Льготы при поступлении для детей-сирот
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы при поступлении для детей-сирот (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие льготы существуют при поступлении в вуз?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отдельным лицам могут быть предоставлены льготы при поступлении в вуз, в частности прием без вступительных испытаний, преимущественное зачисление при успешном прохождении вступительных испытаний, прием на подготовительные отделения для обучения за счет федерального бюджета. В зависимости от вида льготы к таким лицам относятся, например, победители всероссийской олимпиады школьников, инвалиды I и II групп, дети-сироты.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отдельным лицам могут быть предоставлены льготы при поступлении в вуз, в частности прием без вступительных испытаний, преимущественное зачисление при успешном прохождении вступительных испытаний, прием на подготовительные отделения для обучения за счет федерального бюджета. В зависимости от вида льготы к таким лицам относятся, например, победители всероссийской олимпиады школьников, инвалиды I и II групп, дети-сироты.
Ситуация: Какие существуют гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Какие существуют гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Какие существуют гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 10.06.2025 N 70н
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" по предоставлению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" по предоставлению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 N 397
"О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства"
(вместе с "Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства")32. В случае отсутствия оснований, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 4 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", орган по прежнему месту жительства не позднее 20 рабочих дней со дня поступления запроса о предоставлении учетного дела направляет в орган по новому месту жительства заказным письмом с уведомлением о вручении учетное дело.
"О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства"
(вместе с "Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства")32. В случае отсутствия оснований, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 4 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", орган по прежнему месту жительства не позднее 20 рабочих дней со дня поступления запроса о предоставлении учетного дела направляет в орган по новому месту жительства заказным письмом с уведомлением о вручении учетное дело.
Статья: Некоторые особенности реализации компетенции местного самоуправления в условиях достаточного финансирования
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)В качестве примера более взвешенного подхода можно привести Решение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 20 июля 2021 г. по делу N 2-2-148/2021, в котором содержится разумный механизм возможных действий суда при вынесении решений по данной категории дел. Суд констатирует, что реализация органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий неразрывно связана с исполнением возложенных функций Министерством социальной защиты населения Тверской области. Именно Министерство (созданная им специальная комиссия) формирует список лиц из числа детей-сирот, которым будет приобретено жилье за счет средств областного бюджета; список сформирован исходя из объемов финансирования, а также исходя из даты наступления права на обеспечение (наступления совершеннолетия); в данный список истица не включена. Поэтому в решении суда содержится требование, адресованное Министерству социальной защиты населения Тверской области, обеспечить финансирование расходов местной администрации на приобретение Ф.И.О. жилого помещения. И отдельное требование адресовано местной администрации, которая должна после поступления денежных средств на приобретение жилого помещения предоставить Ф.И.О. жилое помещение специализированного жилищного фонда.
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)В качестве примера более взвешенного подхода можно привести Решение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 20 июля 2021 г. по делу N 2-2-148/2021, в котором содержится разумный механизм возможных действий суда при вынесении решений по данной категории дел. Суд констатирует, что реализация органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий неразрывно связана с исполнением возложенных функций Министерством социальной защиты населения Тверской области. Именно Министерство (созданная им специальная комиссия) формирует список лиц из числа детей-сирот, которым будет приобретено жилье за счет средств областного бюджета; список сформирован исходя из объемов финансирования, а также исходя из даты наступления права на обеспечение (наступления совершеннолетия); в данный список истица не включена. Поэтому в решении суда содержится требование, адресованное Министерству социальной защиты населения Тверской области, обеспечить финансирование расходов местной администрации на приобретение Ф.И.О. жилого помещения. И отдельное требование адресовано местной администрации, которая должна после поступления денежных средств на приобретение жилого помещения предоставить Ф.И.О. жилое помещение специализированного жилищного фонда.
"Годовой отчет для учреждений образования - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Согласно п. 5 Правил для обучающихся N 1117 для обеспечения бесплатным питанием, одеждой, обувью и мягким инвентарем сироты и опекаемые, поступившие в учреждение профессионального образования, представляют справку, выданную органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего подопечного, содержащую реквизиты документов, свидетельствующих об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения родителей (единственного родителя).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Согласно п. 5 Правил для обучающихся N 1117 для обеспечения бесплатным питанием, одеждой, обувью и мягким инвентарем сироты и опекаемые, поступившие в учреждение профессионального образования, представляют справку, выданную органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего подопечного, содержащую реквизиты документов, свидетельствующих об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения родителей (единственного родителя).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. В комментируемой статье определены также льготы при поступлении в указанные выше образовательные организации и особенности правового статуса обучающихся.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. В комментируемой статье определены также льготы при поступлении в указанные выше образовательные организации и особенности правового статуса обучающихся.
Статья: Повышение роли налоговой политики Российской Федерации в мобилизации финансовых ресурсов
(Малис Н.И.)
("Финансы", 2023, N 12)Начало Великой Отечественной войны внесло коррективы в налоговую политику в связи с необходимостью мобилизации средств для пополнения доходных источников бюджета. Для этого были повышены ставки налогов с населения, введены новые налоги, расширен контингент налогоплательщиков и отменены многочисленные налоговые льготы. В ноябре 1941 г. был введен чрезвычайно эффективный для того времени налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, средства от которого шли на помощь сиротам и лицам, потерявшим кормильцев. Уместно отметить, что к 1945 г. в бюджет поступило 3,4 млрд руб., тогда как на соответствующие пособия тратилось только 2,1 млрд руб. [5, с. 226].
