Льготы по патенту
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы по патенту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 346.13 "Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность п. 2 ст. 1 закона Архангельской области от 03.04.2015 N 262-15-ОЗ "О льготах по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей", в соответствии с которым право на применение нулевой налоговой ставки имеют индивидуальные предприниматели при условии соответствия уровня доходов размеру, указанному в п. 4 ст. 346.13 НК РФ в редакции, действовавшей на 31.12.2015. Налогоплательщик полагал, что имеет право на применение нулевой ставки в 2018 году при условии, что размер доходов, полученных за налоговой период, не превышает 79 млн. 740 тыс. рублей, т.е. установленный в п. 4 ст. 346.13 НК РФ (в редакции, действовавшей на 31.12.2015) базовый доход в размере 60 млн. рублей подлежит индексации на коэффициент-дефлятор 1,329, установленный Приказом Минэкономразвития России от 20.10.2015 N 772 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год". Налоговый орган пришел к выводу об отсутствии у предпринимателя права применять нулевую ставку, поскольку на основании п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ (в редакции, действовавшей на 31.12.2015) базовый доход в размере 60 млн. рублей подлежит индексации на коэффициент-дефлятор 1,147, установленный Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2014 N 685 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год". КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ отметил, что необходимость определять размер предельного дохода для целей применения нулевой ставки именно в размере, установленном на 2015 год, подтверждается пояснительной запиской к законопроекту, в которой присутствовала ссылка именно на величину коэффициента-дефлятора за 2015 год, законодатель Архангельской области зафиксировал предельно допустимую величину дохода в размере, указанном в п. 4 ст. 346.13 НК РФ в редакции, которая действовала именно на 31 декабря 2015 года, что не предполагало возможность применения данной нормы в ином истолковании с учетом последующих изменений нормативных показателей, влияющих на налоговые обязательства в рамках УСН. Уровень дохода, установленный в соответствии с положениями НК РФ по состоянию на 31 декабря 2015 года, подлежит учету не только в 2016 году, но и во всех последующих налоговых периодах без ежегодного изменения данного показателя независимо от уровня инфляции. КС РФ отметил, что оспариваемая норма не вносит сомнения, противоречия и неясность в права и обязанности налогоплательщиков, не порождает противоречивую правоприменительную практику, соответствует принципам правовой определенности, законности и равенства.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность п. 2 ст. 1 закона Архангельской области от 03.04.2015 N 262-15-ОЗ "О льготах по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей", в соответствии с которым право на применение нулевой налоговой ставки имеют индивидуальные предприниматели при условии соответствия уровня доходов размеру, указанному в п. 4 ст. 346.13 НК РФ в редакции, действовавшей на 31.12.2015. Налогоплательщик полагал, что имеет право на применение нулевой ставки в 2018 году при условии, что размер доходов, полученных за налоговой период, не превышает 79 млн. 740 тыс. рублей, т.е. установленный в п. 4 ст. 346.13 НК РФ (в редакции, действовавшей на 31.12.2015) базовый доход в размере 60 млн. рублей подлежит индексации на коэффициент-дефлятор 1,329, установленный Приказом Минэкономразвития России от 20.10.2015 N 772 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год". Налоговый орган пришел к выводу об отсутствии у предпринимателя права применять нулевую ставку, поскольку на основании п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ (в редакции, действовавшей на 31.12.2015) базовый доход в размере 60 млн. рублей подлежит индексации на коэффициент-дефлятор 1,147, установленный Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2014 N 685 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год". КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ отметил, что необходимость определять размер предельного дохода для целей применения нулевой ставки именно в размере, установленном на 2015 год, подтверждается пояснительной запиской к законопроекту, в которой присутствовала ссылка именно на величину коэффициента-дефлятора за 2015 год, законодатель Архангельской области зафиксировал предельно допустимую величину дохода в размере, указанном в п. 4 ст. 346.13 НК РФ в редакции, которая действовала именно на 31 декабря 2015 года, что не предполагало возможность применения данной нормы в ином истолковании с учетом последующих изменений нормативных показателей, влияющих на налоговые обязательства в рамках УСН. Уровень дохода, установленный в соответствии с положениями НК РФ по состоянию на 31 декабря 2015 года, подлежит учету не только в 2016 году, но и во всех последующих налоговых периодах без ежегодного изменения данного показателя независимо от уровня инфляции. КС РФ отметил, что оспариваемая норма не вносит сомнения, противоречия и неясность в права и обязанности налогоплательщиков, не порождает противоречивую правоприменительную практику, соответствует принципам правовой определенности, законности и равенства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Применение ПСН: бояться не стоит, нужно разобраться
(Биткова В.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 26)Есть ли налоговые льготы для новых ИП?
