Льготы при пожертвовании
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы при пожертвовании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Уменьшить свой доход для расчета НДФЛ можно далеко не на все пожертвования. Льгота действует только тогда, когда человек безвозмездно перечислил деньги:
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Уменьшить свой доход для расчета НДФЛ можно далеко не на все пожертвования. Льгота действует только тогда, когда человек безвозмездно перечислил деньги:
Статья: Социально-правовые основы закята как предпосылка формирования фискальной политики арабских стран
(Погодина И.В., Байсеркешова Ж.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 3)В современной налоговой системе России есть ряд механизмов, которые направлены на поддержку населения, в том числе социально незащищенных слоев: это, например, налоговые льготы, поощрение пожертвований налоговыми льготами и введенная с 1 января 2021 г. прогрессивная ставка НДФЛ (до 15% для тех, кто зарабатывает свыше 5 млн руб. в год). Полученные средства государство направляет на лечение детей с тяжелыми, редкими заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации, на проведение высокотехнологичных операций.
(Погодина И.В., Байсеркешова Ж.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 3)В современной налоговой системе России есть ряд механизмов, которые направлены на поддержку населения, в том числе социально незащищенных слоев: это, например, налоговые льготы, поощрение пожертвований налоговыми льготами и введенная с 1 января 2021 г. прогрессивная ставка НДФЛ (до 15% для тех, кто зарабатывает свыше 5 млн руб. в год). Полученные средства государство направляет на лечение детей с тяжелыми, редкими заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации, на проведение высокотехнологичных операций.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 05.07.2011 N 879-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Котовой Евгении Викторовны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 1 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации"Федеральное законодательство не ограничивает права организаций науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения получать благотворительную помощь от плательщиков налога на доходы физических лиц и не ставит возможность ее получения в зависимость от бюджетного финансирования благополучателя. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" признает благотворителями лиц, осуществляющих в установленных формах благотворительные пожертвования (статья 5). Положения статьи 582 ГК Российской Федерации, определяя пожертвование как дарение вещи или права в общеполезных целях, допускают его совершение в пользу лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других подобных учреждений, благотворительных, научных и образовательных учреждений, фондов, музеев, иных учреждений культуры, общественных и религиозных организаций, прочих некоммерческих организаций, при том что принятие пожертвования не требует чьего-либо разрешения или согласия. Пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" относит добровольные имущественные взносы и пожертвования к источникам формирования имущества некоммерческой организации и допускает установление ограничений на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов только законами. Согласно статье 46 Основ законодательства Российской Федерации о культуре право организации культуры на получение безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) не ограничивается, а в силу пункта 8 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение вправе привлекать в установленном законодательством порядке дополнительные средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических лиц.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Котовой Евгении Викторовны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 1 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации"Федеральное законодательство не ограничивает права организаций науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения получать благотворительную помощь от плательщиков налога на доходы физических лиц и не ставит возможность ее получения в зависимость от бюджетного финансирования благополучателя. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" признает благотворителями лиц, осуществляющих в установленных формах благотворительные пожертвования (статья 5). Положения статьи 582 ГК Российской Федерации, определяя пожертвование как дарение вещи или права в общеполезных целях, допускают его совершение в пользу лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других подобных учреждений, благотворительных, научных и образовательных учреждений, фондов, музеев, иных учреждений культуры, общественных и религиозных организаций, прочих некоммерческих организаций, при том что принятие пожертвования не требует чьего-либо разрешения или согласия. Пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" относит добровольные имущественные взносы и пожертвования к источникам формирования имущества некоммерческой организации и допускает установление ограничений на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов только законами. Согласно статье 46 Основ законодательства Российской Федерации о культуре право организации культуры на получение безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) не ограничивается, а в силу пункта 8 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение вправе привлекать в установленном законодательством порядке дополнительные средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических лиц.
Информационное письмо ВАС РФ от 23.11.1992 N С-13/ОП-329
"О практике разрешения споров, связанных с применением налогового законодательства"Согласно ст. 9 Закона РСФСР "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям" местные Советы образуют специальные фонды социальной защиты за счет средств соответствующих местных бюджетов и внебюджетных фондов, в том числе добровольных пожертвований. Однако права введения обязательных сборов и отчислений в указанные фонды местным Советам предоставлено не было. Указанный сбор в фонд социальной защиты населения не предусмотрен также действовавшим в то время Положением о местных налогах и сборах, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11.03.88, и принятым впоследствии и вступившим в силу с 01.01.92 Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст. 21).
"О практике разрешения споров, связанных с применением налогового законодательства"Согласно ст. 9 Закона РСФСР "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям" местные Советы образуют специальные фонды социальной защиты за счет средств соответствующих местных бюджетов и внебюджетных фондов, в том числе добровольных пожертвований. Однако права введения обязательных сборов и отчислений в указанные фонды местным Советам предоставлено не было. Указанный сбор в фонд социальной защиты населения не предусмотрен также действовавшим в то время Положением о местных налогах и сборах, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11.03.88, и принятым впоследствии и вступившим в силу с 01.01.92 Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст. 21).
