Льготы проживающим в чернобыльской зоне
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы проживающим в чернобыльской зоне (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 13 "Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы" Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС""При этом граждане из числа переселившихся на постоянное место жительства в зону отселения после 30 июня 1986 г. и впоследствии добровольно выехавших из указанной зоны на новое место жительства не выделены названным законоположением в отдельную категорию лиц, пострадавших от радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы. С момента переезда в зону отселения для постоянного проживания они относятся к категории, предусмотренной пунктом 9 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а именно к гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Работник трудится дистанционно, в его трудовом договоре конкретное место работы не указано. Он обратился к работодателю с заявлением о предоставлении дополнительного отпуска за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом ("чернобыльский"). Должен ли работодатель предоставить дополнительный отпуск?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Работник организации трудится дистанционно, в трудовом договоре конкретное место работы такого работника не указано (место выполнения трудовой функции работник определяет самостоятельно). Указанный работник обратился к работодателю с заявлением о предоставлении дополнительного отпуска за работу и проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом ("чернобыльский"). У организации нет деятельности в этой местности, нет обособленных подразделений. Должен ли работодатель в этом случае предоставить дополнительный отпуск работнику?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Работник организации трудится дистанционно, в трудовом договоре конкретное место работы такого работника не указано (место выполнения трудовой функции работник определяет самостоятельно). Указанный работник обратился к работодателю с заявлением о предоставлении дополнительного отпуска за работу и проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом ("чернобыльский"). У организации нет деятельности в этой местности, нет обособленных подразделений. Должен ли работодатель в этом случае предоставить дополнительный отпуск работнику?
Готовое решение: Есть ли особенности в порядке предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска чернобыльцам
(КонсультантПлюс, 2025)паспортом с записью о регистрации по месту жительства на территории соответствующей зоны радиационного заражения, трудовой книжкой, трудовым договором, где указаны сведения о месте работы на территории такой зоны, - те, кому специальные удостоверения не выдаются, но меры социальной поддержки как чернобыльцам, включая "чернобыльский" отпуск, полагаются. Например, граждане, работающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, указанные в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (Письмо Минфина России от 01.07.2009 N 03-05-04-01/48).
(КонсультантПлюс, 2025)паспортом с записью о регистрации по месту жительства на территории соответствующей зоны радиационного заражения, трудовой книжкой, трудовым договором, где указаны сведения о месте работы на территории такой зоны, - те, кому специальные удостоверения не выдаются, но меры социальной поддержки как чернобыльцам, включая "чернобыльский" отпуск, полагаются. Например, граждане, работающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, указанные в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (Письмо Минфина России от 01.07.2009 N 03-05-04-01/48).
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий квартал 2024 года"Согласно Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право на ежемесячную денежную выплату имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а также дети и подростки в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие в такой зоне (пункт 8 части первой статьи 13, пункты 7 и 10 части первой статьи 27.1).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что Г. с 26 июля 2005 г. является получателем ежемесячной денежной выплаты на дочь Г.Е., 2005 года рождения, на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее также - Закон N 1244-1) как гражданина, постоянно проживающего на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что Г. с 26 июля 2005 г. является получателем ежемесячной денежной выплаты на дочь Г.Е., 2005 года рождения, на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее также - Закон N 1244-1) как гражданина, постоянно проживающего на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Статья: Конституционная терминология в сфере социальной защиты
(Истомина Е.А., Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Между тем в последние годы четко наметилась и на разных уровнях нормотворчества реализуется тенденция усиления адресности социальной поддержки. Так, на федеральном уровне ее реализацию можно связывать со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ (в ред. от 10 июля 2023 г.) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости". Изменения коснулись нескольких федеральных законов, устанавливающих меры социальной поддержки для отдельных категорий населения (ветеранов, жертв радиации и др.). Произошло ужесточение условий предоставления таких мер в целях усиления адресности социальной поддержки в условиях ограниченности публичных ресурсов. Например, для граждан, постоянно проживающих (работающих) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, было введено условие, касающееся продолжительности постоянного проживания на загрязненных территориях непосредственно перед предоставлением данных мер (1 год в зоне отселения, 3 года в зоне проживания с правом на отселение, 4 года в зоне с льготным социально-экономическим статусом). Следует подчеркнуть, что вновь введенные условия не распространялись на граждан, у которых право на меры социальной поддержки возникло до вступления в силу нового регулирования. Необходимость усиления адресности социальной поддержки в отношении данной категории граждан была обусловлена, как следует из пояснительной записки к законопроекту, многочисленными злоупотреблениями с их стороны при регистрации по месту жительства без фактического проживания на загрязненных территориях.
(Истомина Е.А., Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Между тем в последние годы четко наметилась и на разных уровнях нормотворчества реализуется тенденция усиления адресности социальной поддержки. Так, на федеральном уровне ее реализацию можно связывать со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ (в ред. от 10 июля 2023 г.) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости". Изменения коснулись нескольких федеральных законов, устанавливающих меры социальной поддержки для отдельных категорий населения (ветеранов, жертв радиации и др.). Произошло ужесточение условий предоставления таких мер в целях усиления адресности социальной поддержки в условиях ограниченности публичных ресурсов. Например, для граждан, постоянно проживающих (работающих) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, было введено условие, касающееся продолжительности постоянного проживания на загрязненных территориях непосредственно перед предоставлением данных мер (1 год в зоне отселения, 3 года в зоне проживания с правом на отселение, 4 года в зоне с льготным социально-экономическим статусом). Следует подчеркнуть, что вновь введенные условия не распространялись на граждан, у которых право на меры социальной поддержки возникло до вступления в силу нового регулирования. Необходимость усиления адресности социальной поддержки в отношении данной категории граждан была обусловлена, как следует из пояснительной записки к законопроекту, многочисленными злоупотреблениями с их стороны при регистрации по месту жительства без фактического проживания на загрязненных территориях.