(Биткова В.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 26)Есть ли налоговые льготы для новых ИП?
Нормативные акты
Распоряжение ФНС России от 31.08.2018 N 214@
(ред. от 16.11.2020)
"Об утверждении Временного порядка взаимодействия структурных подразделений территориальных органов ФНС России при обработке в системе электронного документооборота формализованных обращений граждан, направленных через интернет-сервис "Обратиться в ФНС России"Бланк налогового органа ФИО налогоплательщика
(ред. от 16.11.2020)
"Об утверждении Временного порядка взаимодействия структурных подразделений территориальных органов ФНС России при обработке в системе электронного документооборота формализованных обращений граждан, направленных через интернет-сервис "Обратиться в ФНС России"Бланк налогового органа ФИО налогоплательщика
Статья: Договор о законах по промышленным образцам и охрана промышленного образца в Евразийском регионе
(Чебан А.В., Абенова А.Б.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)Ключевые слова: промышленный образец, промышленный дизайн, евразийская заявка, евразийский патент, авторская льгота, приоритет, ВОИС, ЕАПО.
(Чебан А.В., Абенова А.Б.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)Ключевые слова: промышленный образец, промышленный дизайн, евразийская заявка, евразийский патент, авторская льгота, приоритет, ВОИС, ЕАПО.
Готовое решение: Что нужно знать о трудовой деятельности иностранных граждан
(КонсультантПлюс, 2025)Если гражданин Украины признан беженцем (получил временное убежище), его можно принять на работу без учета требований п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ. Для того чтобы осуществлять трудовую деятельность в РФ, ему не нужно ждать исполнения 18 лет, оформлять патент (разрешение на работу). Данная льгота предоставляется беженцу (лицу, получившему временное убежище) до момента утраты (лишения) соответствующего статуса (пп. 11, 12 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Работодатель может принять такое лицо на работу без оформления разрешения на привлечение и использование иностранных работников (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если гражданин Украины признан беженцем (получил временное убежище), его можно принять на работу без учета требований п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ. Для того чтобы осуществлять трудовую деятельность в РФ, ему не нужно ждать исполнения 18 лет, оформлять патент (разрешение на работу). Данная льгота предоставляется беженцу (лицу, получившему временное убежище) до момента утраты (лишения) соответствующего статуса (пп. 11, 12 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Работодатель может принять такое лицо на работу без оформления разрешения на привлечение и использование иностранных работников (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Действительно, подобные форматы дифференциации режимов исчерпания прав в зависимости от модификаций и категорий товаров видятся своего рода компромиссными решениями. Однако, как представляется, необходимость достижения компромиссов здесь сама по себе сомнительна. Если предположить, что волевым решением многих стран, в том числе в рамках региональных организаций сотрудничества, будет введение международного принципа исчерпания прав, то самым большим риском здесь видится закрытие производств на неугодных правообладателям рынках. Действительно, на первый взгляд те рынки и те юрисдикции, компетентные органы государственной власти которых предусматривают на законодательном или правоприменительном уровне международный принцип исчерпания прав, будут обеспечены более доступными по цене товарами, при этом негативными последствиями могут стать потеря рабочих мест (ввиду закрытия или сокращения/ограничения производственных объектов), осложненная логистика, отсутствие адаптированных для рынка версий товаров, отсутствие переводов документации на соответствующий язык и возможные иные последствия. Однако, как видится, у любого государства при наличии политической воли имеются организационные, инфраструктурные инструменты сдерживания такого исхода правообладателей, производителей с рынка, а также решения обозначенных проблем. Таким инструментом может быть установление специальных налоговых режимов, льготных организационных условий деятельности иностранных компаний на национальном рынке и даже, в определенных случаях и определенных объемах, субсидирование такой деятельности (например, в целях содействия открытию производств). В качестве мер содействия и мотивации иностранных компаний организовывать новые и не останавливать действующие производственные процессы могут быть и льготы при проведении патентных процедур, регистрации средств индивидуализации и др.
