Льготы приемным семьям
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы приемным семьям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3 "Отдельные выплаты военнослужащим" Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"Между тем дифференциация судами первой и апелляционной инстанций прав фактических воспитателей военнослужащих на получение мер социальной поддержки, выплачиваемых в связи с гибелью (смертью) военнослужащего (в зависимости от принятия органом местного самоуправления постановления о передаче под опеку и заключения договора о приемной семье), свидетельствует о формальном толковании судебными инстанциями пункта 4 части 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" о фактических воспитателях как членах семьи военнослужащего, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае его гибели, без учета цели, которую преследовал законодатель, что привело к необоснованным различиям в объеме социальных прав лиц, фактически принадлежащих к одной категории, что несовместимо с конституционными принципами равенства, справедливости и соразмерности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Договор о приемной семье - социально-обеспечительный договор
(Трофимова Г.А.)
("Современное право", 2025, N 3)Положение о возмездности можно признать презюмируемым по той простой причине, что сторона, принимающая на себя обязательство, должна быть каким-то образом заинтересована в принятии ребенка в свою семью на воспитание. Согласно СК РФ размер денежного вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 153.1). То есть, по сути, на региональном уровне может быть представлено разное положение на этот счет. Вместе с тем "можно прийти к выводу о том, что договор о приемной семье может быть безвозмездным. Нельзя не обратить внимания на то, что среди существенных условий договора о приемной семье, указанных в п. 1 ст. 153.1, отсутствует условие о размере вознаграждения приемным родителям" [4, с. 54 - 55]. Представляется, что если признать данный договор гражданско-правовым, то тогда, несмотря на отсутствие в самом договоре размера вознаграждения, оно должно предполагаться; факт же заключения безвозмездного договора должен, в свою очередь, указываться в самом договоре (в соответствии с правилом о презумпции возмездности гражданско-правового договора); если же лица получают социальную поддержку в связи с заключением данного договора, то это наводит на мысль, что договор не является коммерческим и имущественным в том значении, которое придается гражданским правом.
(Трофимова Г.А.)
("Современное право", 2025, N 3)Положение о возмездности можно признать презюмируемым по той простой причине, что сторона, принимающая на себя обязательство, должна быть каким-то образом заинтересована в принятии ребенка в свою семью на воспитание. Согласно СК РФ размер денежного вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 153.1). То есть, по сути, на региональном уровне может быть представлено разное положение на этот счет. Вместе с тем "можно прийти к выводу о том, что договор о приемной семье может быть безвозмездным. Нельзя не обратить внимания на то, что среди существенных условий договора о приемной семье, указанных в п. 1 ст. 153.1, отсутствует условие о размере вознаграждения приемным родителям" [4, с. 54 - 55]. Представляется, что если признать данный договор гражданско-правовым, то тогда, несмотря на отсутствие в самом договоре размера вознаграждения, оно должно предполагаться; факт же заключения безвозмездного договора должен, в свою очередь, указываться в самом договоре (в соответствии с правилом о презумпции возмездности гражданско-правового договора); если же лица получают социальную поддержку в связи с заключением данного договора, то это наводит на мысль, что договор не является коммерческим и имущественным в том значении, которое придается гражданским правом.
