Льготы сельским жителям
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы сельским жителям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблема отдаления местной власти от населения в свете тенденции к укрупнению муниципальных образований
(Хлуднев Е.И.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1)Таким образом, количество городских округов продолжало расти. Но, разумеется, придание соответствующего статуса территориям, которые не соответствовали изначальной правовой природе данного вида муниципальных образований, не могло не дать побочных эффектов. К числу последних можно отнести, в частности, потерю жителями новоиспеченных городских округов определенных льгот, предусмотренных для жителей сельской местности.
(Хлуднев Е.И.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1)Таким образом, количество городских округов продолжало расти. Но, разумеется, придание соответствующего статуса территориям, которые не соответствовали изначальной правовой природе данного вида муниципальных образований, не могло не дать побочных эффектов. К числу последних можно отнести, в частности, потерю жителями новоиспеченных городских округов определенных льгот, предусмотренных для жителей сельской местности.
Статья: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" как национальный проект развития местного самоуправления: история трансформации и прогнозы
(Диденко А.Н., Бабичев И.В.)
("Местное право", 2024, N 2)- возникновения неопределенности в статусе отдельных категорий сельских жителей и работников, которые получают льготы и выплаты в связи с проживанием и (или) работой в сельской местности.
(Диденко А.Н., Бабичев И.В.)
("Местное право", 2024, N 2)- возникновения неопределенности в статусе отдельных категорий сельских жителей и работников, которые получают льготы и выплаты в связи с проживанием и (или) работой в сельской местности.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(разработаны Минфином России)-- запуск программы "Земский работник культуры" (социальная поддержка работников культуры в сельских населенных пунктах и малых городах с численностью жителей до 50 тысяч человек с целью уменьшения дефицита кадров в организациях культуры);
(разработаны Минфином России)-- запуск программы "Земский работник культуры" (социальная поддержка работников культуры в сельских населенных пунктах и малых городах с численностью жителей до 50 тысяч человек с целью уменьшения дефицита кадров в организациях культуры);
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Как указала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, осуществляемая в рамках федеральной и региональных целевых программ социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых специалистов, изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там в агропромышленном комплексе, не имеющих жилья в сельской местности там, где они работают, а также не имеющих достаточных собственных средств для его приобретения. Данная мера социальной поддержки предназначена для создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, привлечения в сельскую местность молодых специалистов, обеспечения достойного существования, надлежащего уровня жизни и необходимого достатка граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов, то есть для выполнения конституционно значимых целей.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Как указала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, осуществляемая в рамках федеральной и региональных целевых программ социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых специалистов, изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там в агропромышленном комплексе, не имеющих жилья в сельской местности там, где они работают, а также не имеющих достаточных собственных средств для его приобретения. Данная мера социальной поддержки предназначена для создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, привлечения в сельскую местность молодых специалистов, обеспечения достойного существования, надлежащего уровня жизни и необходимого достатка граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов, то есть для выполнения конституционно значимых целей.
Ситуация: Какие существуют льготы по оплате проезда детей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, имеют право на бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте (в сельской местности - также на внутрирайонном транспорте, кроме такси) и бесплатный проезд один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, имеют право на бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте (в сельской местности - также на внутрирайонном транспорте, кроме такси) и бесплатный проезд один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы;
Статья: Дополнительные гарантии женщинам, работающим в сельской местности: простые и сложные вопросы практики
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 2)"Статья 263.1 ТК РФ распространяется на тех женщин, кто фактически осуществляет трудовую деятельность в сельской местности независимо от своего места жительства" (Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.рф", вопрос N 159387 от 11.01.2022).
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 2)"Статья 263.1 ТК РФ распространяется на тех женщин, кто фактически осуществляет трудовую деятельность в сельской местности независимо от своего места жительства" (Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.рф", вопрос N 159387 от 11.01.2022).
Ситуация: Какие категории граждан имеют право на льготный (бесплатный) проезд?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа таких детей, обучающиеся очно по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, имеют право на бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси) и бесплатный проезд один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. Также детям-сиротам оплачивается проезд к месту лечения (отдыха) и обратно (п. 9 ст. 6, п. 2 ст. 7 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа таких детей, обучающиеся очно по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, имеют право на бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси) и бесплатный проезд один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. Также детям-сиротам оплачивается проезд к месту лечения (отдыха) и обратно (п. 9 ст. 6, п. 2 ст. 7 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Статья: Участие населения в бюджетном процессе: самообложение граждан и инициативное бюджетирование в России
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)В случае положительного решения местного референдума или схода граждан о введении самообложения требование о внесении в местный бюджет платежей распространяется не только на поддержавших решение о самообложении граждан, но и на тех, кто не участвовал в принятии решения или не поддержал его; уплата обязательна для всех жителей муниципального образования. Актом местного самоуправления устанавливается размер платежей в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования (как правило, суммы небольшие - 100 - 200 рублей); при этом для отдельных категорий граждан могут быть предусмотрены льготы в виде уменьшения размера платежа или освобождения от уплаты (например, для лиц, не достигших возраста 18 лет) <41>.