(Малис Н.И.)
("Финансы", 2023, N 12)Начало Великой Отечественной войны внесло коррективы в налоговую политику в связи с необходимостью мобилизации средств для пополнения доходных источников бюджета. Для этого были повышены ставки налогов с населения, введены новые налоги, расширен контингент налогоплательщиков и отменены многочисленные налоговые льготы. В ноябре 1941 г. был введен чрезвычайно эффективный для того времени налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, средства от которого шли на помощь сиротам и лицам, потерявшим кормильцев. Уместно отметить, что к 1945 г. в бюджет поступило 3,4 млрд руб., тогда как на соответствующие пособия тратилось только 2,1 млрд руб. [5, с. 226].
Статья: Социальное страхование. Рекомендации Счетной палаты
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 12)Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) выявил и устранил технические проблемы загрузки сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, связанные с некорректным учетом ЕГИССО поступивших сведений на одну ту же дату. В Классификатор мер социальной поддержки введена мера по выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал, что исправило невозможность загрузки данной меры поддержки в ЕГИССО.
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 12)Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) выявил и устранил технические проблемы загрузки сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, связанные с некорректным учетом ЕГИССО поступивших сведений на одну ту же дату. В Классификатор мер социальной поддержки введена мера по выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал, что исправило невозможность загрузки данной меры поддержки в ЕГИССО.
Вопрос: Что понимается под позитивной дискриминацией?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Действующее законодательство РФ не содержит такого понятия, как "позитивная дискриминация", однако ее проявления в законодательстве иногда встречаются. Например, ст. 71 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает категории граждан, пользующихся особыми правами (льготами) при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета (дети-сироты, инвалиды и т.д.). В данном случае сам статус "льготника" уже дает указанным гражданам преимущественное право на поступление в образовательные учреждения, независимо от знаний и умений. В этом и заключается смысл позитивной дискриминации.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Действующее законодательство РФ не содержит такого понятия, как "позитивная дискриминация", однако ее проявления в законодательстве иногда встречаются. Например, ст. 71 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает категории граждан, пользующихся особыми правами (льготами) при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета (дети-сироты, инвалиды и т.д.). В данном случае сам статус "льготника" уже дает указанным гражданам преимущественное право на поступление в образовательные учреждения, независимо от знаний и умений. В этом и заключается смысл позитивной дискриминации.
Статья: Выгода посредника при осуществлении закупок жилых помещений для государственных нужд: прибыль от предпринимательской деятельности или причиненный преступлением ущерб?
(Россоха А.А.)
("Российский следователь", 2025, N 7)Напомним кратко и схематично процедуру предоставления жилья детям-сиротам. Жилые помещения приобретаются у поставщиков, определенных по итогам электронного аукциона, проведенного в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <9> (далее - Закон N 44-ФЗ). В соответствии с положениями ст. 22, 24, 33 указанного Закона перед проведением аукциона сотрудниками заказчика устанавливаются требования к функциональным, техническим, качественным и иным характеристикам объекта закупки (техническое задание). Ими же устанавливается начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК), т.е. начальная цена аукциона на понижение - предельная сумма, которую заказчик готов заплатить за товар. НМЦК приоритетно устанавливается методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), т.е. на основании полученной информации о рыночных ценах идентичных или однородных товаров. Эти сведения получаются из различных источников, в том числе из коммерческих предложений - ценовой информации, поступившей по запросу заказчика от потенциальных поставщиков или размещенной в открытых источниках. Победителем аукциона признается тот участник закупки, который в отведенное для проведения этой процедуры время при подаче участниками аукциона предложений о снижении НМЦК предложил наиболее низкую цену контракта. Приобретенные по результатам аукционов квартиры в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставляются этой категории граждан по договорам специализированного найма <10>.
(Россоха А.А.)
("Российский следователь", 2025, N 7)Напомним кратко и схематично процедуру предоставления жилья детям-сиротам. Жилые помещения приобретаются у поставщиков, определенных по итогам электронного аукциона, проведенного в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <9> (далее - Закон N 44-ФЗ). В соответствии с положениями ст. 22, 24, 33 указанного Закона перед проведением аукциона сотрудниками заказчика устанавливаются требования к функциональным, техническим, качественным и иным характеристикам объекта закупки (техническое задание). Ими же устанавливается начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК), т.е. начальная цена аукциона на понижение - предельная сумма, которую заказчик готов заплатить за товар. НМЦК приоритетно устанавливается методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), т.е. на основании полученной информации о рыночных ценах идентичных или однородных товаров. Эти сведения получаются из различных источников, в том числе из коммерческих предложений - ценовой информации, поступившей по запросу заказчика от потенциальных поставщиков или размещенной в открытых источниках. Победителем аукциона признается тот участник закупки, который в отведенное для проведения этой процедуры время при подаче участниками аукциона предложений о снижении НМЦК предложил наиболее низкую цену контракта. Приобретенные по результатам аукционов квартиры в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставляются этой категории граждан по договорам специализированного найма <10>.