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Действительно, подобные форматы дифференциации режимов исчерпания прав в зависимости от модификаций и категорий товаров видятся своего рода компромиссными решениями. Однако, как представляется, необходимость достижения компромиссов здесь сама по себе сомнительна. Если предположить, что волевым решением многих стран, в том числе в рамках региональных организаций сотрудничества, будет введение международного принципа исчерпания прав, то самым большим риском здесь видится закрытие производств на неугодных правообладателям рынках. Действительно, на первый взгляд те рынки и те юрисдикции, компетентные органы государственной власти которых предусматривают на законодательном или правоприменительном уровне международный принцип исчерпания прав, будут обеспечены более доступными по цене товарами, при этом негативными последствиями могут стать потеря рабочих мест (ввиду закрытия или сокращения/ограничения производственных объектов), осложненная логистика, отсутствие адаптированных для рынка версий товаров, отсутствие переводов документации на соответствующий язык и возможные иные последствия. Однако, как видится, у любого государства при наличии политической воли имеются организационные, инфраструктурные инструменты сдерживания такого исхода правообладателей, производителей с рынка, а также решения обозначенных проблем. Таким инструментом может быть установление специальных налоговых режимов, льготных организационных условий деятельности иностранных компаний на национальном рынке и даже, в определенных случаях и определенных объемах, субсидирование такой деятельности (например, в целях содействия открытию производств). В качестве мер содействия и мотивации иностранных компаний организовывать новые и не останавливать действующие производственные процессы могут быть и льготы при проведении патентных процедур, регистрации средств индивидуализации и др.
Вопрос: О порядке предоставления льгот по налогу на имущество физлиц ИП, применяющему УСН (ПСН).
(Письмо ФНС России от 30.01.2024 N БС-4-21/866@)Вопрос: О порядке предоставления льгот по налогу на имущество физлиц ИП, применяющему УСН (ПСН).
(Письмо ФНС России от 30.01.2024 N БС-4-21/866@)Вопрос: О порядке предоставления льгот по налогу на имущество физлиц ИП, применяющему УСН (ПСН).
Статья: Работа с ККТ: что изменится для пользователей в 2025 году (комментарий к Законам от 08.08.2024 N 273-ФЗ, от 08.08.2024 N 274-ФЗ, от 08.08.2024 N 284-ФЗ)
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2024, N 18)- или применяют ПСН и при расчетах выдают (направляют) клиенту документ, подтверждающий этот факт (у ИП-тренеров на патенте такой "льготы" нет);
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2024, N 18)- или применяют ПСН и при расчетах выдают (направляют) клиенту документ, подтверждающий этот факт (у ИП-тренеров на патенте такой "льготы" нет);
Статья: Авторская льгота по раскрытию изобретения
(Гаврилова Е.Б., Дорохина К.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, NN 2, 3)В отношении выставочной льготы в Патентной инструкции к ЕАПК в правиле 6(5) говорится: "...приоритет изобретения может быть установлен по дате начала открытого показа объекта, содержащего изобретение, на официальной или официально признанной международной выставке, организованной на территории любого государства - участника Парижской конвенции по охране промышленной собственности, при условии раскрытия изобретения в экспонируемом объекте, если евразийская заявка на это изобретение подана в шестимесячный срок с этой даты. При этом сроки, установленные пунктом (1) настоящего правила, не продлеваются". То есть если изобретатель или заявитель представил свое решение на официальной или официально признанной международной выставке, проводимой в государстве - участнике Парижской конвенции, то в соответствии с вышеуказанным правилом в течение шести месяцев он может подать заявку на выдачу патента на изобретение в Евразийское патентное ведомство и запросить установление приоритета по дате начала открытого показа этого изобретения. Если же изобретатель (заявитель) не воспользуется таким правом, то на него ложится бремя доказывания обстоятельств, в связи с которыми информация об изобретении стала общедоступной.