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)В случае положительного решения местного референдума или схода граждан о введении самообложения требование о внесении в местный бюджет платежей распространяется не только на поддержавших решение о самообложении граждан, но и на тех, кто не участвовал в принятии решения или не поддержал его; уплата обязательна для всех жителей муниципального образования. Актом местного самоуправления устанавливается размер платежей в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования (как правило, суммы небольшие - 100 - 200 рублей); при этом для отдельных категорий граждан могут быть предусмотрены льготы в виде уменьшения размера платежа или освобождения от уплаты (например, для лиц, не достигших возраста 18 лет) <41>.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Во втором случае речь идет о предоставлении льгот, прямо установленных законодательством. Например, в силу ч. 9 ст. 6 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указанные в нем лица имеют право на бесплатный проезд на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатный проезд один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Во втором случае речь идет о предоставлении льгот, прямо установленных законодательством. Например, в силу ч. 9 ст. 6 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указанные в нем лица имеют право на бесплатный проезд на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатный проезд один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
Статья: Уже пора умом Россию понимать? Требование пригодности в конституционном правосудии
(Должиков А.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 6)Имплицитное использование идеи пригодности можно найти в ранней практике Конституционного Суда РФ, например в деле о запрете приватизации жилья работникам сельских образовательных учреждений <52>. По оценке органа конституционного правосудия, обжалуемый запрет не достигал запланированных законодателем целей, которые заключались в привлечении граждан к работе в сельской местности. Доводом в пользу непригодности указанного запрета служил тот факт, что уже заселенное жилье не подлежало освобождению без предоставления иного жилого помещения. Кроме того, невозможно было поменять статус жилого помещения. С учетом здравого смысла и фактов дела пригодность оспариваемого законоположения была поставлена под сомнение. Кроме того, стоит обратить внимание на то, что конституционные судьи фактически пришли к выводу о дискриминации сельских педагогов по признаку их места жительства и рода деятельности.
(Должиков А.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 6)Имплицитное использование идеи пригодности можно найти в ранней практике Конституционного Суда РФ, например в деле о запрете приватизации жилья работникам сельских образовательных учреждений <52>. По оценке органа конституционного правосудия, обжалуемый запрет не достигал запланированных законодателем целей, которые заключались в привлечении граждан к работе в сельской местности. Доводом в пользу непригодности указанного запрета служил тот факт, что уже заселенное жилье не подлежало освобождению без предоставления иного жилого помещения. Кроме того, невозможно было поменять статус жилого помещения. С учетом здравого смысла и фактов дела пригодность оспариваемого законоположения была поставлена под сомнение. Кроме того, стоит обратить внимание на то, что конституционные судьи фактически пришли к выводу о дискриминации сельских педагогов по признаку их места жительства и рода деятельности.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Таким образом, государство стремится обеспечить право на медицинскую помощь жителей данных населенных пунктов и предусмотреть социальную поддержку медицинских работников, устанавливая для них единовременные компенсационные выплаты и формируя порядок их предоставления. К сожалению, анализ особенностей многоуровневого правового регулирования предоставления указанных компенсационных выплат нормативными актами органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также правоприменительной практики показывает частое произвольное ограничение прав на предоставление названных единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, по различным основаниям (обстоятельствам) дискриминации <1>.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Таким образом, государство стремится обеспечить право на медицинскую помощь жителей данных населенных пунктов и предусмотреть социальную поддержку медицинских работников, устанавливая для них единовременные компенсационные выплаты и формируя порядок их предоставления. К сожалению, анализ особенностей многоуровневого правового регулирования предоставления указанных компенсационных выплат нормативными актами органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также правоприменительной практики показывает частое произвольное ограничение прав на предоставление названных единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, по различным основаниям (обстоятельствам) дискриминации <1>.
Статья: Понятие "социальный риск" в рамках двух базовых моделей социальной защиты: две (с половиной) социокультурные традиции, два экономических дискурса
(Воронин Ю.В., Столяров А.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Следует заметить, что далеко не все из попавших в город бывших сельских жителей были интегрированы в производственные процессы, значительную группу составляли просто люмпены, но тех, кто был интегрирован, следовало отделить от "люмпен-пролетариата", создав для них дополнительные системы поддержки, в том числе на случай инвалидности, болезни и старости, обеспечивая таким образом сокращение социальной массы, оказывающей разрушительное давление на власть. Именно это соображение не в последнюю очередь стимулировало политических лидеров к созданию систем социальной защиты.
