Льготы по страховым взносам 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы по страховым взносам 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 427 "Пониженные тарифы страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество выплачивало работникам компенсацию за использование личного имущества, в том числе рыболовных снастей, подвесных руль-моторов, лодок и рыбацких костюмов, при этом размер компенсации был напрямую связан с производственными результатами по добыче рыбы (от количества и породы сданной рыбы-сырца) и составлял 50 процентов общей суммы оплаты труда. Налоговый орган доначислил страховые взносы за 2020 год на суммы выплаченных компенсаций по совокупному тарифу 30 процентов. Плательщик оспорил доначисление, указав, что в силу ст. 6 и ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ для общества как для субъекта малого предпринимательства установлены пониженные тарифы страховых взносов начиная с апреля 2020 года (в совокупном размере 15 процентов). Суды признали правомерным доначисление страховых взносов по совокупному тарифу 30 процентов, поскольку применение более низкой ставки является льготой, о применении которой общество должно было заявить посредством представления налоговой декларации. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение, указав, что общество заявляло об ошибочной уплате страховых взносов по тарифу 30 процентов в связи с вступлением в силу изменений в законодательстве, а налоговый орган осуществляет ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, поэтому в рамках налоговой проверки налоговый орган имел возможность самостоятельно сделать вывод о соблюдении плательщиком условия для применения пониженного тарифа, без отдельного упоминания об этом плательщиком взносов. Исполняя обязанность по установлению действительной обязанности налогоплательщика по уплате страховых взносов, налоговый орган должен был самостоятельно применить при исчислении взносов тариф 15, а не 30 процентов.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество выплачивало работникам компенсацию за использование личного имущества, в том числе рыболовных снастей, подвесных руль-моторов, лодок и рыбацких костюмов, при этом размер компенсации был напрямую связан с производственными результатами по добыче рыбы (от количества и породы сданной рыбы-сырца) и составлял 50 процентов общей суммы оплаты труда. Налоговый орган доначислил страховые взносы за 2020 год на суммы выплаченных компенсаций по совокупному тарифу 30 процентов. Плательщик оспорил доначисление, указав, что в силу ст. 6 и ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ для общества как для субъекта малого предпринимательства установлены пониженные тарифы страховых взносов начиная с апреля 2020 года (в совокупном размере 15 процентов). Суды признали правомерным доначисление страховых взносов по совокупному тарифу 30 процентов, поскольку применение более низкой ставки является льготой, о применении которой общество должно было заявить посредством представления налоговой декларации. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение, указав, что общество заявляло об ошибочной уплате страховых взносов по тарифу 30 процентов в связи с вступлением в силу изменений в законодательстве, а налоговый орган осуществляет ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, поэтому в рамках налоговой проверки налоговый орган имел возможность самостоятельно сделать вывод о соблюдении плательщиком условия для применения пониженного тарифа, без отдельного упоминания об этом плательщиком взносов. Исполняя обязанность по установлению действительной обязанности налогоплательщика по уплате страховых взносов, налоговый орган должен был самостоятельно применить при исчислении взносов тариф 15, а не 30 процентов.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 5 "Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени" НК РФ"Распространение действия оспариваемого решения, предоставляющего налоговую льготу и улучшающего положение определенной категории налогоплательщиков, на налоговые периоды 2020 - 2022 годов соответствует пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Концептуальные проблемы предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам экономической деятельности в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Предоставление льгот по уплате страховых взносов было оформлено в виде Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса". Он предусматривал снижение с 1 января 2021 г. ставок страховых взносов для IT-компаний с 15 до 7,6% <12>. Эта мера еще больше ослабила связь между динамикой доходов пенсионной системы и совокупным фондом оплаты труда в экономике, что нарушило один из фундаментальных принципов пенсионного страхования. Автор сопоставил данные о ежемесячной динамике доходов работников учитываемых Росстатом отраслей с динамикой поступления сборов страховых взносов в ПФР за десять лет (рис. 1).
