юридический центр Пресс", 2013)Гражданин Ч. обратился в суд с жалобой на Постановление главы администрации Хабаровского края от 3 мая 2000 г. "О порядке реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края" и просил признать недействительным п. 1.3.3 этого Постановления в части предоставления льготного проезда ветеранам труда на междугородных автобусах в пределах административного района проживания и ограничения права бесплатного проезда ветеранам труда на междугородных автобусах не более чем тремя местами. Истец сослался в своем исковом заявлении на то, что установленное краевым Постановлением ограничение прав ветеранов труда на льготный проезд только по району административного проживания и только в пределах трех мест на рейс противоречит Федеральному закону "О ветеранах", который устанавливает право бесплатного проезда ветеранов на междугородных автобусах независимо от места жительства и не ограничивает это право числом мест на один рейс. Это право не может быть ограничено под предлогом того, что реализация этого законного права возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в порядке и на условиях, определяемых этими органами власти на местах. Истец просил, кроме того, взыскать в его пользу с администрации Хабаровского края 1 млн. руб. в счет компенсации морального вреда. Суд удовлетворил его требование в части признания недействительным п. 1.3.3 Постановления главы Хабаровского края как противоречащего Федеральному закону "О ветеранах", отметил, что оспариваемые положения Постановления главы администрации края непосредственно нарушают интересы заявителя, поскольку он является ветераном труда и имеет право на льготы, предоставленные на условиях и в порядке, установленных ст. ст. 22 и 23 этого Федерального закона. В то же время суд отказал в иске о компенсации морального вреда, указав при этом, что заявителем не представлены доказательства в обоснование доводов о причинении ему физических или нравственных страданий по вине губернатора и правительства, при разбирательстве дела в судебном заседании не установлено нарушения личных имущественных прав заявителя оспариваемыми положениями постановления главы администрации края. Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда <1>.
Статья: Конституционно-правовые основы регулирования отношений в сфере предоставления государственных услуг органами власти субъектов Российской Федерации
(Кандрина Н.А.)
("Российская юстиция", 2016, N 11)Вторую группу представляют основные законы ряда субъектов РФ, в которых термины "услуги", "социальные услуги" рассматриваются как разновидности публичных услуг в социальной сфере <9>. Кроме того, среди основных принципов социальной защиты населения называются повышение качества и расширение сферы социальных услуг <10>, предоставление льгот и услуг инвалидам, ветеранам войны и труда и иным лицам <11>; а стимулирование конкуренции в сфере оказания бюджетных услуг, защиту прав и интересов потребителей услуг относят к принципам социально-экономического развития регионов <12> и др.
(Кандрина Н.А.)
("Российская юстиция", 2016, N 11)Вторую группу представляют основные законы ряда субъектов РФ, в которых термины "услуги", "социальные услуги" рассматриваются как разновидности публичных услуг в социальной сфере <9>. Кроме того, среди основных принципов социальной защиты населения называются повышение качества и расширение сферы социальных услуг <10>, предоставление льгот и услуг инвалидам, ветеранам войны и труда и иным лицам <11>; а стимулирование конкуренции в сфере оказания бюджетных услуг, защиту прав и интересов потребителей услуг относят к принципам социально-экономического развития регионов <12> и др.