Готовое решение: Какие меры поддержки существуют для социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО)
(КонсультантПлюс, 2025)Физлицам, оказывающим поддержку СОНКО, также могут быть предоставлены налоговые льготы. Например, физлица, перечислившие СОНКО пожертвования на осуществление деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, а также видов деятельности, предусмотренных ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях, имеют право на социальный вычет по НДФЛ. Вычет предоставляется в сумме доходов, перечисляемых в виде такого пожертвования (пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ, Письмо Минфина России от 30.12.2020 N 03-04-06/116141).
(КонсультантПлюс, 2025)Физлицам, оказывающим поддержку СОНКО, также могут быть предоставлены налоговые льготы. Например, физлица, перечислившие СОНКО пожертвования на осуществление деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, а также видов деятельности, предусмотренных ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях, имеют право на социальный вычет по НДФЛ. Вычет предоставляется в сумме доходов, перечисляемых в виде такого пожертвования (пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ, Письмо Минфина России от 30.12.2020 N 03-04-06/116141).
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете передачу товаров в качестве пожертвования в рамках благотворительной деятельности (на основании договора о безвозмездной передаче)?..
(Консультация эксперта, 2025)Пожертвование товаров организации социального обслуживания с целью социальной поддержки и защиты граждан признается благотворительной деятельностью (ст. 1, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)") (далее - Закон N 135-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Пожертвование товаров организации социального обслуживания с целью социальной поддержки и защиты граждан признается благотворительной деятельностью (ст. 1, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)") (далее - Закон N 135-ФЗ).
Статья: Особенности правового регулирования оказания социальных услуг в фонде как унитарной некоммерческой организации
(Калинина О.Е.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 4)В Тульском регионе в настоящий момент действует несколько кризисных центров для женщин и семьи в унитарных организационно-правовых формах некоммерческих организаций при содействии Министерства труда и социальной защиты и Министерства здравоохранения Тульской области совместно с социально-психологическими и социально-реабилитационными центрами, центрами социального обслуживания. Финансирование деятельности данных центров осуществляется как за счет государственного или муниципального бюджетов, так и за счет частных пожертвований.
(Калинина О.Е.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 4)В Тульском регионе в настоящий момент действует несколько кризисных центров для женщин и семьи в унитарных организационно-правовых формах некоммерческих организаций при содействии Министерства труда и социальной защиты и Министерства здравоохранения Тульской области совместно с социально-психологическими и социально-реабилитационными центрами, центрами социального обслуживания. Финансирование деятельности данных центров осуществляется как за счет государственного или муниципального бюджетов, так и за счет частных пожертвований.
Статья: Конституционная терминология в праве социального обеспечения
(Федорова М.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)Соответственно, с функциональной точки зрения социальная защита включает более разнообразный комплекс мер, которые направлены не только на борьбу с последствиями реализации социальных рисков, но и на предупреждение возникновения самих таких рисков. Данные меры могут исходить не только от субъектов публичной власти (Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований), но и от профсоюзов, общественных и благотворительных организаций, работодателей и т.п. Финансовое обеспечение мер социальной защиты может осуществляться за счет как публичных ресурсов, так и иных средств (прибыли работодателей, средств благотворительных пожертвований, собственных средств граждан и т.п.). Данные меры могут устанавливаться как законами и иными нормативными актами, так и договорами различных типов и видов (коллективными договорами и соглашениями, гражданско-правовыми договорами страхования, пожизненного содержания с иждивением и пр.). Правовое регулирование социальной защиты может характеризоваться как разноотраслевое и межотраслевое, поскольку оно осуществляется нормами различных отраслей права, чаще всего при их функциональном взаимодействии (например, корпоративные меры социальной защиты, установленные коллективными договорами или соглашениями, охватываются предметом трудового права, а льгота по уплате налога на прибыль для работодателей, финансирующих такие меры, - налогового права).
(Федорова М.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)Соответственно, с функциональной точки зрения социальная защита включает более разнообразный комплекс мер, которые направлены не только на борьбу с последствиями реализации социальных рисков, но и на предупреждение возникновения самих таких рисков. Данные меры могут исходить не только от субъектов публичной власти (Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований), но и от профсоюзов, общественных и благотворительных организаций, работодателей и т.п. Финансовое обеспечение мер социальной защиты может осуществляться за счет как публичных ресурсов, так и иных средств (прибыли работодателей, средств благотворительных пожертвований, собственных средств граждан и т.п.). Данные меры могут устанавливаться как законами и иными нормативными актами, так и договорами различных типов и видов (коллективными договорами и соглашениями, гражданско-правовыми договорами страхования, пожизненного содержания с иждивением и пр.). Правовое регулирование социальной защиты может характеризоваться как разноотраслевое и межотраслевое, поскольку оно осуществляется нормами различных отраслей права, чаще всего при их функциональном взаимодействии (например, корпоративные меры социальной защиты, установленные коллективными договорами или соглашениями, охватываются предметом трудового права, а льгота по уплате налога на прибыль для работодателей, финансирующих такие меры, - налогового права).