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Предоставление льгот по уплате страховых взносов было оформлено в виде Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса". Он предусматривал снижение с 1 января 2021 г. ставок страховых взносов для IT-компаний с 15 до 7,6% <12>. Эта мера еще больше ослабила связь между динамикой доходов пенсионной системы и совокупным фондом оплаты труда в экономике, что нарушило один из фундаментальных принципов пенсионного страхования. Автор сопоставил данные о ежемесячной динамике доходов работников учитываемых Росстатом отраслей с динамикой поступления сборов страховых взносов в ПФР за десять лет (рис. 1).
Последние изменения: Тарифы страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве
(КонсультантПлюс, 2025)В 2018 г. и плановом периоде 2019 - 2020 гг. сохраняется льгота по уплате страховых взносов на травматизм, установленная ст. 2 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ. Если организация или ИП производят выплаты инвалидам I - III группы, то взносы на них начисляются по льготной ставке - 60% от тарифа, соответствующего классу профессионального риска.
(КонсультантПлюс, 2025)В 2018 г. и плановом периоде 2019 - 2020 гг. сохраняется льгота по уплате страховых взносов на травматизм, установленная ст. 2 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ. Если организация или ИП производят выплаты инвалидам I - III группы, то взносы на них начисляются по льготной ставке - 60% от тарифа, соответствующего классу профессионального риска.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)Льготы по страховым взносам, применяемых субъектами малого и среднего предпринимательства, в отношении части выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающей минимальный размер оплаты труда (полуторакратный размер МРОТ с 2025 года), установлены в 2020 году как одна из мер государственной поддержки для борьбы с последствиями распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Большинство установленных мер поддержки предполагало временный характер их действия до восстановления экономической активности.
(разработаны Минфином России)Льготы по страховым взносам, применяемых субъектами малого и среднего предпринимательства, в отношении части выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающей минимальный размер оплаты труда (полуторакратный размер МРОТ с 2025 года), установлены в 2020 году как одна из мер государственной поддержки для борьбы с последствиями распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Большинство установленных мер поддержки предполагало временный характер их действия до восстановления экономической активности.
<Письмо> ФНС России от 04.06.2024 N БВ-4-7/6187@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в I квартале 2024 года по вопросам налогообложения>В случае же возникновения спора об учете льготы при доначислении недоимки, с учетом положений пункта 2 статьи 22 Налогового кодекса Российской Федерации руководитель налогового органа (его заместитель), установив при рассмотрении материалов налоговой проверки, что плательщиком не использовалась установленная законодательством льгота, не должен уклоняться от уведомления плательщика относительно наличия установленной законодательством льготы, тем самым, избирая более обременительный для плательщика вариант определения размера недоимки.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в I квартале 2024 года по вопросам налогообложения>В случае же возникновения спора об учете льготы при доначислении недоимки, с учетом положений пункта 2 статьи 22 Налогового кодекса Российской Федерации руководитель налогового органа (его заместитель), установив при рассмотрении материалов налоговой проверки, что плательщиком не использовалась установленная законодательством льгота, не должен уклоняться от уведомления плательщика относительно наличия установленной законодательством льготы, тем самым, избирая более обременительный для плательщика вариант определения размера недоимки.
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)По страховым взносам на 2023 год большую часть льгот с компаний из Сколково убрали. Однако ИТ-компании могут совмещать льготы, предусмотренные проектом "Сколково", и льготы для ИТ-отрасли. Например, можно воспользоваться освобождением от налога на прибыль и НДС по правилам для участников проекта "Сколково" и пониженными тарифами по взносам для ИТ-компаний (см. Письмо Минфина России от 28.09.2020 N 03-03-10/84983).
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)По страховым взносам на 2023 год большую часть льгот с компаний из Сколково убрали. Однако ИТ-компании могут совмещать льготы, предусмотренные проектом "Сколково", и льготы для ИТ-отрасли. Например, можно воспользоваться освобождением от налога на прибыль и НДС по правилам для участников проекта "Сколково" и пониженными тарифами по взносам для ИТ-компаний (см. Письмо Минфина России от 28.09.2020 N 03-03-10/84983).