(Воронин Ю.В., Столяров А.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Следует заметить, что далеко не все из попавших в город бывших сельских жителей были интегрированы в производственные процессы, значительную группу составляли просто люмпены, но тех, кто был интегрирован, следовало отделить от "люмпен-пролетариата", создав для них дополнительные системы поддержки, в том числе на случай инвалидности, болезни и старости, обеспечивая таким образом сокращение социальной массы, оказывающей разрушительное давление на власть. Именно это соображение не в последнюю очередь стимулировало политических лидеров к созданию систем социальной защиты.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Представляется, что механизмы комплексного развития территорий могли бы стать основой формирования кластерного подхода и создания агропромышленных парков на землях сельскохозяйственного назначения. Комплексное развитие территорий основывается на государственно-частном партнерстве и предусматривает взаимодействие между органами государственной власти или органами местного самоуправления, с одной стороны, и частными инвесторами, с другой стороны, а также их взаимные права и обязанности, в том числе в сфере земельных отношений, например, определение упрощенного порядка предоставления земельных участков для строительства согласованного перечня объектов. При этом на публичные органы могут возлагаться обязательства, связанные с оформлением разрешительной документации и частичным финансированием, например, в виде паритетной компенсации расходов по возведению объектов инфраструктуры. Применительно к сфере сельскохозяйственного производства возможно включение в договор о комплексном развитии положений об определенных льготах для инвестора при условии выполнения им обязательств по строительству высокотехнологичных объектов по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, внедрения механизмов экологического производства, повышения плодородия земель, обеспечения поддержки мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельских жителей посредством поставки продукции по определенным ценам в период реализации мероприятий по комплексному развитию территорий.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Представляется, что механизмы комплексного развития территорий могли бы стать основой формирования кластерного подхода и создания агропромышленных парков на землях сельскохозяйственного назначения. Комплексное развитие территорий основывается на государственно-частном партнерстве и предусматривает взаимодействие между органами государственной власти или органами местного самоуправления, с одной стороны, и частными инвесторами, с другой стороны, а также их взаимные права и обязанности, в том числе в сфере земельных отношений, например, определение упрощенного порядка предоставления земельных участков для строительства согласованного перечня объектов. При этом на публичные органы могут возлагаться обязательства, связанные с оформлением разрешительной документации и частичным финансированием, например, в виде паритетной компенсации расходов по возведению объектов инфраструктуры. Применительно к сфере сельскохозяйственного производства возможно включение в договор о комплексном развитии положений об определенных льготах для инвестора при условии выполнения им обязательств по строительству высокотехнологичных объектов по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, внедрения механизмов экологического производства, повышения плодородия земель, обеспечения поддержки мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельских жителей посредством поставки продукции по определенным ценам в период реализации мероприятий по комплексному развитию территорий.
Статья: Социальная защита инвалидов в период пандемии COVID-19: международно-правовой аспект
(Манджиева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)В рамках государственной программы "Доступная среда" на период 2011 - 2025 гг. предусмотрены различные меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе создание безбарьерной среды в социальных и образовательных учреждениях, появление служб сопровождения инвалидов в федеральных аэропортах, железнодорожных и автовокзалах. Запрет дискриминации по признаку инвалидности во всех сферах общественной жизни был установлен на законодательном уровне. Необходимо подчеркнуть, что к работе по совершенствованию правового регулирования в последние годы стали шире привлекать общественные объединения инвалидов, в частности Всероссийское общество инвалидов, Всероссийские общества глухих и слепых и различные некоммерческие организации. Однако на практике сохраняется потребность в дальнейшем совершенствовании мер, направленных на интеграцию инвалидов во все сферы жизни общества. Например, в отношении программы "Доступная среда" социологические опросы показывают, что позитивные изменения были отмечены в большей степени жителями крупных городов (70%), в то время как жители сельской местности не указали на какие-либо изменения (54%) <25>.
(Манджиева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)В рамках государственной программы "Доступная среда" на период 2011 - 2025 гг. предусмотрены различные меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе создание безбарьерной среды в социальных и образовательных учреждениях, появление служб сопровождения инвалидов в федеральных аэропортах, железнодорожных и автовокзалах. Запрет дискриминации по признаку инвалидности во всех сферах общественной жизни был установлен на законодательном уровне. Необходимо подчеркнуть, что к работе по совершенствованию правового регулирования в последние годы стали шире привлекать общественные объединения инвалидов, в частности Всероссийское общество инвалидов, Всероссийские общества глухих и слепых и различные некоммерческие организации. Однако на практике сохраняется потребность в дальнейшем совершенствовании мер, направленных на интеграцию инвалидов во все сферы жизни общества. Например, в отношении программы "Доступная среда" социологические опросы показывают, что позитивные изменения были отмечены в большей степени жителями крупных городов (70%), в то время как жители сельской местности не указали на какие-либо изменения (54%) <25>.