(Гаврилова Е.Б., Дорохина К.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, NN 2, 3)В отношении выставочной льготы в Патентной инструкции к ЕАПК в правиле 6(5) говорится: "...приоритет изобретения может быть установлен по дате начала открытого показа объекта, содержащего изобретение, на официальной или официально признанной международной выставке, организованной на территории любого государства - участника Парижской конвенции по охране промышленной собственности, при условии раскрытия изобретения в экспонируемом объекте, если евразийская заявка на это изобретение подана в шестимесячный срок с этой даты. При этом сроки, установленные пунктом (1) настоящего правила, не продлеваются". То есть если изобретатель или заявитель представил свое решение на официальной или официально признанной международной выставке, проводимой в государстве - участнике Парижской конвенции, то в соответствии с вышеуказанным правилом в течение шести месяцев он может подать заявку на выдачу патента на изобретение в Евразийское патентное ведомство и запросить установление приоритета по дате начала открытого показа этого изобретения. Если же изобретатель (заявитель) не воспользуется таким правом, то на него ложится бремя доказывания обстоятельств, в связи с которыми информация об изобретении стала общедоступной.
Статья: Финансово-экономические аспекты защиты упаковки и дизайна продукта
(Егорычева Е.В., Сухарева Д.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 1)Следует отметить, что начиная с третьего года с даты подачи заявки необходимо оплачивать ежегодные пошлины за поддержание патента на промышленный образец в силе. В случае неуплаты ежегодной пошлины патент прекращает свое действие. Затраты на поддержание патента в силе (в течение максимального срока в 25 лет) составляют около 260 тыс. руб. [2]. Общие затраты на уплату патентных пошлин оцениваются примерно в 270 тыс. руб. При этом для некоторых категорий заявителей предусмотрены льготы по патентным пошлинам, например для авторов, которые являются научными работниками, пенсионерами, обучающимися и т.д.
(Егорычева Е.В., Сухарева Д.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 1)Следует отметить, что начиная с третьего года с даты подачи заявки необходимо оплачивать ежегодные пошлины за поддержание патента на промышленный образец в силе. В случае неуплаты ежегодной пошлины патент прекращает свое действие. Затраты на поддержание патента в силе (в течение максимального срока в 25 лет) составляют около 260 тыс. руб. [2]. Общие затраты на уплату патентных пошлин оцениваются примерно в 270 тыс. руб. При этом для некоторых категорий заявителей предусмотрены льготы по патентным пошлинам, например для авторов, которые являются научными работниками, пенсионерами, обучающимися и т.д.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)В России эти правила закреплены в ст. ст. 1382 и 1495 ГК РФ. Заявка на изобретение и полезную модель должна поступить в патентное ведомство России не позднее 12 месяцев со дня подачи иностранным заявителем первой правильно оформленной заявки, а на промышленный образец и товарный знак - не позднее шести месяцев. Этот срок при наличии уважительных причин (когда заявитель по не зависящим от него обстоятельствам не смог уложиться в 12 или соответственно в шесть месяцев) может быть продлен, но не более чем на два месяца. Для использования приоритетной льготы на получение патента заявитель должен приложить к заявке "заявление на приоритет", указав в нем номер первой заявки, на которую он ссылается, дату испрашиваемого приоритета, код страны подачи заявки по стандарту ВОИС. Срок подачи заверенной копии первой заявки не может превышать 16 месяцев с даты подачи заявки в иностранное патентное ведомство государства - участника Парижской конвенции.