Статья: Налоговые механизмы снижения экономических последствий пандемии COVID-19 в Российской Федерации и Европейском союзе
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)Нашу критику вызывает тот факт, что практически единственным случаем реального снижения налоговых платежей на федеральном уровне стали ставки страховых взносов для субъектов МСП. Новые ставки взносов применяются с 1 апреля 2020 г. до конца расчетного периода 2020 г. и продолжат действовать в 2021 г.
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)Нашу критику вызывает тот факт, что практически единственным случаем реального снижения налоговых платежей на федеральном уровне стали ставки страховых взносов для субъектов МСП. Новые ставки взносов применяются с 1 апреля 2020 г. до конца расчетного периода 2020 г. и продолжат действовать в 2021 г.
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Все сомнения при исчислении суммы неуплаченных налогов и сборов толкуются в пользу обвиняемого, при этом требуется установить действительный размер обязательств по уплате налогов, сборов и страховых взносов с учетом всех имеющихся у лица льгот (п. 11, 12 Постановления Пленума ВС РФ N 48).
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Все сомнения при исчислении суммы неуплаченных налогов и сборов толкуются в пользу обвиняемого, при этом требуется установить действительный размер обязательств по уплате налогов, сборов и страховых взносов с учетом всех имеющихся у лица льгот (п. 11, 12 Постановления Пленума ВС РФ N 48).
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)В Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" налоговая сфера не упоминается вовсе, однако в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годы, утвержденных Минфином России, отмечается, что именно на решение поставленных в Указе целей направлены структурные изменения бюджетной политики - как в части изменения структуры налоговой системы, так и в части изменения структуры и повышения результативности расходов (в том числе налоговых). Вместе с тем анализ предлагаемых "структурных" изменений показывает, что они направлены скорее на устранение накопившихся проблем за предыдущие периоды и не включают действительно прорывных идей и направлений в развитии налоговой политики, направленных на структурные изменения в связи с происходящими трансформациями. Так, большая часть предложений направлена на урегулирование вопросов предоставления налоговых льгот в различных секторах, однако нет положений, которые бы создавали действительно гибкий подход в налогообложении. Например, в разделе "Структурный маневр в налоговой системе" названных Основных направлений отмечается, что среди "ключевых изменений в налоговой политике предусмотрена реализация маневра по сбалансированному 1) снижению прямых налогов на труд предприятий МСП за счет: 2) повышения эффективности налоговых льгот при добыче нефти, 3) повышения справедливости распределения природной ренты при добыче отдельных твердых полезных ископаемых и 4) снижения степени регрессивности в налогообложении доходов (в том числе в части налогообложения офшорного капитала)". В разделе "Цифровая трансформация" среди комплекса мер, направленных на обеспечение цифровой трансформации, можно выделить такие налоговые меры, как расширение налоговых льгот в целях создания условий для опережающего развития отечественных высокотехнологичных компаний и повышения привлекательности российской юрисдикции для IT-бизнеса, в том числе снижение размера ставки страховых взносов с 14 до 7,6% (снижение эффективной ставки в два раза примерно до 5%); снижение налога на прибыль до 3%; отмена льготы НДС при продаже иностранного программного обеспечения.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)В Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" налоговая сфера не упоминается вовсе, однако в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годы, утвержденных Минфином России, отмечается, что именно на решение поставленных в Указе целей направлены структурные изменения бюджетной политики - как в части изменения структуры налоговой системы, так и в части изменения структуры и повышения результативности расходов (в том числе налоговых). Вместе с тем анализ предлагаемых "структурных" изменений показывает, что они направлены скорее на устранение накопившихся проблем за предыдущие периоды и не включают действительно прорывных идей и направлений в развитии налоговой политики, направленных на структурные изменения в связи с происходящими трансформациями. Так, большая часть предложений направлена на