Льготы труженикам тыла
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы труженикам тыла (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О ветеранах"Статья 20. Меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны
(ред. от 27.10.2025)
"О ветеранах"Статья 20. Меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны
Статья: Конституционная терминология в праве социального обеспечения
(Федорова М.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)В то же время применительно к термину "адресная социальная поддержка" обозначенная проблема требует своего разрешения с учетом того, что тенденция усиления адресности социальной поддержки наметилась в законодательстве не так давно. Изначально социальная поддержка развивалась как "категориальная" форма социальной защиты, поскольку предоставлялась отдельным категориям граждан, которые устанавливались законодательством исходя из социально-демографических (инвалиды, лица пожилого возраста, семьи с детьми и пр.) и профессиональных (медицинские работники, педагоги сельских школ и т.д.) критериев. На федеральном уровне правового регулирования усиление адресности социальной поддержки было формально декларировано и реализовано в Федеральном законе от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ (ред. от 21.12.2022) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" <14>. Задолго до его вступления в силу аналогичный подход стал применяться на уровне субъектов Российской Федерации, на которые возложены полномочия по финансовому обеспечению социальной поддержки отдельных категорий населения, как установленных федеральным законодательством (ветеранов труда, тружеников тыла, жертв политических репрессий и др.), так и введенных региональными нормативными актами (ветеран труда субъекта РФ или ветеран субъекта РФ). Усиление адресности социальной поддержки, вызванное ограниченностью публичных ресурсов, предполагает ужесточение условий предоставления соответствующих мер. Среди прочего, такие условия могут определяться через установление уровня дохода гражданина в соотношении с величиной прожиточного минимума, что, в свою очередь, ставит на повестку дня вопрос о соотношении социальной поддержки с государственной социальной помощью, которая регулируется региональным законодательством и предоставляется малоимущим гражданам <15>. Следовательно, адресная социальная поддержка на сегодняшний день должна пониматься как система социальных предоставлений, право отдельных категорий граждан на которые определяется с учетом уровня доходов, объема обеспеченности социальными благами (жилой площадью, личным транспортным средством и т.п.), продолжительности проживания на той или иной территории (например, в зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы) и иными критериями, установленными законодательством.
(Федорова М.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)В то же время применительно к термину "адресная социальная поддержка" обозначенная проблема требует своего разрешения с учетом того, что тенденция усиления адресности социальной поддержки наметилась в законодательстве не так давно. Изначально социальная поддержка развивалась как "категориальная" форма социальной защиты, поскольку предоставлялась отдельным категориям граждан, которые устанавливались законодательством исходя из социально-демографических (инвалиды, лица пожилого возраста, семьи с детьми и пр.) и профессиональных (медицинские работники, педагоги сельских школ и т.д.) критериев. На федеральном уровне правового регулирования усиление адресности социальной поддержки было формально декларировано и реализовано в Федеральном законе от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ (ред. от 21.12.2022) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" <14>. Задолго до его вступления в силу аналогичный подход стал применяться на уровне субъектов Российской Федерации, на которые возложены полномочия по финансовому обеспечению социальной поддержки отдельных категорий населения, как установленных федеральным законодательством (ветеранов труда, тружеников тыла, жертв политических репрессий и др.), так и введенных региональными нормативными актами (ветеран труда субъекта РФ или ветеран субъекта РФ). Усиление адресности социальной поддержки, вызванное ограниченностью публичных ресурсов, предполагает ужесточение условий предоставления соответствующих мер. Среди прочего, такие условия могут определяться через установление уровня дохода гражданина в соотношении с величиной прожиточного минимума, что, в свою очередь, ставит на повестку дня вопрос о соотношении социальной поддержки с государственной социальной помощью, которая регулируется региональным законодательством и предоставляется малоимущим гражданам <15>. Следовательно, адресная социальная поддержка на сегодняшний день должна пониматься как система социальных предоставлений, право отдельных категорий граждан на которые определяется с учетом уровня доходов, объема обеспеченности социальными благами (жилой площадью, личным транспортным средством и т.п.), продолжительности проживания на той или иной территории (например, в зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы) и иными критериями, установленными законодательством.
Ситуация: Какие льготы по оплате услуг ЖКХ предоставляются пенсионерам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, как в г. Москве, так и в Московской области пенсионеру могут предоставляться льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, если он относится к числу прочих категорий граждан, которым полагаются льготы, например к труженикам тыла (п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 5 Закона г. Москвы N 70; п. 1.11 Приложения к Постановлению Правительства Москвы N 850-ПП; п. п. 3, 26 ст. 1, п. п. 10, 11 ст. 5, ч. 1.1 ст. 13 Закона МО N 36/2006-ОЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, как в г. Москве, так и в Московской области пенсионеру могут предоставляться льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, если он относится к числу прочих категорий граждан, которым полагаются льготы, например к труженикам тыла (п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 5 Закона г. Москвы N 70; п. 1.11 Приложения к Постановлению Правительства Москвы N 850-ПП; п. п. 3, 26 ст. 1, п. п. 10, 11 ст. 5, ч. 1.1 ст. 13 Закона МО N 36/2006-ОЗ).