Статья: Функция дифференциации пенсионного обеспечения по территориальному признаку
(Шайхатдинов В.Ш., Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)Очень широкое проявление дифференциации по признаку территориальности отмечается в пенсионном обеспечении граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Правовые последствия связываются и с фактом работы, и с фактом проживания в зоне аварии Чернобыльской АЭС. Преимущества или льготы могут влиять как на право на пенсию, так и на размер пенсии. Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" <15> содержит перечень двенадцати категорий граждан, каждая из которых имеет свои особенности социальной защиты и социального обеспечения, включая пенсионное обеспечение.
(Шайхатдинов В.Ш., Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)Очень широкое проявление дифференциации по признаку территориальности отмечается в пенсионном обеспечении граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Правовые последствия связываются и с фактом работы, и с фактом проживания в зоне аварии Чернобыльской АЭС. Преимущества или льготы могут влиять как на право на пенсию, так и на размер пенсии. Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" <15> содержит перечень двенадцати категорий граждан, каждая из которых имеет свои особенности социальной защиты и социального обеспечения, включая пенсионное обеспечение.
Статья: Категория социального риска и риск-ориентированный подход к правовому регулированию социального обеспечения
(Федорова М.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)Оценка степени социального риска, которому подвергаются те или иные категории граждан, при внесении в законодательство о социальной защите изменений и дополнений, направленных на усиление адресности социальной поддержки, также может рассматриваться как применение риск-ориентированного подхода. В ряду подобных примеров могут быть названы введение условий о продолжительности проживания в зонах радиоактивного загрязнения для предоставления мер социальной поддержки, связанных с чернобыльской катастрофой; установление специальных правил индексации страховых пенсий для работающих пенсионеров; определение случаев прекращения права на материнский (семейный) капитал и т.д.
(Федорова М.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)Оценка степени социального риска, которому подвергаются те или иные категории граждан, при внесении в законодательство о социальной защите изменений и дополнений, направленных на усиление адресности социальной поддержки, также может рассматриваться как применение риск-ориентированного подхода. В ряду подобных примеров могут быть названы введение условий о продолжительности проживания в зонах радиоактивного загрязнения для предоставления мер социальной поддержки, связанных с чернобыльской катастрофой; установление специальных правил индексации страховых пенсий для работающих пенсионеров; определение случаев прекращения права на материнский (семейный) капитал и т.д.
Статья: Роль цифровых технологий в совершенствовании правового регулирования социальной защиты пострадавших от радиации
(Федорова М.Ю., Черепанцева Ю.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)В структуре радиационного риска также можно выделить отдельные элементы: сам факт радиационного воздействия либо потенциальную возможность такого воздействия с превышением допустимых нормативов, а также его последствия, которые, как правило, носят социальный характер, в силу чего совпадают с основаниями предоставления социального обеспечения (болезнь, инвалидность, смерть и т.п.). Радиационный риск, не будучи тождествен социальному риску, преобразуется в социальный риск и именно в этом качестве становится основанием для социальной защиты. С этой точки зрения радиационный риск включает в себя фактор социального риска и рисковое событие. Российская модель защиты от радиационно обусловленных социальных рисков охватывает не только меры, адресованные лицам, которые испытали на себе неблагоприятные последствия радиации (приобрели определенные заболевания либо стали инвалидами), но и меры превентивного характера (например, компенсационные выплаты для граждан, проживающих на загрязненных территориях). Попутно отметим, что имеются примеры установления социальной защиты с целью компенсации отрицательного воздействия психоэмоциональной нагрузки, вызванной радиационной катастрофой, как это сделано, например, в отношении граждан, проживающих после аварии на Чернобыльской АЭС в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
(Федорова М.Ю., Черепанцева Ю.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)В структуре радиационного риска также можно выделить отдельные элементы: сам факт радиационного воздействия либо потенциальную возможность такого воздействия с превышением допустимых нормативов, а также его последствия, которые, как правило, носят социальный характер, в силу чего совпадают с основаниями предоставления социального обеспечения (болезнь, инвалидность, смерть и т.п.). Радиационный риск, не будучи тождествен социальному риску, преобразуется в социальный риск и именно в этом качестве становится основанием для социальной защиты. С этой точки зрения радиационный риск включает в себя фактор социального риска и рисковое событие. Российская модель защиты от радиационно обусловленных социальных рисков охватывает не только меры, адресованные лицам, которые испытали на себе неблагоприятные последствия радиации (приобрели определенные заболевания либо стали инвалидами), но и меры превентивного характера (например, компенсационные выплаты для граждан, проживающих на загрязненных территориях). Попутно отметим, что имеются примеры установления социальной защиты с целью компенсации отрицательного воздействия психоэмоциональной нагрузки, вызванной радиационной катастрофой, как это сделано, например, в отношении граждан, проживающих после аварии на Чернобыльской АЭС в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.