урегулирование вопросов предоставления налоговых льгот в различных секторах, однако нет положений, которые бы создавали действительно гибкий подход в налогообложении. Например, в разделе "Структурный маневр в налоговой системе" названных Основных направлений отмечается, что среди "ключевых изменений в налоговой политике предусмотрена реализация маневра по сбалансированному 1) снижению прямых налогов на труд предприятий МСП за счет: 2) повышения эффективности налоговых льгот при добыче нефти, 3) повышения справедливости распределения природной ренты при добыче отдельных твердых полезных ископаемых и 4) снижения степени регрессивности в налогообложении доходов (в том числе в части налогообложения офшорного капитала)". В разделе "Цифровая трансформация" среди комплекса мер, направленных на обеспечение цифровой трансформации, можно выделить такие налоговые меры, как расширение налоговых льгот в целях создания условий для опережающего развития отечественных высокотехнологичных компаний и повышения привлекательности российской юрисдикции для IT-бизнеса, в том числе снижение размера ставки страховых взносов с 14 до 7,6% (снижение эффективной ставки в два раза примерно до 5%); снижение налога на прибыль до 3%; отмена льготы НДС при продаже иностранного программного обеспечения.
"Ответственность за налоговые преступления: официальные разъяснения и профессиональный комментарий"
(постатейный)
(под ред. С.Г. Пепеляева)
("Юстицинформ", 2021)в) при определении объема непоступления средств в бюджет следует учитывать положения п. 14 комментируемого Постановления об установлении действительного размера обязательств по уплате налогов, сборов, страховых взносов.
(постатейный)
(под ред. С.Г. Пепеляева)
("Юстицинформ", 2021)в) при определении объема непоступления средств в бюджет следует учитывать положения п. 14 комментируемого Постановления об установлении действительного размера обязательств по уплате налогов, сборов, страховых взносов.
Статья: Налоговые стимулы разработки отечественного программного обеспечения
(Грант С.К., Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)<10> См., напр.: Шевелева Н.А. Налогово-правовые механизмы государственной поддержки предпринимательства в современных условиях // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 11. С. 36 - 48.
(Грант С.К., Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)<10> См., напр.: Шевелева Н.А. Налогово-правовые механизмы государственной поддержки предпринимательства в современных условиях // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 11. С. 36 - 48.
Статья: Налоговые льготы для высокотехнологичных компаний: особенности и перспективы
(Якушева Е.Е.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Осознавая важность поддержки деятельности предприятий в IT-сфере, Правительство РФ в 2020 г. решило перераспределить их налоговую нагрузку. Налоговые льготы стали применяться к IT-компаниям в зависимости от наличия государственной аккредитации, установленной среднесписочной численности сотрудников и процентного показателя доходов от IT-деятельности. Широкое распространение получили следующие льготы:
(Якушева Е.Е.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Осознавая важность поддержки деятельности предприятий в IT-сфере, Правительство РФ в 2020 г. решило перераспределить их налоговую нагрузку. Налоговые льготы стали применяться к IT-компаниям в зависимости от наличия государственной аккредитации, установленной среднесписочной численности сотрудников и процентного показателя доходов от IT-деятельности. Широкое распространение получили следующие льготы:
Статья: О роли и проблемах налогового стимулирования в развитии радиоэлектронной промышленности
(Тихонова А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 1)В отличие от ИТ-индустрии, налоговый маневр которой фактически аналогичен тому, что реализуется в радиоэлектронике, для последних не предусмотрено освобождение от НДС. В соответствии с подп. 26 и подп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ, освобождена от НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. При этом, как отмечено ранее, данный налог занимает существенную долю в структуре налоговой нагрузки радиоэлектронного сектора. Статистические данные ФНС России по среднеотраслевой налоговой нагрузке говорят о том, что в 2022 г. из 12,5% 6,4 подп. сформировано по налогу на добавленную стоимость. Более того, предложение по отмене НДС для самой радиоэлектронной продукции ранее вносилось в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 2020 г., но оно не было поддержано.