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)В России эти правила закреплены в ст. ст. 1382 и 1495 ГК РФ. Заявка на изобретение и полезную модель должна поступить в патентное ведомство России не позднее 12 месяцев со дня подачи иностранным заявителем первой правильно оформленной заявки, а на промышленный образец и товарный знак - не позднее шести месяцев. Этот срок при наличии уважительных причин (когда заявитель по не зависящим от него обстоятельствам не смог уложиться в 12 или соответственно в шесть месяцев) может быть продлен, но не более чем на два месяца. Для использования приоритетной льготы на получение патента заявитель должен приложить к заявке "заявление на приоритет", указав в нем номер первой заявки, на которую он ссылается, дату испрашиваемого приоритета, код страны подачи заявки по стандарту ВОИС. Срок подачи заверенной копии первой заявки не может превышать 16 месяцев с даты подачи заявки в иностранное патентное ведомство государства - участника Парижской конвенции.
Статья: Кардинальное изменение порядка оспаривания продления патента, относящегося к лекарственному средству, Постановлением Президиума Суда по интеллектуальным правам по делу СИП-461/2020
(Залесов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 6)Ситуация радикально изменилась в связи с распространением членства во Всемирной торговой организации, одно из соглашений об учреждении которой - Соглашение ТРИПС, предписывало введение патентной охраны на лекарства в странах-участницах. В обоснование необходимости эффективной патентной защиты для новых лекарств лоббисты ссылались на высокую стоимость исследований и клинических испытаний и указывали, что отсутствие возможности получения патента на дорогостоящее новшество лишит инновационные компании стимула инвестировать в новые разработки, в связи с чем "прогресс прекратится". Помимо этого, продолжительное время занимают клинические исследования и прохождение регистрационных процедур для допуска лекарственного средства на определенный рынок. Длительная процедура допуска может уменьшить эффективное время использования патентной монополии и сделать ее существенно меньше стандартных 20 лет с даты подачи заявки на патент. Для исправления ситуации в Соглашении ТРИПС предусматривалось введение льготы для патентов на лекарственные средства (а также агрохимикаты), а именно возможность продления их действия с учетом времени, затраченного на регистрацию, но не более чем на пять лет. Норма о продлении фармацевтического патента и выдачи дополнительного патента на лекарство была инкорпорирована в российское законодательство, а именно - п. 2 ст. 1363 Гражданского кодекса РФ.
(Залесов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 6)Ситуация радикально изменилась в связи с распространением членства во Всемирной торговой организации, одно из соглашений об учреждении которой - Соглашение ТРИПС, предписывало введение патентной охраны на лекарства в странах-участницах. В обоснование необходимости эффективной патентной защиты для новых лекарств лоббисты ссылались на высокую стоимость исследований и клинических испытаний и указывали, что отсутствие возможности получения патента на дорогостоящее новшество лишит инновационные компании стимула инвестировать в новые разработки, в связи с чем "прогресс прекратится". Помимо этого, продолжительное время занимают клинические исследования и прохождение регистрационных процедур для допуска лекарственного средства на определенный рынок. Длительная процедура допуска может уменьшить эффективное время использования патентной монополии и сделать ее существенно меньше стандартных 20 лет с даты подачи заявки на патент. Для исправления ситуации в Соглашении ТРИПС предусматривалось введение льготы для патентов на лекарственные средства (а также агрохимикаты), а именно возможность продления их действия с учетом времени, затраченного на регистрацию, но не более чем на пять лет. Норма о продлении фармацевтического патента и выдачи дополнительного патента на лекарство была инкорпорирована в российское законодательство, а именно - п. 2 ст. 1363 Гражданского кодекса РФ.