Статья: Перспективы института приемной семьи для пожилых граждан и инвалидов: зарубежные доктрины и опыт российского законодателя
(Дивеева Н.И., Кузьменко А.В., Ногайлиева Ф.К., Филиппова М.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2020, N 4)Статья посвящена исследованию нового для российского законодательства вида социальной поддержки населения - приемной семьи для пожилых граждан и инвалидов. Выявлено, что рост доли пожилых граждан в структуре населения, прогнозируемое увеличение продолжительности жизни ставит государство перед необходимостью поиска новых гибких форм устройства пожилых граждан и инвалидов. Активная форма социальной помощи в виде создания специализированных государственных учреждений более не обеспечивает должного уровня ухода, не позволяет учесть индивидуальные особенности и предпочтения нуждающихся, а продолжение ее оказания в будущем лишь увеличит нагрузку на государственный бюджет. Признанной (в том числе на международном уровне) формой устройства, способной удовлетворить потребности этой категории граждан, является семья. Целью статьи является анализ социально-демографической и культурологической проблематики семейных форм ухода за пожилыми и инвалидами, правового регулирования этих вопросов в России и за рубежом. Данное исследование, проведенное с использованием общенаучных методов и методов юридической науки (формально-юридический, сравнительно-правовой и др.), позволило сформулировать несколько выводов. Проблема недостаточности форм устройства и ухода за пожилыми и инвалидами может быть охарактеризована как цивилизационная, культурно обусловленная. Распад традиционных форм жизни и хозяйствования происходит наряду с переходом к новому типу семейной культуры - нуклеарной семье. Данный тип семьи не предполагает совместного проживания нескольких поколений, а значит, и ухода членами семьи за пожилыми и инвалидами, что вынуждает государства к поиску и развитию новых форм устройства нуждающихся. Организационной формой, получившей наибольшее распространение в зарубежной практике, стала приемная семья для пожилых и инвалидов. Эта форма возникает на основании договора о помещении нуждающегося в приемную семью с возложением обязательств по уходу за ним на опекуна. При этом государство полностью или частично возмещает расходы опекуна и контролирует добросовестность выполнения опекуном обязательств. Похожая практика все чаще встречается и в региональном российском законодательстве, что позволяет сделать вывод о необходимости закрепления этой конструкции в федеральном законе.
(Дивеева Н.И., Кузьменко А.В., Ногайлиева Ф.К., Филиппова М.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2020, N 4)Статья посвящена исследованию нового для российского законодательства вида социальной поддержки населения - приемной семьи для пожилых граждан и инвалидов. Выявлено, что рост доли пожилых граждан в структуре населения, прогнозируемое увеличение продолжительности жизни ставит государство перед необходимостью поиска новых гибких форм устройства пожилых граждан и инвалидов. Активная форма социальной помощи в виде создания специализированных государственных учреждений более не обеспечивает должного уровня ухода, не позволяет учесть индивидуальные особенности и предпочтения нуждающихся, а продолжение ее оказания в будущем лишь увеличит нагрузку на государственный бюджет. Признанной (в том числе на международном уровне) формой устройства, способной удовлетворить потребности этой категории граждан, является семья. Целью статьи является анализ социально-демографической и культурологической проблематики семейных форм ухода за пожилыми и инвалидами, правового регулирования этих вопросов в России и за рубежом. Данное исследование, проведенное с использованием общенаучных методов и методов юридической науки (формально-юридический, сравнительно-правовой и др.), позволило сформулировать несколько выводов. Проблема недостаточности форм устройства и ухода за пожилыми и инвалидами может быть охарактеризована как цивилизационная, культурно обусловленная. Распад традиционных форм жизни и хозяйствования происходит наряду с переходом к новому типу семейной культуры - нуклеарной семье. Данный тип семьи не предполагает совместного проживания нескольких поколений, а значит, и ухода членами семьи за пожилыми и инвалидами, что вынуждает государства к поиску и развитию новых форм устройства нуждающихся. Организационной формой, получившей наибольшее распространение в зарубежной практике, стала приемная семья для пожилых и инвалидов. Эта форма возникает на основании договора о помещении нуждающегося в приемную семью с возложением обязательств по уходу за ним на опекуна. При этом государство полностью или частично возмещает расходы опекуна и контролирует добросовестность выполнения опекуном обязательств. Похожая практика все чаще встречается и в региональном российском законодательстве, что позволяет сделать вывод о необходимости закрепления этой конструкции в федеральном законе.