(Тихонова А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 1)В отличие от ИТ-индустрии, налоговый маневр которой фактически аналогичен тому, что реализуется в радиоэлектронике, для последних не предусмотрено освобождение от НДС. В соответствии с подп. 26 и подп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ, освобождена от НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. При этом, как отмечено ранее, данный налог занимает существенную долю в структуре налоговой нагрузки радиоэлектронного сектора. Статистические данные ФНС России по среднеотраслевой налоговой нагрузке говорят о том, что в 2022 г. из 12,5% 6,4 подп. сформировано по налогу на добавленную стоимость. Более того, предложение по отмене НДС для самой радиоэлектронной продукции ранее вносилось в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 2020 г., но оно не было поддержано.
Статья: Налогообложение научно-исследовательской деятельности (часть 1)
(Савицкий А.И.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)Отметим прежде, что меры налоговой поддержки НИР являются предметом пристального внимания ОЭСР, в которой в рамках Директората по науке, технологиям и инновациям с 2007 г. ведутся наблюдения за прямой и косвенной поддержкой НИР <19>. По методологии ОЭСР <20>, основными формами налоговой поддержки НИР выступают налоговые послабления, уменьшающие налог на прибыль (налоговый кредит (tax credit), налоговые льготы (вычет расходов, tax allowance)), налоговые послабления, уменьшающие НДФЛ или страховые взносы (tax relief redeemable against PWHT or SSCs), и иные налоговые льготы, не связанные с учетом расходов (специальные налоговые режимы, льготы по косвенным и имущественным налогам).
(Савицкий А.И.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)Отметим прежде, что меры налоговой поддержки НИР являются предметом пристального внимания ОЭСР, в которой в рамках Директората по науке, технологиям и инновациям с 2007 г. ведутся наблюдения за прямой и косвенной поддержкой НИР <19>. По методологии ОЭСР <20>, основными формами налоговой поддержки НИР выступают налоговые послабления, уменьшающие налог на прибыль (налоговый кредит (tax credit), налоговые льготы (вычет расходов, tax allowance)), налоговые послабления, уменьшающие НДФЛ или страховые взносы (tax relief redeemable against PWHT or SSCs), и иные налоговые льготы, не связанные с учетом расходов (специальные налоговые режимы, льготы по косвенным и имущественным налогам).
Статья: Задачи и риски компании при выделении ИТ-функции в отдельное юридическое лицо
(Стукачева Ю.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 42)Активное развитие ИТ-компаний, безусловно, требует инвестиций. Правительство РФ неоднократно озвучивало заинтересованность в стимулировании разработки и экспорта российского программного обеспечения (ПО), а также в привлечении высокотехнологических компаний в страну. Напомним, что для достижения поставленных целей 31 июля 2020 г. вступил в силу Федеральный закон N 265-ФЗ, направленный на поддержку ИТ-отрасли. Так называемый налоговый маневр для ИТ-бизнеса предполагает существенное снижение ставок по налогу на прибыль и страховым взносам в отношении квалифицируемых видов деятельности для компаний, аккредитованных в Минцифры в качестве ИТ-компаний.
(Стукачева Ю.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 42)Активное развитие ИТ-компаний, безусловно, требует инвестиций. Правительство РФ неоднократно озвучивало заинтересованность в стимулировании разработки и экспорта российского программного обеспечения (ПО), а также в привлечении высокотехнологических компаний в страну. Напомним, что для достижения поставленных целей 31 июля 2020 г. вступил в силу Федеральный закон N 265-ФЗ, направленный на поддержку ИТ-отрасли. Так называемый налоговый маневр для ИТ-бизнеса предполагает существенное снижение ставок по налогу на прибыль и страховым взносам в отношении квалифицируемых видов деятельности для компаний, аккредитованных в Минцифры в качестве ИТ-компаний.