Статья: Подоходный налог: аргументы против прогрессии
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Начиная с XIX в. прогрессивная шкала подоходного обложения постепенно становится более плоской: снижается максимальная ставка налога, расширяется перечень льгот, которыми пользуются и имущие классы (например, к вычету принимаются благотворительные пожертвования), и подоходный налог становится массовым (тем самым ослабевает социальная функция и усиливается фискальная функция налога). Например, в Пруссии доля освобождаемых неимущих слоев от классной подати заметно сокращалась: 1849 г. - 4,9%, 1859 г. - 3,5%, 1867 г. - 2,9%, одновременно росло бремя прямых налогов (поземельный, со строений, подоходный (классный)) с 37,87 зильбергроша на душу населения в 1849 г. до 42,75 - в 1863 г. <29>.
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Начиная с XIX в. прогрессивная шкала подоходного обложения постепенно становится более плоской: снижается максимальная ставка налога, расширяется перечень льгот, которыми пользуются и имущие классы (например, к вычету принимаются благотворительные пожертвования), и подоходный налог становится массовым (тем самым ослабевает социальная функция и усиливается фискальная функция налога). Например, в Пруссии доля освобождаемых неимущих слоев от классной подати заметно сокращалась: 1849 г. - 4,9%, 1859 г. - 3,5%, 1867 г. - 2,9%, одновременно росло бремя прямых налогов (поземельный, со строений, подоходный (классный)) с 37,87 зильбергроша на душу населения в 1849 г. до 42,75 - в 1863 г. <29>.
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль доходов в виде безвозмездно полученных прав на использование программного обеспечения.
(Письмо Минфина России от 05.09.2023 N 03-03-05/84611)В соответствии с пунктом 1 статьи 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.
(Письмо Минфина России от 05.09.2023 N 03-03-05/84611)В соответствии с пунктом 1 статьи 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.
Статья: Сравнительно-правовой анализ налоговых систем России и Германии с акцентом на рассмотрении подоходного налогообложения
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2021, N 5)К особым расходам относят расходы, имеющие характер будущего обеспечения (страховые взносы, взносы в целевые фонды), и расходы на поддержку благотворительных, церковных, научных учреждений, но не более 5% общей суммы доходов налогоплательщика.
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2021, N 5)К особым расходам относят расходы, имеющие характер будущего обеспечения (страховые взносы, взносы в целевые фонды), и расходы на поддержку благотворительных, церковных, научных учреждений, но не более 5% общей суммы доходов налогоплательщика.
Статья: Проблемы формирования базовых понятий права социального обеспечения
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Важно отметить, что источниками финансирования гарантий социальной защиты могут быть как обязательные страховые взносы, так и средства бюджетов всех уровней в рамках государственной системы, а за ее пределами - добровольные взносы, средства благотворительных организаций, пожертвования и т.п.
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Важно отметить, что источниками финансирования гарантий социальной защиты могут быть как обязательные страховые взносы, так и средства бюджетов всех уровней в рамках государственной системы, а за ее пределами - добровольные взносы, средства благотворительных организаций, пожертвования и т.п.
Статья: Благотворительная сущность краудфандинга
(Макарова К.Б.)
("Юрист", 2023, N 3)Исходя из приведенной классификации можно сделать однозначный вывод, что краудфандинг имеет в своей сущности две противоположные природы: возмездную и безвозмездную. Возмездное предоставление не позволяет говорить о существовании благотворительных аспектов краудфандинга, поскольку является классической моделью инвестиционных вложений. Говоря о безвозмездности пожертвований на реализацию проекта, стоит более подробно остановиться на категории "благотворительная деятельность" и обозначить связующие элементы между такой деятельностью и краудфандингом.
(Макарова К.Б.)
("Юрист", 2023, N 3)Исходя из приведенной классификации можно сделать однозначный вывод, что краудфандинг имеет в своей сущности две противоположные природы: возмездную и безвозмездную. Возмездное предоставление не позволяет говорить о существовании благотворительных аспектов краудфандинга, поскольку является классической моделью инвестиционных вложений. Говоря о безвозмездности пожертвований на реализацию проекта, стоит более подробно остановиться на категории "благотворительная деятельность" и обозначить связующие элементы между такой деятельностью и краудфандингом.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете передачу в рамках благотворительной деятельности излишка покупного товара, выявленного при инвентаризации, на основании договора о безвозмездной передаче?..
(Консультация эксперта, 2025)Пожертвование товара организации социального обслуживания с целью социальной поддержки и защиты граждан признается благотворительной деятельностью (благотворительным пожертвованием) (ст. 1, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)") (далее - Закон N 135-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Пожертвование товара организации социального обслуживания с целью социальной поддержки и защиты граждан признается благотворительной деятельностью (благотворительным пожертвованием) (ст. 1, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)") (далее - Закон N 135-ФЗ).