Нормативные акты
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)2. Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)2. Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
"Обзор практики рассмотрения судами в 2012 - 2014 годах дел о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), за счет казны субъекта Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. В случае, если субъект Российской Федерации, установив размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, не определил порядок выплаты этого вознаграждения приемным родителям, являющимся супругами, то при заключении такими лицами договора о приемной семье они не лишены возможности поставить вопрос о включении в договор условия о выплате указанного вознаграждения в долях каждому из приемных родителей (супругов).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. В случае, если субъект Российской Федерации, установив размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, не определил порядок выплаты этого вознаграждения приемным родителям, являющимся супругами, то при заключении такими лицами договора о приемной семье они не лишены возможности поставить вопрос о включении в договор условия о выплате указанного вознаграждения в долях каждому из приемных родителей (супругов).
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. В случае если субъект Российской Федерации, установив размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, не определил порядок выплаты этого вознаграждения приемным родителям, являющимся супругами, то при заключении такими лицами договора о приемной семье они не лишены возможности поставить вопрос о включении в договор условия о выплате указанного вознаграждения в долях каждому из приемных родителей (супругов). Согласно частям 1 и 2 статьи 16 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных данной статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. В случае если субъект Российской Федерации, установив размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, не определил порядок выплаты этого вознаграждения приемным родителям, являющимся супругами, то при заключении такими лицами договора о приемной семье они не лишены возможности поставить вопрос о включении в договор условия о выплате указанного вознаграждения в долях каждому из приемных родителей (супругов). Согласно частям 1 и 2 статьи 16 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных данной статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Статья: К вопросу о проблематике опеки над детьми, чьи матери были осуждены к лишению свободы
(Москвитина М.М.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 1)Еще в 2017 г. в Следственном комитете Российской Федерации эксперты пришли к мнению, что взятие ребенка в приемные семьи может быть связано с корыстными намерениями. Поскольку государство финансирует приемные семьи, предоставляет определенные льготы, некоторые недобропорядочные опекуны могут пользоваться этим в личных целях. Конечно, жестокое обращение и надругательство над приемными детьми скорее вероятно в случае их сиротства, тогда как в случае временной опеки родные матери первыми забьют тревогу, что заметят что-то неладное. Тем не менее следственные органы призывают проводить тщательную работу с кандидатами в приемные родители. Как и Л.С. Печникова, сотрудники следственных органов подчеркивают необходимость подготовки, контроля и оказания помощи приемной семье. Они также указывают на важность изучения мотивации потенциальных приемных родителей. По словам представителя Следственного комитета, "это должны быть не те люди, которые берут детей в семью в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств. Это должны быть люди, обладающие определенными профессиональными компетенциями, которым государство не побоится доверить бесценную детскую жизнь, и спрос должен быть с них как с профессионалов" <9>. Также следственные органы обращают внимание на то, что приемные родители были замечены не только в заработке на родительстве, имея своих опекаемых в качестве постоянного, а часто и единственного, источника дохода, а также не раз обвинялись и в педофилии.
(Москвитина М.М.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 1)Еще в 2017 г. в Следственном комитете Российской Федерации эксперты пришли к мнению, что взятие ребенка в приемные семьи может быть связано с корыстными намерениями. Поскольку государство финансирует приемные семьи, предоставляет определенные льготы, некоторые недобропорядочные опекуны могут пользоваться этим в личных целях. Конечно, жестокое обращение и надругательство над приемными детьми скорее вероятно в случае их сиротства, тогда как в случае временной опеки родные матери первыми забьют тревогу, что заметят что-то неладное. Тем не менее следственные органы призывают проводить тщательную работу с кандидатами в приемные родители. Как и Л.С. Печникова, сотрудники следственных органов подчеркивают необходимость подготовки, контроля и оказания помощи приемной семье. Они также указывают на важность изучения мотивации потенциальных приемных родителей. По словам представителя Следственного комитета, "это должны быть не те люди, которые берут детей в семью в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств. Это должны быть люди, обладающие определенными профессиональными компетенциями, которым государство не побоится доверить бесценную детскую жизнь, и спрос должен быть с них как с профессионалов" <9>. Также следственные органы обращают внимание на то, что приемные родители были замечены не только в заработке на родительстве, имея своих опекаемых в качестве постоянного, а часто и единственного, источника дохода, а также не раз обвинялись и в педофилии.